г. Киров |
|
03 июля 2023 г. |
Дело N А31-11378/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Ившиной Г.Г., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Костромской области:
представителя заявителя - Антонова Е.В, действующего на основании доверенности от 21.11.2022,
представителя ответчика - Пророковой Е.Н, действующей на основании доверенности от 14.06.2023 N 128,
представителя ООО "Гермес" - Григорова А.А., действующего на основании доверенности от 01.12.2022,
представителя Администрации - Бабинцевой Е.А., действующей на основании доверенности от 21.12.2022 N 10,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сущево"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 21.04.2023 по делу N А31-11378/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сущево" (ИНН 4414013548, ОГРН 1094437000680)
к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области (ИНН 4401023588; ОГРН 1024400529053)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Гермес-Сервис", Администрация Костромской области,
о признании незаконными действий по выдаче лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых серии КОС N 80356ТЭ, срок действия с 15.04.2021 по 14.04.2046, наименование месторождения "Болтановское" и о признании незаконной и недействительной лицензии,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сущево" (далее - заявитель, Общество, ООО "Сущево") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области (далее - ответчик, Департамент) по выдаче лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых серии КОС N 80356ТЭ, срок действия с 15.04.2021 по 14.04.2046, наименование месторождения "Болтановское" и о признании незаконной и недействительной данной лицензии.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Гермес-Сервис" (далее - ООО "Гермес-Сервис"), Администрация Костромской области (далее- Администрация).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 21.04.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Сущево" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда полностью, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, указанный в лицензии земельный участок, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 44:07:000000:344, имеет категорию: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: сельскохозяйственное производство, в связи с чем его предоставление в целях разработки полезных ископаемых противоречит положениям статей 78, 79 Земельного кодекса Российской Федерации. Как указывает ООО "Сущево", несмотря на то, что непосредственно оспариваемыми действиями (лицензией) недропользователю не предоставлено право пользования земельным участком, такие действия (лицензия) повлекли издание приказа от 08.11.2022 об изъятии земельного участка. Кроме того Общество полагает, что суд не учел нарушение оспариваемыми действиями (лицензией) регионального законодательства.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу указал, что лицензия на право пользования недрами не предоставляет исключительное право пользования земельным участком и не влечет недействительность заключенного договора аренды с лицом, не являющимся недропользователем. Также ответчик отметил, что при изъятии земельных участков для государственных нужд правообладателям земельных участков предоставляется возмещение.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу указала, что предусмотренная действующим законодательством Российской Федерации процедура предоставления права пользования участком недр и выдачи лицензии Департаментом соблюдена, нарушений федерального и регионального законодательства не допущено.
ООО "Гермес-Сервис" в отзыве на апелляционную жалобу указало, что к рассматриваемым правоотношениям подлежит применению законодательство о недрах. По мнению ООО "Гермес-Сервис" наличие у него лицензии на пользование недрами является необходимым условием для предоставления такого земельного участка; при этом наличие у ООО "Сущево" права аренды в отношении спорного земельного участка не является препятствием для проведения аукциона и последующего принятия решения о предоставлении права пользования недрами.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали занятые по делу правовые позиции.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и указано в заявлении Общества, в соответствии с условиями договора аренды N 48 от 27.02.2007, договоров о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 25.11.2009 и 28.04.2011, дополнительных соглашений к указанному договору аренды от 19.05.2021 и 11.02.2022 Общество владеет на праве аренды земельным участком с кадастровым номером 44:07:000000:344 сроком с 27.02.2007 по 27.02.2056.
Территория данного земельного участка общей площадью 46 071 224 кв.м в ходе землеустроительных работ разделена на контуры. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование земельного участка: сельскохозяйственное производство.
Департаментом 05.04.2021 издан приказ N 122 "О предоставлении права пользования участком недр местного значения". Данным приказом ответчик предоставил право пользования участком недр местного значения "Болтановское" Костромского района Костромской области для разведки и добычи песка ООО "Гермес-Сервис".
