г. Пермь |
|
03 июля 2023 г. |
Дело N А60-14064/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Васильевой Е.В., Якушева В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 24 апреля 2023 года
по делу N А60-14064/2023
по первоначальному заявлению Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Детская городская больница город Нижний Тагил" (ИНН 6623116357 ОГРН 1169658051683)
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (ИНН 6661009187 ОГРН 1026605235623) о признании незаконным решения N 075S19230003880 от 22.02.2023 г.,
по встречному заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (ИНН 6661009187 ОГРН 1026605235623)
к Государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области "Детская городская больница город Нижний Тагил" (ИНН 6623116357 ОГРН 1169658051683)
о взыскании финансовых санкций в сумме 553 500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области "Детская городская больница город Нижний Тагил" (далее - ГАУЗ СО "ДГБ г. Нижний Тагил", учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (далее - управление, заинтересованное лицо, Фонд) N 075S19230003880 от 22.02.2023 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Фонд заявил встречное заявление о взыскании с заявителя 553 500 руб. финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24 апреля 2023 года признано недействительным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о привлечении страхователя к ответственности N 075S19230003880 от 22.02.2023 года. Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (ИНН 6661009187, ОГРН 1026605235623) в пользу Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "ДЕТСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА ГОРОД НИЖНИЙ ТАГИЛ" (ИНН 6623116357, ОГРН 1169658051683) взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 (три тысячи) рублей. В удовлетворении встречных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Фонд обратился с апелляционной жалобой. Доводы жалобы сводятся к законности вынесенного Фондом решения о привлечении страхователя к ответственности.
ГАУЗ СО "ДГБ г. Нижний Тагил" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ГАУЗ СО "ДГБ г. Нижний Тагил" в Фонд был представлен отчет по форме СЗВ-М (тип "исходная") за декабрь 2022 года своевременно. При отправке отчета была допущена техническая ошибка, в графе "отчетный период", вместо декабря 2022 г. был проставлен январь 2023 г.
ГАУЗ СО "ДГБ г. Нижний Тагил", выявив и исправив ошибку в графе "отчетный период" в ранее предоставленных сведениях, 24.01.2023 направил фонду сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2022 года.
Указанные действия заявителя Фонд квалифицировал как непредставление сведений в установленный срок.
Фондом 27.01.2023 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования N 075S18230001248, 22.02.2023 вынесено решение N 075S19230003880, которым заявитель привлечен к ответственности по ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в сумме 553 500 руб.
Полагая, что указанное решение вынесено неправомерно, ГАУЗ СО "ДГБ г. Нижний Тагил" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Указывая на то, что сумма штрафа в добровольном порядке оплачена не была, Фонд обратился с встречным иском о взыскании спорной суммы штрафа.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, выводы суда первой инстанции верно обоснованы следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые приняли этот акт, решение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, согласно пункту 2 статьи 14 данного закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" (далее - Закон N 27-ФЗ) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также сведений о детях.
Согласно статье 1 Федерального закона N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица)
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, в силу раздела 3 которой "Тип формы", страхователи выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отм". Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период. Если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в фонд сведений о застрахованных лицах за отчетный период, то в рассматриваемом поле приводится код "доп" (дополняющая форма).
Статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из оспариваемого решения Фонда, в качестве объективной стороны состава правонарушения Учреждению вменено предоставление с нарушением установленного законом срока сведений за декабрь 2022 года, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Между тем, как обоснованно указано судом первой инстанции, материалами дела подтверждается, что отчет по форме СЗВ-М за декабрь 2022 года изначально был представлен заявителем 13.01.2023, а после самостоятельного выявления в нем ошибки, выразившейся в неверном указании отчетного периода, Учреждением 24.01.2023 в Фонд были представлены откорректированные сведения.
Какой-либо информации о том, что в представленной отчетности были указаны неполные или недостоверные сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика) материалы дела не содержат.
ГАУЗ СО "ДГБ г. Нижний Тагил" воспользовалось своим правом на дополнение или уточнение переданных сведений, предусмотренным статьей 15 Закона N 27-ФЗ.
Поскольку отчетность по форме СЗВ-М за декабрь 2022 года была представлена заявителем в установленный законом срок, правовых оснований для применения к заявителю финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, у фонда не имелось.
Из материалов дела следует, что акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составлен 27.01.2023, а оспариваемое решение вынесено 22.02.2023.
Таким образом, в настоящем случае страхователь выявил и устранил допущенные ошибки еще до обнаружения их фондом, представив необходимые исправленные сведения, недостоверность которых не установлена.
При таких обстоятельствах, приняв во внимание, что страхователем поданы дополняющие сведения до момента обнаружения ошибки фондом, указанные обстоятельства нельзя квалифицировать как несвоевременное представление страхователем сведений в отношении застрахованных лиц, поскольку отчет за декабрь был принят Социальным фондом без указания на выявленные ошибки, допущенная ошибка носит формальный характер, ущерб бюджету не нанесен, также не последовало последствий для охраняемых общественных отношений.
Первоначально представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самим страхователем, не могут расцениваться как недостоверные (неполные) сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
В рассматриваемом случае, учреждение, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения фондом, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает возможность не применять к страхователю финансовые санкции.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Социального фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Доводы апелляционной жалобы Фонда подлежат отклонению.
Материалами дела подтверждается, что в отчетности по форме СЗВ-М, представленной Учреждением 13.01.2023 была допущена ошибка в номере отчетного периода: вместо месяца "декабрь" был указан "январь".
О том, что в отчетности была допущена техническая ошибка, выразившаяся в неверном указании отчетного периода, свидетельствует тот факт, что отчетность за январь 2023 года (сведения о застрахованных в данном периоде лицах) не могла быть представлена 13.01.2023.
Учреждение самостоятельно обнаружило ошибку в номере отчетного периода, и с целью устранения допущенной ошибки 24.01.2023 направило в Пенсионный фонд ежемесячный отчет за декабрь 2022 года по форме СЗВ-М с типом формы "исхд", в которой отражены те же сведения о застрахованных лицах, но указан верный период представления сведений.
Позиция фонда о том, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2022 года с типом "исходная" были представлены Учреждением впервые 24.01.2023 с нарушением срока, не может быть признана обоснованной, учитывая, что представленный Учреждением 13.01.2023 отчет был принят Пенсионным фондом без замечаний согласно положительному протоколу входного контроля.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
На основании изложенного, первоначальные требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме, решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о привлечении страхователя к ответственности от решения N 075S19230003880 от 22.02.2023 законно и обоснованно признано недействительным.
Учитывая, что решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о привлечении страхователя к ответственности от решения N 075S19230003880 от 22.02.2023 признано недействительным, судом первой инстанции закономерно и обоснованно отказано в удовлетворении встречных требований Фонда о взыскании финансовых санкций.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 апреля 2023 года по делу N А60-14064/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-14064/2023
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДЕТСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА ГОРОД НИЖНИЙ ТАГИЛ", ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