город Москва |
|
03 июля 2023 г. |
Дело N А40-242644/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Гармаева Б.П., Расторгуева Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Ногеровой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 13 апреля 2022 года по делу N А40-242644/22
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
(ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889 )
к Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 5047041033, ОГРН 1035009568736 )
третье лицо: Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца представитель не явился, извещен,
от ответчика представитель не явился, извещен,
от третьего лица представитель не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
ФГКУ "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ФГАУ "Росжилкомплекс" о взыскании 51 660 руб. 97 коп., включая 43 718,67 руб. долга по оплате коммунальных услуг, 7 942,30 руб. неустойки, неустойки по день фактического исполнения обязательства.
Решением суда от 13 апреля 2022 года исковые требования ФГКУ "ЦЖКУ" Минобороны России удовлетворены частично.
На указанное решение подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а так же на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебное заседание апелляционного суда лица участвующие в деле не явились, извещены надлежащим образом.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в собственности Российской Федерации находятся жилые помещения - квартиры, в МКД по адресу: Амурская обл., Октябрьский р-н., с. Екатеринославка, ул. Южная, д. 137, в/г N 5.
Приказом директора Департамента военного имущества Минобороны России от 22.03.2021 N 809 прекращено право оперативного управления ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России на спорные помещения, помещения закреплены на праве оперативного управления за ФГАУ "Росжилкомплекс", которому предписано обеспечить государственную регистрацию права.
Передача имущества от ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России в ФГАУ "Росжилкомплекс" оформлена актом приема-передачи в оперативное управление от 30.03.2021.
Истец обеспечивал снабжение помещений коммунальными ресурсами: водоснабжением, водоотведением, теплоснабжением, в период с 30.03.2021 по 31.12.2021, путем заключения договоров с поставщиками ресурсов.
В спорный период помещения не заселены, доказательства иного не представлены.
Стоимость коммунальных ресурсов составила 43 718,67 руб., что подтверждается сведениями о начислениях по лицевым счетам по нормативам потребления, установленным постановлением Октябрьского райсовета от 27.11.2008 N 71/11, утвержденным решением Главы района от 03.12.2008 N 31, и тарифам, установленным приказами Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 21.12.2020 N 170-пр/т, от 18.12.2020 N 158-пр/в.
Оплата не производилась, доказательства иного не представлены.
Истец просит взыскать долг, неустойку за период с 12.10.2021 по 30.10.2022 и по день фактического исполнения.
Удовлетворяя заявленные исковые требования частично, суд первой инстанции правомерно руководствовался тем, что право оперативного управления ответчика на спорное имущество документально не подтверждено.
В определении от 10.01.2023 суд первой инстанции предложил истцу документально подтвердить возникновение права оперативного управления ответчика, представить выписки из ЕГРН о государственной регистрации права. В ходатайстве о рассмотрении дела в отсутствие представителя истец сообщил, что он такими сведениями не располагает.
В то же время, ответчик в отзыве подтвердил, что право оперативного управления возникло у него с 6 июля 2021 года.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что размер обязательств по оплате коммунальных услуг за период с 06.07.2021 по 31.12.2021 составляет 28 251,42 руб. (43 718,67 х 179 / 277).
Расчет неустойки произведен истцом без учета действия моратория.
Сумма неустойки за период с 12.10.2021 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 30.10.2022 на сумму долга, относящуюся на ответчика, составляет 1 713,21 руб. ((1234,93 + 6707,37 х 197 / 933) х 179 / 277).
Размер начислений по каждому коммунальному ресурсу и по каждой квартире подтверждается расчетом по нормативам потребления, установленным и тарифам, нормативно обоснованным истцом.
Апелляционным судом расчет неустойки проверен и признан арифметически верным, факт неисполнения ответчиком обязательств по оплате установлен, в связи с чем, апелляционный суд признает требование о взыскании неустойки обоснованным и подлежащим удовлетворению в заявленном размере.
Обязанность по содержанию принадлежащего собственнику жилого помещения возложена на собственника статьей 210 ГК РФ, ст. 30, 153-155 ЖК РФ.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение (плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме) и коммунальные услуги (ст. 39, 153, 158 ЖК РФ).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (п. 4 ст. 154 ЖК РФ).
Таким образом, собственник помещения в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию как общего имущества, так и собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, а также расходов на коммунальные услуги.
Правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами, в пределах своей компетенции осуществляет Министерство обороны (пп. 71 п. 7 Положения о Минобороны России, утв. Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082).
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит в том числе право оперативного управления (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа следующего за расчетным месяца, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (п. 1 ст. 155 ЖК РФ).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, законом или договором может быть предусмотрена денежная сумма - неустойка (пеня, штраф), которую должник обязан уплатить кредитору (ст. 330, 331 ГК РФ).
В силу положений ст.ст.309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку со стороны ответчика не представлены доказательства оплаты предоставленных услуг в полном объеме, доводы истца не опровергнуты, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении заявленных истцом требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в результате чего признаются судом апелляционной инстанции необоснованными и несостоятельными, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности поданной апелляционной жалобы и оставлению обжалуемого решения суда первой инстанции без изменения.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13 апреля 2023 года по делу N А40-242644/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-242644/2022
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (КОМПЛЕКСА)" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ФГКУ "ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ТУИО" Минобороны России