г. Санкт-Петербург |
|
30 июня 2023 г. |
Дело N А42-9563/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Нестерова С.А.,
судей Семиглазова В.А., Черемошкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Близнец И.И.,
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Петин Д.П. - по доверенности от 22.12.2022 (посредством сервиса "онлайн-заседание");
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13726/2023) Федерального государственного бюджетного учреждению науки Федеральный исследовательский центр "Кольский научный центр Российской академии наук" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.03.2023 по делу N А42-9563/2022 (судья Фокина О.С.), принятое
по иску Администрации муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области (адрес: 184209, Мурманская область, город Апатиты, ул. Ленина, 1, ОГРН 1025100509774);
к Федеральному государственному бюджетному учреждению науки Федеральный исследовательский центр "Кольский научный центр Российской академии наук" (адрес: 184209, Мурманская область, город Апатиты, ул. Ферсмана, 14, ОГРН 1025100508333);
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр "Кольский научный центр Российской академии наук" (далее - ответчик, Учреждение) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу выполнить работы по устранению разрушения (деформации) части дорожного покрытия на дороге в районе здания N 1а по ул. Козлова в городе Апатиты (проезд от основной дороги по ул. Ферсмана к дому N 1а по ул. Козлова), расположенный на земельном участке с кадастровым номером 51:14:0030202:37.
Решением суда от 14.03.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Учреждение подало апелляционную жалобу, в которой просило решение от 14.03.2023 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что судом первой инстанции не учтено, что внутриквартальный проезд ул. Ферсмана - ул. Козлова проходит в границах нескольких земельный участков, также принадлежащих органам местного самоуправления и собственникам помещений многоквартирных жилых домов, соответственно, является объектом транспортной инфраструктуры, и относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, а бремя его содержания несет истец. В этой связи ответчик также отметил, что проезд включен в муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию на улично-дорожной сети, межквартальных проездов, городских территорий города Апатиты от 16.09.2022 N 130/22-73.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация просила решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Администрация, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие истца в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером 51:14:0030202:37, площадью 378193 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов жилья, соцкультбыта и научного назначения; местоположение: Мурманская область, г. Апатиты, мкр Академгородок.
Указанный земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению.
На основании задания от 29.06.2022 N 61 Администрацией проведено выездное обследование земельного участка с кадастровым номером 51:14:0030202:37 в районе здания N 1а по ул. Козлова г. Апатиты (проезд от основной доги по ул. Ферсмана к дому N 1а по ул. Козлова) в части соблюдения Правил благоустройства и санитарного состояния территории муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, утвержденных решением Совета депутатов города Апатиты от 23.10.2017 N 548 (далее - Правила благоустройства), в ходе которого установлено наличие на дорожном проезде от автодороги по ул. Ферсмана к дому N 1а по ул. Козлова дефекта дорожного покрытия в виде ямы (выбоины), составлены протокол осмотра.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте от 08.07.2022 N 61.
В этой связи 08.07.2022 Администрацией выдано Учреждению предостережение N 174 о недопустимости нарушения обязательных требований, содержащее предложение принять меры по их устранению, а именно устранить разрушение (деформацию) дорожного покрытия на дороге в районе здания N 1а по ул. Козлова г. Апатиты (проезд от основной дороги по ул. Ферсмана к дому N 1а по ул. Козлова), расположенной на земельном участке с кадастровым номером 51:14:0030202:37.
По результатам проведенного 30.08.2022 повторного выездного обследования выявлено наличие дефекта дорожного покрытия в виде ямы (выбоины), выдано предостережение от 31.08.2022 N 215 о недопустимости нарушения обязательных требований.
Письмом от 31.08.2022 N 186.01-10/946 Учреждение сообщило Администрации об отсутствии у него обязанности по устранению недостатков, поскольку спорным внутриквартальным проездом пользуется неограниченный круг лиц.
03.10.2022 специалистами отдела муниципального контроля Администрации проведено контрольное мероприятие, составлены протокол осмотра и акт N 96 от 03.10.2022, которыми также зафиксировано наличие на дорожном проезде от автодороги по ул. Ферсмана к дому N 1а по ул. Козлова дефекта дорожного покрытия в виде ямы (выбоины).
Предостережением от 03.10.2022 N 249 о недопустимости нарушения обязательных требований Учреждению предложено устранить разрушение (деформацию) дорожного покрытия на дороге в районе здания N1а по ул. Козлова г. Апатиты (проезд от основной дороги по ул. Ферсмана к дому N1а по ул. Козлова), расположенной на земельном участке с кадастровым номером 51:14:0030202:37, в срок до 19.10.2022.
