г. Владивосток |
|
03 июля 2023 г. |
Дело N А24-455/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июля 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Понуровской,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго",
апелляционное производство N 05АП-3215/2023
на решение от 25.04.2023
судьи М.В. Карпачёва
по делу N А24-455/2023 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078)
к Управлению Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по Камчатскому краю (ИНН 4101177322, ОГРН 1164101057328)
о признании незаконным предписания от 05.12.2022 N 870/9-62-41/2022 (ОГК),
при участии:
от ПАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго": представитель Кренгель Р.А. (при участии онлайн) по доверенности от 01.01.2022, сроком действия до 31.12.2024, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 012-286), паспорт;
от Управления Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по Камчатскому краю: не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - заявитель, Общество, ПАО "Камчатскэнерго") обратилось в арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением к Управлению Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по Камчатскому краю (далее - заинтересованное лицо, Управление Росгвардии по Камчатскому краю, Управление) о признании незаконным предписания от 05.12.2022 N 870/9-62-41/2022 (ОГК).
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 25.04.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Камчатскэнерго" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 25.04.2023 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает, что контрольный орган, установив в ходе проверки отсутствие ручного управления аппаратурой освещения из помещения охраны распределительного щита, расположенного на участке бывшего поста N 4, не являющегося помещением охраны, не смог конкретизировать, в чем именно выразилось нарушение обществом положений Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 458 (далее - Правила N 458). По мнению апеллянта, является недопустимым требование Управления о необходимости размещения распределительного щита, расположенного в помещении бывшего поста N 4, то есть совершение действий по переносу имеющегося устройства управления охранным освещением из помещения, которое по мнению контрольного органа не является помещением охраны. Кроме того, судом не дана оценка доводу заявителя о том, что требования пункта 3 предписания выходят за рамки выявленных контрольным органом нарушений и не устанавливают критерии исполнения предписания.
Определение Пятого арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 05.06.2023 и размещено в информационной системе "Картотека арбитражных дел" по адресу: http://kad.arbitr.ru в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ.
Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Судом было рассмотрено и заранее удовлетворено ходатайство Росгвардии об участии в судебном заседании путем веб-конференции, непосредственно в судебном заседании был обеспечен доступ для подключения к системе веб-конференции.
Вместе с тем, Росгвардия, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась и подключение к судебному заседанию в режиме веб-конференции не осуществила.
Суд, с учетом мнения представителя ПАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго", руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, провел судебное заседание в отсутствие Росгвардии.
В судебном заседании представитель ПАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, решение суда первой инстанции просил отменить.
По тексту представленного в материалы дела письменного отзыва Росгвардия на доводы апелляционной жалобы возразила, решение суда первой инстанции, как законное и обоснованное, просили оставить без изменения, апелляционную жалобу общества без удовлетворения. К тексту отзыва административным органом приложены дополнительные документы в обоснование возражений на доводы апелляционной жалобы, которые приобщены судом к материалам дела.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
В период с 08.11.2022 по 05.12.2022 должностными лицами Управления Росгвардии по Камчатскому краю проведена плановая выездная проверка категорированного объекта топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) - "Станция ТЭЦ-2" (далее - Объект) филиала ПАО "Камчатскэнерго" Камчатские ТЭЦ. Данная проверка проведена на основании ранее согласованного и утвержденного плана проверок на 2022 год.
Согласно акту проверки N 870/9-63-41-2022 (ОГК) от 05.12.2022 Управлением установлено неисполнение ПАО "Камчатскэнерго" Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 458 (далее - Правила N 458), а именно:
- в нарушение пункта 253, и в нарушение подпунктов "в", "г", "д" пункта 255 Правил N 458, установленное на Объекте дополнительное охранное освещение не включается при фиксации нарушения на соответствующем охраняемом участке в ночное время, а при плохой видимости и в дневное. Кроме того отсутствует возможность автоматического, включения дополнительных источников света системы охранного освещения, на отдельных зонах охраняемой территории (периметра) при срабатывании системы охранной сигнализации. Отсутствует ручное управление аппаратурой освещения из помещения охраны распределительного щита, расположенного на участке бывшего поста N 4, не являющегося помещением охраны. Также отсутствует совместимость системы охранного освещения с техническими средствами системы охранной сигнализации и системы охранной телевизионной;
- на Объекте сеть основного охранного освещения по периметру объекта разделена на два самостоятельных участка, которые подключены к отдельным группам распределительных щитов. Один щит расположен в помещении КПП поста N 2, в нарушение пункта 256 Правил N 458, второй щит расположен в помещении бывшего поста N 4, который в настоящее время закрыт и не используется, то есть не является помещением охраны;
- в нарушение пункта 272 Правил N 458 установлено, что на Объекте имеются участки ограждения (периметрального), где кабельная сеть инженерно-технических средств охраны по ним проложена не в металлических коробах (трубах).
05.12.2022 Управлением, в целях устранения выявленных нарушений, ПАО "Камчатскэнерго" выдано предписание N 870/9-62-41-2022 (ОГК), согласно которому Обществу в срок до 05.10.2023 предписано произвести следующие действия:
- в соответствии с пунктом 253, подпунктами "в", "г", "д" пункта 255 Правил N 458 на Объекте обеспечить включение дополнительного освещения при фиксации нарушения на соответствующем охраняемом участке в ночное время, а при плохой видимости и в дневное. Обеспечить на Объекте возможность автоматического включения дополнительных источников света системы охранного освещения на отдельных зонах охраняемой территории (периметра) при срабатывании системы охранной сигнализации. Обеспечить ручным управлением аппаратурой освещения из помещения охраны распределительного щита, который расположен на участке бывшего поста N 4. Обеспечить совместимость системы охранного освещения с техническими средствами системы охранной сигнализации и системы охранной телевизионной;
- в соответствии с пунктом 256 Правил N 458, разместить распределительный щит, расположенный в помещении бывшего поста N 4, согласно предъявляемым требованиям в помещении охраны;
- в соответствии с пунктом 272 Правил N 458, проложить кабельную сеть комплекса инженерно-технических средств охраны по всем участкам ограждения (периметрального), где она не проложена в металлических коробах (трубах), согласно предъявленным требованиям.
Полагая, что выданное предписание не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы Общества, ПАО "Камчатскэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Исследовав и оценив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав в судебном заседании представителя акционерного общества, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение суда не подлежит отмене, на основании следующего:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, установлены Федеральным законом от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Закон N 256-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о безопасности объектов ТЭК, пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 226- ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Закон N 226-ФЗ), подпунктом 20 пункта 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2016 N 510 "О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Положение N 510), на Росгвардию возложены полномочия по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливноэнергетического комплекса.
Федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов ТЭК осуществляется в соответствии с Правилами осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 N 1067 (далее - Правила N 1067).
Пунктом 2 названных Правил определено, что мероприятия по государственному контролю (надзору) включают в себя действия должностного лица (лиц) органа государственного контроля (надзора) по рассмотрению документов субъекта ТЭК, проверке объектов ТЭК на предмет соответствия их состояния требованиям обеспечения безопасности объектов ТЭК и антитеррористической защищенности объектов ТЭК в соответствии с Законом о безопасности объектов ТЭК.
В силу пункта 3 Правил N 1067 осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК осуществляется путем проведения документарных и выездных проверок, которые могут носить плановый и внеплановый характер.
Из материалов дела усматривается, что с 08.11.2022 по 05.12.2022 должностными лицами Управления Росгвардии по Камчатскому краю проведена плановая выездная проверка категорированного объекта топливно-энергетического комплекса "Станция ТЭЦ-2" филиала ПАО "Камчатскэнерго" Камчатские ТЭЦ.
Данная проверка проведена на основании ранее согласованного и утвержденного плана проверок на 2022 год.
По окончании проверки объекта в соответствии с пунктом 46 Правил N 1067 административным органом составлен акт проверки по установленной форме, в котором зафиксированы выявленные нарушения, а также в соответствии пунктом "а" статьи 53 указанных Правил выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Полномочия должностных лиц подразделений войск национальной гвардии на выдачу руководителям и должностным лицам организаций в ходе осуществления контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений установлены также частью 3 статьи 9 Закона N 226-ФЗ.
