г. Санкт-Петербург |
|
03 июля 2023 г. |
Дело N А56-110989/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Шалагиновой Д.С.
при участии:
от истца: Власов А.С. (доверенность от 01.07.2022)
от ответчика: Бодю Ю.Е. (доверенность от 26.12.2022)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18813/2023) ООО "КАСАВТО" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.04.2023 по делу N А56-110989/2022, принятое по иску ООО "КАСАВТО" к СПб ГКУ "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КАСАВТО" (далее - ООО "КАСАВТО", Общество) обратилось в суд с исковым заявлением к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга" (далее - СПБ ГКУ "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга", Агентство) с требованием о взыскании задолженности в размере 2 473 859 руб., пени в размере 8 040 руб. 04 коп.
Решением суда первой инстанции от 19.04.2023 в иске отказано.
Не согласившись с указанным решением, с апелляционной жалобой обратилось Общество, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования. В обоснование жалобы Истец ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Полагает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Полагает, что сам по себе факт подписания со стороны Заказчика исполнительской сметы свидетельствует о наличии волеизъявления со стороны Заказчика и изменение объема и как следствие стоимости выполняемых работ по контракту.
От Агентства поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит в ее удовлетворении отказать.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель ответчика доводы жалобы отклонил и просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между СПБ ГКУ "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга" (заказчик) и ООО "КАСАВТО" (подрядчик) заключен государственный контракт N 01722000054210000590001 от 17.05.2021, в соответствии с которым подрядчик обязуется в установленный Контрактом срок выполнить работы по реализации мероприятий проекта "Комфортная городская среда" по адресу: г. Ломоносов, ул. Некрасова, д.1- ул. Доры Антоненко (2 этап), а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
В соответствии с п. 3.1. Контракта, стоимость подлежащих выполнению Подрядчиком работ по Контракту составляет 23 266 336 рублей. В силу п. 3.3. Контракта, цена является твердой и определяется на весь срок его исполнения. Положениями п. 3.4 Контракта предусмотрено, что в стоимость работ включаются все расходы Подрядчика, связанные с исполнением контракта.
В соответствии с п. 8.7 Контракта, по предложению Заказчика допускается увеличение или уменьшение объема подлежащих выполнению работ не более, чем на 10 процентов. При этом по согласованию сторон допускается изменение цены в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
Пунктом 4.3. Контракта установлен срок выполнения работ - не позднее 01 декабря 2021 года.
Сторонами согласована и утверждена локальная смета производства работ на сумму 24 026 931 рубль.
Истцом работы выполнены в полном объеме, что подтверждается актами выполненных работ от 21.06.2021, от 22.07.2021, от 23.08.2021, от 13.09.2021, от 08.10. 2021;
21.10.2021 года сторонами была подписана Исполнительская смета N 1, согласно которой общая стоимость работ составила 26 500 790 рублей.
29.07.2022 года истцом в адрес ответчика были направлены завершающая исполнительская смета, акт выполненных работ от 29.07.2022 года и ресурсная ведомость, обосновывающая увеличение стоимости выполненных работ.
Полагая, что ответчик должен произвести оплату выполненных работ в размере, определённом подписанной сторонами исполнительской сметы от 21.10.2021 года, истец направил требование об оплате 2 473 859 руб. в адрес ответчика.
Неисполнение в добровольном порядке указанных требований послужило основанием для обращения с настоящим иском.
Как установлено статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
Сложившиеся между сторонами правоотношения регулируются положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно пункту 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В соответствии с пунктом 1 статьи 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.
В силу общих правил, предусмотренных пунктом 1 статьи 711 ГК РФ, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок либо с согласия заказчика досрочно, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов.
Согласно пункту 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.
В силу пункта 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
В соответствии со статьей 709 Гражданского кодекса Российской Федерации при отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой. Возникновение необходимости проведения дополнительных работ, при условии своевременного предупреждения об этом заказчика, может являться основанием для превышения указанной в договоре цены только в том случае, если эта цена приблизительная. Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. При твердой цене подрядчик вправе требовать ее увеличения только при существенном возрастании стоимости предоставленных подрядчиком материалов и оборудования, но не вследствие необходимости проведения дополнительных работ. Причем таким правом подрядчик может воспользоваться только до прекращения отношений по договору подряда, поскольку при отказе заказчика выполнить указанное требование подрядчик может требовать расторжения договора в соответствии со статьей 451 Кодекса (в связи с существенным изменением обстоятельств), что возможно лишь в пределах срока действия договора.
Для договора строительного подряда установлены специальные правила, в силу которых подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, за счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ. Подрядчик, не выполнивший указанной обязанности, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства (статья 743 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 10 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору подряда" подрядчик, не выполнивший предусмотренной пунктом 3 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанности, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ даже в тех случаях, когда такие работы были включены в акт приемки.
В соответствии с п. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ ( в редакции, действовавшей на момент исполнения спорного Контракта), изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта.
Исполнительская смета N 1 была согласована сторонами после окончания производства работ. Факт направления в адрес Заказчика исполнительской сметы, ресурсной ведомости, актов выполненных работ от 29.07.2022 после завершения работ и истечения срока действия контракта, также нельзя расценивать в качестве надлежащего способа согласования изменения цены государственного контракта в соответствии со ст. 95 44-ФЗ
Дополнительное соглашение сторонами на производство работ заключено не было. Согласование сметы не может заменить обязанность заключить Дополнительное соглашение.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в иске.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В отсутствие доказательств оплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе, пошлина подлежит взысканию с апеллянта в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.04.2023 по делу N А56-110989/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "КАСАВТО" в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.М. Попова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-110989/2022
Истец: ООО "КАСАВТО"
Ответчик: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЖИЛИЩНОЕ АГЕНТСТВО ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15057/2023
03.07.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18813/2023
19.04.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-110989/2022