г. Санкт-Петербург |
|
30 июня 2023 г. |
Дело N А56-80777/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.,
судей Богдановской Г.Н., Поповой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: представитель Явкин А.А. по доверенности от 27.01.2022;
от ответчика: представитель Литовченко Е.Н. по доверенности от 14.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13757/2023) ТСЖ "Ударник" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2023 по делу N А56-80777/2022, принятое
по иску товарищества собственников жилья "Ударник"
к акционерному обществу "Невский экологический оператор"
о перерасчете,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Ударник" (далее - истец, ТСЖ "Ударник", ТСЖ, Товарищество, потребитель) обратилось в Арбитражный суд городам Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Невский экологический оператор" (далее - ответчик, АО "НЭО", региональный оператор) о перерасчете суммы за услугу по вывозу ТКО на объекте по адресу: г. Санкт-Петербург, пр-кт Наставников, д. 36, к. 2, за период: с января 2022 по июнь 2022 включительно, о взыскании неустойки по 3 000 рублей за каждый день неисполнения решения суда.
Решением суда от 27.03.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с вынесенным решением, подал апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на незаконность решения, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель сослался на то, что суд первой инстанции не учел положения п. 2, п.п. "в" и "д" п.3, п.п. "ж" п. 4, п.п. "а" пункта 31, п.п. "а" п. 33, п. 148 (1), п. 148 (22), п. 148 (24). п. 148 (45), п. 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пункта 17 раздела VII приложения N 1 к Правилам N 354.
Ответчик не представил в материалы дела доказательства, подтверждающие факт предоставления услуг по вывозу ТКО надлежащего качества (с установленной периодичностью).
Податель жалобы привел судебную практику, согласно которой доказательством предоставления услуг по вывозу ТКО надлежащего качества являются маршрутные журналы вывоза, отчет по посещению геозон за спорный период на указанную контейнерную площадку - обязательные документы для учета и ведения Ответчиком отчетов о своей деятельности.
Вопреки утверждению суда первой инстанции о том, что ТСЖ не просило ответчика устранить указанные нарушения в досудебном порядке, ТСЖ "Ударник" в претензии от 22.07.2022 просило АО "Невский Экологический оператор" осуществить действия по вывозу ТКО с объекта.
Как полагает апеллянт, ответчик несет ответственность за своевременный вывоз ТКО с контейнерных площадок, закрепленных за многоквартирными домами по указанным в исковом заявлении адресам. График вывоза ТБО должен быть рассчитан таким образом, при котором соблюдаются требования подпункта "а" пункта 148 (22) Правил N 354 в части предоставления потребителю коммунальной услуги по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества не нарушая режим вывоза.
25.05.2023 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от ответчика в электронном виде поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с возражениями против доводов истца.
08.06.2023 в судебном заседании апелляционного суда истец и ответчик остались на указанных выше правовых позициях.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Обращаясь с исковым заявлением в суд, истец указал, что ТСЖ "Ударник" осуществляет управление и техническую эксплуатацию многоквартирных домов по адресам: г. Санкт-Петербург, пр-кт. Наставников д.36, корпус 2, пр. Наставников д.34, пр. Наставников д.36 к.1, пр. Ударников д. 33 (далее - МКД) в соответствии с Протоколом заседания правления ТСЖ "Ударник" от 06.07.2020 г., а также на основании Устава ТСЖ "Ударник".
В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.1.8, 2.1.11 Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города федерального значения Санкт-Петербурга между Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности и Региональным оператором от 02.09.2021 в обязанности Регионального оператора входит осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также соблюдение периодичности вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, емкостей для твердыми коммунальных отходов на территории зоны деятельности Общества в соответствии с требованиями, установленными нормативно-правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
ТСЖ "Ударник" оплатило услуги, оказанные региональным оператором, за период с января 2022 по июль 2022, в подтверждение чего представило акт сверки взаимных расчетов за период: 1 полугодие 2022, направленный АО "НЭО" истцу 01.08.2022 почтовым отправлением с номером идентификатора 80104174849017.
За период с января 2022 по июнь 2022 включительно региональный оператор не осуществлял вывоз крупногабаритных отходов (далее - КГО) с мусорной площадки, прикрепленной к указанным МКД.
Истец направил региональному оператору телеграмму-уведомление N 279/047 от 22.06.2022 о том, что ему надлежит прибыть для составления данного акта. Представитель региональный оператор для составления акта не явился. Данный акт был составлен 27.06.2022 в 11:30 Председателем Правления ТСЖ "Ударник" Гавришем О.А., в присутствии двух незаинтересованных лиц.
ТСЖ "Ударник" в ходе проведения осмотра и составления акта было установлено, что по адресу: Санкт-Петербург, пр-кт. Наставников д. 36 к. 2, на контейнерной площадке, которая закреплена за многоквартирным домом, не обеспечен своевременный вывоз твердых коммунальных отходов, в связи с чем имеется переполнение площадки для сбора твердых коммунальных отходов (а именно ТКО), то есть, нарушен п. 17 раздела VII Приложения N 1 Правил N 354.
30.06.2022 Товарищество направило названный акт ответчику, что подтверждается почтовым отправлением с идентификатором N 19527969079239.
Ответ в адрес ТСЖ "Ударник" в установленные сроки не поступил.
22.07.2022 истец направил в адрес Ответчика претензию с требованием произвести перерасчет (почтовый идентификатор 19915571032085), в связи с тем, что услуга была оказана ненадлежащего качества и в меньшем объеме.
Неисполнение ответчиком требований в претензионном порядке послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции руководствовался нормами пункта 1 статьи 779, статьи 781, статьи 429.4. Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4, пункта 5 статьи 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89)
Суд первой инстанции исходил из того, что образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота, неизбежно сопряженного с жизнедеятельностью людей, вызывает формирование отходов.
Суд указал, что отсутствие доказательств фактического оказания услуг региональным оператором не является препятствием к удовлетворению иска о взыскании абонентской платы, если собственник ТКО в этот период не требовал исполнения.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции не подлежащим изменению в связи со следующим.
Подпунктом "г" пункта 31 Правил N 354 установлено, что исполнитель обязан, в том числе, производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Истец указал, что контейнерные площадки, расположенные на территории многоквартирных домов, управление которыми осуществляет Истец, включены в территориальную схему. Именно с этих площадок региональный оператор обязан осуществлять вывоз ТКО (в том числе КГО).
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156), пунктом 1 которых установлено, что к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
В пункте 2 названного Постановления указано, что под бункером понимается мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов; под контейнером - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов.
Контейнерной площадкой является место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Согласно указанному пункту крупногабаритными отходами являются твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах;
В силу пункта 11 Правил N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 1156 вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования. Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, на региональных операторов возложена обязанность по осуществлению вывоза твердых коммунальных отходов (в том числе и крупногабаритных) из специально отведенных мест: контейнерных площадок и специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, определенных соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 14.09.2021 N 306-ЭС21-8811, указание в статье 24.6 Закона N 89-ФЗ о том, что региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, само по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 АПК РФ), подлежащих оценке при рассмотрении спора, равно не исключает и необходимость проверки судом заключения потребителем договора о вывозе ТКО с иным лицом в обход закона с целью уклонения от оплаты стоимости соответствующих услуг, размер которых определен нормативно.
Пунктом 15 Правил N 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 148 (26) Правил N 354, согласно которому потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не вправе складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
Следовательно, из обязанности регионального оператора по вывозу ТГО из предусмотренных договором и специально оборудованных мест (контейнерных площадок и площадок для складирования ТГО) вытекает обязанность потребителей коммунальной услуги складировать ТГО в таких местах и исключительно в контейнеры (бункеры, иные емкости, предназначенные для сбора ТКО), установленные на соответствующих контейнерных площадках, либо, в случае складирования ТГО, на специальной площадке для складирования ТГО, которая также должна быть надлежащим образом обустроена и предусмотрена договором.
На основании пункта 4 Правил N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
В данном случае в территориальной схеме обращения с отходами отсутствует контейнерная площадка для складирования ТГО, принадлежащая ТСЖ "Ударник".
Из фотографии, прикрепленной к акту о нарушении региональным оператором обязательств по договору от 27.06.2022, следует, что истец складирует крупногабаритные отходы в закрытом помещении, которое не является местом накопления ТГО, организованном в соответствии с требованиями действующего законодательства.
ЗАО "Спецтранс ЖСК" представлена справка от 16.09.2022, из которой следует, что у ТСЖ "Ударник" имеется проблема с вывозом ТКО, вызванная нежеланием осуществлять погрузку ТГО в бункер.
На контейнерной площадке истца отсутствуют бункеры для складирования ТГО, отсутствует специальная площадка для складирования ТГО, обустроенная надлежащим образом и предусмотренная договором.
Близлежащей контейнерной площадкой является контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. Санкт-Петербург, пр-кт. Ударников, д. 42. С данной контейнерной площадки вывоз ТКО осуществляется регулярно.
Таким образом, ввиду отсутствия у истца контейнерной площадки, предназначенной для складирования ТГО, истец вправе складировать ТГО на близлежащей контейнерной площадке. Региональный оператор оказывал ТСЖ "Ударник" услуги по обращению с ТКО.
Одновременно с указанным ТСЖ складирует на контейнерной площадке строительные отходы, которые не являются ТКО.
Оператором по транспортированию ТКО - ЗАО "Спецтранс ЖСК" выявлен факт несанкционированного размещения отходов, отличных от ТКО, неустановленного класса опасности (строительные, отходы от капитального ремонта кровли) на земельном участке по адресам: Ударников, 33, Наставников, 34, о чем составлен акт от 16.09.2022.
Согласно статье 1 Закона N 89 твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Перечень ТКО, подлежащих сбору и транспортированию Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО, определен Федеральным классификационным каталогом отходов (далее - ФККО), утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Роспотребнадзор) от 22.05.2017 N 242.
Согласно ФККО к ТКО относятся все виды отходов подтипа отходов "Отходы коммунальные твердые" (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО
Аналогичная информация содержится в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО".
В соответствии с пунктом 3.2 Национального стандарта Российской Федерации "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация строительных отходов" отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных и других коммуникаций, являются строительными отходами.
По ФККО строительные отходы помещены в разделах классификатора "8 00 000 00 00 0 Отходы строительства и ремонта". Указанный тип отходов не относится к твердым коммунальным отходам. Данная позиция подтверждается Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 01.12.2022 N Ф06-24279/2022 по делу N А55-34327/2021.
АО "Невский экологический оператор" является региональным оператором по обращению с ТКО. Строительные отходы не являются твердыми коммунальными отходами. Соответственно, АО "Невский экологический оператор" не вправе осуществлять вывоз строительных отходов.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ТСЖ, апелляционный суд также исходил из следующего.
Требования к качеству оказания услуг по обращению с ТКО содержатся в пункте 17 Приложения N 1 к Правилам N 354.
Товарищество не представило в материалы дела доказательства уклонения ответчика от выполнения заявок потребителей на вывоз крупногабаритных отходов.
Из пункта 16 типового договора следует, что в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
На основании пункта 20 типового договора потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Фиксацию, как полагало ТСЖ, нарушений со стороны АО "НЭО" истец произвел двумя актами, утверждая при этом, что нарушения допущены ответчиком за весь период с января 2022 по июнь 2022.
Согласно пункту 16 типовой формы договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.
В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений.
01.07.2022 от ТСЖ региональному оператору поступил акт о нарушении АО "НЭО" обязательств по договору от 27.06.2022, в котором не содержится требования об устранении нарушений в течение разумного срока, равно как требование о осуществлении перерасчета.
Товариществом к исковому заявлению приложен акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору от 05.08.2022. Данный акт также оформлен ненадлежащим образом, не содержит требования об устранении нарушений, является односторонним документом. Доказательства, подтверждающие направления указанного региональному оператору не представлены. Также акт не отвечает критерию относимости доказательств (статья 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), поскольку не соотносится с исковым периодом.
Таким образом, истец не представил относимые и допустимые доказательства нарушения АО "НЭО" своих обязательств, соответственно, основания для перерасчета платы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела с учетом представленных в материалы дела доказательств и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2023 по делу N А56-80777/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-80777/2022
Истец: ТСЖ "УДАРНИК"
Ответчик: АО "НЕВСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР"