г. Челябинск |
|
30 июня 2023 г. |
Дело N А76-2146/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Киреева П.Н., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.04.2023 по делу N А76-2146/2023.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Новая сельскохозяйственная компания" - Плетнев И.В. (паспорт, доверенность от 09.01.2023, диплом);
Министерства сельского хозяйства Челябинской области - Белов М.И. (паспорт, диплом, доверенность от 20.05.2021).
Общество с ограниченной ответственностью "Новая сельскохозяйственная компания" (далее - заявитель, общество, ООО "Новая сельскохозяйственная компания") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству сельского хозяйства Челябинской области (далее - Министерство) о признании недействительным уведомления от 28.12.2022 N 19116/1 об отклонении заявки на участие в отборе, вынесенного Министерством сельского хозяйства Челябинской области; признании заявки ООО "Новая сельскохозяйственная компания" N 2550 от 22.11.2022 обоснованной, а ООО "Новая сельскохозяйственная компания" победителем отбора.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 17.04.2023 признано недействительным уведомление от 28.12.2022 N 19116/1 об отклонении заявки на участие в отборе, на Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Новая сельскохозяйственная компания". С Министерства в пользу общества взыскано в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 3000 руб.
Министерство (далее также - апеллянт, податель жалобы), не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что ООО "Новая сельскохозяйственная компания" не осуществляло деятельность полный календарный год и не может подтвердить статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, что не соответствует требованиям, установленным п. 5, пп. 11 п. 11 Порядка и является основанием для отклонения заявки участника отбора (п. 14 Порядка). В подтверждение своих доводов Министерство ссылается на судебную практику.
В дополнение к апелляционной жалобе от апеллянта поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства (письмо Минсельхоза России от 11.04.2014 N АП-14-24/4483), мотивированное невозможностью представить в суде первой инстанции указанный документ, в связи с нахождением его в архиве.
Судом, в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приобщено к материалам дела указанное доказательство.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Судом, в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отзыв приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Новая сельскохозяйственная компания" была подана заявка N 2550 от 22.11.2022 на участие в отборе на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, информационно-аналитических систем учета, оборудования и программного обеспечения для сельскохозяйственного производства.
Уведомлением от 28.12.2022 N 19116/1 Министерство сельского хозяйства Челябинской области отклонило заявку общества, указав, что общество не осуществляет деятельность полный календарный год и поэтому не может подтвердить статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, не соответствует требованиям, установленным п. 5 п. п. 11 п. 11 Порядка.
Заявитель, не согласившись с указанным уведомлением, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявитель является сельскохозяйственным товаропроизводителем в силу положений действующего законодательства, а документы, представленные им, подтверждают, что сельское хозяйство является основным видом деятельности заявителя, следовательно, соблюдение принципа адресности в настоящем случае подтверждено представленными в материалы дела доказательствами.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основание для возникновения спорных отношений послужили выводы Министерства об отсутствии у общества статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя, ввиду не осуществления им в 2021 году деятельности в течение календарного года (дата создания общества 04.06.2021), что является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидия не является результатом какой-либо экономической деятельности и не может рассматриваться в качестве дохода, получаемого при осуществлении нормального гражданского оборота. Субсидии не являются безусловно гарантированными выплатами из бюджета в пользу юридических лиц и предпринимателей, а подлежат выплате при соблюдении определенных требований.
Постановлением Правительства Челябинской области от 08.06.2022 N 331-П утвержден Порядок предоставления в 2022 году субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, информационно-аналитических систем учета, оборудования и программного обеспечения для сельскохозяйственного производства (далее - Порядок), который разработан в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях реализации государственной программы Челябинской области "Развитие сельского хозяйства в Челябинской области", утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 23.12.2019 N 583-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие сельского хозяйства в Челябинской области" (далее именуется - государственная программа Челябинской области "Развитие сельского хозяйства"), и определяет цели и условия предоставления в 2022 году субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, информационно-аналитических систем учета, оборудования и программного обеспечения для сельскохозяйственного производства (далее именуются - субсидии), а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Органом государственной власти Челябинской области, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на 2022 год, является Министерство сельского хозяйства Челябинской области.
В силу п. 3 Порядка, предоставление субсидий осуществляется по итогам отбора получателей субсидий (далее именуется - отбор), в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2022 год на предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, информационно-аналитических систем учета, оборудования и программного обеспечения для сельскохозяйственного производства, доведенных на указанные цели лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования.
Отбор осуществляется путем запроса предложений на основании заявок, направленных участниками отбора для участия в отборе (далее именуются - заявки), исходя из соответствия участника отбора категории и критерию отбора получателей субсидий, предусмотренным пунктами 4 и 5 настоящего Порядка, и очередности поступления заявок.
Пункт 11 Порядка регламентирует требования к участникам отбора на получение субсидий:
1) на первое число месяца, в котором представляются документы, предусмотренные пунктами 16, 17, 18, 19 настоящего Порядка:
участник отбора - юридическое лицо не должен находиться в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся участником отбора, другого юридического лица), ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, деятельность участника отбора не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а участник отбора - индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
участник отбора не должен находится в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с отказом от исполнения заключенных государственных (муниципальных) контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг по причине введения политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера;
у участника отбора должна отсутствовать просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Челябинской областью, за исключением случаев, установленных Правительством Челябинской области;
участник отбора не должен являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении такого юридического лица, в совокупности превышает 50 процентов;
участник отбора не должен получать средства из областного бюджета на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 6 настоящего Порядка;
отсутствие вступившего в законную силу в отношении участника отбора судебного решения о взыскании задолженности перед областным бюджетом вследствие невозврата (неполного возврата) субсидий, предоставленных ранее Министерством. При наличии мирового соглашения, утвержденного соответствующим судом, данное условие применяется в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) указанного мирового соглашения участником отбора;
2) представление в Министерство отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса Челябинской области за 2021 год по формам, утвержденным приказами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Министерства (далее именуется - Отчетность), в случае если Отчетность не была представлена в Министерство ранее, за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, созданных в 2022 году;
3) заключение договоров купли-продажи сельскохозяйственной техники, систем и элементов системы точного земледелия и информационно-аналитических систем учета, оборудования, программного обеспечения и роботизированного оборудования (установок) для молочного животноводства и (или) заключение договоров финансовой аренды (лизинга) сельскохозяйственной техники в период с 1 ноября 2021 года по 31 октября 2022 года;
4) приобретение сельскохозяйственной техники у заводов-изготовителей, дилеров заводов-изготовителей, субдилеров, дистрибьюторов или уполномоченных агентов, выпущенной не ранее трех лет до дня ее реализации и ранее не эксплуатировавшейся;
5) приобретение сельскохозяйственной техники, систем и элементов системы точного земледелия и информационно-аналитических систем учета, оборудования, программного обеспечения и роботизированного оборудования (установок) для молочного животноводства, включенных в перечень техники и оборудования для сельскохозяйственного производства в соответствии с приложением 3 к настоящему Порядку (далее именуется - Перечень);
6) договор финансовой аренды (лизинга) сельскохозяйственной техники должен содержать условие о том, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока договора лизинга или до его истечения;
7) наличие договора на сервисное обслуживание систем и элементов точного земледелия и информационно-аналитических систем учета, оборудования и программного обеспечения для сельскохозяйственного производства;
8) представление в Министерство документов, необходимых для предоставления субсидии, в соответствии с пунктами 16, и (или) 17, и (или) 18, и (или) 19 настоящего Порядка;
9) отсутствие у участника отбора неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в сумме, превышающей 300 тысяч рублей, на любую дату временного интервала не ранее чем за 30 календарных дней до даты подачи заявки на участие в отборе;
10) участник отбора обязуется достигнуть значений результатов предоставления субсидий и характеристик в соответствии с Соглашением и представить отчет о достижении значений результатов предоставления субсидий и характеристик в срок, установленный настоящим Порядком;
11) наличие статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Как следует из материалов дела, ООО "Новая сельскохозяйственная компания" подана заявка N 2550 от 22.11.2022 на участие в отборе на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, информационно-аналитических систем учета, оборудования и программного обеспечения для сельскохозяйственного производства.
Однако уведомлением от 28.12.2022 N 19116/1 Министерство сельского хозяйства Челябинской области отклонило заявку Общества, указав, что Общество не осуществляет деятельность полный календарный год и поэтому не может подтвердить статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, не соответствует требованиям, установленным п. 5 п. п. 11 п. 11 Порядка.
Как следует из содержания п. Порядка, в целях реализации настоящего Порядка под сельскохозяйственными товаропроизводителями понимаются юридические и физические лица (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), соответствующие определению, установленному статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
В соответствии с ч. 1 ст. 3. Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", в целях настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции, сельскохозяйственной продукции и продовольствия с улучшенными характеристиками), ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Исследовав представленные заявителем доказательства, суд первой инстанции исходил из доказанности заявителем, что сельское хозяйство является его основным видом деятельности (выращивания прочих однолетних культур), доказанности ведения им такой деятельности в соответствующий период времени и получении дохода от такой деятельности.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представитель заявителя указал, со ссылкой на представленные документы, что доход общества за 2021 год составляет более 70%, а именно - 100%.
При этом Министерство же исходит из того, что общество осуществляет свою деятельность менее одного календарного года (с 04.06.2021), что свидетельствует о том, что оно не подходит под понятие сельскохозяйственного производителя.
Вместе с тем, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, системное толкование указанных выше норм права, особенности статуса заявителя и цели предоставления субсидии, государственная поддержка сельского хозяйства осуществляется с учетом ряда принципов, одним из которых является принцип адресности, то есть получение мер поддержки лицом, фактически осуществляющим деятельность в сфере сельского хозяйства, поскольку выделяемые в качестве меры поддержки средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие цели (часть 4 статьи 7 Закона о развитии сельского хозяйства). Подтверждение фактического ведения деятельности в сфере сельского хозяйства является определяющим фактором для получения субсидии.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности общества, является выращивание прочих однолетних культур, дополнительными видами - переработка и консервирование мяса, деятельность сельскохозяйственная после сбора урожая, предоставление услуг в области животноводства, разведение мясного и прочего крупного рогатого скота на мясо, выращивание прочих многолетних культур.
Более того, согласно разделу 6-3. Расшифровка показателей формы N 2 "Отчет о финансовых результатах" Отчета об отраслевых показателей деятельности организаций агропромышленного комплекса за 2021 год, доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию переработки, к общему доходу от реализации товаров, работ, услуг, составляет 100%.
Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 74:19:0801002:127, площадью 3 887 835 +/- 17253 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования. Указанный участок используется Обществом (договор на оказание услуг по покосу травы, договор купли-продажи сена исполнены, подписаны акты, произведена оплата).
В настоящем случае, заявитель представил доказательства, подтверждающие, что основным видом деятельности Общества является выращивание прочих однолетних культур, а также документы, свидетельствующие о ведении им такой деятельности в соответствующий период времени, о получении дохода от такой деятельности.
Эти данные по существу не были оспорены Министерством.
Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции являлась единственным видом дохода от реализации товаров (работ, услуг),
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявитель является сельскохозяйственным товаропроизводителем в силу положений действующего законодательства, а документы, представленные им, подтверждают, что сельское хозяйство является основным видом деятельности заявителя; следовательно, соблюдение принципа адресности в настоящем случае подтверждено представленными в материалы дела доказательствами.
Доводы Министерства о том, что обществом деятельность осуществлялась по факту сроком менее года, следовательно, общество не может быть отнесено к сельскохозяйственным товаропроизводителям, приведены без учета указанных выше обстоятельств, по формальному признаку, а потому подлежат отклонению.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.04.2023 по делу N А76-2146/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-2146/2023
Истец: ООО "Новая сельскохозяйственная компания"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГОХОЗЯЙСТВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
15.01.2024 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-16209/2023
17.10.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6963/2023
30.06.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7711/2023
17.04.2023 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-2146/2023