город Москва |
|
30 июня 2023 г. |
Дело N А40-281657/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.06.2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 30.06.2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Савенкова О.В.
судей Панкратовой Н.И., Бондарева А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермаковой Е.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13.04.2023
по делу N А40-281657/22-191-1924, принятое судьей Волковой Е.И.
по иску Департамента городского имущества города Москвы
(ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674)
к ООО "Димос" (ОГРН 1037739725870, ИНН 7712044674)
о взыскании 2 547 265,45 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Суханова С.Ю. по доверенности от 22.11.2022, диплом ВСГ 4990103 от 14.07.2010;
от ответчика: Штырляев Д.Н. по доверенности от 26.10.2022, диплом ВСБ 0139887 от 26.06.2003;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО "Димос" (далее - Общество, истец) о взыскании по договору аренды от 18.02.2002 N 02-00061/02 задолженности в размере 2 547 265,45 руб., из них: 2 335 564,77 руб. - долг по арендной плате за период с 01.05.2021 по 30.09.2022; 211 700,68 руб. - пени по договору за период с 12.05.2021 по 30.09.2022.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.04.2023 в удовлетворении иска суд отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от 13.04.2023, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, исковые требования удовлетворить.
В обоснование жалобы указывает на то, что решение принято незаконно и необоснованно с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение отменить и принять новый судебный акт, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал. Просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, между Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы (правопредшественник Департамента городского имущества города Москвы) (далее - арендодатель) и ООО "Димос" заключен договор аренды нежилого помещения от 18.02.2002 N 02-00061/02 (далее - Договор) нежилого помещения площадью 294,30 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, Валдайский пр. дом 8.
Согласно п. 5.1 договора ответчик обязан вносить арендную плату не позднее пятого числа текущего месяца. Истец в обоснование заявленных требований указал, что установленная договором обязанность по своевременному перечислению арендной платы не исполнена ответчиком за период с 01.05.2021 по 30.09.2022, в результате чего образовалась задолженность в размере 2 335 564,77 руб. В соответствии с п. 6.1 договора при неуплате арендатором арендных платежей в установленные сроки, начисляются пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки. В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по внесению арендных платежей, за период с 12.05.2021 по 30.09.2022 начислены пени в размере 211 700,68 руб. Претензией от 19.09.2022 N 33-6-428868/22-(0)-2 ответчику предлагалось устранить допущенные нарушения договора аренды в течение месячного срока с даты направления претензии и перечислить денежные средства в счет уплаты долга за указанные периоды на расчетный счет Департамента. В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком принятых на себя обязательств истец обратился в суд.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Как указал ответчик, арендная плата в спорный период вносилась в соответствии с утвержденной льготной ставкой арендной платы, а признание за ответчиком права на применение ставки арендной платы за 1 кв.м. в год в соответствии с положениями п.п. 1.1 и Постановления N 800-ПП не требует внесения каких-либо изменений в договор аренды, поскольку действует автоматически и устанавливается с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта, поскольку ответчик соответствует установленным критериям, так как является субъектом малого предпринимательства и площадь арендуемого помещения не превышает 300 кв.м. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 09.11.2021 по делу NА40-147645/21-150-1001, установлены аналогичные обстоятельства за предыдущий период.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.20 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если федеральный закон, предусматривающий необходимость государственного регулирования арендной платы, отсутствует, но публично-правовое образование установило правила, которыми оно руководствуется при определении арендной платы и условий сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности этого публичноправового образования, судам надлежит учитывать следующее. Акты, которыми устанавливаются такие правила, регулируют публичные отношения, связанные с управлением государственным или муниципальным имуществом, и адресованы соответствующим органам, осуществляющим управление. Поэтому их положения применяются к договору аренды лишь постольку, поскольку это предусмотрено самим договором. Между тем если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
В п.2.4 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" предусмотрено, что по действующим договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в имущественной казне города Москвы и переданных в аренду субъектам малого предпринимательства, заключенным без проведения торгов, за исключением случаев, указанных в п.п.1, 1(1) Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", ставка арендной платы определяется в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о величине годовой ставки арендной платы по истечении шестимесячного срока с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы" (вместе с "Положением о Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства") обязанность по направлению документов в Межведомственную комиссию лежит на Департамента (раздел V Порядок принятия Комиссией решений о предоставлении субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за кв. м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, установленной Правительством Москвы (в ред. постановления Правительства Москвы от 24.12.2014 N816-ПП).
При этом абз. 2 п. 1.1, устанавливающий обязательный порядок обращения в Межведомственную комиссию утратил силу.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП (действовавший до 31.12.2021) "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" устанавливал, с 1 января 2020 г. ставку арендной платы в размере 4750 рублей за кв. м в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по договорам аренды, заключенным без проведения торгов, срок которых не истек, за исключением договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных частью 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. постановлений Правительства Москвы от 22.09.2020 N 1554-ПП, от 16.12.2020 N 2262-ПП).
Согласно п.п.1, 1.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" с 01.01.2022 устанавливается ставка арендной платы в размере 5 000 рублей за 1 кв.м. в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
Поскольку действующая редакция вышеуказанного постановления не содержит требований о представлении в межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятии комиссией решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, последняя должна применяться арендодателем (собственником нежилого фонда, находящегося в имущественной казне города Москвы) автоматически.
Таким образом, ответчик, являясь субъектом малого предпринимательства, арендующим объект нежилого фонда до 300 кв.м., находящийся в имущественной казне города Москвы, по действующему договору аренды, заключенному без проведения торгов, имеет право на применение в рамках арендных правоотношений с ответчиком льготной ставки арендной платы в размере в размере 4 750 руб. за 1 кв.м. в год за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, в размере 5 000 рублей 00 копеек за 1 кв.м. арендуемой площади в год на период с 01.01.2022 по 31.12.2022.
В силу вышеизложенных обстоятельств установление ставки арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости годовой арендной платы с учетом коэффициента-дефлятора, применению не подлежит, поскольку противоречит п.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" и нарушает право ответчика как субъекта малого предпринимательства на применение льготной ставки, установленной Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы".
Истцом не представлено доказательств несоответствия ответчика критериям, указанным в постановлении Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", для предоставления льготной арендной ставки.
Согласно представленному в материалы дела информационному расчету с учетом применения льготной ставки арендной платы за спорный период и произведенной ответчиком доплаты в 100 руб., задолженность у ответчика отсутствует.
Таким образом, поскольку задолженность по договору аренды за спорный период отсутствует, с учетом обязательности применения льготной ставки арендной платы, а также с учетом внесенных ответчиком платежей, суд первой инстанции обоснованно отказал в иске о взыскании с ответчика задолженности по арендной плате.
При указанных обстоятельствах, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13.04.2023 по делу N А40-281657/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
А.В. Бондарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-281657/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ООО "ДИМОС"