г. Пермь |
|
03 июля 2023 г. |
Дело N А50-5129/2023 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Шаламовой Ю.В.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заинтересованного лица, Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю,
На мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края.
от 05 мая 2023 года,
принятое в порядке упрощенного производства
по делу N А50-5129/2023
по заявлению муниципального унитарного предприятия Чайковского городского округа "Чайковский водоканал" (ОГРН 1025902036863, ИНН 5920005217)
к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200, ИНН 5904084719)
о признании недействительными решения от 24.01.2023 N 590022400081807 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения, решения от 24.01.2023 N 590022400081808 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие Чайковского городского округа "Чайковский водоканал" (далее - заявитель, страхователь, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании недействительными решения от 24.01.2023 N 590022400081807 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения, решения от 24.01.2023 N 590022400081808 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решением Арбитражного суда Пермского края, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть вынесена 28.04.2023, мотивированное решение изготовлено 05.05.2023), заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе заявителю в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Указывает на то, что если листок нетрудоспособности был выдан после окончания рабочего дня, за который работнику была начислена заработная плата, пособие по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя следует выплачивать за следующие три дня. В ином случае выплата пособия по временной нетрудоспособности будет произведена с нарушением пункта 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Предприятием отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, Фондом проведена камеральная проверка полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения за период с 01.10.2022 по 17.10.2022.
По итогам проверки должностным лицом составлен акт камеральной проверки от 14.12.2022 N 590022400081805.
На основании акта проверки Фондом вынесены следующие решения:
- о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения N 590022400081807 от 24.01.2023, в соответствии с которым страхователю предложено возместить расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с представлением страхователем недостоверных сведений и (или) документов либо сокрытием сведений и документов, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения, либо на исчисление размера страхового обеспечения, в сумме 1454,53 руб.;
- о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством N 590022400081808 от 24.01.2023, в соответствии с которым страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 15.2 Закона N 255-ФЗ, в виде штрафа 1000 рублей.
Полагая, что указанные решения фонда вынесены неправомерно, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Судом первой инстанции заявленные требования признаны обоснованными и удовлетворены в полном объеме.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые приняли этот акт, решение.
В силу ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. Соответственно, целевым назначением пособия по временной нетрудоспособности является возмещение застрахованному лицу утраченного заработка.
Частью 1 статьи 1.3 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 1.2 Федерального закона N 255-ФЗ страховой случай по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, страхователя осуществлять страховое обеспечение.
Обязательное страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее также - страховое обеспечение) - исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты пособий, установленных настоящим Федеральным законом (п. 3 ч. 1 ст. 1.2 Федерального закона N 255-ФЗ).
Одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является пособие по временной нетрудоспособности (п. 1 ч. 1 ст. 1.4 Федерального закона N 255-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (до 01.01.2023).
Соответственно, в случае утраты застрахованным лицом заработка страхователь обязан выплатить ему страховое обеспечение за свой счет за первые три дня временной нетрудоспособности.
Согласно п. 12 Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа и выдачи листков нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации", утвержденного Приказом Минздрава России от 23.11.2021 N 1089н (действующего на дату наступления страховых случаев) (далее - Условия и порядок N 1089н), гражданам, обратившимся за медицинской помощью после окончания рабочего времени (смены), по их желанию, дата освобождения от работы в листке нетрудоспособности может быть указана со следующего календарного дня после окончания рабочего времени (смены) гражданина.
В соответствии с абзацем 1 п. 14 Условий и порядка N 1089н при выписке гражданина после оказания ему медицинской помощи в стационарных условиях (в условиях дневного стационара) листок нетрудоспособности формируется (выдается) в день выписки из медицинской организации, где ему оказывалась медицинская помощь, за весь период оказания медицинской помощи в стационарных условиях (в условиях дневного стационара).
С учетом изложенного, по общему правилу, листок нетрудоспособности формируется в день обращения гражданина за медицинской помощью, однако, сам факт обращения в медицинскую организацию и формирование электронного листка нетрудоспособности не свидетельствует о том, что в этот день у застрахованного лица произошла утрата заработка, поскольку ухудшение самочувствия может произойти после окончания рабочего дня (смены).
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, Ефимову Н.В. выдан листок нетрудоспособности с периодом освобождения от работы с 29.09.2022 по 07.10.2022.
10.10.2022 работник предоставил страхователю заявление о том, что листок нетрудоспособности N 910140944004 от 29.09.2022 он просит считать открытым с 30.09.2022 по 07.10.2022.
Согласно сведениям, отраженным предприятием в табеле учета рабочего времени, Ефимов Н.В. 29.09.2022 полностью отработал смену и за указанный день ему начислена и выплачена заработная плата, что подтверждается расчетными листками за сентябрь и октябрь 2022 года.
Колеговой А.Н. выдан листок нетрудоспособности с периодом освобождения от работы с 15.09.2022 по 26.09.2022.
26.09.2022 работник предоставил страхователю заявление о том, что листок нетрудоспособности N 910140943597 он просит считать открытым 16.09.2022, так как 15.09.2022 отработал полную смену.
По мнению Фонда, в таких случаях отсчет периода временной нетрудоспособности, пособие за который выплачивается за счет средств страхователя, необходимо исчислять только со дня начала утраты заработка (выплаты пособия по временной нетрудоспособности), который может не совпадать с днем освобождения от работы, указанным в листке нетрудоспособности. В нарушение ч. 5 ст. 14, п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 255-ФЗ Предприятие произвело начисление и выплату пособия по временной нетрудоспособности за счет собственных средств только за 2 дня, тем самым допустило расходование средств обязательного социального страхования в общей сумме 1454,53 руб. (868,83 руб. + 585,70 руб.) с нарушением действующего законодательства.
28.02.2023 Фондом в адрес Предприятия направлено требование о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения N 590023700001101 от 22.02.2023, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений.
Частью 2, частью 4 ст. 15.2 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что представление страхователем недостоверных сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, или их сокрытие, повлекшие излишне понесенные расходы на выплату страхового обеспечения, влечет взыскание со страхователя штрафа в размере 20 процентов от суммы излишне понесенных расходов, но не более 5 000 рублей и не менее 1 000 рублей. Привлечение страхователей к ответственности, предусмотренной настоящей статьей, осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Заинтересованное лицо указывает, что направив в отделение Фонда реестры для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности Ефимову Н.В. и Колеговой А.Н., страхователь фактически предоставил недостоверные сведения о периоде оплаты за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В связи с представлением страхователем недостоверных сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения Фондом вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 24.01.2023 N 590022400081808. На основании указанного решения страхователь привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 1000 руб.
Настаивая на факте необоснованной, по мнению апеллянта, выплаты денежных средств в связи с недостоверными сведениями, направленными страхователем страховщику, Фонд указывает на то, что страхователь в нарушение пункта 1 части 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ оплатил только два дня пособия по временной нетрудоспособности своим работникам из трех предусмотренных законодательством дней, тем самым не исполнив свою обязанность как страхователя, что повлекло за собой выплату пособия за счет средств фонда застрахованному лицу на один день больше, то есть дополнительное расходование государственных средств.
Между тем данные доводы оценены и правомерно отклонены судом первой инстанции.
По смыслу положений статьи 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами, и выплата пособия по временной нетрудоспособности носит компенсационный характер и выплачивается вместо причитающейся заработной платы.
Выплата одновременно заработной платы и пособия за период временной нетрудоспособности законом не предусмотрена, поскольку и заработная плата, и пособие по временной нетрудоспособности представляют собой выплаты в пользу работника, преследующие одинаковые цели.
Следовательно, в случае если работнику выдан листок нетрудоспособности за рабочий день, в который он отработал смену, за этот день ему выплачивается либо заработная плата, либо пособие по временной нетрудоспособности.
Признавая доводы фонда неправомерными и нарушающими права и законные интересы заявителя, суд обоснованно исходил из того, что согласно пункту 1 части 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ период временной нетрудоспособности и отсчет трехдневного срока, за которые пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств страхователя, начинается с даты наступления страхового случая, которая определяется днем выдачи листка нетрудоспособности.
Поскольку в силу императивных норм Закона N 255-ФЗ выплата застрахованным лицам пособия по временной нетрудоспособности за счет средств социального страхования производится, начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности и не ставится в зависимость от иных обстоятельств, отделение фонда не имело правовых оснований применять иной порядок исчисления этого срока и предлагать страхователю оплатить пособие за четвертый день нетрудоспособности Ефимову Н.В. и Колеговой А.Н. за счет собственных средств.
В данном случае выявленные в ходе проверки выплаты, произведенные фондом, не являются следствием ненадлежащего исполнения предприятием обязанности по предоставлению достоверных сведений, влияющих на право получения ежемесячного пособия по временной нетрудоспособности, суд первой инстанции обоснованно признал решения фонда недействительными.
При таких обстоятельствах заявленные требования правомерно удовлетворены судом.
Доводы Фонда о том, что вместо Условий и порядка N 1089н судом первой инстанции был применен утративший силу с 13.12.2020 Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку п. 15 Порядка N 624н, ссылка на который приведена в решении суда первой инстанции, полностью коррелирует с п. 12 Условий и порядка N 1089н. Кроме того, на применение положений Условий и порядка N 1089н указано судом в мотивировочной части решения.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и материалов дела судом первой инстанции и Фондом не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Обжалуемое решение суда соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо освобождено от уплаты государственной пошлины при обжаловании судебного акта.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края по делу N А50-5129/2023, принятое в порядке упрощенного производства (резолютивная часть вынесена 28.04.2023, мотивированное решение изготовлено 05.05.2023), оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Ю.В. Шаламова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-5129/2023
Истец: МУП ЧАЙКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ЧАЙКОВСКИЙ ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю