г. Вологда |
|
03 июля 2023 г. |
Дело N А44-144/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 03 июля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Колтаковой Н.А. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрация Великого Новгорода на решение Арбитражного суда Новгородской области от 26 апреля 2023 года по делу N А44-144/2023,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образование городской округ Великий Новгород в лице администрации Великого Новгорода (адрес: 173007, город Великий Новгород, улица Большая Власьевская, дом 4; ИНН 5321035692, ОГРН 1035300275372; далее - Администрация) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Тепловая Компания Новгородская" (адрес: 175000, Новгородская область, Батецкий район, поселок Батецкий, улица Лесная, здание 3а; ИНН 5301003692, ОГРН 1135321001639; далее - Общество) о внесении изменений в перечень имущества, входящего в состав объекта соглашения, являющийся приложением 4кс концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения, центрального горячего водоснабжения, находящихся на праве хозяйственного ведения МУП Великого Новгорода "Теплоэнерго", принадлежащих на праве собственности МО Великий Новгород, заключенного 29.04.2016 истцом и ответчиком, в части указания объектов недвижимости имущества, расположенного по адресу: Великий Новгород, улица Щусева, дом 8, корпус 5: сеть горячего водоснабжения протяженностью 74 м, кадастровым номером 53:23:8323801:5869; тепловая сеть от ЦТП 2/41 протяженностью 160 м, кадастровым номером 53:23:8323801:5272, сеть отопления протяженностью 74 м, кадастровым номером 53:23:8323801:5271; сеть горячей воды от ЦТП-2/41 протяженностью 128 м, кадастровым номером 53:23:8323801:5270.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (адрес: 173002, город Великий Новгород, Воскресенский бульвар, дом 3; ИНН 5321047553, ОГРН 1025300795552; далее - Управление).
Решением суда от 26.04.2023 в иске отказано.
Администрация с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что суд не учел, что по условиям соглашения продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности по соглашению, являются собственностью концессионера, содержание сетей осуществляется за счет полученной от абонентов платы.
Общество в отзыве на жалобу возразило против изложенных в ней доводов и требований, просило решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, муниципальное образование городской округ Великий Новгород (концедент) и Общество (концессионер) заключили концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения, централизованного горячего водоснабжения, находящихся на праве хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода "Теплоэнерго", принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию - Великий Новгород от 29.04.2016.
В соответствии с разделом I концессионного соглашения концессионер принял на себя обязательство за свой счет реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе II соглашения, право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществлять производство, передачу и распределение тепловой энергии и горячего водоснабжения потребителям с использованием объекта соглашения и иного имущества, предназначенного для использования в целях создания условий осуществления Концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, а концедент - предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения и иным имуществом.
Согласно пунктам 1, 5 раздела II, пункту 2 раздела III концессионного соглашения объектом соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения, централизованного горячего водоснабжения, находящихся на праве хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода "Теплоэнерго", принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию - Великий Новгород. Перечень имущества, входящего в состав передаваемого объекта соглашения приведен в приложении 4кс к соглашению. Состав иного движимого имущества, указан в приложении 5кс к соглашению. Состав иного недвижимого имущества указан в приложении 6 кс к соглашению.
В пунктах 1. 17 раздела IV, пункт 2 раздела VI концессионного соглашения стороны установили, что концессионер обязан за свой счет реконструировать объект соглашения, описание и состав которого установлены в приложениях 10кс, 4кс. Основные характеристики мероприятий по реконструкции объекта концессионного соглашения изложены в приложении 13кс к соглашению. Предельный размер расходов на реконструкцию объекта соглашения, осуществляемых концессионером - не более 2 000 000 000 руб. Концессионер обязан поддерживать объект соглашения и иное имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения и иного имущества.
В соответствии с разделом XIV соглашение может быть изменено по соглашению сторон. Условия соглашения, определенные на основании решения о его заключении соглашения и конкурсного предложения, могут быть изменены по соглашению сторон на основании решения органа местного самоуправления, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ). Изменение соглашения оформляется в письменной форме.
В пункте 1 раздела IХ стороны установили, что концессионное соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует в течение 25 лет.
Согласно пункту 4 раздела XIV соглашения может быть изменено по требованию одной из сторон по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Как указано в исковом заявлении, в соответствии с распоряжением Межрегионального территориального управления Росимущества в Псковской и Новгородской областях (далее - Теруправление) от 02.03.2021 N 53-82-р "О безвозмездной передаче недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области, в муниципальную собственность муниципального образования-городской округ Великий Новгород", актом приема-передачи федерального недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за УМВД России по Новгородской области, передаваемого в муниципальную собственность муниципального образования - городского округа Великий Новгород, утвержденного 24.05.2021 Теруправлением в одностороннем порядке, постановлением Администрации от 30.09.2021 N 5251 "О приеме в муниципальную собственность", приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода от 30.09.2021 N 632 "О приеме в муниципальную собственность" в муниципальную собственность Великого Новгорода приняты нижеперечисленные объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Великий Новгород, улица Щусева, дом 8, корпус 5, и включены в состав муниципальной казны: сеть горячего водоснабжения протяженностью 74 м, кадастровым номером 53:23:8323801:5869; тепловая сеть от ЦТП-2/41 протяженностью 160 м, кадастровым номером 53:23:8323801:5272; сеть отопления протяженностью 74 м, кадастровым номером 53:23:8323801:5271; сеть горячей воды от ЦТП-2/41 протяженностью 128 м, кадастровым номером 53:23:8323801:5270.
Осуществляющее управление многоквартирным домом 8, корпус 5, по улице Щусева в Великом Новгороде общество с ограниченной ответственностью "Комфорт" просило Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода рассмотреть вопрос о возможности передачи вышеуказанных инженерных сетей Общества. Обращение мотивировано необходимостью обеспечить аварийное обслуживание указанных сетей во избежание создания негативной ситуации для жителей дома.
Администрация направила Обществу предложение о заключении дополнительного соглашения к концессионному соглашению, которым предполагалось внести изменения в перечень недвижимого имущества в приложение 5кс в части включения в данный перечень вышеперечисленных объектов.
Общество 21.12.2022 сообщило о невозможности заключения такого дополнительного соглашения в силу закона, указало на готовность принять спорные сети на обслуживание.
В связи с отказом Общества от заключения дополнительного соглашения и включения спорных объектов в перечень имущества, входящего в состав объекта концессионного соглашения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их не обоснованными, отказал в иске.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 3 Закона N 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.
В силу пункта 11 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно части 4 статьи 13 Закона N 115-ФЗ по требованию стороны концессионное соглашение может быть изменено решением суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ.
Статьей 20 Закона N 115-ФЗ предусмотрены гарантии прав концессионеров, в том числе на изменение условий концессионного соглашения в установленных данной нормой случаях.
В силу статьи 43 Закона N 115-ФЗ имеют место особенности изменения условий концессионных соглашений, объектами которых являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем. Для изменения условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в том числе условий, изменяемых по соглашению сторон на основании решений органов государственной власти или органа местного самоуправления, определенных на основании решения о заключении концессионного соглашения, конкурсной документации и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, необходимо согласие антимонопольного органа, полученное в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Указанное согласие требуется также в случае изменения условий концессионного соглашения по основаниям, предусмотренным частями 1, 3 и 4 статьи 20 Закона N 115-ФЗ. Для изменения условий концессионного соглашения в случаях, предусмотренных частью 3.1 статьи 13, частью 7 статьи 5, частью 3.1 статьи 44 и статьей 54 Закона N 115-ФЗ, предварительное согласие антимонопольного органа не требуется.
Возможность изменения договора предусмотрена главой 29 ГК РФ, регулирующей вопросы оснований, порядка и последствий изменения и расторжения договора.
Как правомерно указал суд первой инстанции, вопрос о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами и его изменении должен решаться сторонами договора по соглашению или в судебном порядке.
В силу статьи 450 ГК РФ изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной либо в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Согласно статье 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Основанием для изменения или расторжения договора служит одновременное наличие четырех условий, указанных в пункте 2 статьи 451 ГК РФ, в соответствии с которым если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Изменение договора допускается лишь в случаях, прямо названных в данном пункте.
Как указал суд первой инстанции, видно из материалов дела, что Администрация, обращаясь с исковыми требованиями, в качестве существенного изменения указывает на то, что на момент заключения соглашения спорные сети не находились в муниципальной собственности, в связи с этим не могли быть включены в перечень имущества, входящего в состав объекта соглашения. Указанные сети переданы в муниципальную собственность на основании распоряжения Теруправления от 02.03.2021 N 53-82-р и приняты в муниципальную собственность на основании постановления Администрации от 30.09.2021 N 5251.
Вместе с тем, поскольку одним из обязательств концессионера по соглашению является осуществление производства, передачи и распределения тепловой энергии и горячего водоснабжения потребителям с использованием объекта соглашения и иного имущества, предназначенного для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, в рассматриваемом случае изменение условий концессионного соглашения позволит концессионеру исполнять обязательства по осуществлению производства и передаче тепловой энергии, поставке теплоносителя и горячего водоснабжения потребителям городского округа Великий Новгород с использованием объекта соглашения. С учетом отнесения спорных объектов по передаче тепловой энергии к числу объектов концессионного соглашения, передача прав владения и (или) пользования такими специфическими объектами может осуществляться не иначе как на основании концессионного соглашения. Предполагаемые к внесению изменения не меняют описание объекта концессионного соглашения, характеристики, а также технико-экономические показатели переданной концессионеру системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения.
Оценив доводы сторон и представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что правовых оснований для удовлетворения требования Администрации не имеется.
Из искового заявления следует, что Администрация предлагает включить в перечень имущества, входящего в состав объекта соглашения расположенные по адресу: улица Щусева, дом 8, корпус 5: сеть горячего водоснабжения протяженностью 74 м, кадастровым номером 53:23.8323801:5869; тепловую сеть от ЦТП-2/41 протяженностью 160 м, кадастровым номером 53:23:8323801:5272; сеть отопления протяженностью 74 м, кадастровым номером 53:23:8323801:5271, сеть горячей воды от ЦТП-2/41 протяженностью 128 м, кадастровым номером 53:23:8323801:5270.
В силу статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по общему правилу заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Указанный в части 1 названной статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.
Как правомерно указал суд первой инстанции, приведенная норма не означает, что развитие конкурентной среды применительно к указанным источникам права утрачивает свое правовое значение, в том числе к Закону N 115-ФЗ.
По общему правилу концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения. Исключения составляют случаи, предусмотренные статьей 37 Закона N 115-ФЗ (часть 1 статьи 13 Закона N 115-ФЗ).
В силу пункта 4 части 1 статьи 10 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение должно включать в себя описание, в том числе технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения.
Как следует из части 3.8 статьи 13 Закона N 115-ФЗ изменение существенных условий концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации или муниципальное образование, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом.
Согласно части 1 статьи 43 Закона N 115-ФЗ для изменения условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в том числе условий, изменяемых по соглашению сторон на основании решений органов государственной власти или органа местного самоуправления, определенных на основании решения о заключении концессионного соглашения, конкурсной документации и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, необходимо согласие антимонопольного органа, полученное в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации за исключением случаев, когда предварительное согласие антимонопольного органа не требуется.
В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2014 N 368 (далее - Правила N 368), настоящие Правила определяют основания, по которым могут быть изменены существенные условия концессионного соглашения, в том числе основания, по которым может быть продлен срок действия концессионного соглашения, и порядок согласования антимонопольным органом таких изменений, в том числе продления срока действия концессионного соглашения, а также устанавливают порядок и условия получения согласия антимонопольного органа для изменения условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в случаях, предусмотренных статьей 43 Закона N 115-ФЗ.
Пунктом 2 Правил N 368 установлен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых осуществляется согласование изменений условий концессионного соглашения.
На основании пунктов 12, 13 Правил N 368 по результатам рассмотрения заявления с приложенными к нему документами антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о согласовании изменений условий концессионного соглашения; об отказе в согласовании изменений условий концессионного соглашения с указанием причин такого отказа.
Как указал суд, следует из материалов дела, Управление в суде первой инстанции пояснило, что в предлагаемые изменения не связаны с наличием оснований, указанных в пункте 2 Правил N 368, в связи с этим 06.12.2022 приняло решение об отказе в согласовании изменений условий концессионного соглашения.
Поскольку иных оснований для внесения изменений в концессионное соглашение по требованию концедента не содержится и в Законе N 115-ФЗ, учитывая особый предмет соглашения, исходя из его условий и порядка заключения и внесения изменений, принимая во внимание, что указанные Администрацией в качестве основания иска обстоятельства не относятся к числу обстоятельств, с которыми связана возможность внесения изменений в концессионное соглашение, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для внесения изменения в концессионное соглашение в судебном порядке, предусмотренном статьей 451 ГК РФ.
При этом суд указал, что внесение вышеуказанных изменений в концессионное соглашение может повлечь возложение на Общество дополнительных расходов с учетом того, что положениями концессионного соглашения предусмотрена обязанность концессионера за свой счет реконструировать объект соглашения, описание и состав которого установлены в приложениях 10кс, 4кс (пункт 1 раздела IV), поддерживать объект соглашения и иное имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения и иного имущества (пункт 2 раздела VI концессионного соглашения). Общество в суде первой инстанции пояснило, что включение в концессионное соглашение спорных сетей повлечет для Общества дополнительные расходы, в том числе, в виде увеличения налога на прибыль, в результате чего уменьшится размер прибыли Общества. Администрация не лишена возможности заключения иных договоров, предусматривающих обслуживание спорных сетей.
Таким образом, оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось, в иске отказано правомерно.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 26 апреля 2023 года по делу N А44-144/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрация Великого Новгорода - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Н.А. Колтакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-144/2023
Истец: городской округ Великий Новгород в лице Администрации Великого Новгорода
Ответчик: ООО "ТК Новгородская"
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области, Четырнадцатый Арбитражный Апелляционный суд