г. Киров |
|
26 июня 2023 г. |
Дело N А29-14661/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Бычихиной С.А., Великоредчанина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
при участии представителей Фонда - Владимировой О.Н. по доверенности от 21.12.22022, Распоповой Е.Л. по доверенности от 23.05.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Воркутинская больница скорой медицинской помощи"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.03.2023 по делу N А29-14661/2021
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Воркутинская больница скорой медицинской помощи"
(ОГРН: 1021100812105; ИНН: 1103020988)
к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми"
(ОГРН: 1021100512355; ИНН: 1101471047)
о признании недействительным акта,
третье лицо: Министерство здравоохранения Республики Коми
(ОГРН: 1061101037370; ИНН: 1101486491),
УСТАНОВИЛ:
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Воркутинская больница скорой медицинской помощи" (до правопреемства - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Воркутинская инфекционная больница") (далее - заявитель, Больница) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (далее - Фонд) о признании недействительным акта от 03.11.2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Республики Коми (далее - третье лицо, Министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 23.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Больница с принятым решением суда не согласилась, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
По мнению заявителя, штатное расписание в 2020 году изменялось на основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19", приказа Министерства здравоохранения Республики Коми от 02.04.2020 N 513-р "О временном порядке организации работы медицинских организаций Республики Коми в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", а также в связи с необходимостью расширения объемов выполнения медицинских услуг. Основные изменения по штатной численности по медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией, а также по прочему персоналу, не выполняющему административно-управленческую функцию. Заявитель считает, что расходование средств по источнику финансирования обязательного медицинского страхования на выплаты стимулирующих надбавок работникам является целевым, поскольку соответствует Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н. При премировании работников всегда составлялись и учитывались критерии оценки деятельности медицинского и немедицинского персонала по категориям работников. В связи с увеличением в течение года финансирования медицинской помощи по стационару увеличивался плановый фонд оплаты труда. Вид выплаты "за увеличение объема работ" относится к стимулирующим выплатам, производимым за интенсивность работы и высокие результаты, которые являются одним из оснований для выплаты стимулирующей надбавки согласно положению о стимулирующих выплатах, обеспечивающих повышение результативности деятельности работников Учреждения. Стимулирующие выплаты осуществляются в пределах фонда стимулирующих выплат, увеличенного за счет образовавшейся экономии фонда оплату труда, в том числе за счет экономии компенсационных выплат и должностных окладов, тарифных ставок, оптимизации штатной численности в пределах средств, выделенных на оплату труда, а также средств, поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Больницы не согласился.
Министерство отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Коми, представители Фонда поддержали свою позицию по делу.
Больница, Министерство явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Больница представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), полученных Больницей в рамках выполнения территориальной программы ОМС за период с 01.01.2020 по 31.12.2020.
В ходе проверки установлены нарушения, отраженные в акте проверки от 03.11.2021, повлекшие нецелевое использование средств ОМС в общей сумме 25 304 041 рублей 66 копеек, в том числе:
на оплату труда 25 223 912 рублей 02 копеек (из них 93 481 рубль 54 копейки главному врачу без учета размера базового оклада; 241 219 рублей 72 копеек "за работу в выходные дни" без подтверждающих документов; 151 181 рубль 31 копейка врачу реаниматологу-анестезиологу в результате включения в расчет среднего заработка выплаты по источнику "субсидия на иные выплаты"; 1 759 031 рубль 45 копеек "за увеличение объема работ", не предусмотренных Положением о стимулирующих выплатах; 830 676 рублей премии врачу приемного отделения как внешнему совместителю, не предусмотренные Положением о стимулирующих выплатах; 22 148 322 рублей премий общебольничному немедицинскому персоналу и главному врачу/заместителю главного врача по медицинской работе с превышением полномочий);
на выплату компенсации взамен фруктовых соков 11 318 рублей 43 копеек;
на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа в случае переезда работника и членов его семьи в другую местность в связи с расторжением трудового договора 68 110 рублей 90 копеек;
на оказание медицинской помощи на платной основе 700 рублей 31 копейка.
По акту от 03.11.2021 Больнице предложено 25 304 041 рубль 66 копеек средств ОМС, использованных не по целевому назначению, возвратить в Фонд, а также уплатить штраф, предусмотренный частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), в сумме 2 530 404 рублей 16 копеек.
20.05.2022 Фонд сообщил Больнице о принятии обоснованных расходов на оплату труда работников в выходные дни в общей сумме 66 266 рублей 45 копеек (лист дела 112 том 1).
В связи с этим требование Фонда изложено в следующем размере: возвратить в Фонд 25 237 775 рублей 21 копейку средств ОМС, использованных не по целевому назначению, а также уплатить штраф в сумме 2 523 777 рублей 52 копеек.
Не согласившись с актом Фонда, Больница обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьями 38, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 9 статьи 3, статьей 13, частью 6 статьи 14, частью 5 статьи 15, пунктом 1 части 1 статьи 20, частью 5 статьи 26, частью 2, пунктом 12 части 7 статьи 34, частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н).
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Согласно части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, предусматривающей базовую программу обязательного медицинского страхования, структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 193 Правил N 108н в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги).
Из пункта 196 Правил N 108н следует, что затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда определяются исходя из потребности в количестве персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги), в соответствии с действующей системой оплаты труда, включая денежные выплаты стимулирующего характера.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 195 Правил N 108н в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги).
В силу пункта 206 Правил N 108н затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинской организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги), определяются исходя из количества единиц по штатному расписанию, утвержденному руководителем медицинской организации, с учетом действующей системы оплаты труда.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки Фондом установлено нецелевое расходование Больницей средств ОМС на выплату премий в общей сумме 22 148 322 рублей общебольничному немедицинскому административно-управленческому персоналу (включающему отдел кадров, планово-экономический отдел, бухгалтерию, далее - АУП) и заместителю главного врача (с 16.06.2020 исполняющему обязанности главного врача), в том числе занимающему полную ставку заведующего отделением для лечения коронавирусной инфекции и полную ставку врача-инфекциониста приемного отделения (лист дела 26 том 1).
Так, выплачены премии:
в июле 2020 года 1 676 000 рублей 10 сотрудникам и 192 000 рублей заместителю главного врача;
в августе 2020 года 1 152 000 рублей 6 сотрудникам (из числа вышеназванных) и 192 000 рублей заместителю главного врача;
в сентябре 2020 года 70 000 рублей 4 сотрудникам;
в октябре 2020 года 2 688 000 рублей 7 сотрудникам и 384 000 рублей заместителю главного врача;
в ноябре 2020 года 3 472 000 рублей 9 сотрудникам и 565 000 рублей заместителю главного врача;
в декабре 2020 года 5 125 000 рублей 15 сотрудникам и 575 000 рублей, 460 000 рублей, 460 000 рублей заместителю главного врача,
что с обязательными начислениями на указанные выплаты составило общую сумму 22 148 322 рублей.
Между тем, данные выплаты превысили фонд оплаты труда АУП (страница 25 акта), что не оспаривается Больницей. В силу положений пунктов 196, 206 Правил N 108н, выплаты, превышающие фонд оплаты труда, то есть не предусмотренные в тарифах на оплату медицинской помощи по ОМС, не могут быть признаны целевым расходованием средств ОМС.
Доводы Больницы об увеличении медицинского персонала в условиях коронавирусной инфекции, не могут быть приняты во внимание, так как из пункта 206 Правил N 108н следует раздельное определение объема затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда работников медицинской организации, которые не принимают непосредственное участие в оказании медицинской помощи. Следовательно, является обоснованной позиция Фонда, что в спорном случае расходование фонда оплаты труда медицинского персонала на премиальные выплаты АУП не может признаваться целевым расходованием средств ОМС. Больница не опровергла в ходе рассмотрения дела выводы Фонда (листы дела 42, 44, 45 том 1), что выплата спорных премий была обеспечена за счет фонда оплаты труда медицинского персонала.
В силу пункта 2.1 Положения о стимулирующих выплатах, утвержденного в Больнице 09.01.2020 (лист дела 39 том 8), видами стимулирующих выплат являются: надбавки за стаж, за качество выполняемой работы, а также надбавки за интенсивность и высокие результаты труда, премиальные выплаты.
Стимулирующие выплаты подразделяются на: выплаты постоянного характера, установленные трудовым договором; периодические выплаты, утвержденные приказом главного врача ежемесячно, ежеквартально, за год (пункт 2.10 Положения о стимулирующих выплатах).
В пункте 4.7 Положения о стимулирующих выплатах предусмотрен порядок определения размера премиальной выплаты: размер премиальной выплаты устанавливается в абсолютном значении к окладу; премиальные выплаты назначаются всем работникам в отчетном периоде, за фактически отработанное время по основной должности и по совместительству; размер премиальной выплаты определяется в зависимости от количества полученных баллов, согласно утвержденных критериев оценки деятельности для данного работника.
В пунктах 4.10, 4.11 Положения о стимулирующих выплатах предусмотрены премии за особо важные и срочные работы; единовременные премиальные выплаты.
Однако, как установил Фонд в ходе проверки и не опровергнуто в ходе судебного разбирательства, соответствующие премии выплачивались не всем работникам, спорные выплаты произведены нескольким работникам АУП и заместителю главного врача.
Из протоколов о выплате спорных премий следует, что выплаты АУП не определялись в соответствии с порядком, предусмотренным Положением о стимулирующих выплатах (в протоколе предложена сумма и решено выплатить предложенную сумму); премии выплачены из средств ОМС; показатели и критерии оценки деятельности АУП, заместителя главного врача с медицинским образованием (приложения к Положению о стимулирующих выплатах) не учитывались (листы дела 123-129 том 7). В том числе в декабре 2020 года заместитель главного врача (являющийся председателем комиссии по распределению и выплате премий) премирован в твердых суммах 575 000 рублей, 460 000 рублей, 460 000 рублей тремя премиями (листы дела 16, 17, 23 том 6).
С учетом изложенного, исследовав и оценив все представленные в дело доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о доказанности Фондом нецелевого расходования Больницей средств ОМС на выплаты премий и начислений на выплаты премий в общей сумме 22 148 322 рублей.
Доводы заявителя жалобы об изменении штатной численности в связи с необходимостью расширения объемов выполнения медицинских услуг не подтверждают правомерность премиальных выплат сотрудникам АУП.
Кроме того, согласно материалам дела, штатное расписание Больницы составляло по состоянию на 01.01.2020 - 135 штатных единиц, по состоянию на 31.12.2020 с учетом внесенных изменений - 353,25 штатные единицы. При этом среднесписочная численность работников Больницы на 31.12.2020 составляла 112 человек. Как верно указал Фонд, увеличение штатной численности привело к увеличению фонда оплаты труда (лист дела 20 том 1). Между тем, расходование средств ОМС должно быть обоснованным (целевым), направленные в медицинскую организацию средства ОМС обеспечивают оказание медицинской помощи в рамках ОМС, и не могут иметь цель их получения для выплаты премий.
В связи с этим позиция Больницы является необоснованной, доводы Больницы не могут быть приняты во внимание.
Фондом установлены иные нарушения.
Как следует из материалов дела, расчет премиальных выплат главному врачу произведен Больницей с превышением размера базовой ставки (14 560 рублей), что привело к излишнему начислению выплат и начислений на выплаты в общей сумме 93 481 рубль 54 копейки (лист дела 21 том 1, страница 19 акта).
В мае 2020 года сотрудникам Больницы были произведены выплаты за работу в выходные дни без подтверждающих документов (приказов, табелей учета рабочего времени). С учетом дополнительно представленных Больницей в Фонд документов выплаты без подтверждающих документов о работе в выходные дни составили 174 953 рубля 27 копеек (241 219,72 рублей - 66 266,45 рублей (листы дела 21, 112 том 1)). Письмом Фонда от 20.05.2022 N 04-13/2196 изменено требование к акту от 03.11.2021 в соответствующей части.
Отдельным сотрудникам Больницы, в том числе немедицинскому персоналу, производились выплаты "за увеличение объема работ" (лист дела 21 том 1). Между тем, данные выплаты нормативными документами, локальными актами Больницы, не предусмотрены. Сумма нецелевого использования средств ОМС составила 1 759 031 рублей 45 копеек.
Врачу приемного отделения как внешнему совместителю выплачены премии, что противоречит пункту 4.7 Положения о стимулирующих выплатах, предусматривающему премиальные выплаты по основной должности и по совместительству, то есть по внутреннему совместительству (лист дела 43 том 8). Данное нарушение повлекло необоснованное расходование Больницей средств ОМС в сумме 830 676 рублей (лист дела 21 оборот том 1).
Неверно определен размер среднего заработка врача реаниматолога-анестезиолога (так как в него включена выплата субсидии), что повлекло излишнее расходование средств ОМС на оплату труда в сумме 151 181 рубль 31 копейка (лист дела 21 том 1).
Произведена выплата компенсации (взаимен фруктовых соков) в сумме 11 318 рублей 43 копеек работникам, отчет по условиям труда которых не предусматривает тех вредных факторов, которые предусмотрены для выдачи соков утвержденным в Больнице "Положением о бесплатной выдаче работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока" (лист дела 29 том 1).
Больницей произведена оплата стоимости проезда и провоза багажа при переезде работников в другую местность в связи с расторжением трудового договора в сумме 68 110 рублей 90 копеек (лист дела 29 оборот том 1). Между тем, предусмотренные льготы и компенсации законодательством Республики Коми не могут служить основанием для осуществления спорных выплат за счет средств ОМС. Средства ОМС в силу их целевого характера не являются источником возмещения всех затрат медицинской организации. Поскольку данные расходы не связаны с оказанием медицинской помощи, они не могут производиться за счет средств ОМС.
Больницей для оказания платных медицинских услуг использованы средства ОМС в сумме 700 рублей 31 копейка (лист дела 35 том 1, страница 47 акта).
Указанные нарушения обоснованы в акте Фонда, выводы Фонда свидетельствуют о нецелевом использовании средств ОМС.
Доводов относительно вышеуказанных нарушений (за исключением 22 148 322 рублей расходов на выплату премий) Больница не приводит.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Больницы - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.03.2023 по делу N А29-14661/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Воркутинская больница скорой медицинской помощи" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-14661/2021
Истец: ГБУЗ "Воркутинская больница скорой медицинской помощи"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ "ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ"
Третье лицо: Министерство здравоохранения Республики Коми, Второй арбитражный апелляционый суд