г. Пермь |
|
03 июля 2023 г. |
Дело N А50-764/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляевой Е.И., Дружининой О.Г., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Харисовой А.И.,
при участии от ответчика - Плотников Н.П., по доверенности от 05.08.2020, паспорт;
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, индивидуального предпринимателя Кондакова Сергея Анатольевича,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 11 апреля 2023 года
по делу N А50-764/2023
по иску индивидуального предпринимателя Кондакова Сергея Анатольевича (ОГРНИП 305592000500216, ИНН 592000005035)
к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5902293298)
о признании недействительным отказа в приеме лесной декларации,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Кондаков Сергей Анатольевич (предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным (незаконным) отказа Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (Министерство, ответчик) в приеме лесной декларации, отраженного в извещении от 28.10.2022 N Ча-000582.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.04.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись в решением, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке, полагает решение незаконным и необоснованным, подлежащим отмене ввиду неправильного применения норм материального, процессуального права, несоответствия приведенных в решении выводов обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе заявителем приведены доводы о том, что лесная декларация от 24.10.2022 подготовлена в соответствии с законом, форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи соблюдены, декларация соответствовала договору аренды лесного участка и проекту освоения лесов, утвержденному ответчиком, оснований для отказа в приеме лесной декларации не имелось.
Заявитель указывает, что утвержденным ответчиком проектом освоения лесов в подразделе "Заготовка древесины" определены сведения об установленном объеме заготовки древесины на участке, общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины (приложение N 28), при этом лесная декларация проекты освоения лесов соответствует, что судом первой инстанции не учтено, а также привело к принятию по делу ошибочного судебного акта.
Ответчиком направлен в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобы с возражениями относительно ее удовлетворения.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика в судебном заседании возражения на апелляционную жалобу поддержал, просит решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, Агентством по природопользованию Пермского края, правопреемником которого является Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, и предпринимателем (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 30.12.2008 N 263, действующий в редакции дополнительных соглашений.
Заявитель 24.10.2022 направил в электронном виде в Министерство для принятия лесную декларацию N б/н.
Министерством по итогам анализа поступившей в электронном виде лесной декларации подготовлено и направлено предпринимателю извещение об отказе в приеме лесной декларации от 28.10.2022 N Ча-000582. Основанием для отказа в приеме лесной декларации послужило отражение в декларации планируемой в 2023 году сплошной рубки при заготовке древесины в кварталах N 1, N 3, N 4, расположенных в Михайловском участковом лесничестве Чайковского лесничества, поскольку лесосеки располагаются на расстоянии менее 1 км вокруг населенных пунктов: д. Ваньчики, с. Завод Михайловский, д. Белая Гора.
Несогласие с решением послужило основанием для обращения заявителя в суд.
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводам о соответствии оспариваемого решения Министерства закону, так как указанные в лесной декларации лесосеки в кварталах N 1, N 3, N 4 в Михайловском участковом лесничестве Чайковского лесничества располагаются на расстоянии менее 1 км вокруг населенных пунктов: д. Ваньчики, с. Завод Михайловский, д. Белая Гора, в то время как проведение на указанных лесосеках сплошной рубки противоречит лесному законодательству и несовместимо с целевым назначением и полезными функциями лесов.
Изучив апелляционную жалобу, заслушав мнение ответчика, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение законным и обоснованным.
Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 1 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Как определено пунктами 1, 2, 3, 5, 8 статьи 1 ЛК РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются в частности на следующих принципах: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Как предусмотрено частью 1 статьи 10 ЛК РФ, леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: 1) защитные леса;
2) эксплуатационные леса; 3) резервные леса.
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110 - 119 ЛК РФ (часть 2 статьи 10 ЛК РФ).
Частью 1 статьи 23.1 ЛК РФ закреплено, что рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, первичную обработку, хранение древесины в лесу), в результате которых образуется древесина в виде лесоматериалов (хлыстов, обработанных и необработанных сортиментов и иных лесоматериалов).
Согласно части 2 статьи 23.1 ЛК РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, для заготовки древесины на лесосеке (территории, на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения) допускается осуществление рубок: 1) спелых, перестойных лесных насаждений; 2) средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при осуществлении мероприятий по сохранению лесов; 3) лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14, 21 и 21.1 настоящего Кодекса, для выполнения работ, предусмотренных статьей 68.3 настоящего Кодекса.
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами (часть 3 статьи 23.1 ЛК РФ).
В части 1 статьи 23.5 ЛК РФ указано, что рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок.
Выборочными рубками в силу части 2 статьи 23.5 ЛК РФ являются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубается часть деревьев и кустарников, в свою очередь, исходя из части 3 статьи 23.5 ЛК РФ сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников или без такого сохранения с проведением последующих мероприятий по искусственному лесовосстановлению.
Осуществление сплошных рубок на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, допускается только при условии проектирования и последующего осуществления мероприятий по воспроизводству лесов на указанных лесных участках (часть 4 статьи 23.5 ЛК РФ).
Частью 5 статьи 23.5 ЛК РФ нормативно определено, что запрещаются сплошные рубки в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Одним из видов использования лесов является заготовка древесины (пункт 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ).
Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины, которая осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено ЛК РФ, другими федеральными законами, при этом для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения (статья 29 ЛК РФ).
В части 8 статьи 29 ЛК РФ определено, что граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено ЛК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Исходя из части 2 статьи 26 ЛК РФ ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута.
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 26 ЛК РФ).
Использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены ЛК РФ, другими федеральными законами (часть 1 статьи 27 ЛК РФ).
В силу части 2 статьи 27 ЛК РФ допускается установление следующих ограничений использования лесов: 1) запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса; 2) запрет на проведение рубок; 3) иные установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами ограничения использования лесов.
Согласно пункту 16 статьи 81 ЛК РФ принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), принятие решений о выделении ОЗУ лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
На основании части 1 статьи 110 ЛК РФ защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса подлежат освоению в целях, предусмотренных статьей 12 настоящего Кодекса.
Отнесение лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и исключение их из состава защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются такие леса, осуществляются решениями органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 и 82 ЛК РФ, в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией (часть 2 статьи 110 ЛК РФ).
Частью 1 статьи 119 ЛК РФ установлено, что особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.
В силу части 2 статьи 119 ЛК РФ к особо защитным участкам лесов относятся: 1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; 2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; 3) лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки и другие объекты лесного семеноводства; 4) заповедные лесные участки; 5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; 6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; 7) объекты природного наследия; 8) другие особо защитные участки лесов, предусмотренные лесоустроительной инструкцией.
Как закреплено в части 4 статьи 119 ЛК РФ, на особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 3 настоящей статьи, запрещаются: 1) проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций; 2) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения, пчеловодства и товарной аквакультуры (товарного рыбоводства); 3) строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.
На особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений (часть 5 статьи 119 ЛК РФ).
На особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6 статьи 119 ЛК РФ).
На основании части 7 статьи 119 ЛК РФ выделение и упразднение особо защитных участков лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов, осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса.
Форма лесной декларации, порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме (далее - Порядок) утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.04.2021 N 303.
Как определено пунктом 2 Порядка, лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута, публичного сервитута, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, в электронной форме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, способами, определенными лесным законодательством.
Абзацем первым пункта 6 Порядка закреплено, что уполномоченный орган осуществляет проверку поступившей лесной декларации на соответствие форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, достоверность указанных в ней сведений, в течение 5 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган и, не позднее дня, следующего за днем окончания проверки лесной декларации, направляет лицу, подавшему лесную декларацию, электронное извещение о приеме лесной декларации или об отказе в приеме лесной декларации.
Лицо, подавшее лесную декларацию, вправе приступить к использованию лесов после получения извещения о приеме лесной декларации (абзац третий пункта 6 Порядка).
Исходя из абзаца четвертого пункта 6 Порядка извещение об отказе в приеме лесной декларации направляется в случае выявления несоответствия форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, в части формы и вида рубки, превышения декларируемого объема над объемом заготовки, установленным договором аренды лесного участка (с учетом возможности использования дополнительного объема древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года, установленной Правилами заготовки древесины), недостоверности указанных в ней сведений, с указанием мотивированного обоснования причин такого отказа.
В пункте 2.11.1 Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 N 641, предусмотрен закрытый перечень оснований для отказа в приеме лесной декларации, в том числе: 1) непредставление документов, указанных в Административном регламенте; 2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации; 3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию; 4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции установил, что основанием для отказа заявителю в приеме лесной декларации послужило отражение в этой декларации планируемой в 2023 году сплошной рубки при заготовке древесины в кварталах N 1, N 3, N 4, расположенных в Михайловском участковом лесничестве Чайковского лесничества, в то время как данные лесосеки расположены на расстоянии менее 1 км вокруг населенных пунктов д. Ваньчики, с. Завод Михайловский, д. Белая Гора. Как указано в извещении об отказе в приеме лесной декларации от 28.10.2022 N Ча-000582, исходя из положений пункта 8 части 2 статьи 119 ЛК РФ и подпункта 31 пункта 23 Лесоустроительной инструкции, участки шириной 1 километр вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ относятся к особо защитным участкам лесов.
В соответствии с частью 6 статьи 119 ЛК РФ на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Исходя из пункта 8 части 2 статьи 119 ЛК РФ к особо защитным участкам лесов относятся особо защитные участки лесов, предусмотренные лесоустроительной инструкцией.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 23 Лесоустроительной инструкции участки лесов шириной 1 километр вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ относятся к особо защитным участкам лесов.
Согласно правовым позициям, отраженным в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", под рубкой лесных насаждений и (или) не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их валку (в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня), а также иные технологически связанные с ней процессы (включая трелевку, первичную обработку и (или) хранение древесины в лесу), в результате которых образуется древесина в виде лесоматериалов (например, хлыстов, сортиментов). Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства; договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений; незаконной признается и рубка лесных насаждений, с нарушением запретов и ограничений на рубку, установленных законодательством.
Таким образом в обжалуемом решении суд обоснованно указал на то, что отсутствие решения уполномоченного органа об утверждении ОЗУ вокруг населенных пунктов д. Ваньчики, с. Завод Михайловский, д. Белая Гора не означает, что требования статьи 119 ЛК РФ, Лесоустроительной инструкции в отношении этих населенных пунктов не действуют; проведение на указанных лесосеках сплошной рубки противоречит лесному законодательству и несовместимо с целевым назначением и полезными функциями лесов.
Доводы заявителя о незаконности действий Министерства со ссылкой на Административный регламент, о соответствии лесной декларации проекту освоения лесов судом первой инстанции исследованы и правомерно отклонены, при этом суд обоснованно указал на то, что наличие в прошедшем государственную экспертизу проекте освоения лесов запроектированных работ по рубкам на арендованном лесном участке не исключает необходимости соблюдения запретов, установленных императивными нормами действующего законодательства в области спорных правоотношений.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы об обратном апелляционным судом также рассмотрены и признаны несостоятельными, так как судом первой инстанции правильная оценка указанным доводам дана.
При разрешении спора суд пришел к правомерным выводам о том, что действия Министерства по отказу в приеме лесной декларации не противоречат закону, а также направлены на соблюдение запретов, установленных ЛК РФ, отвечают основным принципам лесного законодательства, закрепленным в ЛК РФ, направлены на защиту публичных интересов.
Таким образом, обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований для его отмены не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя (ст.110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 11 апреля 2023 года по делу N А50-764/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.И. Гуляева |
Судьи |
О.Г. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-764/2023
Истец: Кондаков Сергей Анатольевич
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Халиуллин Ильнар Рафаилович