г. Москва |
|
03 июля 2023 г. |
Дело N А40-138126/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Валиева В.Р.,
судей: Петровой О.О., Сазоновой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем Шайхетдиновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "АГЕНТСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31 марта 2023 г. по делу N А40-138126/22 по иску ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "АГЕНТСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА" к Лужецкому Руслану Николаевичу, третье лицо: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА, о взыскании
при участии в судебном заседании:
от истца - Суромкин А.В. по доверенности от 14.02.2023, Гарифуллина Р.Ф. по доверенности от 27.09.2022 ;
от ответчика - Лужецкий Р.Н. лично, по паспорту, Дмитриевцев К.Н. по доверенности от 12.09.2022, Зерцова Н.А. по доверенности от 17.10.2022;
от третьего лица - Стубер В.В. по доверенности от 02.02.2023.
УСТАНОВИЛ:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АГЕНТСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Лужецкому Руслану Николаевичу о взыскании убытков на сумму 3 726 000 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31 марта 2023 года в иске отказано.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании убытков в размере 3 726 000 руб. отменить полностью и принять новый судебный акт о взыскании с Лужецкого Руслана Николаевича убытков на сумму 3 726 000 руб., а также расходы по оплате госпошлины в размере 41 630 руб. и 3 000 руб. за подачу апелляционной жалобы.
Заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал, не согласен с решением суда первой инстанции.
Ответчик возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, представил отзыв.
Третье лицо поддержало доводы апелляционной жалобы истца, считает решение суда незаконным и необоснованным, представило отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Межрегиональным контрольно-ревизионным управлением Федерального казначейства проведена плановая выездная проверка в отношении федерального бюджетного учреждения "Агентство автомобильного транспорта" по вопросу соблюдения условий предоставления и использования субсидий в 2021 году, предоставленных из федерального бюджета на реализацию национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" и их отражение в бухгалтерском учёте и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
По итогам проверки в адрес ФБУ "Росавтотранс" Межрегиональным контрольно-ревизионным управлением Федерального казначейства вынесено представление от 19 апреля 2022 г. N 93-12-13/54, согласно которому Учреждению необходимо обеспечить возврат (возмещение) в части неправомерно израсходованных средств по контракту N 03 731001294210000060001/27-А/21 в размере 3 000 000,00 рублей и по контракту от 29.06.2021 N 03731001294210000110001 /35-А/21 в части оплаты по первому этапу контракта и по второму этапу за август месяц 2021 года на сумму 726 000 рублей.
Р.Н. Лужецкий исполнял обязанности генерального директора федерального бюджетного учреждения "Агентство автомобильного транспорта" в период с 05 февраля по 24 сентября 2021 года и имел право подписи денежных и расчетных документов.
31.05.2021 между ФБУ "Росавтотранс" (Заказчик) в лице исполняющего обязанности генерального директора Лужецкого Руслана
Николаевича и ООО "Лаборатория Инновационных Решений" (Исполнитель) был заключен контракт N 03731001294210000060001/27-А/21 по оказанию услуг по сопровождению, технической поддержке и сервисному обслуживанию бесперебойного функционирования контуров и подсистем АИС "ЕСТР" для нужд федерального бюджетного учреждения "Агентство автомобильного транспорта" на сумму 10 714 600,00 руб. (далее - Контракт N 1).
Контракт был расторгнут 31.08.2021 г. соглашением о расторжении, которым за период с 31.05.2021 г. по 31.08.2021 г. определен размер стоимости исполненных обязательств на сумму 3 000 000,00 руб.
Акт от 31.08.2021 N 275 на оплату услуг по сопровождению, технической поддержке и сервисному обслуживанию бесперебойного функционирования контуров и подсистем АИС "ЕСТР" на сумму 3 000 000,00 рублей был подписан единолично исполняющим обязанности генерального директора ФБУ "Росавтотранс" Р.Н. Лужецким без заключения приемочной комиссии и осуществлено неправомерное израсходование денежных средств путем перечисления средств субсидии на сумму 3 000 000,00 рублей ООО "Лаборатория Инновационных Решений" (далее - ООО "ЛИР") по платежному поручению от 03.09.2021 N 223917 согласно поручению (визе) ответчика.