Лицензия на право пользования недрами серии КОС N 80356, вид лицензии ТЭ с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча песка на месторождении "Болтановское" Костромского района Костромской области, расположение участка недр: в 0,05 км северо-восточнее д. Болтаново, в 1,2 км юго-восточнее с. Сущево Костромского района Костромской области, зарегистрирована и выдана ООО "Гермес-Сервис" 15.04.2021.
Распоряжением администрации Костромской области от 08.11.2022 N 225-ра "Об изъятии земельного участка для государственных нужд Костромской области с целью проведения работ, связанных с пользованием участком недр местного значения, за счет средств недропользователя" земельный участок с условным номером 44:07:000000:344:ЗУ1, площадью 501153 кв.м, подлежащий образованию из земельного участка с кадастровым номером 44:07:000000:344, изъят для государственных нужд Костромской области с целью проведения работ, связанных с пользованием участком недр местного значения за счет средств ООО "Гермес-Сервис".
Не согласившись с действиями Департамента по выдаче лицензии ООО "Гермес-Сервис", Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данных действий незаконными, а также о признании незаконной и недействительной данной лицензии.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, третьих лиц суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к отношениям по использованию и охране недр применяется законодательство о недрах. К земельным отношениям нормы указанной отрасли законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Отношения, возникающие в сфере использования недр, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Согласно статье 1.2 указанного Закона недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Установление порядка пользования участками недр местного значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях (пункт 9 части 1 статьи 4 Закона о недрах).
Уполномоченным на оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование участками недр относительно участков недр, распоряжение которыми относится к компетенции Костромской области, органом в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 Постановления администрации Костромской области от 22.07.2008 N 239-а "Об уполномоченном органе" является Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.
Закон о недрах устанавливает разрешительный режим пользования недрами. Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (абзац 1).
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (абзац 3).
Основания возникновения права пользования участками недр установлены в статье 10.1 Закона о недрах и статье 4 Закона Костромской области от 27.06.2008 N 325-4-ЗКО "О некоторых вопросах недропользования на территории Костромской области" (далее - Закон N 325-4-ЗКО).
В пункте 6 статьи 10.1 Закона о недрах установлено, что основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона N 325-4-ЗКО основанием возникновения права пользования участками недр местного значения на территории Костромской области является решение уполномоченного органа о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области от 20.09.2016 N 416 утвержден Перечень участков недр местного значения на территории Костромской области, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, в который включено месторождение "Болтановское" в Костромском районе.
Как установлено судом первой инстанции и не оспорено сторонами, 05.02.2021 Департаментом опубликовано извещение о проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения "Болтановское" для разведки и добычи песка.
Департаментом 05.04.2021 издан приказ N 122 "О предоставлении права пользования участком недр местного значения". Данным приказом ответчик предоставил право пользования участком недр местного значения "Болтановское" Костромского района Костромской области для разведки и добычи песка ООО "Гермес-Сервис".
Постановлением от 12.10.2010 N 353-а в соответствии с Законом о недрах, Законом N 325-4-ЗКО Администрация Костромской области утвердила Порядок оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Костромской области (далее - Порядок N 353-а).
В силу пунктов 6, 7, 8 Порядка N 353-а в случае принятия решения о предоставлении права пользования участком недр местного значения уполномоченный орган вместе с уведомлением направляет лицензионное соглашение, которое в 3-дневный срок со дня его получения согласовывается заявителем и направляется в уполномоченный орган. На основании согласованного лицензионного соглашения уполномоченный орган осуществляет оформление лицензии. Лицензионное соглашение является неотъемлемой частью лицензии. После завершения процедуры оформления уполномоченный орган осуществляет государственную регистрацию лицензии.
15.04.2021 между Департаментом и ООО "Гермес-Сервис" заключено лицензионное соглашение и выдана лицензия серии КОС N 80356 ТЭ. Лицензия соответствует установленным в статье 12 Закона о недрах требованиям.
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что предусмотренная законодательством Российской Федерации процедура предоставления права пользования участком недр и выдачи лицензии Департаментом соблюдена, нарушений федерального и регионального законодательства не допущено. Законных оснований для отказа в выдаче ООО "Гермес-Сервис" оспариваемой лицензии у Департамента не имелось.
Довод ООО "Сущево" о том, что Департамент оспариваемыми действиями по выдаче лицензии нарушил требования статей 78,79 ЗК РФ, поскольку указанный в лицензии земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, подлежит отклонению.
В силу пункта 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
На основании статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Представленной в материалы дела выпиской из ЕГРН подтверждено и сторонами не оспорено, что земельный участок с кадастровым номером 44:07:000000:344 относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования: сельскохозяйственное производство.
Таким образом, по смыслу приведенных выше положений ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения не могут использоваться для добычи полезных ископаемых.
В то же время сама лицензия на пользование недрами КОС 80356 ТЭ не является основанием для возникновения у ООО "Гермес-Сервис" права пользования земельным участком с кадастровым номером 44:07:000000:344 по следующим основаниям.
В части 1 статьи 25.1 Закона о недрах указано, что земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) (часть 2 статьи 25.1 Закона о недрах).
В соответствии с частью 3 данной статьи, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Из содержания приведенных положений Закона о недрах следует, что понятие "участок недр" для осуществления недропользования и понятие "земельный участок" для реализации права на недропользование не равнозначны различны.
Подпунктом 20 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.
При этом право пользования недропользователем земельным участком обеспечивается процедурой изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которая регламентирована главой VII.1 ЗК РФ.
В данном случае предметом оценки суда являются действия ответчика по выдаче лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых, законность изъятия земельного участка (его части) не подлежит установлению в рамках данного спора. С учетом изложенного при формальном соблюдении порядка выдачи такой лицензии основания полагать, что Департаментом нарушены требования земельного законодательства, отсутствуют.
На основании изложенного действия Департамента по выдаче лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых серии КОС N 80356ТЭ, срок действия с 15.04.2021 по 14.04.2046, наименование месторождения "Болтановское" не противоречат требованиям закона.
Суд не усмотрел нарушения прав заявителя оспариваемыми действиями Департамента, поскольку факт наличия у Общества прав землепользователя в отношении земельного участка, на котором расположен участок недр, представленный для разведки и добычи песка, не является препятствием для проведения аукциона и принятия решения о предоставлении права пользования недрами.
Действующим законодательством предусмотрен правовой механизм изъятия земельного участка. Применительно к обстоятельствам настоящего спора распоряжение администрации Костромской области от 08.11.2022 N 225-ра предусматривает не только изъятие земельного участка с условным номером 44:07:000000:344:ЗУ1 (подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 44:07:000000:344), но и обязанность ООО "Гермес-Сервис" по выплате ООО "Сущево" соответствующего возмещения за изымаемый земельный участок.
Повторно исследовав обстоятельства дела и представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствовала предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания незаконными действий ответчика, в связи с чем суд первой инстанции справедливо отказал в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Иные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению с учетом того, что они не являются юридически значимыми для рассмотрения настоящего спора, не опровергают выводы суда.
С учетом вышеизложенного, решение Арбитражного суда Костромской области от 21.04.2023 по делу N А31-11378/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ООО "Сущево" по платежному поручению от 19.05.2023 N 1146 за рассмотрение апелляционной жалобы уплатило государственную пошлину в размере 3 000 рублей, Обществу надлежит вернуть излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 500 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 21.04.2023 по делу N А31-11378/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сущево" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Сущево" (ИНН 4414013548, ОГРН 1094437000680) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 19.05.2023 N 1146.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-11378/2022
Истец: ООО "СУЩЕВО"
Третье лицо: Администрация Костромского муниципального района Костромской области, Администрация Сущевского сельского поселения Костромского района, ООО "Гермес -Сервис", ООО "ГЕРМЕС-СЕРВИС", Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6332/2023
03.07.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4136/2023
21.04.2023 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-11378/2022
28.02.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-482/2023