г. Москва |
|
24 апреля 2024 г. |
Дело N А41-26218/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Асалиевым А.Ш.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ТСЖ "Многоквартирный дом Юннатов 14" - Дятлов А.В., по доверенности от 28.12.2023 г., диплом о высшем юридическом образовании,
от заявителя по делу - ООО "ЖЭУ" - Дятлов А.В., по доверенности от 28.12.2023 г., диплом о высшем юридическом образовании,
от заинтересованного лица по делу - Главного управления регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области - Крахоткин Д.Ю., по доверенности от 09.02.2024 г., диплом о высшем юридическом образовании,
от третьего лица по делу - МУП г.о. Химки Московской области "Жилищник г.о. Химки" - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "Многоквартирный дом Юннатов 14", ООО "ЖЭУ ХИМСТАНДАРТ" на решение Арбитражного суда Московской области от 30 ноября 2023 года по делу N А41-26218/23, по иску ТСЖ "Многоквартирный дом Юннатов 14", ООО "ЖЭУ" к Главному управлению регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области,
при участии третьего лица: МУП г.о. Химки Московской области "Жилищник г.о. Химки" о признании незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ "Многоквартирный дом Юннатов 14"; ООО "ЖЭУ" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, Госжилинспекция по МО, Инспекция):
о признании незаконным решение от 19.12.2022 N Р001-8692532208- 66653350 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области (в части отказа от внесения изменений об исключении из данного реестра сведений об управлении МКД управляющей организацией МУП г.о. Химки Московской области "Жилищник г.о. Химки");
о признании незаконным бездействие Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", выразившееся в не совершении действий по исключению из реестра лицензий сведений об управлении МКД управляющей организацией МУП г.о. Химки Московской области "Жилищник г.о. Химки".
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 ноября 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ТСЖ "Многоквартирный дом Юннатов 14", ООО "ЖЭУ ХИМСТАНДАРТ" обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят отменить решение Арбитражного суда Московской области, принять по делу новый судебный акт.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2024 рассмотрено и удовлетворено ходатайство Главного управления регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области о процессуальном правопреемстве заинтересованного лица, Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (ОГРН 1045003352261, ИНН 5018092629) заменено на его правопреемника - Главное управление регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области (ОГРН 1035004463230, ИНН 5024058560).
Главное управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика, который в своем выступлении поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители истца, которые в своих выступлениях возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции, внеочередным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Московская обл., г. Химки, улица Юннатов, 14 (далее - Многоквартирный дом, МКД), проведение которого оформлено протоколом N 1 от 30.09.2022, приняты решения:
- об изменении способа управления МКД (переход от способа управления "управление управляющей организацией" к способу управления "управление товариществом собственников жилья");
- о создании в Многоквартирном доме товарищества собственников жилья "Многоквартирный дом Юннатов 14" (далее - ТСЖ "МКД Юннатов 14", Товарищество, Заявитель 1) и об утверждении его Устава;
- об избрании Правления и председателя Правления ТСЖ "МКД Юннатов 14";
- об отказе собственников помещений в Многоквартирном доме от исполнения договора управления МКД с управляющей организацией Муниципальное унитарное предприятие городского округа Химки Московской области "Жилищник городского округа Химки" (далее - МУП "Жилищник г.о. Химки", Третье лицо) в связи с изменением способа управления Многоквартирным домом.
На основании решения Правления ТСЖ "МКД Юннатов 14", оформленного протоколом заседания Правления от 28.11.2022 N 1, Товарищество заключило договор управления МКД с управляющей организацией ООО "Жилищноэксплуатационное управление", обязательства по которому в соответствии с условиями п. 2.5 договора возникли у сторон 01.12.2022 - на следующий день после получения управляющей организацией МУП "Жилищник г.о. Химки" уведомления ТСЖ "МКД Юннатов 14" от 30.11.2022 N 1 о прекращении договора управления между МУП "Жилищник г.о. Химки" и собственниками помещений в МКД в связи с принятым общим собранием собственников помещений в МКД решением об изменении способа управления МКД.
01.12.2022 ТСЖ "МКД Юннатов 14" представило в Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" уведомление о начале осуществления деятельности по управлению МКД в связи с заключением договора управления МКД с управляющей организацией ООО "ЖЭУ".
По результатам рассмотрения уведомления 19.12.2022 Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", принято решение N Р001-8692532208-66653350 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления на основании пп. "д" п.3, пп. "а", "е" п.5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25.12.2015 N938/пр.
Заявитель, полагая, что решение заинтересованного лица вынесено незаконно, обратился с настоящим заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр, содержащего предусмотренные пунктом 2 Порядка сведения.
Органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Основания для отказа во внесении изменений в реестр и возврата заявления установлены в пункте 9 Порядка.
Согласно пункту 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения установленных условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 указанного Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении; в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении, д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в п. 5 указанного Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с п. 7 указанного Порядка (п. 6 Порядка).
Как следует из материалов дела, 19.12.2022 заинтересованным лицом по результатам рассмотрения заявления ТСЖ принято решение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления на основании пп. "д" п.3 Порядка, выразившееся в том, что в заявлении отсутствуют сведения о размещении копии протокола общего собрания членов ТСН о дате начала управления многоквартирным домом в системе.
Подпунктом "д" п. 3 Правил установлено, что к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, уведомлению о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведениям о прекращении управления многоквартирным домом прилагаются следующие документы:
в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с выбором способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом:
- сведения о размещении копии протокола(-ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе или изменении способа управления многоквартирным домом, об утверждении устава товарищества собственников жилья, об утверждении устава жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом в системе или сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола(ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанным вопросам в орган государственного жилищного надзора;
- сведения о размещении копии протокола общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или правления товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива о дате начала управления многоквартирным домом в системе;
- копия устава товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В нарушение пп. "д" и. 3 Порядка сведения о размещении копии протокола общего собрания членов товарищества собственников жилья или правления товарищества собственников жилья о дате начала управления многоквартирным домом на дату обращения в жилищную инспекцию не были размещены в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, что подтверждается скриншотами из ГИС ЖКХ.
Дата размещения - 15.12.2022, заявитель обратился в ГЖИ - 01.12.2022.
В уведомлении от 01.12.2022 направленному в адрес инспекции, не содержатся сведения о размещении копии протокола общего собрания членов товарищества собственников жилья или правления товарищества собственников жилья о дате начала управления многоквартирным домом в системе.
Согласно пункту 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Требования), обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:
а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;
б) копия текста сообщения о проведении общего собрания;
в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) списки присутствующих и приглашенных лиц;
д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц; е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;
ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 13 настоящих Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.
ГЖИ установлено, что реестр собственников содержит сведения о собственниках не всех помещений в МКД: указаны номера документов, подтверждающих право собственности, а ФИО собственников не указаны.
Вопреки доводам апелляционной жалобы при подаче заявления о внесении изменений в реестр лицензий Московской области Товарищество обязано было разместить в ГИС ЖКХ электронные образы документов в полном объеме протоколов с приложениями, устава.
Ссылаясь на нивелирование Арбитражным судом Московской области п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" о формализации, Заявитель неверно трактует указанный пункт в части "если соответствующее решение, действие может быть принято, совершенно без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом".
Однако, из вышеуказанного следует наличие у Заявителя обязанности по размещению в ГИС ЖКХ сведений и представлении сведений об этом с заявлением прямо предусмотрена законодательством.
Кроме того, в нарушение требования, установленного подпунктом "ж" пункта 2 Порядка, заявление не содержит сведений о дате и способе передачи подлинника протокола ОСС в соответствии с частью 1.1 статьи 46 ЖК РФ. На момент проверки заявления подлинник протокола и решений собственников в Госжилинспекцию Московской области также не поступал.
Отсутствие подлинника протокола не дает установить отсутствие признаков ничтожности решений общего собрания в соответствии с пунктом 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения заявления 19.12.2022 заинтересованным лицом правомерно принято решение N Р001-8692532208-66653350 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления.
В силу приведенных норм права, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что решение заинтересованного лица об отказе во внесении изменений в реестр лицензий и возврате заявления в связи с невыполнением заявителем всех требований законодательства и не предоставлении полного пакета документов, является правомерным.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что к спорным правоотношениям надлежит применить пп. "г" п. 3 Порядка N 938/пр., а не пп. "д" подлежит отклонению, так как исходя из буквального толкования Протокола N1 от 30.09.2022 г. следует, что собственники выбрали способ управления МКД "Управление товариществом собственников жилья", в связи с чем суд первой инстанции обоснованно квалифицировал спорные правоотношения по пп. "д" п. 3 Порядка 938/пр, предусматривающему порядок внесения изменений в реестр лицензии субъекта РФ в связи с выбором способа управления МКД товариществом собственников жилья.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30.11.2023 года по делу N А41-26218/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-26218/2023
Истец: ООО ЖЭУ, ТСЖ МНОГОКВАРТИРНЫЙ ДОМ ЮННАТОВ 14
Ответчик: Заместитель руковводителя Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" Королькова С.А.
Третье лицо: МУП г.о Химки Московской области "Жилищник г.о. Химки", ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ", ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА И СОДЕРЖАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