В ходе проведенного 19.10.2022 контрольного мероприятия специалистами отдела муниципального контроля Администрации установлено, что ранее выявленное наличие дефекта дорожного покрытия не устранено.
Ссылаясь на вышеозначенные обстоятельства, а также то, что в силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 8.1.1.9 Правил благоустройства и санитарного состояния территории муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, утвержденных решением Совета депутатов города Апатиты от 23.10.2017 N 548 обязанность по устранению выявленного в ходе проведенных контрольных мероприятий разрушения дорожного покрытия, лежит на Учреждении, истец обратился с соответствующим иском в арбитражный суд.
Оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции признал исковые требования Администрации обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены или изменения принятого по делу решения на основании следующего.
В силу пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
Соответствующие правила благоустройства и санитарного состояния территории муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области утверждены решением Совета депутатов города Апатиты от 23.10.2017 N 548 (далее - Правила благоустройства)
Контроль за исполнением настоящих Правил осуществляет Администрация города Апатиты, в том числе через свои структурные подразделения (пункт 11.1 Правил благоустройств).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.3 Правил благоустройства благоустройство территории муниципального образования - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного настоящими Правилами, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Перечень вопросов, которые могут регулироваться Правилами благоустройства, закреплен в части 3 статьи 45.1 Закона N 131-ФЗ и включает в себя вопросы проектирования, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ.
Согласно пункту 2 пункта 1.3 Правил благоустройства объекты благоустройства территории - территории, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории районов города, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории муниципального образования (подпункт 2); владелец объекта благоустройства - физическое или юридическое лицо, которому объект благоустройства принадлежит на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления, праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования и на ином праве, предусмотренном законодательством (подпункт 25); проезд - дорога, примыкающая к проезжим частям жилых и магистральных улиц, разворотным площадкам (подпункт 34).
В соответствии с пунктами 4.3.2, 4.3.3 Правил благоустройства на территории участка жилой застройки с коллективным пользованием придомовой территорией (многоквартирная застройка) требуется предусматривать: транспортный проезд (проезды), пешеходные коммуникации (основные, второстепенные), площадки (для игр детей дошкольного возраста, отдыха взрослых, установки мусоросборников, гостевых автостоянок), озелененные территории. Если размеры территории участка позволяют, в границах участка необходимо предусматривать размещение спортивных площадок и площадок для игр детей школьного возраста, площадок для выгула собак. Обязательный перечень элементов благоустройства территории участка жилой застройки коллективного пользования включает: твердые виды покрытия проезда, различные виды покрытия площадок, элементы сопряжения поверхностей, оборудование площадок, озеленение, осветительное оборудование.
Пунктом 6.2.1 Правил благоустройства предусмотрено, что улицы и дороги на территории муниципального образования по назначению и транспортным характеристикам подразделяются на автомобильные дороги общего пользования местного значения, проезды на дворовых территориях.
Обязательный перечень элементов благоустройства территорий улиц и дорог включает: твердые виды покрытия дорожного полотна и тротуаров, элементы сопряжения поверхностей, озеленение вдоль улиц и дорог, осветительное оборудование, технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, светофоры, дорожные ограждения и направляющие устройства).
На улицах и дорогах, по которым предусмотрен пропуск общественного пассажирского транспорта, на остановочных пунктах следует размещать дополнительный элемент благоустройства - остановочные павильоны (пункт 6.2.2 Правил благоустройства).
Собственники (правообладатели), лица, ответственные за содержание объектов и элементов благоустройства (далее также - собственники (правообладатели)) - физические и (или) юридические лица, владеющие объектами и элементами благоустройства на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, либо осуществляющие содержание объектов и элементов благоустройства, включая работы по их восстановлению и ремонту, на основании соглашений с собственником или лицом, уполномоченным собственником (пункт 8.1.1.9 Правил благоустройства).
Пунктом 8.1.1.5 Правил благоустройства улично-дорожная сеть - комплекс объектов благоустройства, включающий в себя автомобильные дороги общего пользования местного значения различных категорий, дороги и проезды в зонах общественного, жилого и иных назначений, дороги и проезды на территориях природных комплексов, площади, разворотные площадки конечных пунктов маршрутов пассажирского транспорта, расположенные на них дорожные сооружения, а также тротуары, посадочные площадки остановочных пунктов, обочины дорог.
