г. Красноярск |
|
03 июля 2023 г. |
Дело N А33-2182/2023 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Иванцова О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "03" апреля 2023 года по делу N А33-2182/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН 2466001885, ОГРН 1022402648718, далее - заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Континент-Строй" (ИНН 2464251939, ОГРН 1132468020893, далее - ООО "Континент-Строй", общество) о взыскании 2500 руб. финансовых санкций за несвоевременное предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за январь 2018 года, февраль 2018 года, март 2018 года, декабрь 2020 года, апрель 2021 года.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края (резолютивная часть подписана 24.03.2023, мотивированное решение изготовлено по заявлению Фонда 03.04.2023) по делу N А33-2182/2023 требования Фонда удовлетворены частично. С общества в доход Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации взыскано 1000 руб. финансовых санкций за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за декабрь 2020 года, апрель 2021 года (решения от 27.05.2021 N 205S19210012509, от 31.10.2022 N 205S19220027150). В удовлетворении остальной части требований отказано. С ООО "Континент-Строй" в доход федерального бюджета взыскано 800 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований, Фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в указанной части отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В апелляционной жалобе Фонд ссылается на то, что 15.03.2019 общество представило сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за январь, февраль, март 2018 года, однако сведения форме СЗВ-М (исходная) за указанные периоды страхователем ранее не представлялись, то есть, сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за указанные периоды являются впервые представленными. Следовательно, страхователь не только не представил в Фонд сведения по форме СЗВ-М (исходная), но и направил сведения за указанный период с нарушением установленного законом срока.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Сведения о принятии апелляционной жалобы к производству размещены 27.04.2023 06:33:51 МСК в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети Интернет: http://kad.arbitr.ru.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом того, что решение суда первой инстанции оспаривается частично (только в части отказа в удовлетворении заявленных требований - о взыскании финансовых санкций по решениям от 14.06.2019 N 205S19190024494, N 205S19190024457, 205S19190024352), арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, проверил законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
15.03.2019 ООО "Континент-Строй" представило в Фонд сведения по форме СЗВ-М (доп) за январь 2018 года в отношении 1 застрахованного лица. Сведения по форме СЗВ-М (исх) за январь 2018 года обществом ранее не представлялись.
В подтверждение принятия представленных сведений страхователю направлен протокол проверки отчетности.
Также 15.03.2019 ООО "Континент-Строй" представило в Фонд сведения по форме СЗВ-М (доп) за февраль 2018 года в отношении 1 застрахованного лица. Сведения по форме СЗВ-М (исх) за февраль 2018 года обществом ранее не представлялись.
В подтверждение принятия данных сведений страхователю направлен протокол проверки отчетности.
Также в указанную дату ООО "Континент-Строй" представило в Фонд сведения по форме СЗВ-М (доп) за март 2018 года в отношении 1 застрахованного лица. Сведения по форме СЗВ-М (исх) за март 2018 года обществом ранее не представлялись.
В подтверждение принятия данных сведений страхователю направлен протокол проверки отчетности.
29.04.2019 должностным лицом Фонда составлены акты N 205S18190021347, N 205S18190021353, N 205S18190021354 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, согласно которым установлены факты нарушения сроков представления сведений, установленных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ). В актах отражено, что дополняющие форм СЗВ-М за январь, февраль и март 2018 года представлены по ТКС 15.03.2019 на 1 застрахованное лицо с нарушением срока. Исходные формы отчета СВЗ-М за указанные периоды страхователем не представлялись.
Факт направления копий актов в адрес общества подтверждается реестром почтовых отправлений от 30.04.2019 N 266.
14.06.2019 заместителем начальника управления ПФР вынесены решения N 205S19190024494, N 205S19190024457, N 205S19190024352 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в соответствии с которыми обществу назначен штраф в размере 500 руб. по каждому из решений. Решения направлены обществу, что подтверждается реестром почтовых отправлений от 18.06.2019 N 394.
15.07.2019 Фондом выставлены требования N 205S01190030595, N 205S0119000594, N 205S01190030593 об уплате финансовых санкций в добровольном порядке в срок до 06.08.2019. Требование было направлено обществу по почте (список от 18.07.2019 N 37 (партия 1225).
Поскольку срок уплаты финансовых санкций по требованию истек, а страхователь требование не исполнил, Фонд обратился с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемой части судебного акта, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы Фонда, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Решения от 14.06.2019 N 205S19190024494, N 205S19190024457, N 205S19190024352 вынесены уполномоченным органом в пределах его компетенции, что не оспаривается ответчиком. Процедура вынесения оспариваемого решения Фондом соблюдена, существенных нарушений не выявлено. Фондом также соблюден порядок и срок обращения в суд за взысканием финансовых санкций.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пункта 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
В силу статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" и порядок ее заполнения, которая применялась в спорный период. В соответствии с указанным документом "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период, "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период, "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Таким образом, дополнения, исправления, корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки в ранее представленных сведениях, неполноты ранее представленных сведений.
Из материалов дела следует, что сведения по форме СЗВ-М (исходная) за январь, февраль и март 2018 года вообще не были представлены страхователем в Фонд. 15.03.2019 в Фонд были представлены сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за вышеуказанные месяцы.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 вышеуказанного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
При этом под непредставлением сведений в установленный срок следует понимать непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц; представление неполных сведений - это представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица; представление недостоверных сведений - представление сведений, не соответствующих действительности.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Следовательно, положения Закона N 27-ФЗ предусматривают право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в Фонд, а именно дополнять, то есть вносить отсутствующие сведения, и уточнять, то есть корректировать уже имеющиеся сведения о застрахованных лицах, как указанных, так и не указанных в исходных сведениях.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, действовавшей в спорный период, за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
При этом страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Отказывая в удовлетворении требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик самостоятельно выявил ошибки до их обнаружения Фондом (доказательств, что именно заявитель уведомил страхователя о выявленных ошибках и предложил представить уточненные данные, не представлено), которые откорректировал путем направления дополняющих сведений (реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений) за рассматриваемые периоды, что свидетельствует о возможности в таком случае не применять к ответчику финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Между тем, в рассматриваемом случае судом первой инстанции сделан неверный вывод о выявлении страхователем ошибки и направлении дополняющих сведений по этой причине, поскольку до 15.03.2019, когда была представлена сразу дополняющая форма, исходные сведения январь, февраль и март 2018 года страхователем вообще не представлялись в Фонд, соответственно, и выявить какую-либо ошибку страхователь не мог.
В данном случае Фонд правомерно расценил сведения, представленные по форме СЗВ-М (дополняющая), в качестве исходных (первоначальных) сведений и обоснованно пришел к выводу о нарушении срока их представления. Иной подход к установленным обстоятельствам может привести к злоупотреблению правом и уходу от ответственности со стороны страхователя, когда исходные сведения могут вообще не предоставляться в установленный законом срок, а страхователь может предоставлять первоначальные сведения за период в любой срок, указав при этом, что представленные сведения являются дополняющими.
Поскольку страхователем нарушен установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок представления сведений по форме СЗВ-М за январь, февраль и март 2018 года (установленный законом срок - 15.02.2018, 15.03.2018 и 15.04.2018 соответственно, фактически сведения представлены 15.03.2019) решения Фонда о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, являются законными и обоснованными.
Размер штрафа проверен судом апелляционной инстанции и признан верным 500 руб. за 1 застрахованное лицо по каждому из трех решений.
В связи с отсутствием доказательств уплаты ответчиком финансовых санкций, 1500 руб. финансовых санкций за нарушение сроков предоставления сведений по форме СЗВ-М за январь, февраль и март 2018 года подлежат взысканию с ответчика.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и принятием нового судебного акта об удовлетворении требования Фонда в указанной части.
Государственная пошлина за рассмотрение данного дела в суде первой инстанции составляет 2000 руб. (при цене иска в размере 2500 руб.) и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса подлежит отнесению на ООО "Континент-Строй". Решением суда первой инстанции (с учетом частичного удовлетворения заявленных требований) с общества в доход федерального бюджета взыскано 800 руб. государственной пошлины. Таким образом, учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, взысканию с общества в доход федерального бюджета подлежит 1200 руб. государственной пошлины.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии с подпунктами 4, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 3000 руб. Указанная сумма с учетом результата рассмотрения апелляционной жалобы и освобождения Фонда от уплаты государственной пошлины, в силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также относится на общество.
Таким образом, с ООО "Континент-Строй" в доход федерального бюджета подлежит взысканию 4200 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь статьи 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "03" апреля 2023 года по делу N А33-2182/2023 в обжалуемой части отменить. В указанной части принять новый судебный акт.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Континент-Строй" (ИНН 2464251939, ОГРН 1132468020893) в доход Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации 1500 руб. финансовых санкций за нарушение срока представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, начисленных на основании решений от 14.06.2019 N 205S19190024494, N 205S19190024457, N 205S19190024352.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Континент-Строй" (ИНН 2464251939, ОГРН 1132468020893) в доход федерального бюджета 4200 руб. государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-2182/2023
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ
Ответчик: ООО "КОНТИНЕНТ-СТРОЙ"