г. Самара |
|
30 июня 2023 г. |
Дело N А72-2137/2023 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Корастелева В.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 апреля 2023 года по делу N А72-2137/2023 (судья Топоров А.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по исковому заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, г. Ульяновск (ИНН 7325000479, ОГРН 1027301162580)
к Государственному учреждению здравоохранения "Новоульяновская городская больница А.Ф. Альберт", г. Новоульяновск (ОГРН 1107321001347, ИНН 7321316601)
о взыскании убытков в размере 31 326 руб. 32 коп.,,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее - истец, ОСФР по Ульяновской области, Отделение фонда, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Государственному учреждению здравоохранения "Новоульяновская городская больница А.Ф. Альберт" (далее - ответчик, ГУЗ "Новоульяновская городская больница А.Ф. Альберт") о взыскании убытков в размере 31 326 руб. 32 коп.
Дело судом рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 27 апреля 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку решение вынесенное с нарушением норм материального права.
Жалоба мотивирована тем, что в результате неправомерных действий ГУЗ "Новоульяновская городская больница А.Ф. Альберт" (выдачи листков нетрудоспособности с нарушением установленного порядка) Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации понесло убытки в виде излишне понесенных расходов в размере 31 326, 32 руб.
Отзывов и возражений на апелляционную жалобу иными лицами, участвующими в деле, не представлено.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, ОСФР по Ульяновской области была проведена документарная проверка представленной ГУЗ "Новоульяновская ГБ имени А.Ф. Альберт" медицинской документации по соблюдению порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности:
- N 910099353541 от 01.02.2022 на Ханбекова Рашида Мансуровича, 1986г.р.,
- N 910099353603 от 02.02.2022 на Асманкиной Татьяны Анатольевны, 1967г.р.,
- N 910099353393 от 28.01.2022 на Разина Андрея Викторовича 1975 г.р.,
-N 910114669057 от 28.03.2022 на Митянова Александра Владимировича,1980г.р.
В результате проверки установлено, что листки нетрудоспособности:
- N 910099353541 на период с 01.02.2022 - 08.02.2022. (8 календарных дней),
- N 910099353603 на период с 02.02.2022 - 09.02.2022 (8 календарных дней),
- N 910099353393 на период с 28.01.2022 - 04.02.2022 (8 календарных дней)
выданы, продлены и оформлены по причине нетрудоспособности "03" (карантин) с нарушением пункта 52 Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа и выдачи листков нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, утв. Приказом Минздрава России от 23.11.2021 N 1089н (далее - Порядок) и с нарушением постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2022 N 2 "О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 N15" - при отсутствии документа, подтверждающего введение в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ограничительных мероприятий (карантина) в отношении лиц, на чье имя выданы/сформированы листки нетрудоспособности, а так же - на срок, превышающий установленный, без указания даты последнего контакта с больным.
Истец ссылается на то, что листок нетрудоспособности N 910099353393 выдан с нарушением Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.02.2022 N 57н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения РФ от 19.03.2020 N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" (вступившем в законную силу 06.02.2022); 28.01.2022 по причине нетрудоспособности "03" (карантин) по результатам консультации дистанционным способом.
Листок нетрудоспособности N 910114669057 на период 28.03.2022 - 04.04.2022 (8 календарных дней) - выдан, продлен и оформлен по причине нетрудоспособности "03" (карантин) с нарушением пункта 52 Порядка и с нарушением постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.02.2022 N 4 "О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15 - на срок, превышающий установленный, при отсутствии документа, подтверждающего в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ограничительных мероприятий (карантина) в отношении лица, на чье имя выдан/сформирован листок нетрудоспособности.
Пособие по временной нетрудоспособности, наступившей вследствие карантина, застрахованным лицам выплачивается за счет средств бюджета Фонда (часть 3 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
В соответствии с Законом N 255-ФЗ данные листки нетрудоспособности были оплачены за счет средств Фонда на сумму 35 856,27 руб.
В результате выдачи листков нетрудоспособности с нарушением установленного порядка исполнительным органом - ОСФР по Ульяновской области необоснованно понесены расходы в размере 35 856,27 руб.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия (от 02.06.2022 исх. N 01-18/7310-5872) о возмещении произведенных расходов на сумму 35 856,27 руб.
Ответчиком произведено частичное возмещение расходов в сумме 4 529,95 руб.
В связи с чем, сумма, подлежащая возмещению, составляет 31 326,32 руб. и ответчиком, не погашена.
Поскольку в результате неправомерных действий ГУЗ "Новоульяновская городская больница имени А.Ф. Альберт" ОСФР по Ульяновской области понесло убытки в виде излишне понесенных расходов в размере 31 326,32 руб., оно обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
При принятии решения об отказе в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 названного Закона основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" единственным основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Исходя из пункта 52 Приказа Минздрава России от 23.11.2021 N 1089н "Об утверждении Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа и выдачи листков нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации" в случае введения ограничительных мероприятий (карантина) гражданам, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения приняты меры по изоляции или по временному отстранению от работы, листок нетрудоспособности формируется врачом-инфекционистом, а в случае его отсутствия - лечащим врачом (фельдшером) на весь период изоляции гражданина или временного отстранения от работы соответственно.
При этом, пунктом 3 части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ установлено, что обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется, в том числе в случае карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольную образовательную организацию, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным;
Согласно части 6 части 6 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности в случае карантина выплачивается застрахованному лицу, которое контактировало с инфекционным больным или у которого выявлено бактерионосительство, за все время его отстранения от работы в связи с карантином.
Судом правомерно учтено, что согласно подпунктам 2, 3 части 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ отделение ФСС, являясь страховщиком в правоотношениях по обязательному социальному страхованию, обязано проверять документы, связанные с выплатой страхового возмещения и не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства РФ.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик вправе обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Как следует из материалов дела, предметом иска Отделения фонда является возмещение убытков, причиненных неправомерными действиями ответчика.
Судом первой инстанции верно отмечено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Убытки являются мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому в силу статей 15 и 1064 ГК РФ истец, заявивший требование об их взыскании, должен доказать совокупность условий ответственности, а именно: факт причинения убытков, их размер, вину ответчика в возникновении данных убытков, а также причинную связь между понесенными истцом убытками и виновными действиями ответчика.
Недоказанность хотя бы одного из элементов состава правонарушения является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении убытков.
Судом по праву учтено, что согласно пункту 1.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020N 15 (далее - Правила), новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен к II группе патогенности.
Эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает соблюдение больными, лицами с подозрением на COVID-19 и находившимися в контакте с больными COVID-19 обязательного режима изоляции (абзац 10 пункта 4.2 в редакции Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.02.2022 N 4, вступившего в силу 06.02.2022).
Согласно пункту 3.8 Правил (в редакции Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2022 N 2, действующей до 06.02.2023) лицо, контактировавшее с больным COVID-19, должно находиться в изоляции (в обсерваторе, по месту жительства) не менее 7 календарных дней со дня последнего контакта с больным COVID-19 или до выздоровления (в случае развития заболевания).
Выявление лиц, контактировавших с больным COVID-19, осуществляется по месту их фактического проживания территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), а также медицинской организацией в очаге по месту жительства больного COVID-19 с последующей передачей информации в указанный территориальный орган.
Выписка лица, контактировавшего с больным COVID-19, у которого не появились клинические симптомы, сходного с COVID-19, в течение периода изоляции, осуществляется без проведения лабораторного исследования на COVID-19.
При этом Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.02.2022 N 4 "О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 N 15", вступившим в силу 06.02.2022, пункт 3.8 постановления Главного государственного санитарного врача РФ о профилактике COVID-19 признан утратившим силу.
Таким образом, действовавшими в период выдачи спорных больничных листов нормами было установлено, что лица, контактировавшие с больным COVID-19, должны находиться в изоляции не менее 7 календарных дней со дня последнего контакта с больным COVID-19 или до выздоровления (в случае развития заболевания).
Суд первой инстанции обоснованно сослался на то, что из представленных Фондом в материалы дела медицинских карт пациентов, следует, что, лица, которым были выданы спорные листки нетрудоспособности, контактировали (проживали) с больными, у которых была выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), что подтверждает необходимость выдачи этим застрахованных лицам листков нетрудоспособности по причине "03" (карантин).
При этом Фондом не оспаривается наличие контакта лиц, которым выданы листки нетрудоспособности с лицами, заболевшими новой короновирусной инфекцией.
Гражданско-правовая ответственность учреждения здравоохранения может иметь место при наличии причинно-следственной связи между фактом выдачи листка нетрудоспособности и причинением в связи с этим убытков, связанных с незаконной выплатой пособия по временной нетрудоспособности (постановление Президиума ВАС РФ от 26.11.2013 N 9383/13, определение Верховного Суда РФ от 20.04.2016 N 307-КГ16-2912).
При этом не любое нарушение порядка выдачи листков временной нетрудоспособности свидетельствует о незаконности произведения выплат по социальному страхованию.
Таким образом, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, оцененных судом по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в материалах дела не имеется доказательств необоснованности выдачи спорных листков нетрудоспособности, поскольку Фондом не доказано, что листки нетрудоспособности выдавались или продлевались при отсутствии наступления страхового случая - карантина застрахованного лица.
Факт наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности по причине "03" (карантин), удостоверенный спорными листками нетрудоспособности, Отделением фонда не оспаривается, доказательств недостоверности листков нетрудоспособности, их выдачи при отсутствии наступления страхового случая - карантина Отделением фонда не представлено.
Суд первой инстанции по праву указал, что само по себе нарушение порядка оформления листков временной нетрудоспособности не влечет безусловного вывода о незаконности произведенных выплат по социальному страхованию.
Наличие у Отделения фонда права на обращение в суд с соответствующим иском не является в настоящем деле основанием для удовлетворения требования и не освобождает его от обязанности доказывания совокупности условий в порядке статей 15 и 1064 ГК РФ и статьи 65 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, поскольку совокупность условий ответственности за нарушение учреждением здравоохранения порядка оформления листков нетрудоспособности и возникновением у Отделения фонда дополнительных расходов (убытков) по выплате страхового возмещения истцом не доказана, суд пришел к правомерному выводу, что основания для удовлетворения заявленных исковых требований отсутствуют.
Доводы подателя жалобы о том, что обжалуемое решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права и не соответствует фактическим обстоятельствам дела, не основан на имеющихся в нем доказательствах, которые проанализированы судом, а результаты их оценки отражены в судебном акте. С выводами, сделанными судом нет оснований не соглашаться.
Иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных по делу фактических обстоятельств дела, не свидетельствует о принятии судом незаконного решения.
Аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения иного судебного акта по существу настоящего спора, повлияли бы на обоснованность и законность, либо опровергли бы выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Иных доводов, которые могли бы послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 229, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 апреля 2023 года по делу N А72-2137/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-2137/2023
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "НОВОУЛЬЯНОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА ИМ. А.Ф.АЛЬБЕРТ", ГУЗ "Новоульяновская городская больница А.Ф. Альберт"
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8419/2023