г. Пермь |
|
30 июня 2023 г. |
Дело N А71-13614/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июня 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.
судей Шаламовой Ю.В., Якушева В.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, публичного акционерного общества "Т Плюс",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 28 апреля 2023 года
по делу N А71-13614/2022
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350)
к Администрации муниципального образования "Город Ижевск" (ИНН 1826001137, ОГРН 1031800554400)
о признании недействительными постановления N 1197 от 10.06.2022 в части дополнения перечня бесхозяйных тепловых сетей, содержание и обслуживание которых осуществляет ПАО "Т Плюс", пунктами 61 и 62, постановления N 1548 от 01.08.2022, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованиями о признании недействительными постановления Администрации муниципального образования "Город Ижевск" (далее - администрация, ответчик) N 1197 от 10.06.2022 в части дополнения перечня бесхозяйных тепловых сетей, содержание и обслуживание которых осуществляет ПАО "Т Плюс", пунктами 61 и 62, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Судом установлено, что 12.09.2022 ПАО "Т Плюс" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными постановления Администрации муниципального образования "Город Ижевск" N 1548 от 01.08.2022, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (дело N А71-13690/2022).
Определением суда от 27.10.2022 дела N А71-13690/2022 и N А71-13614/2022 объединены в одно производство в рамках дела NА71-13614/2022.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 апреля 2023 года в удовлетворении заявления ПАО "Т Плюс" о признании недействительными постановлений Администрации города Ижевска от 10.06.2022 N 1197 в части пунктов 61 и 62, от 01.08.2022 N 1548 отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, ПАО "Т Плюс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, в соответствии с которым удовлетворить требования ПАО "Т Плюс" в полном объеме.
ПАО "Т Плюс" считает, что при вынесении оспариваемых постановлений Администрация г. Ижевска не исполнила законодательно установленных для нее обязанностей после выявления бесхозяйных сетей и до передачи их на обслуживание и содержание ПАО "Т Плюс". Указывает, что орган местного самоуправления проверку не провел, не зафиксировал, что документов соответствия всем требованиям безопасности у ПАО "Т Плюс" нет, и не подготовил необходимые документы. Доказательств обратного в материалы дела не представлено. Суд вынес решение, основываясь на своих выводах об обязанностях ПАО "Т Плюс", не относящихся к периоду, который рассматривается в настоящем споре. Обращает внимание, что законодатель не возлагает на теплосетевую (или теплоснабжающую) организацию какие-либо обязанности по содержанию и обслуживанию бесхозяйных тепловых сетей, пока органом местного самоуправления не будет издан соответствующий ненормативный акт. Администрация г. Ижевска не использовала все возможности для реализации предоставленного ей права, в том числе не оспорила отказ органа государственного энергетического надзора, следовательно, данное письмо Ростехнадзора по Удмуртской Республике не может служить надлежащим доказательством по делу.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела. От ПАО "Т Плюс" поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Администрацией вынесены постановления N 1654 от 28.09.2021, N 1834 от 27.10.2021, согласно которым бесхозяйные сети теплоснабжения и ГВС до МКД по ул. Совхозной, 1а и бесхозяйные сети теплоснабжения отточки врезки на элеваторный узел по ул. Клубной, 70/5 до смежной стены МКД по ул. Клубной 70/5 и ул. Клубной 68/4 переданы на содержание и обслуживание ПАО "Т Плюс.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-18372/2021 от 16.03.2022 пункт 1 постановления Администрации города Ижевска от 28.09.2021 N 1654 "О внесении изменений в постановление Администрации города Ижевска от 24.01.2013 N 37 "Об определении теплосетевых организаций для осуществления содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей на территории города Ижевска", постановление Администрации города Ижевска от 27.10.2021 N 1834 "О внесении изменений в постановление Администрации города Ижевска от 24.01.2013 N 37 "Об определении теплосетевых организаций для осуществления содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей на территории города Ижевска" в части определения ПАО "Т Плюс" обслуживающей организацией бесхозяйных сетей теплоснабжения признаны незаконными.
20.04.2022 указанные выше сети поставлены на учет в ЕГРН в качестве бесхозяйных.
Постановлениями Администрации города Ижевска N 1197 от 10.06.2022, N 1548 от 01.08.2022 в постановление N 37 внесены изменения, в перечень бесхозяйных тепловых сетей, содержание и обслуживание которых осуществляет общество "Т Плюс" включены, в том числе,
61. Сети теплоснабжения и ГВС от УТ-1 через УТ-2 до наружной стены МКД по ул. Совхозной, 1а
N п/п |
Наименование объекта |
Протяженность участка теплотрассы, п. м. |
61 |
Сети теплоснабжения и ГВС от УТ-1 через УТ-2 до наружной стены МКД по ул. Совхозной, 1а Т1 - 133 мм (сталь) Т2 - 133 мм (сталь) Т3 - 159 мм (сталь) Т4 - 89 мм (сталь |
62,0 62,0 62,0 62,0 62 |
62 |
Сети теплоснабжения от точки врезки на элеваторный узел по ул. Клубной, 70/5 (мировые судьи) до смежной стены МКД по ул. Клубной, 70/5 и ул. Клубной, 68/4 Т1 - 57 мм (сталь) Т2 - 57 мм (сталь) Т3 - 89 мм (сталь) Т4 - 57 мм (сталь) |
15,0 15,0 15,0 15,0 |
63 |
УР, г. Ижевск, ул. М.Петрова, 33 Сети теплоснабжения от ТК 2707а (УТ-1) через УТ-2 до УТ-3 и наружной стены МКД по ул. Петрова, 33 Т1-159 Т2-159 Т1-108 Т2-108 Т1-108 Т2-108 УР, г. Ижевск, Устиновский район, в 25-м на север от жилого дома N 37 по ул. Петрова (ул. Петрова, 33а) Т1-76 Т2-76 УР, г. Ижевск, Устиновский район, в 25 м на север от жилого дома N 37 по ул. Петрова (ул. Петрова, 33б) Т1-108 Т2-108 |
76,9 76,9 7,7 7,7 32,4 32,4
108,0 108,0
5,0 5,0 |
Несогласие заявителя с внесением в постановление Администрации города Ижевска от 24.01.2013 N 37 "Об определении теплосетевых организаций для осуществления содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей на территории города Ижевска" изменений, включением в перечень бесхозяйных тепловых сетей, содержание и обслуживание которых осуществляет общество "Т Плюс" в том числе, пункты 61, 62, 63 послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Судом принято приведенное выше решение.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 указанной статьи).
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок), пунктом 3 которого установлено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (пункт 5 Порядка).
В соответствии с пунктом 4.2. части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом о теплоснабжении.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о местном самоуправлении к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Исходя из пунктов 4, 8 части 1 статьи 16 указанного Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа
Подпунктами 4, 5 пункта 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
В силу части 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении, в течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения.
Из части 6.4 статьи 15 Закона о теплоснабжении следует, что в течение тридцати дней с даты принятия органом регистрации прав на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, но не ранее приведения его в соответствие с требованиями безопасности, подготовки и утверждения документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, и до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с тепловой сетью, являющейся бесхозяйным объектом теплоснабжения, либо единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят тепловая сеть и (или) источник тепловой энергии, являющиеся бесхозяйными объектами теплоснабжения, и которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанных объектов теплоснабжения, если органом государственного энергетического надзора выдано разрешение на допуск в эксплуатацию указанных объектов теплоснабжения.
Из вышеизложенного следует, что при выявлении на находящейся в его ведении территории поселения или городского округа бесхозяйных тепловых сетей, а равно тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации, орган местного самоуправления становится участником правоотношений по теплоснабжению и несет обязанность по определению теплосетевой или единой теплоснабжающей организации, обслуживающей соответствующие бесхозяйные сети.
В соответствии с частью 6.5 статьи 15 Закона о теплоснабжении с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения и до определения организации по содержанию и обслуживанию орган местного самоуправления отвечает за соблюдение требований безопасности при техническом обслуживании бесхозяйного объекта теплоснабжения. После определения организации по содержанию и обслуживанию за соблюдение требований безопасности при техническом обслуживании бесхозяйного объекта теплоснабжения отвечает такая организация. Датой определения организации по содержанию и обслуживанию считается дата вступления в силу решения об определении организации по содержанию и обслуживанию, принятого органом местного самоуправления.
Статьей 20 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Обращаясь с рассматриваемым заявлением ПАО "Т Плюс" не опровергает, что сети теплоснабжения и ГВС от УТ-1 через УТ-2 до наружной стены МКД по ул. Совхозной, 1а и сети теплоснабжения от точки врезки на элеваторный узел по ул. Клубной, 70/5 (мировые судьи) до смежной стены МКД по ул. Клубной, 70/5 и ул. Клубной, 68/4 поставлены на учет, сведения о них, как о бесхозяйных, отражены в ЕГРН, однако, ссылается на то, что в отношении всех объектов, указанных в пунктах 61-63 оспариваемых постановлений администрацией не выполнены иные регламентированные статьей 15 Закона о теплоснабжении мероприятия, а именно не представлены документы, необходимые для безопасной эксплуатации сетей, не получено разрешение органа государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию бесхозяйных объектов.
Судом приняты во внимание доводы заявителя о несоответствии действий администрации законодательно установленному порядку выявления и учету бесхозяйных сетей теплоснабжения, вместе с тем правомерно учтены и следующие обстоятельства.
Общество "Т Плюс" указало на то, что при отсутствии выписки из ЕГРН о принятии спорных сетей теплоснабжения на учет в качестве бесхозяйных объектов, технической документации и разрешения на допуск сетей в эксплуатацию у теплосетевой организации отсутствуют правовые основания для начала обслуживания объектов и включения затрат на их содержание, ремонт и эксплуатацию в тарифы. Кроме того, заявитель отметил, что с даты выявления бесхозяйных объектов и до определения организации по их содержанию и обслуживанию за соблюдение требований безопасности при техническом обслуживании бесхозяйных сетей отвечает орган местного самоуправления.
Однако установлено, что спорные тепловые сети являются составной частью системы теплоснабжения города Ижевска, в том числе, переданной обществу "Т Плюс" по концессионным соглашениям от 19 декабря 2016 года N 1 и от 28 декабря 2019 года N АБ 434/253.
Несмотря на то, что бесхозяйные сети теплоснабжения не входят в перечень переданного обществу "Т Плюс" по концессии муниципального имущества, они непосредственно используются теплоснабжающей организацией при исполнении обязательств перед потребителями по поставке теплоэнергии, определенных в договорах теплоснабжения (пункт 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении).
Данные обстоятельства сторонами не оспорены и обществом "Т Плюс" не опровергнуты.
Пунктом 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении установлено, что общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения является, в том числе обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов. Согласно положениям статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. Условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям.
Договор теплоснабжения должен определять, в том числе обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии.
Статьей 20 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Само по себе отсутствие информации о собственнике спорных тепловых сетей не освобождают ПАО "Т Плюс" от необходимости соблюдения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115), в пунктах 6.2.13 - 6.2.16 которых все тепловые сети должны подвергаться испытаниям на прочность и плотность с соблюдением установленных требований, с составлением акта установленной формы, а также проведением возможных ремонтных работ в случае отрицательного результата. Только после проведения этих испытаний и ремонтных работ производится подключение потребителей к теплоснабжению объекта. Испытания на прочность и плотность оборудования систем проводятся ежегодно после окончания отопительного сезона для выявления дефектов, а также перед началом отопительного периода после окончания ремонта (пункт 9.2.12 Правил N 115).
Таким образом, ПАО "Т Плюс", фактически используя в своей хозяйственной деятельности спорные сети еще до момента признания их администрацией бесхозяйными несло в силу закона ответственность за их безопасную эксплуатацию.
Кроме того, пунктом 91 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, предусмотрено, что в случае, если регулируемая организация осуществляет эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию таких тепловых сетей до момента признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети включаются в необходимую валовую выручку при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для такой регулируемой организации в расчетный период регулирования, следующий за тем, в котором бесхозяйные тепловые сети приняты такой регулируемой организацией на содержание и обслуживание, и в последующие расчетные периоды регулирования, в которых регулируемая организация осуществляет эксплуатацию таких сетей.
Таким образом, фактические обстоятельства спора свидетельствуют о заинтересованности ПАО "Т Плюс" в принятии оспариваемых постановлений, позволяющих ему как организации осуществляющей эксплуатацию и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей учитывать соответствующие расходы при установлении тарифов.
Судом обоснованно принято во внимание, что предусмотренное с 21.12.2021 пунктом 5 статьи 225 ГК РФ право лиц, обязанных в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию бесхозяйных линейных объектов, обратиться с заявлением о принятии на учет таких объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 указанной статьи, что предполагает возможность и необходимость составления таким лицом необходимых для этого документов, в том числе технической документации и документов, подтверждающих безопасность эксплуатации линейного объекта.
Из письма Ростехнадзора по Удмуртской Республике (исх. N 280-1645 от 02.06.2022) следует, что в соответствии с Правилами выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 N 85, выдача разрешений на допуск в эксплуатацию осуществляется для вновь вводимых в эксплуатацию или реконструированных объектов теплоснабжения и носит заявительный характер.
Таким образом, выдача разрешения на допуск в эксплуатацию спорных тепловых сетей не предусмотрена. Кроме того, фактическое использование спорных сетей обществом "Т Плюс" на протяжении длительного времени в рамках осуществления своей деятельности подразумевает проведение необходимых испытаний и ремонтных работ тепловых сетей в целях обеспечения их безопасного использования, а также наличие у теплоснабжающей организации необходимых документов, позволяющих безопасно эксплуатировать данные сети.
На основании изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о наличии объективной необходимости принятия администрацией оспариваемых постановлений и отсутствии, в связи с этим, негативных последствий для общества "Т Плюс".
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда по существу спора, а сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены судебного акта.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы ПАО "Т Плюс" отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 апреля 2023 года по делу N А71-13614/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Ю.В. Шаламова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-13614/2022
Истец: ПАО "Т Плюс" Филиал "Удмуртский" "Т Плюс"
Ответчик: "Город Ижевск" в лице Администрации г. Ижевска, Администрация Муниципального Образования "Город Ижевск"