С учетом изложенного, оспариваемое предписание от 05.12.2022 N 870/9-62-41/2022 (ОГК) вынесено управлением в пределах предоставленных полномочий.
Статьей 2 Закона N 256-ФЗ определено, что объекты топливно-энергетического комплекса - это объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения (пункт 9); безопасность объектов топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства (пункт 3).
Целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства (часть 1 статьи 3 Закона N 256-ФЗ).
Под субъектами топливно-энергетического комплекса понимаются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса (пункт 13 статьи 2 Закона N 256-ФЗ).
По правилам части 1 статьи 6 Закона N 256-ФЗ обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Как установлено частью 1 статьи 7 Закона о безопасности объектов ТЭК требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
Согласно части 1 статьи 5 Закона N 256-ФЗ для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов. При проведении категорирования учитывается, в том числе наличие на объекте уязвимых мест.
С учетом того, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным, и в зависимости от степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса устанавливаются три категории объектов топливно-энергетического комплекса: объекты высокой категории опасности; объекты средней категории опасности; объекты низкой категории опасности (часть 2 статьи 5 Закона о безопасности объектов ТЭК).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону.
Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 8 Закона N 256-ФЗ).
Апелляционной коллегий установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что субъектом топливно-энергетического комплекса Станции ТЭЦ-2 является ПАО "Камчатскэнерго" - юридическое лицо, владеющее указанным Объектом на праве собственности. Станция ТЭЦ-2 филиала ПАО "Камчатскэнерго" Камчатские ТЭЦ относится к объектам топливно-энергетического комплекса "средней" категории опасности. Следовательно, ПАО "Камчатскэнерго" является субъектом топливно-энергетического комплекса и обязано выполнять установленные требования по обеспечению безопасности указанного Объекта топливно-энергетического комплекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 458 утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее - Правила N 458), которые являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с пунктом 253 Правил N 458 дополнительное охранное освещение предназначено для улучшения эксплуатационных качеств системы охранной телевизионной и расширения возможности визуального контроля. Оно должно включаться при фиксации нарушения на соответствующем охраняемом участке в ночное время, а при плохой видимости и в дневное.
Согласно подпунктам "в", "г", "д" пункта 255 Правил N 458 система охранного освещения объекта должна обеспечивать возможность автоматического включения дополнительных источников света на отдельных зонах охраняемой территории (периметра) при срабатывании системы охранной сигнализации; ручное управление аппаратурой освещения из помещения охраны; совместимость с техническими средствами системы охранной сигнализации и системы охранной телевизионной.
Вместе с тем, в ходе плановой проверки Управлением установлено, что на Объекте в нарушение требований пунктов 253, подпунктов "в", "г", "д" пункта 255 Правил N 458 не обеспечено дополнительное охранное освещение.
Оспаривая пункт 1 рассматриваемого предписания от 05.12.2022 N 870/9-62- 41/2022 (ОГК) ПАО "Камчатскэнерго" сделан вывод, согласно которому Общество считает паспорт объекта документом, который конкретизирует определенный перечень мероприятий, подлежащих выполнению субъектами топливно-энергетического комплекса по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта.
То есть субъектами топливно-энергетического комплекса при ведении своей деятельности в обязательном порядке должны быть реализованы те меры по обеспечению безопасности, которые отражены в паспорте безопасности объекта, а иные меры, обозначенные в Правилах N 458, не указанные в паспорте безопасности объекта могут быть реализованы в качестве дополнительных мер безопасности, и их реализация является именно правом субъекта топливно-энергетического комплекса.
Указанные выводы заявителя рассмотрены судом первой инстанции и обоснованно отклонены, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 8 Закона N 256-ФЗ в паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные социально-экономические последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации.
Согласно пункту 11 статьи 2 Закона N 256-ФЗ паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса это документ, содержащий информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса и план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.
Таким образом, паспорт безопасности является информационно-аналитическим документом, а не носящим обязательные требования документом.
Доводы в части выполнения Обществом всех мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта, в соответствии с паспортом безопасности, согласованным членами межведомственной комиссии, судом не принимаются, так как результаты работы комиссии не ограничивают субъект топливно-энергетического комплекса в исполнении требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 256-ФЗ.
Довод Общества о том, что дополнительное освещение, оборудованное субъектом топливно-энергетического комплекса на Объекте, и включенное на постоянной основе, является дополнительным охранным освещением, в понимании пункта 253 Правил N 458 также правомерно отклонено судом.
Пунктом 253 Правил N 458, установлено, что дополнительное охранное освещение предназначено для улучшения эксплуатационных качеств системы охранной телевизионной и расширения возможности визуального контроля. Оно должно включаться при фиксации нарушения на соответствующем охраняемом участке в ночное время, а при плохой видимости и в дневное. Таким образом, дополнительное освещение, а именно дополнительно установленные постоянно включенные светильники, установленные на Станции ТЭЦ-2, не выполняют свои функции в соответствии с пунктом 253 Правил N 458.
Пунктом 252 Правил N 458 установлено, что охранное освещение должно обеспечивать гарантированную освещенность не менее 10 люкс во всех контролируемых зонах. В соответствии с подпунктом "а" пункта 255 Правил N 458 освещенность на уровне земли в горизонтальной плоскости или на уровне 0,5 метра от земли на одной стороне вертикальной плоскости, перпендикулярной к линии границы, не менее 0,5 люкс (в темное время суток). Данный параметр предусмотрен для постоянного (основного освещения).
Тогда как в подпункте "в" пункта 255 Правил N 458 параметры применяемого количества люкс дополнительного освещения не приведены, так как дополнительное освещение должно включаться на отдельных зонах охраняемой территории (периметра) при срабатывании системы охранной сигнализации.
Следовательно, предусмотренное пунктом "в" пункта 255 Правил N 458 дополнительное освещение, не будет превышать уровень освещения сверх норматива, указанного в подпункте "а", для увеличения возможности фиксации нарушений, связанных с противоправным проникновением на объект топливно-энергетического комплекса посторонних лиц, так как в подпункте "а" указаны параметры основного освещения, а в подпункте "в" для дополнительного освещения данные параметры не приведены. Вместе основное и дополнительное освещение должно обеспечивать гарантированную освещенность не менее 10 люкс во всех контролируемых зонах, согласно пункта 252 Правил N 458.
На основании вышеизложенного, вышеуказанными пунктами Правил N 458 предусмотрены конкретные функции, которым должно отвечать дополнительное освещение, в связи с чем установленное на Объекте постоянно включенное дополнительное освещение не может быть признано как советующее требованиям законодательства по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, и тем самым ведет к понижению уровня защищенности объекта, в части незамедлительного определения и выявления правонарушителя на Объекте.
Пунктом 2 оспариваемого предписания ПАО "Камчатскэнерго" предписано в соответствии с пунктом 256 Правил N 458, разместить распределительный щит, расположенный в помещении бывшего поста N 4, согласно предъявляемым требованиям в помещении охраны.
Оспаривая вышеуказанный пункт предписания, Общество полагает, что распределительный щит, указанный в пункте 2 предписания 05.12.2022 N 870/9-62- 41/2022 (ОГК) расположен в помещении, отвечающим всем признакам помещения охраны, поскольку в пункте 2 раздела "Общие положения" Правил N 458 отсутствует конкретизированное определение - "помещение охраны".
По смыслу, помещением охраны может являться как караульное помещение, так и помещение поста охраны, при этом для идентификации таких помещений не установлен такой критерий как факт его активного использования.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 19 Правил N 458 помещения для размещения подразделений охраны относятся к инженерно-техническим средствам защиты.
Пунктом 2 Правил N 458 определены понятия "контрольно-пропускного пункта" и "подразделение охраны", так под контрольно-пропускным пунктом понимается специально оборудованное место для осуществления контроля и управления проходом людей и проездом транспортных средств в порядке, установленном пропускным режимом, по подразделение охраны - вооруженное подразделение, предназначенное для физической защиты объекта.
Таким образом, устройство управления охранным освещением, то есть сеть охранного освещения должна быть подключена к отдельной группе распределительного щита, а щит должен быть расположен в помещении охраны, являющимся контрольно-пропускным пунктом, то есть специально оборудованном месте, где осуществляется контроль и управление проходом людей и проездом транспортных средств вооруженным подразделением, предназначенным для физической защиты объекта.
При размещении в соответствии с требованиями Правил N 458 щита охранного освещения, также будет надлежащим образом выполняться и условие ручного управления аппаратурой освещения из помещения охраны.
Из материалов дела следует, что при проведении плановой проверки Управлением установлено, что указанный щит охранного освещения расположен в пустом, не функционирующем, замусоренном помещении (подтверждается представленной в материалы дела фото-таблицей), которое ранее согласно паспорту безопасности являлось помещением охраны, а именно помещением бывшего поста N 4.
Таким образом, ПАО "Камчатскэнерго" прямо указывает на то, что ранее вышеуказанный щит располагался в соответствии требованиями Правил N 458 в помещении, где находилось подразделение охраны, то есть в помещении охраны, в том числе с доступным ручным управлением аппаратурой освещения. В настоящее время подразделение охраны в данном помещении не располагается.
Расположение щита охранного освещения в пустом помещении, закрытом на замок, ключ от которого находится у начальника караула, исключает возможность ручного управления аппаратурой охранного освещения.
При таких обстоятельствах в случае незаконного вмешательства на объект топливно-энергетического комплекса Станция ТЭЦ-2, потребуется затратить определенное количество времени для прибытия в указанное помещение, с целью управления аппаратурой охранного освещения.
Пунктом 3 оспариваемого предписания ПАО "Камчатскэнерго" предписано в соответствии с пунктом 272 Правил N 458, проложить кабельную сеть комплекса инженерно-технических средств охраны по всем участкам ограждения (периметрального), где она не проложена в металлических коробах (трубах), согласно предъявленным требованиям.
Пунктом 272 Правил N 458 установлено, для достижения скрытности и исключения свободного доступа кабельная сеть комплекса инженерно-технических средств охраны прокладывается в грунте на глубине не менее 0,5 метра в поливинилхлоридных, асбоцементных или металлических трубах по территории или в кабельных каналах в зданиях объекта. Допускается прокладка кабелей открытым способом в охраняемых помещениях, оборудованных системой охранной сигнализации, или по ограждениям в металлических коробах (трубах).
Согласно пункту 271 Правил N 458 кабельная сеть комплекса инженерно-технических средств охраны должна прокладываться в соответствии с требованиями нормативно-технической документации по устройству электроустановок и линейных сооружений сетей связи на промышленных предприятиях. "Правила устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание", утвержденные Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979, регламентируют, в том числе область применения, определения электропроводок, прокладку проводов и кабелей.
Пунктом 2.1.2 ПУЭ установлено, что электропроводкой называется совокупность проводов и кабелей с относящимися к ним креплениями, поддерживающими защитными конструкциями и деталями, установленными в соответствии с настоящими Правилами.
Подпунктом 1 пункта 2.1.4 ПУЭ установлено, что открытая электропроводка - проложенная по поверхности стен, потолков, по фермам и другим строительным элементам зданий и сооружений, по опорам и т.д.; при открытой электропроводке применяются следующие способы прокладки проводов и кабелей: непосредственно по поверхности стен, потолков и т. п., на струнах, тросах, роликах, изоляторах, в трубах, коробах, гибких металлических рукавах, на лотках, в электротехнических плинтусах и наличниках, свободной подвеской и т. п. Коробом называется закрытая полая конструкция прямоугольного или другого сечения, предназначенная для прокладки в ней проводов и кабелей. Короб должен служить защитой от механических повреждений проложенных в нем проводов и кабелей (пункт 2.1.10 ПУЭ).
Трубы, короба и гибкие металлические рукава электропроводок должны прокладываться так, чтобы в них не могла скапливаться влага, в том числе от конденсации паров, содержащихся в воздух (пункт 2.1.63 ПУЭ).
Прокладка проводов и кабелей наружной электропроводки в трубах, коробах и гибких металлических рукавах должна выполняться в соответствии с требованиями, приведенными в п. 2.1.63 ПУЭ (пункт 2.1.63 ПУЭ).
Кабельной линией называется линия для передачи электроэнергии или отдельных импульсов ее, состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей с соединительными, стопорными и концевыми муфтами (заделками) и крепежными деталями, а для маслонаполненных линий, кроме того, с подпитывающими аппаратами и системой сигнализации давления масла (пункт 2.3.2 ПУЭ).
Кабельным сооружением называется сооружение, специально предназначенное для размещения в нем кабелей, кабельных муфт, а также маслоподпитывающих аппаратов и другого оборудования, предназначенного для обеспечения нормальной работы маслонаполненных кабельных линий. К кабельным сооружениям относятся: кабельные туннели, каналы, короба, блоки, шахты, этажи, двойные полы, кабельные эстакады, галереи, камеры, подпитывающие пункты (пункт 2.3.3 ПУЭ).
Определение короба указано выше в пункту 2.1.10 ПУЭ.
Пунктом 2.3.26 ПУЭ установлено, что на территориях электростанций кабельные линии должны прокладываться в туннелях, коробах, каналах, блоках, по эстакадам и в галереях;
Пунктом 2.3.102 ПУЭ установлено, что для изготовления кабельных блоков, а также для прокладки кабелей в трубах допускается применять стальные, чугунные, асбестоцементные, бетонные, керамические и тому подобные трубы.
Таким образом, правила устройства электроустановок разделяют способы прокладки кабелей, а именно: в трубах, коробах, гибких металлических рукавах и т.д. Пункт 272 Правил N 458 конкретизирует прокладку кабелей по ограждениям в металлических коробах (трубах). Прокладка кабелей в гибких металлических рукавах пунктом 272 Правил N 458 не предусмотрена.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки Управлением установлено, что на объекте имеются участки ограждения (периметралльного), где кабельная сеть инженерно-технических средств охраны по ним проложена не в металлических коробах (трубах).
В представленной в материалы дела, фото-таблице, к акту проверку от 05.12.2022 N 870/9-63-41-2022 (ОГК) зафиксированы, в том числе участки ограждения, где кабельная сеть инженерно-технических средств охраны по ним проложена не в металлических коробах (трубах).
Пункт 182 раздела, на который ссылается Общество, допускает прокладку в металлических или пластиковых рукавах кабельных линий средств обнаружения, то есть кабелей охранных извещателей, не являющихся кабельной сетью комплекса инженерно-технических средств охраны, относящейся к системе электропитания, проложенной по ограждению Станции ТЭЦ-2.
На представленной в материалы дела фото-таблице к акту проверки от 05.12.2022 N 870/9-63-41-2022 (ОГК) (фото N 3, 4, 5, 6, 7) зафиксированы кабели электропитания сети инженерно-технических средств охраны, к которым в том числе относится охранная сигнализация, выходящие из металлических коробов к распределительным коробкам, проложенные в металлорукавах в нарушение пункта 272 Правил N 458. Кабели, ответвленные от распределительных коробок и проложенные к охранным извещателям, являющиеся кабелями охранных извещателей, соответствуют предъявляемым требованиям.
Таким образом, на основании вышеизложенного, следует, что кабели охранной сигнализации, выходящие из металлических коробов к распределительным коробкам, являются кабелями электропитания сети инженерно-технических средств охраны, следовательно к ним применим раздел "Требования к системе электропитания" Правил N 458, а именно пункт 272.
Принимая во внимание, что нарушения, послужившие основанием для вынесения предписания, имели место, и что данный ненормативный правовой акт был выдан Росгвардией в пределах предоставленных ей полномочий, судебная коллегия считает, что предписание управления от 05.12.2022 N 870/9-62-41/2022 (ОГК), не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1.500 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 25.04.2023 по делу N А24-455/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Понуровская |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-455/2023
Истец: ПАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по Камчатскому краю