При этом внутриквартальная территория - территория общественного, жилого, иного назначения внутри квартала (микрорайона), включающая въезды (сквозные проезды) на данную территорию, тротуары, элементы озеленения, площадки и другие объекты благоустройства (пункт 8.1.1.4 Правил благоустройства).
Собственники (правообладатели), лица, ответственные за содержание объектов и элементов благоустройства - физические и (или) юридические лица, владеющие объектами и элементами благоустройства на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, либо осуществляющие содержание объектов и элементов благоустройства, включая работы по их восстановлению и ремонту, на основании соглашений с собственником или лицом, уполномоченным собственником (пункт 8.1.1.9 Правил благоустройства).
Пунктами 8.3.1, 8.3.2 и 8.3.3 Правил благоустройства закреплено, что собственники (правообладатели) обязаны осуществлять содержание элементов благоустройства. Элементы благоустройства должны находиться в технически исправном и надлежащем санитарном состоянии. Собственники (правообладатели) элементов благоустройства обязаны производить своевременный ремонт элементов благоустройства, замену их частей, непригодных к дальнейшей эксплуатации
Согласно пункту 8.1.2 Правил благоустройства в целях обеспечения безопасного движения транспортных средств и пешеходов покрытия улично-дорожной сети должны быть спланированы, не иметь разрушений, деформаций, выбоин, иных повреждений, очищены от бытовых и промышленных отходов.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что земельный участок с кадастровым номером 51:14:0030202:37 передан в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению.
Факт нахождения в границах указанного земельного участка проезда, равно как и наличие неудовлетворительного состояния дорожного проезда от автодороги по ул. Ферсмана к дому N 1а по ул. Козлов, подтверждается материалами дела и фактически не оспаривается ответчиком.
При этом, отклоняя доводы Учреждения о том, что спорный проезд проходит в границах нескольких земельный участков, принадлежащих, в том числе органам местного самоуправления, соответственно, относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, в связи с чем бремя его содержания возлагается на Администрацию, правомерно отклонены судом первой инстанции на основании следующего.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования; к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
В силу пункта 5 статьи 6 Закона N 257-ФЗ к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 5 Закона N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения.
Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве (пункт 11 статьи 6 Закона N 257-ФЗ).
Вопреки доводам подателя жалобы спорный проезд от автодороги по ул. Ферсмана к дому N 1а по ул. Козлова не включен в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории г. Апатиты (доказательств обратного ответчиком вопреки своим доводам и части 1 статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено).
При таких обстоятельствах оснований полагать, что бремя содержания и обеспечения безопасности дорожного движения в силу закона возложена на орган местного самоуправления, то есть на администрацию г. Апатиты у суда не имеется.
Ссылка Учреждения на муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети, межквартальных проездов, городских территорий города Апатиты от 16.09.2022 N 130/22-73, заключенный между МКУ г. Апатиты "УГХ" и ООО "ПрофБытСервис", также правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку указанный контракт заключен в отношении иных объектов (письмо г. Апатиты "УГХ" от 20.01.2023).
Правом на использование земельных участков в соответствии со статьями 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
На указанных лиц в силу статьи 42 ЗК РФ возложена, в том числе обязанность по соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
С учетом вышеприведенного, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, установив, что на истца возложены функции контроля за соблюдением правил благоустройства, следовательно, последний вправе принимать меры для устранения таких нарушений, а также то, что обязанность по устранению выявленного разрушения (деформации) дорожного покрытия на дороге в районе здания N 1а по ул. Козлова г. Апатиты (проезд от основной дороги по ул. Ферсмана к дому N 1а по ул. Козлова), расположенной на земельном участке, переданном в постоянное (бессрочное) пользование ответчику, в силу вышеприведенных норм и фактических обстоятельств возложена на Учреждение, суд первой инстанции обоснованно и правомерно удовлетворил исковые требования Администрации в полном объеме.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции оценены доводы сторон и представленные ими доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения от 14.03.2023 судом также не допущено, а потому у апелляционной коллегии не имеется правовых оснований для удовлетворения жалобы Учреждения и отмены или изменения принятого по делу решения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.03.2023 по делу N А42-9563/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С. А. Нестеров |
Судьи |
В. А. Семиглазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-9563/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АПАТИТЫ С ПОДВЕДОМСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ФГБУ НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "КОЛЬСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК"