г. Москва |
|
30 июня 2023 г. |
Дело N А40-245720/22 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.А. Птанская,
без вызова сторон рассмотрев апелляционную жалобу
Акционерного общества "Вагонная ремонтная компания - 2"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07 марта 2023 года
по делу N А40-245720/22, принятое судьей Козловским В.Э.,
в порядке упрощенного производства
по иску Закрытого акционерного общества "Локотранс" (ОГРН: 1027600682010)
к Акционерному обществу "Вагонная ремонтная компания - 2"
(ОГРН: 1117746294126) о взыскании убытков
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Локотранс" обратилось в суд с требованием о взыскании с АО "ВРК-2" о взыскании убытков в размере 175 714 руб. 48 коп. (с учетом уменьшения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Определением Арбитражного суда города Москвы от 11.11.2022 г. исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 07.03.2023 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в части взыскания убытков по вагону N 54370226 в размере 13 213,17 руб. и упущенной выгоды в размере 86 500 рублей, поскольку истец не доказал свои требования.
Заявитель указывает на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела и на нарушение судом норм материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Истец направил отзыв, в котором возражал против доводов жалобы.
Ответчик направил письменные объяснения.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив доводы жалобы и возражений на неё, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, 01 апреля 2018 года между ЗАО "Локотранс", именуемое в дальнейшем "Заказчик", с одной стороны, и АО "Вагонная ремонтная компания - 2" (АО "ВРК-2"), именуемое в дальнейшем "Подрядчик", с другой стороны, был заключен договор на ремонт грузовых вагонов N 61-Д, по условиям которого Заказчик поручает и обязуется оплатить, а Подрядчик принимает на себя обязательства производить ремонт грузовых вагонов, принадлежащих Заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании.
В рамках указанного договора в вагонных ремонтных депо - ОСП филиалов АО "Вагонная ремонтная компания - 2" был произведен плановый ремонт 7 вагонов (N 29418498, N 58014028, N 96721790, N 52637592, N 54370226, N 52616216, N 53753893), что подтверждается: актами выполненных работ N 4689 от 13.10.2020 г. (на вагон N 29418498), N 8647 от 08.12.2021 г. (на вагон N 58014028), N 1767 от 24.05.2021 г. (на вагон N 96721790), N 7909 от 31.10.2020 г. (на вагон N 52637592), N 2 75 от 06.10.2019 г. (на вагон N 54370226), N 703 от 02.02.2021 г. (на вагон N 52616216), N 9742 от 27.12.2020 г. (на вагон 53753893).
Оплату за проведенные текущие ремонты ЗАО "Локотранс" осуществило в полном объеме, о чем свидетельствуют приложенные к исковому заявлению счета-фактуры и платежные поручения.
Согласно п. 5.1 Договора N 61-Д от 01.04.2018 года сдача выполненных работ по ремонту грузовых вагонов Подрядчиком и их приемка Заказчиком производится путем подписания ЭП акта о выполненных работах (оказанных услугах) по форме с обязательным приложением следующих документов: уведомления о приемке грузовых вагонов из ремонта формы ВУ-36-М, расчетно-дефектной ведомости, дефектной ведомости, акт выбраковки и акта замены-установки (в случае их составления), акта-рекламации формы ВУ-41-М.
В соответствии с п. 6.1. договора N 61-Д от 01.04.2018 года гарантийный срок на выполненные работы по деповскому и капитальному ремонту грузовых вагонов устанавливается до проведения следующего планового вида ремонта.
Согласно Положению о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в межгосударственном обращении от 22-23 ноября 2007 года, нормативы периодичности проведения планового ремонта грузовых вагонов устанавливаются по критерию фактически выполненного объема работ (пробегу).
Дата проведения следующего планового ремонта отражается в справке ГВЦ ОАО "РЖД" 2612 "Сведения об остаточном ресурсе вагона" и Справках о техническом состоянии вагона, приложенных к иску.
В п. 6.2 Договора N 61-Д от 01.04.2018 г. указано, что при обнаружении технологических дефектов в течение гарантийного срока, возникших в процессе эксплуатации грузовых вагонов вследствие некачественно выполненного ремонта, грузовые вагоны направляются в эксплуатационное депо сети железных дорог для устранения выявленных дефектов.
Так, после проведения планового ремонта указанных вагонов в вагонных ремонтных депо - ОСП филиалов АО "Вагонная ремонтная компания - 2", вагоны были забракованы в текущий ремонт по неисправностям N 348 "Неисправность поглощающего аппарата", N 214 "Излом пружин", о чем оформлены соответствующие уведомления на ремонт вагонов формы ВУ-23-М, с указанием кода выявленной неисправности согласно Классификатору "Основные неисправности грузовых вагонов" (К ЖА 2005 05) и вида требуемого ремонта - текущий ремонт (ТР-2).
Текущий отцепочный ремонт вагонов был проведен на основании заключенных договоров на ремонт вагонов, что подтверждается актами выполненных работ N 7508516 от 16.12.2021 г. (на вагон N 29418498), N 7554011 от 13.01.2022 г. (на вагон N 58014028), N 7655241 от 21.02.2022 г. (на вагон N 96721790), N 7725036 от 08.04.2022 г. (на вагон N 52637592), N 1265 от 28.03.2022 г. (на вагон N 54370226), N 7795116 от 08.05.2022 г. (на вагон N 52616216), N 7749888 от 17.04.2022 г. (на вагон 53753893), а также соответствующими счетами-фактурами, приложенными к иску.
Оплату за проведенные текущие ремонты ЗАО "Локотранс" осуществило в полном объеме, о чем свидетельствуют платежные поручения N 8394 от 15.12.2021 г. (за вагон N 29418498), письмо N И22-00521 от 15.02.2022 г. (за вагон N 58014028), N 1092 от 25.02.2022 г. (за вагон N 96721790), N 2380 от 19.04.2022 г. (за вагон N 52637592), N 1962 от 04.04.2022 г. (за вагон N 54370226), N 2994 от 18.05.2022 г. (за вагон N 53753893), N 2354 от 18.04.2022 г., N 2481 от 22.04.2022 г. (на вагон 53753893).
В соответствии с Классификатором "Основные неисправности грузовых вагонов" (К ЖА 2005 05) неисправности за кодом N 348, N 214 являются неисправностями технологическими, т.е. связанными с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов грузовых вагонов в депо, на ВРЗ и ВСЗ.
Действующими нормативными документами по деповскому/капитальному ремонту (п.18.1 Руководства по деповскому ремонту грузовых вагонов железнодорожных дорог колеи 1520 мм РД 32 ЦВ 587-2009, п. 16.1 Руководства по капитальному ремонту грузовых вагонов железнодорожных дорог колеи 1520 мм N 627 - 2007) установлено, что вагонные депо, производящие деповской/капитальный ремонт вагонов, несут ответственность за качественный ремонт узлов и деталей, исправную работу вагона и его узлов до следующего планового ремонта, считая от даты выписки уведомления об окончании ремонта вагонов формы ВУ-36 при соблюдении правил эксплуатации вагонов.
Для вагона, переведенного на новую систему ремонта, с учетом фактически выполненного объема работ (по пробегу) в ГВЦ ОАО "РЖД" передается установленным порядком электронное сообщение о факте производства ремонта. Согласно п. 18.2 и 16.3 вышеназванных Руководств на узлы и детали, проработавшие менее указанного срока, оформляется акт-рекламация формы ВУ-41-М установленным порядком.
Порядок удостоверения факта неисправности узла и детали вагона, не выдержавших гарантийного срока после их изготовления, ремонта установлен Регламентом расследования причин отцепки вагона и ведения рекламационной работы, утвержденных Президентом НП "ОПЖТ" Гапановичем В.А. от 26.07.2016 г. В п. 1.7. указанного Регламента установлено, что по итогам расследования причин возникновения неисправности технологического характера составляется Актрекламации, формы ВУ-41-М.
На основании рекламационных документов владелец вагона вправе предъявить затраты за текущий ремонт с приложением Копии акта-рекламации, формы ВУ-41-М, лицу, виновному в возникновении неисправности узла, не выдержавшего гарантийного срока, в соответствии с условиями заключенных договоров и действующим законодательством РФ.
Следовательно, выявление неисправности технологического характера требует оформления акта формы ВУ-41-М, который является доказательством ненадлежащего качества ремонта вагона.
Такое же правило стороны согласовали в разделе 6 "Гарантийные обязательства" Договора N 61-Д от 01.04.2018 г.
В Актах-рекламациях, формах ВУ-41-М, N 485 от 16.12.2021 г. (на вагон N 29418498), N 49 от 13.01.2022 г. (на вагон N 58014028), N 288 от 22.02.2022 г. (на вагон N 96721790), N 30 от 08.04.2022 г. (на вагон N 52637592), N 60 от 28.03.2022 г. (на вагон N 54370226), N 969 от 08.05.2022 г. (на вагон N 52616216), N 309 от 17.04.2022 г. (на вагон 53753893) предприятием, виновным в выявленных неисправностях, признаны вагонные ремонтные депо - филиалы АО "ВРК-2", ранее производившие плановый ремонт указанных вагонов.
Таким образом, документально подтверждено, что причиной проведения текущих отцепочных ремонтов вагонов N 29418498, N 58014028, N 96721790, N 52637592, N 54370226, N 52616216, N 53753893 заявленных в иске, стал некачественный плановый ремонт вагонов, произведенный в вагонных ремонтных депо - ОСП филиалов АО "Вагонная ремонтная компания - 2".
Согласно прилагаемому расчету ЗАО "Локотранс" понесло расходы, связанные с некачественным плановым ремонтом заявленных в настоящем иске вагонов в общей сложности в размере 195 679,92 рублей 92 коп.
Гарантийный срок на выполненные работы по плановому ремонту в момент проведения заявленных текущих отцепочных ремонтов не истек, что подтверждается соответствующими справками ГВЦ ОАО "РЖД" N 2612 "Сведения об остаточном ресурсе вагона", приложенными к иску.
В силу п. 6.3. Договора N 61-Д от 01.04.2018 г., расходы, понесенные Заказчиком за выполненные работы по устранению технологических неисправностей, возникших в течение гарантийного срока из-за некачественно выполненных работ, Заказчик предъявляет в Депо Подрядчика путем направления претензии.
ЗАО "Локотранс" направило согласно договору в адрес Подрядчика претензии N И22-00644 от 24.02.2022 г., N И22-00645 от 24.02.2022 г., N И22-01476 от 28.04.2022 г., N И22-01754 от 20.05.2020 г., N И22-02172 от 22.06.2020 г., N И22-02169 от 22.06.2020 г., N И22-02176 от 23.06.2022 г. с просьбой возместить расходы за текущий ремонт вагонов N 29418498, N 58014028, N 96721790, N 52637592, N 54370226, N 52616216, N 53753893.
Претензионные требования оставлены без удовлетворения.
При этом, доводы ответчика по иску, изложенные в отзыве на иск, не могут служить основанием к отказу в иске в полном объеме, поскольку указанные ответчиком по иску обстоятельства не опровергают представленных истцом по иску доказательств, подтверждающих правомерность исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой апелляционный суд соглашается.
Материалами дела подтверждено, что основанием отцепки вагонов в ремонт явились именно технологические неисправности, что привело к невозможности использования истцом вагонов для извлечения прибыли, в том числе путем сдачи в аренду.
Ответчик не доказал явный характер выявленных неисправностей, и тот факт, что обнаружение подобных неисправностей исключает гарантийную ответственность ответчика.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ судебные расходы по апелляционной жалобе подлежат отнесению на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07 марта 2023 года по делу N А40-245720/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-245720/2022
Истец: ЗАО "ЛОКОТРАНС"
Ответчик: АО "ВАГОННАЯ РЕМОНТНАЯ КОМПАНИЯ - 2"