Перечисление денежных средств по контракту от 31.05.2021 N 03731001294210000060001/27-А/21 осуществлено при отсутствии акта сдачи-приемки оказанных услуг, отчета, включающего: состав (объем) оказанных услуг за предыдущий месяц, стоимость оказанных услуг за предыдущий месяц, основные показатели работы системы за предыдущий месяц (п. 3.2.2 технического задания приложение N 2 к контракту), журнала обращений ФБУ "Росавтотранс" (пп. 3.2.2.2.1 технического задания приложение N 2 к контракту).
В ходе служебной проверки (акт ФБУ "Росавтотранс" от 13.05.2022) было выявлено, что приемка оказанных услуг по контракту от 31.05.2021 N 03731001294210000060001 /27-А/21 приёмочной комиссией не осуществлялась.
На основании изложенного, истец считает, что Р.Н. Лужецкий совершил сделку без соблюдения обычно принятых в ФБУ "Росавтотранс" внутренних процедур для совершения аналогичных сделок, а именно без заключения приемочной комиссии, в результате чего Межрегиональным контрольно-ревизионным управлением Федерального казначейства был сделан вывод о том, что ФБУ "Росавтотранс" произведено использование средств субсидии, предоставленных из федерального бюджета бюджетному учреждению на реализацию национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", для оплаты по акту от 31.08.2021 N 275 услуг по сопровождению, технической поддержке и сервисному обслуживанию бесперебойного функционирования контуров и подсистем АИС "ЕСТР" при отсутствии документов, подтверждающих факт оказания услуг.
29.06.2021 между ФБУ "Росавтотранс" (Заказчик) в лице исполняющего обязанности генерального директора Лужецкого Руслана Николаевича и ООО "Триол" (Исполнитель) был заключен контракт N 03731001294210000110001/35-А/21 на оказание услуг по техническому и сервисному сопровождению для обеспечения бесперебойного функционирования подсистем АПК "БППиГ" для нужд федерального бюджетного учреждения "Агентство автомобильного транспорта" (далее -Контракт N 2).
Платежным поручением от 04.08.2021 N 473426, на основании распоряжения генерального директора ФБУ "Росавтотранс" Р.Н. Лужецкого, на расчетный счет ООО "Триол" была перечислена сумма 617 000 руб. в счет оплаты акта от 29.07.2021 по первому этапу Контракта N 2.
По второму этапу Контракта N 2 произведена оплата в размере 108 900 руб. по платежному поручению от 17.09.2021 N 42351.
В ходе контрольных мероприятий выявлено, что исполнение услуги по приему обращений от пользователей по вопросам содержания системы отражено без указания количества обращений в составе (объеме) услуги, при этом электронный журнал приема, регистрации, первичного анализа и классификации обращений, поступивших от пользователей, ООО "ТРИОЛ" не велся, в ФБУ "Росавтотранс" отсутствует. В связи с чем не осуществлялся контроль объемов, сроков и факта оказания услуг по приему обращений от пользователей.
По мнению истца, оплата по Контракту N 2 произведена по поручению Лужецкого Р.Н. из средств субсидии, предоставленных из федерального бюджета бюджетному учреждению на реализацию национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" за фактически не оказанные услуги по техническому и сервисному сопровождению для обеспечения бесперебойного функционирования подсистем АПК "БППиГ", при отсутствии документов, подтверждающих факт оказания услуг, а именно отчета о выполненных работах и акта сдачи приемки оказанных услуг.
По результатам проведенной проверки Межрегиональным контрольно-ревизионным управлением Федерального казначейства вынесено решение от 29.05.2022 о привлечении Лужецкого Руслана Николаевича к административной ответственности по ч. 9 и 10 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с неправомерным использованием средств субсидии по контрактам от 31.05.2021 N 03731001294210000060001/27-А/21 и от 29.06.2021 N 03 731001294210000110001/35-А/21.
С учетом изложенных обстоятельств, истец считает, что в связи с неправомерными действиями ответчика, имеющего возможность определять действия юридического лица и уполномоченного давать обязательные к исполнению указания, Учреждению были нанесены убытки в общем размере 3 726 000 руб. в виде признанных Межрегиональным контрольно-ревизионным управлением Федерального казначейства неправомерно израсходованными из средств предоставленных субсидий денежными средствами по Контракту 1 и Контракту 2.
Указанные убытки, по мнению истца, подлежат возмещению Учреждению ответчиком как лицом, ответственным за деятельность ФБУ "Росавтотранс".
В силу ч. 1 ст. 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (пункт 3 статьи 53), обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу.
Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.
Лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе возможность давать указания лицам, названным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обязано действовать в интересах юридического лица разумно и добросовестно и несет ответственность за убытки, причиненные по его вине юридическому лицу (ч. 3 ст. 53.1 ГК РФ).
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Суд апелляционной инстанции, изучив доводы заявителя апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Согласно приказу Минтранса России от 05.02.2021 N 166/к начиная с 05.02.2021 на Лужецкого Р.Н. было временно возложено исполнение обязанностей генерального директора ФБУ "Росавтотранс", которые он исполнял до 24.09.2021. - См.: т. 1 л.д. 36, 65.
Исковые требования основаны на обстоятельствах, касающихся исполнения обязательств по двум контрактам, заключённым Учреждением в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), а именно:
1) контракт от 31.05.2021 N 03731001294210000060001/27-А/21 (далее -контракт N 27), заключённый с обществом с ограниченной ответственностью "Лаборатория инновационных решений" (далее - ООО "ЛИР"); ОГРН 1137847096210, дата присвоения ОГРН 06.03.2013, ИНН 7816557871; 198195, г. Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 134-136-138, литер ВМ, помещ. 12-Н, офис 415, р.м. N 1; генеральный директор Кожевников Сергей Юрьевич, телефон (812)424-34-58, электронная почта lir.spb.ru@ya.ru, сайт www.lir.spb.ru;
2) контракт от 29.06.2021 N 03731001294210000110001/35-А/21 (далее -контракт N 35), заключённый с обществом с ограниченной ответственностью "Триол" (далее - ООО "Триол"); ОГРН 1071515017298, дата присвоения ОГРН 12.11.2007, ИНН 1515913564; 362025, Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, ул. Фрунзе, д. 27; генеральный директор Иванов Алексей Сергеевич, телефон (8672) 54-17-06, электронная почта mail@triol.org, сайт www.triol.org.
Цена иска (размер исковых требований) составила 3 726 000 руб., в том числе:
сумма 3 000 000 руб. - убытки по контракту N 27, заключённому с ООО "ЛИР";
сумма 726 000 руб. - убытки по контракту N 35, заключённому с ООО "Триол".
В этой связи арбитражный суд первой инстанции рассмотрел дело с разбивкой на два соответствующих эпизода. - См.: т. 3 л.д. 80.
В соответствии с распоряжением Минтранса России от 25.12.2019 N АС-186-р в целях обеспечения реализации мероприятия "Создание аппаратно-программного комплекса автоматизированного учёта и предоставления тахографической информации для осуществления контрольно-надзорной деятельности в области организации движения транспортных средств, соблюдения маршрута движения, режима труда и отдыха водителей" Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг.", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2013 N 864, с 30.12.2019 был введён в эксплуатацию аппаратно-программный комплекс функциональных подсистем Автоматизированной информационной системы "ЕСТР" (далее - АИС "ЕСТР", Система). - См.: т. 3 л.д. 35.
Указанным распоряжением Минтранса России предусмотрено закрепление аппаратно-программного комплекса "ЕСТР" за Учреждением на праве оперативного управления и возложение на него функций оператора для дальнейшей эксплуатации и обеспечения бесперебойного функционирования Системы.
ЕСТР - аббревиатура, означающая Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, совершённое 01.09.1970 в г. Женеве и обязательное для российских и иностранных перевозчиков в силу Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения".
Абревиатурой ЕСТР в практике автомобильного транспорта также обозначается автоматизированная система сбора, обработки и хранения тахографической информации в части режима труда и отдыха водителей, эксплуатации автомобильной техники.
По итогам электронного аукциона, проведённого в соответствии с Законом N 44-ФЗ, ФБУ "Росавтотранс" (заказчик) в лице и.о. генерального директора Лужецкого Р.Н. и ООО "ЛИР" (исполнитель) в лице генерального директора
Кожевникова СЮ. заключили контракт от 31.05.2021 N 27 на оказание услуг по сопровождению, технической поддержке и сервисному обслуживанию бесперебойного функционирования контуров и подсистем АИС "ЕСТР". - См.: т. 1 л.д. 105-137.
Цена контракта N 27 (стоимость услуг) составила сумму 10 714 600 руб. (п. 2.1 контракта), срок оказания услуг - 12 календарных месяцев (п. 3.1 контракта), сдача-приёмка оказанных услуг должна была производиться ежемесячно по итогам оказания услуг за отчётный период - календарный месяц (п. 7.2 контракта).
Предмет контракта N 27 (содержание услуг) конкретизирован в техническом задании в виде приложения N 1 к контракту, форма акта сдачи-приёмки оказанных услуг установлена в виде приложения N 2 к контракту. - См.: т. 1 л.д. 118-135.
Для приёмки оказанных услуг по контракту N 27 приказом ФБУ "Росавтотранс" от 24.05.2021 N 23-ПК была создана приёмочная комиссия, утверждены её состав и положение о комиссии. - См.: т. 1 л.д. 138-143.
Взаимодействие в рамках контракта N 27 подтверждается перепиской сторон, включая, в частности: письма от 03.06.2021 N 1425, от 13.07.2021 N 1450, от 27.07.2021 N 1455, направленные исполнителем заказчику; претензию от 26.07.2021 N 07-05/3384 и дополнение к претензии от 03.08.2021 N 07-05/3472, подписанные от имени Учреждения Лужецким Р.Н. и направленные в адрес ООО "ЛИР". - См.: т. 1 л.д. 144-150.
В ходе исполнения контракта N 27 заказчик получил от исполнителя три акта по услугам, оказанным соответственно в июне, июле, августе 2021 г. на сумму 1 607 190 руб. каждый, а всего - на сумму 4 821 570 руб. - См.: т. 3 л.д. 36-38.
ФБУ "Росавтотранс" отказалось от подписания указанных актов и оплаты предъявленных счетов, мотивировав свой отказ недостатками оказанных услуг. При этом Лужецкий Р.Н. инициировал проведение переговоров о расторжении контракта и определении фактической стоимости услуг, оказанных ООО "ЛИР" в июне, июле, августе 2021 г.
В результате сверки объёма (количества) фактически оказанных услуг выяснилось, что скорректированная (подтверждённая) стоимость услуг составила: за июнь 2021 г. - 1 046 936 руб., за июль 2021 г. - 956 128 руб., за август 2021 г. -996 936 руб., а всего - 3 000 000 руб. Данные показатели отражены в справке ООО "ЛИР" о фактически выполненных услугах. - См.: т. 3 л.д. 39.
На основании справки о фактически выполненных услугах был составлен акт от 31.08.2021 N 275 на сумму 3 000 000 руб. и подписано соглашение от 31.08.2021 о расторжении контракта N 27. - См.: т. 2 л.д. 5-7.
Пунктом 11.3 контракта N 27 допускается его расторжение по соглашению сторон. Пункт 11.5 контракта N 27 содержит ссылку на ст. 95 Закона N 44-ФЗ "Изменение, расторжение контракта". В свою очередь, ч. 8 ст. 95 данного Закона допускает расторжение контракта по соглашению сторон.
Таким образом, ни Закон N 44-ФЗ, ни контракт N 27, ни локальные (внутренние) нормативные акты Учреждения не содержат специальных требований к процедуре расторжения контрактов.
В отсутствие обязательных требований к процедуре расторжения контрактов финансово-бухгалтерская служба ФБУ "Росавтотранс" посчитала, что справка ООО "ЛИР" о фактически выполненных услугах, акт от 31.08.2021 N 275 и соглашение от 31.08.2021 о расторжении контракта N27 являются достаточным основанием для прекращения взаимных обязательств заказчика и исполнителя по правилам п. 2 ст. 453 ГК РФ.
Поэтому на основании заявки на кассовый расход от 02.09.2021 N 00001910 по платёжному поручению от 03.09.2021 N 223917 Учреждение перечислило ООО "ЛИР" подтверждённую сумму 3 000 000 руб. - См.: т. 3 л.д. 40; т. 5 л.д. 52.
В случае расторжения контракта заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при условии согласия такого участника закупки заключить контракт (ч. 17.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объём выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учётом количества поставленного товара, объёма выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объёму выполненной работы или оказанной услуги (ч. 18 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Результаты электронного аукциона на оказание услуг по сопровождению, технической поддержке и сервисному обслуживанию бесперебойного функционирования контуров и подсистем АИС "ЕСТР" для нужд ФБУ "Росавтотранс" были оформлены протоколом заседания Единой комиссии Учреждения по осуществлению закупок от 14.05.2021 N 0373100129421000006-3.
Победителем аукциона было признано ООО "ЛИР" с предложением о цене 10 714 600 руб.; участником, занявшим второе место, - ООО "Триол" с предложением 10 779 600 руб.
После расторжения в соответствии с соглашением от 31.08.2021 контракта от 31.05.2021 N 27, заключённого ФБУ "Росавтотранс" с ООО "ЛИР", Учреждение заключило с ООО "Триол" замещающий контракт от 07.09.2021 N 03 731001294210000060001/27-А/21 с теми же предметом и условиями - оказание услуг по сопровождению, технической поддержке и сервисному обслуживанию бесперебойного функционирования контуров и подсистем АИС "ЕСТР".
Цена замещающего контракта с ООО "Триол" (новым исполнителем) была уменьшена на сумму 3 000 000 руб., уплаченную ФБУ "Росавтотранс" (заказчиком) ООО "ЛИР" (предыдущему исполнителю), что само по себе исключает причинение Учреждению убытков.
Протокол заседания Единой комиссии ФБУ "Росавтотранс" по осуществлению закупок от 14.05.2021 N 0373100129421000006-3 и контракт от 07.09.2021 N 03731001294210000060001/27-А/21, заключённый Учреждением и ООО "Триол", приобщены к материалам дела в судебном заседании 15.03.2023. - См.: т. 6.
Кроме того, в материалах дела имеются доказательства исполнения обязательств по замещающему контракту - отчёты о выполненных работах и акты сдачи-приёмки оказанных услуг от 30.09.2021, от 31.10.2021. - См.: т. 6 л.д. 27-32, 41-45.
Таким образом, представленные доказательства подтверждают объём, качество и стоимость услуг ООО "ЛИР" (исполнителя) по контракту от 31.05.2021 N 27, а также отсутствие убытков у ФБУ "Росавтотранс" (заказчика) в результате оплаты фактически оказанных услуг.
В соответствии с распоряжением Минтранса России от 09.04.2021 N АК-69-р в целях обеспечения реализации мероприятия "Материально-техническое обеспечение ФБУ "Росавтотранс" (оборудование, программные комплексы) в целях подготовки водителей, повышения квалификации инженерно-технического и руководящего состава автотранспортных предприятий, а также обучения контрольно-надзорных органов в сфере автомобильного транспорта" Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг.", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2013 N 864, с 30.04.2019 были введены в эксплуатацию функциональные подсистемы аппаратно-программного комплекса организационно-методического обеспечения процессов подготовки водителей, инженерно-технического и руководящего состава автотранспортных предприятий, контроля и учёта выдачи разрешительных документов в области безопасности перевозок пассажиров и грузов (далее - АПК "БППиГ", Комплекс). - См.: т. 3 л.д. 59.
Указанное распоряжение Минтранса России предусматривает закрепление АПК "БППиГ" за Учреждением на праве оперативного управления для дальнейшей эксплуатации и обеспечения бесперебойного функционирования.
БППиГ - это аббревиатура, широко используемая в сфере автомобильного транспорта и означающая "безопасность перевозок пассажиров и грузов".
По итогам электронного аукциона, проведённого в соответствии с Законом N 44-ФЗ, ФБУ "Росавтотранс" (заказчик) в лице и.о. генерального директора Лужецкого Р.Н. и ООО "Триол" (исполнитель) в лице генерального директора Иванова А.С. заключили контракт от 29.06.2021 N 35 на оказание услуг по техническому и сервисному сопровождению для обеспечения бесперебойного функционирования подсистем АПК "БППиГ". - См.: т. 2 л.д. 8-53.
Цена контракта N 35 (стоимость услуг) составила сумму 1 815 000 руб. (п. 2.1 контракта), срок оказания услуг - 12 календарных месяцев (п. 3.1 контракта), при этом стороны предусмотрели два этапа: 1-й этап - в течение одного календарного месяца или 30 календарных дней со дня заключения контракта; 2-й этап - со дня завершения 1-го этапа в течение 11 календарных месяцев.
Предмет контракта N 35 (содержание услуг) конкретизирован в техническом задании в виде приложения N 1 к контракту; график оказания услуг представлен в виде приложения N 2 к контракту. - См.: т. 2 л.д. 20-52.
Пунктом 3.4 контракта N 35 предусмотрена поэтапная оплата: 1-й этап - оплата осуществляется по завершению этапа; 2-й этап - оплата осуществляется ежемесячно, по факту оказания услуг. При этом исполнитель после окончания 1-го этапа, а также ежемесячно в ходе исполнения 2-го этапа, в течение трёх рабочих дней с даты окончания отчётного месяца (этапа) представляет счёт, акт сдачи-приёмки оказанных услуг, отчёт в соответствии с п. 3.2.2 технического задания.
Согласно п. 3.2.2 технического задания исполнитель обязался ежемесячно представлять акт сдачи-приёмки оказанных услуг и отчёт, включающий: состав (объём) оказанных услуг за предыдущий месяц; стоимость оказанных услуг за предыдущий месяц; основные показатели работы Системы за предыдущий месяц.
По окончании 1-го этапа 000 "Триол" представило ФБУ "Росавтотранс":
- акт сдачи-приёмки оказанных услуг от 29.07.2021 (т. 3 л.д. 61; т. 5 л.д. 104, 105);
- отчёт о выполненных работах от 29.07.2021 (т. 3 л.д. 62, 63; т. 5 л.д. 112-115);
- счёт на оплату от 29.07.2021 N Счт-0912 на сумму 617 100 руб. (т. 2 л.д. 104).
Соответствующая сумма была перечислена заказчиком исполнителю платёжным поручением от 04.08.2021 N 473426. - См.: т. 2 л.д. 103.
В рамках 2-го этапа ООО "Триол" представило ФБУ "Росавтотранс":
- акты сдачи-приёмки оказанных услуг от 30.09.2021, от 01.11.21, от 01.12.2021 (т. 3 л.д. 64-66; т. 5 л.д. 106-111);
-отчёты о выполненных работах от 30.09.2021, от 01.11.2021, от 01.12.2021 (т. 5 л.д. 116-121);
-счета от 30.08.2021 N Счт-0946, от 01.11.2021 N Счт-0988, от 01.12.2021 N Счт-1007 на общую сумму 326 700 руб. (108 900 руб. х 3 мес).
Соответствующие суммы были перечислены заказчиком исполнителю платёжными поручениями от 17.09.2021 N 423251, от 15.11.2021 N 502024, от 24.12.2021 N 356462. - См.: т. 5 л.д. 123-125.
Всего за фактически оказанные в 2021 г. услуги ФБУ "Росавтотранс" (заказчик) уплатило ООО "Триол" (исполнителю) сумму 943 800 руб., в том числе: 617 100 руб. -за услуги по 1-му этапу; 326 700 руб. - за услуги по 2-му этапу.
Данные обстоятельства также подтверждаются актом сверки взаимных расчётов за 2021 г., согласно которому сальдо за период составило 943 800 руб., задолженность сторон друг перед другом отсутствует. - См.: т. 3 л.д. 67.
01.02.2022 ФБУ "Росавтотранс" и ООО "Триол" заключили соглашение о расторжении контракта N 35, которым зафиксировали стоимость оказанных услуг за период с 29.06.2021 по 30.12.2021 в сумме 943 800 руб. и подтвердили отсутствие взаимных претензий и требований друг к другу. - См.: т. 3 л.д. 68, т. 5 л.д. 103.
Бутырским районным судом г. Москвы (судья Королёва Е.Е.) рассмотрено гражданское дело N 02-0445/2023 по иску ФБУ "Росавтотранс" о взыскании с Лужецкого Р.Н. причинённого им ущерба. Решением суда, объявленным 13.04.2023 и изготовленным 28.04.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.
Разрешённое судом общей юрисдикции гражданское дело включает в себя три эпизода, предметом одного из которых является требование о взыскании ущерба 217 800 руб. по тому же контракту от 29.06.2021 N 35 между Учреждением (заказчиком) и ООО "Триол" (исполнителем), который рассматривается в рамках настоящего дела.
В рамках арбитражного судопроизводства ФБУ "Росавтотранс" взыскивало с Лужецкого Р.Н. платежи, совершённые в августе и сентябре 2021 г., а в рамках гражданского судопроизводства - платежи в ноябре и декабре 2021 г. При этом как в решении Арбитражного суда г.Москвы от 31.03.3023, так и в решении Бутырского районного суда г. Москвы от 28.04.2023 содержится вывод о надлежащем исполнении обязательств ООО "Триол" по спорному контракту в целом. В соответствующей части данные судебные акты полностью согласуются между собой.
Таким образом, представленные доказательства подтверждают объём, качество и стоимость услуг ООО "Триол" (исполнителя) по контракту от 29.06.2021 N 35, а также отсутствие убытков у ФБУ "Росавтотранс" (заказчика) в результате оплаты фактически оказанных услуг.
Основанием для обращения ФБУ "Росавтотранс" в суды послужили акт плановой выездной проверки, составленный 18.02.2022 Межрегиональным контрольно-ревизионным управлением Федерального казначейства (далее - КРУ), и представление от 19.04.2022.
Существенным недостатком акта проверки является то, что выводы КРУ о ненадлежащем исполнении ООО "ЛИР" и ООО "Триол" обязательств по спорным контрактам сделаны без какого-либо взаимодействия с данными исполнителями, оказывающими услуги по техническому и сервисному обслуживанию и сопровождению бесперебойного функционирования АИС "ЕСТР" и АПК "БППиГ" соответственно. -См.: т. 3 л.д. 105-156.
Если исходить из признания убытками всех сумм, уплаченных ООО "ЛИР" и ООО "Триол" (исполнителям) и соответственно взыскиваемых с Лужецкого Р.Н., то позиция ФБУ "Росавтотранс" (заказчика) и Межрегионального КРУ основана на том, что услуги по спорным контрактам вообще не были оказаны, что явно не соответствует действительности.
Лужецкий Р.Н., прекративший трудовые отношения с ФБУ "Росавтотранс" 09.03.2022, на дату подачи искового заявления 30.06.2022 не располагал всеми необходимыми доказательствами (документами), подтверждающими оказание услуг по спорным контрактам, и являлся заведомо более слабой стороной в судебном споре. По всей видимости, именно этим объясняется обращение Учреждения в суд с иском именно к нему, а не к непосредственным исполнителям - ООО "ЛИР" и ООО "Триол".
Вместе с тем, суд первой инстанции удовлетворил ходатайства ответчика и определением от 11.01.2023 истребовал у ООО "ЛИР" и ООО "Триол" письменные доказательства (документы), связанные с заключением, исполнением и расторжением спорных контрактов. - См.: т. 3 л.д. 89, 100-104.
Представленные ООО "ЛИР" и ООО "Триол" по запросу суда доказательства и пояснения (сопроводительные письма) в полной мере подтвердили как реальность оказание услуг, так и соответствие произведённых оплат объёму и стоимости фактически оказанных услуг. - См.: т. 6.
Исковое заявление ФБУ "Росавтотранс" и представление Межрегионального КРУ содержат ссылки на ст. 269.2, 270.2 БК РФ.
К полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относится, в частности, контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 1 ст. 269.2 БК РФ).
При осуществлении своих полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в частности, проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (п. 2 ст. 269.2 БК РФ).
Под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных нарушениях и требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий, либо требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения (п. 2 ст. 270.2 БК РФ).
Под предписанием понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причинённого ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причинённого ущерба публично-правовому образованию (п. 3 ст. 270.2 БК РФ).
Следовательно, в силу прямого законодательного установления представление направлено на устранение причин и условий выявленных нарушений, а предписание -на возмещение причинённого ущерба.
В этой связи ответчик обращает внимание суда, что по своей форме документ Межрегионального КРУ, датированный 19.04.2022 и направленный истцу, является именно представлением, а не предписанием, что в силу пп. 2, 3 ст. 270.2 БК РФ предполагает устранение причин и условий возможных нарушений, а не возмещение ущерба. - См.: том 2 л.д. 1-3.
Применительно к контрактам N N 27, 35 представление КРУ содержит требование принять меры, направленные на приведение в соответствие объёмов оказанных и оплаченных услуг, в том числе в части порядка оформления подтверждающих документов, а при невозможности - обеспечить возврат (возмещение) неправомерно израсходованных средств.
Насколько известно Лужецкому Руслану Николаевичу, ФБУ "Росавтотранс" не предпринимало соответствующих мер и, тем более, к ООО "ЛИР" и ООО "Триол" - исполнителями по контрактам N N 27, 35 по вопросам документального оформления не обращалось.
Вместе с тем, письменные доказательства (документы), представленные ООО "ЛИР" и ООО "Триол" по запросу суда, подтверждают как реальность оказанных по спорным контрактам услуг, так и соответствие их объёма, качества и стоимости фактически уплаченным суммам.
В материалах рассматриваемого дела имеются материалы производства по делу об административных правонарушениях, предусмотренных чч. 9, 10 ст. 7.32 КоАП РФ "Нарушение порядка заключения, исполнения контракта", в том числе составленные Межрегиональным КРУ протокол от 13.05.2022 об административном правонарушении и постановление от 27.05.2022 о назначении Лужецкому Р.Н. административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб. - См.: т. 4 л.д. 58-70, 122-134.
В течение 2022 г. ответчик дважды обращался в Тверской районный суд г. Москвы с жалобами на постановление КРУ о назначении административного наказания, которые были возвращены судьёй Ореховой А.Ю. заявителю:
- в первом случае (дело N 12-5156/2022) - по причине подачи жалобы в виде электронного документа посредством ГАС "Правосудие", что не предусмотрено КоАП РФ;
- во втором случае (дело N 12-5628/2022, 12-0358/2023) - по причине отказа в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы.
Сами по себе материалы производства по делу об административном правонарушении, не прошедшие судебного контроля при рассмотрении по существу, не имеют преюдициальной или иной заранее установленной силы и должны оцениваться судом наряду с другими доказательствами.
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица" (далее - постановление N 62) содержит разъяснения, устанавливающие стандарты доказывания по соответствующей категории корпоративных споров.
В силу п. 5 ст. 10 ГК РФ истец должен доказать наличие обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности и (или) неразумности действий (бездействия) директора, повлёкших неблагоприятные последствия для юридического лица (п. 1 постановления N 62).
В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ по делам о возмещении директором убытков истец обязан доказать наличие у юридического лица убытков (п. 6 постановления N 62).
На стр. 20 акта плановой выездной проверки от 18.02.2022, проведённой Межрегиональным КРУ в отношении ФБУ "Росавтотранс", содержится таблица N 4 "Информация об установленных государственным заданием на 2021 год показателях по обеспечению типовой деятельности информационных систем".
В части обеспечения бесперебойного функционирования контуров и подсистем АИС "ЕСТР" и АПК "БППиГ", выраженного в количестве дней работы без сбоев и перерывов на обслуживание, в обоих случаях были достигнуты показатели 363 дня при установленном государственным заданием - 363 дня, то есть 100 %.
Бесперебойное функционирование АИС "ЕСТР и АПК "БППиГ" в течение 363 дней календарного 2021 года само по себе подтверждает фактическое оказание услуг по контрактам N N 27, 35.
В соглашениях о расторжении контрактов N N 27, 35 подтверждается стоимость фактически оказанных услуг, отсутствие претензий и требований друг к другу, прекращение взаимных обязательств. При этом ни Закон N 44-ФЗ, ни сами спорные контракты, ни локальные (внутренние) нормативные акты ФБУ "Росавтотранс" не содержат специальных требований к процедуре расторжения контрактов.
Учитывая разъяснения, содержащиеся в постановлении N 62, при изложенных обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения иска, так как остаются недоказанными недобросовестность и (или) неразумность действий (бездействия) Лужецкого Р.Н. в качестве исполняющего обязанности генерального директора ФБУ "Росавтотранс", неисполнение обязательств ООО "ЛИР" и 000 "Триол" по оказанию услуг в рамках контрактов NN 27, 35, возникновение неблагоприятных для Учреждения имущественных последствий.
В период 2014-2022 гг. данные контрагенты исполнили значительное количество государственных контрактов: 000 "ЛИР" - 80 контрактов; ООО "Триол" -54 контракта (в том числе 11 контрактов с Минтрансом России и ФБУ "Росавтотранс"),что само по себе подтверждает квалификацию указанных исполнителей и возможность реального исполнения ими обязательств, принятых на себя перед Учреждением.
Сведения об указанных контрагентах не внесены в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), который ведётся на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, при заключении, исполнении и расторжении контрактов N N 27, 35 Лужецкий Руслану Николаевичу как руководитель и работник ФБУ "Росавтотранс" действовал добросовестно, осмотрительно и в интересах Учреждения, при этом все его действия имеют разумное объяснение и подтверждаются соответствующими доказательствами. Услуги, фактически оказанные ООО "ЛИР" и ООО "Триол" (исполнителями), оплачены в соответствии с их объёмом (количеством), качеством и стоимостью. Как результат, отсутствие убытков означает отсутствие материально-правовых оснований для удовлетворения иска. Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных доводов.
В соответствии со ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31 марта 2023 г. по делу N А40-138126/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
О.О. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-138126/2022
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АГЕНТСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА"
Ответчик: Лужецкий Николаевич Руслан
Третье лицо: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА