г. Тула |
|
30 июня 2023 г. |
Дело N А68-8912/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.06.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.06.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Дайнеко М.М., судей Мосиной Е.В. и Волошиной Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осиповой Д.И., при участии в судебном заседании от истца - Тереховой Е.Н. (паспорт, доверенность от 08.08.2022, паспорт), от ответчика - Тимофеева А.П. (доверенность от 26.04.2021, диплом), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пицца Тула" на решение Арбитражного суда Тульской области от 04.04.2023 по делу N А68-8912/2022 (судья Андреева Е.В.) принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Янтарь" (г. Тула, ИНН 7102006759, ОГРН 1037101124554) к обществу с ограниченной ответственностью "Пицца Тула" (г. Тула, ИНН 7707428820, ОГРН 1197746213840) о взыскании задолженности по договору аренды от 21.05.2019 за период май, июнь, июль 2022 года в размере 304 838 руб. 71 коп., расходов по оплате услуг представителя в размере 24 000 руб., расходов по уплате государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
решением суда области от 04.04.2023 иск удовлетворен. Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой о его отмене, полагает что пункт 4 дополнительного соглашения N 1 продолжает действовать до настоящего времени, поскольку не отменен режим повышенной готовности.
В суд от истца поступил отзыв на жалобу, в котором просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, также взыскать с ответчика судебные расходы за оказание юридических услуг в апелляционной инстанции в сумме 25 000 руб.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу по основаниям, в ней изложенным, просил суд ее удовлетворить.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, указанным в отзыве, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения. Также просил суд не рассматривать ходатайство о взыскании судебных издержек.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
21.05.2019 между ООО "Янтарь" (арендодатель) и ООО "Пицца Тула" (арендатор) заключен договор аренды нежилого помещения, в соответствии с п. 1.1 которого арендодатель передал, а арендатор принял во временное возмездное владение и пользование часть нежилого помещения (кадастровый номер 71:30?:050201:2930), расположенного на 1- этаже, общей площадью 442,8 кв.м., площадь арендуемого помещения 371,7 кв.м.
Помещение, являющееся предметом аренды, расположено по адресу: Тульская обл., г. Тула, Центральный р-он, ул. Советская/ул. Ф. Энгельса, д. 54/19, 1-этаж, с номерами комнат N 1-4, 5, 6, 8, 9-14, лит. Аа1, N 1, литюА1, N 1 - 5, лит.Б, N 1, 2, лит. Б1, N 1-4, лит. Г, N 1, лит. Д, общая площадь 442,/ кв.м., тип - нежилое помещение.
Помещение принадлежит арендодателю на праве собственности.
В соответствии с п. 2.2 договора срок аренды составляет 10 лет.
Согласно п. 3.3.3 арендатор уплачивает арендную плату в размере 300 000 руб. за каждый месяц.
Арендная плата уплачивается арендатором ежемесячно не позднее 5 числа текущего месяца (п. 3.8 договора).
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Тульской области Указом Губернатора Тульской области от 16.03.2020 N 12 "О дополнительных мерах, принимаемых в связи с введением режима повышенной готовности на территории Тульской области" (в редакциях, начиная от 27.03.2020 N 18) была временно приостановлена работа предприятий общественного питания, за исключением работы на доставку и самовывоз.
30.03.2020 ООО "Пицца Тула" направило в адрес ООО "Янтарь" письмо, в котором сообщило, что в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции и принятыми из-за этого ограничительными мерами, ООО "Пицца Тула" было вынуждено закрыть кафе для обслуживания гостей и продолжить только дистанционную торговлю.
В связи с тем, что из-за введенных ограничений зал для гостей не может работать, ООО "Пицца Тула" проинформировало о невозможности в таких условиях производить арендную плату в размере, установленном договором, просило ООО "Янтарь" понизить размер арендный платы с 01.04.2020 до окончания ограничительных мер по деятельности заведений общественного питания.
На основании изложенного, 28.04.2020 между сторонами было заключено дополнительное соглашение N 1 к договору аренды нежилого помещения от 21.05.2019, по условиям которого стороны снизили размер арендной платы, подлежащей уплате за период с 01.04.2020 по день отмены временного приостановления работы и других ограничительных мер, введенных в отношении предприятий общественного питания в Тульской области, указанных в п. 3.3.3 договора и устанавливают ее в размере 150 000 руб.
В п. 2 дополнительного соглашения стороны признали, что временное приостановление работы предприятий общественного питания органами власти Тульской области в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции и введение с 16.03.2020 в Тульской области режима повышенной готовности, является существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
Пункт 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарноэпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" установил, что высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте РФ, обеспечивает разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе приостановку (ограничение) деятельности находящихся на территории субъекта отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
Согласно п. г-1 п. 1 ст. 8-1 Закона Тульской области от 02.02.1998 N 75-ЗТО "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Тульской области" (в ред. от 23.04.2020 г. N 25-ЗТО) Губернатор области устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подп. "м" п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Пункт 2 ст. 8-1 Закона Тульской области от 02.02.1998 N 75-ЗТО (в ред. от 23.04.2020 г. N 25- ЗТО) регламентирует, что с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории области или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подп. "а.2" ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Губернатор области может устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Указ Президента РФ от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" постановил высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте РФ, обеспечить приостановление (ограничение, в том числе путем определения особенностей режима работы, численности работников) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом методических рекомендаций Роспотребнадзора, рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов РФ.
Главным государственным санитарным врачом РФ 08.05.2020 были утверждены методические рекомендации "МР 3.1.0178-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Методические рекомендации. Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19", в п. 5 которых указано, что решение о поэтапном снятии ограничений принимается высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей субъектов РФ. В п. 10 данных методических рекомендаций отмечено, что решение о снятии всех ограничений и функционировании всех предприятий и организаций, проведении массовых мероприятий, принимается в каждом субъекте РФ отдельно, после стабилизации эпидемической ситуации с учетом оценки рисков ее возможного осложнения.
В период с 30.04.2020 по 14.06.2021 для предприятий общественного питания действовали ограничения, установленные Указом Губернатора Тульской области от 30.04.2020 г. N 41 "О дополнительных мерах, принимаемых в связи с введением режима повышенной готовности на территории Тульской области".
В период с 15.06.2021 по 30.05.2022 ограничительные мероприятия, в том числе и для предприятий общественного питания, были установлены Указом Губернатора Тульской области от 15.06.2021 N 62 "О дополнительных мерах, принимаемых в связи с введением режима повышенной готовности на территории Тульской области".
30.05.2022 в связи с существенным улучшением санитарно-эпидемиологической обстановки, с учетом предложений Главного государственного санитарного врача по Тульской области, Губернатором Тульской области был издан Указ N 48 "О приостановлении действия отдельных положений указа Губернатора Тульской области от 15 июня 2021 года N 62" (далее Указ от 30.05.2022 г. N 48), вступивший в законную силу со дня официального опубликования (30.05.2022).
Данным указом были приостановлены действия пунктов 1 - 13, 15 указа Губернатора Тульской области от 15.06.2021 N 62.
Таким образом, 30.05.2022 были отменены ограничительные меры, введенные в отношении предприятий общественного питания в Тульской области.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, правомерно руководствовался следующим.
Согласно ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой ст. 431 ГК РФ, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Пленум ВС РФ в п. 43 Постановления от 25.12.2018 г. N 49 "О некоторых, вопросах применения общих положений гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" разъясняет, что "условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ).
Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду", а также "толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств".
Согласно абзацу 2 ст. 190 ГК РФ (с учетом разъяснений, указанных в п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 г. N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой") срок может определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, то есть не зависит от воли и действий сторон.
Из буквального содержания п. 4 Дополнительного соглашения N 1 следует, что моментом окончания периода уплаты аренды в сниженном размере, является наступление конкретного события - отмена временного приостановления работы и других ограничительных мер, введенных в отношении предприятий общественного питания в Тульской области.
Как уже указывалось ранее, указом Губернатора Тульской области N 48 от 30.05.2022 были сняты все ограничительные меры, введенные, в том числе, в отношении предприятий общественного питания в Тульской области.
Кроме того, в ответе на претензию истца ООО "Пицца Тула" подтверждает, что в настоящий момент приостановление работы организаций общественного питания отменено и приостановлено действие других ограничений.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что с 31.05.2022 оплата за аренду помещения должна производиться ответчиком исходя из п. 3.3.3. Договора.
С четом изложенного, суд области правомерно отклонил доводы ответчика о том, что ограничительные меры в отношении предприятий общественного питания на территории Тульской области, а как следствие и п. 4 дополнительного соглашения, продолжают действовать в настоящее время, как основанные на неправильном толковании норм права.
Поскольку в материалы дела не представлены доказательства оплаты задолженности, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования о взыскании задолженности по договору аренды от 21.05.2019 за май, июнь, июль 2022 года в размере 304 838 руб. 71 коп.
Ссылка ответчика на судебную практику не может быть принята судом, поскольку приведенная им судебная практика сложилась по делам с иными фактическими обстоятельствами и не имеет преюдициального значения для настоящего дела.
Требование истца о взыскании судебных расходов в суде апелляционной инстанции в сумме 25000 руб. не рассматривается, поскольку истец просил не рассматривать указанное требование.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства, не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу обжалуемого судебного акта, и не могут являться основанием для их принятия судом апелляционной инстанции.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. относятся на ее заявителя в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 04.04.2023 по делу N А68-8912/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.М. Дайнеко |
Судьи |
Н.А. Волошина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-8912/2022
Истец: ООО "Янтарь"
Ответчик: ООО "Пицца Тула"