г. Киров |
|
03 июля 2023 г. |
Дело N А29-9992/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Панина Н.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
без участия в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центрсвязьстрой"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.04.2023 по делу N А29-9992/2022
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: 1101160027, ОГРН: 1171101008297)
к обществу с ограниченной ответственностью "Центрсвязьстрой"
(ИНН: 7718514100, ОГРН: 1047796361800),
третьи лица: публичное акционерное общество "Ростелеком" (ИНН: 7707049388, ОГРН: 1027700198767), общество с ограниченной ответственностью "Передвижная механизированная колонна-411 "Связьстрой" (ИНН: 4347002690, ОГРН: 1034316531072),
об обязании выполнить работы по лесовосстановлению и лесоразведению,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство, истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к обществу с ограниченной ответственностью "Центрсвязьстрой" (далее - Общество, ответчик, заявитель) о об обязании выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в связи с проведением рубок лесных насаждений на площади 3,8943 га.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество "Ростелеком", общество с ограниченной ответственностью "Передвижная механизированная колонна-411 "Связьстрой" (далее - ООО "ПМК-411 "Связьстрой").
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 03.04.2023 исковые требования удовлетворены.
Общество с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.04.2023 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, исковые требования предъявлены к ненадлежащему ответчику. Лицом, действительно использующим предоставленный по договору аренды лесной участок для строительства, реконструкции и эксплуатации линейного объекта, является ПАО "Ростелеком". Так, по мнению заявителя, ПАО "Ростелеком" поручило подрядчику (ООО "ПМК-411 "Связьстрой") и субподрядчику (Обществу) строительные работы, в том числе, поручило заключить договор аренды лесного участка в целях создания волоконно-оптической линии связи. При этом затраты по лесовосстановлению или лесоразведению не включены в состав и стоимость порученных работ. Заказчиком строительства, принявшем работы в надлежащем порядке, а, соответственно, собственником построенного линейного объекта является ПАО "Ростелеком". Следовательно именно ПАО "Ростелеком" обязано выполнить работы по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 01.06.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 03.06.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу доводы Общества отклонило, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Документы, приложенные истцом к отзыву на апелляционную жалобу Общества, в силу абзаца 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат приобщению к материалам дела.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Министерством (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключён договор аренды от 11.06.2020 N С0990507/46/20-АЗ (далее - договор), по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 5,157 га, местоположение: Республика Коми, МР "Печора", ГУ "Каджеромское лесничество", Зеленоборское участковое лесничество, лесной квартал N 487, лесотаксационные выдела N 22,24,27,33,37,38,39, лесной квартал N 600, лесотаксационный выдел N 16, лесной квартал N 601, лесотаксационные выдела N 3,5, лесной квартал N 658, лесотаксационные выдела N 17,18,26, лесной квартал N 715, лесотаксационные выдела N 30,42 (далее - лесной участок), вид разрешенного использования: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
В силу пункта 1.3 договора лесной участок передается арендатору с целью "Строительство линий связи для реализации федерального проекта "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (Волоконно-оптический кабель (ВОК) для подключения СЗО к сети "Интернет" (линейный сооружения) в д. Рыбница Республики Коми".
Срок действия договора устанавливается с 11.06.2020 до 30.09.2020 и составляет 3 месяца 19 дней (пункт 6.1 договора).
Согласно подпункту "л" пункта 3.4 договора арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
Ответчиком представлена лесная декларация от 03.07.2020 об использовании лесов в период с 13.07.2020 по 03.09.2020 для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, согласно которой арендатор будет производить сплошную рубку лесных насаждений на лесном участке на общей площади 5,1570 га, эксплуатационная площадь - 3,8943 га.
Из отчёта арендатора об использовании лесов по форме N 1-ИЛ за июнь - сентябрь 2020 года следует, что Общество осуществило в 2019 году по договору рубку лесных насаждений на общей площади 5,1570 га.
Истец обратился к ответчику с требованием (предостережение от 29.11.2021 N 7, претензионное письмо от 22.06.2022 N 215) принять меры к исполнению обязанности по исполнению обязательства по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению на площади 3,8943 га.
Отказ в удовлетворении требований послужил основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу частей 1 и 5 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (в действующей редакции - лесного комплекса). При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Согласно части 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых данным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
В силу статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, которое включает в себя лесовосстановление и осуществляется, в том числе лицами, на которых данным Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.
Согласно части 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" (далее - Закон N 212-ФЗ), лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
Таким образом, по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов.
Законом N 212-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2019, Лесной кодекс Российской Федерации также был дополнен статьей 63.1, в силу части 1 которой за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 названного Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 212-ФЗ) предусмотренная частью 1 данной статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 данного Кодекса в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.
Таким образом, статьей 63.1 Лесного кодекса установлены особенности осуществления лесовосстановления для лиц, использующих леса для целей геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (статья 43), строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений (статья 44), строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45), создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (статья 46); для данных категорий лесопользователей установлена обязанность проведения лесовосстановления не на арендованном лесном участке, а в границах соответствующего субъекта Российской Федерации (компенсационное лесовосстановление) в установленный срок после рубки лесных насаждений.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 303-ФЗ (далее - Закон N 303-ФЗ) в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62 - 63.1, 89.2 Лесного кодекса Российской Федерации.
При этом как в соответствии с частью 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей с 01.01.2019, так и в соответствии с частями 5, 6 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.09.2021, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.
Законом N 303-ФЗ статья 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации дополнена частью 7, согласно которой данная статья не распространяется на следующие случаи: 1) использование лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 Лесного кодекса; 2) осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр; 3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 303-ФЗ Закон вступает в силу с 01.09.2021, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Частью 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
В соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации утверждены Правила от 07.05.2019 N 566.
Согласно пункту 2 Правил от 07.05.2019 N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом, данными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса соответственно.
Пункт 5 Правил от 07.05.2019 N 566 содержит указание на то, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
Учитывая, что частью 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей с 01.01.2019, обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению возложена на лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, то следовательно у лиц, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению.
В рассматриваемом случае таким лицом является Общество.
Аргументы заявителя о том, что Общество не является надлежащим ответчиком, противоречит представленным в материалы дела документам. Согласно условиям договора, лесной декларации, отчета об использовании лесов следует, что именно Общество являлось лицом, использующим лесной участок для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Каких-либо ссылок на то, что Общество действовало от имени или в интересах ПАО "Ростелеком", указанные документы не содержат. Более того, как пояснило истец, договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов между Министерством и ПАО "Ростелеком" не был заключен.
Ссылки заявителя на то, что владельцем построенного на территории лесного участка линейного объекта (волоконно-оптический кабель) является ПАО "Ростелеком", а Общество в правоотношениях с указанным лицом выступает в качестве субподрядчика, документально не обоснованы.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.04.2023 по делу N А29-9992/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центрсвязьстрой" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Н.В. Панин |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-9992/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Ответчик: ООО "Центрсвязьстрой", ООО "ЦЕНТРСВЯЗЬСТРОЙ"
Третье лицо: ГУ РК "Каджеромское лесничество", Девятый Арбитражный апелляционный суд, ООО "Передвижная механизированная колонна-411 "Связьстрой", ПАО "Ростелеком", ПАО "Ростелеком"