г. Томск |
|
03 июля 2023 г. |
Дело N А27-5155/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Подцепиловой М.Ю.
Судей: Марченко Н.В.
Сухотиной В.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шаркези А.А., рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Лаптевой Юлии Михайловны (N 07АП-3086/2023(1,2)) на решение от 02 марта 2023 года Арбитражного суда Кемеровской области, на дополнительное решение от 17 марта 2023 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5155/2022 (судья А.В. Душинский)
по иску администрации Кемеровского муниципального округа, город Кемерово (ОГРН: 1024202052049, ИНН: 4234002138)
к индивидуальному предпринимателю Лаптевой Юлии Михайловне, город Кемерово (ОГРНИП: 319420500091951, ИНН: 420535180500)
о расторжении муниципального контракта и взыскании 1 092 009,24 руб. штрафа и пени, и по встречному иску индивидуального предпринимателя Лаптевой Юлии Михайловне, город Кемерово (ОГРНИП: 319420500091951, ИНН: 420535180500) к администрации Кемеровского муниципального округа, город Кемерово (ОГРН: 1024202052049, ИНН: 4234002138) о взыскании 4 508 899,20 руб. долга
При участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Лаптева Юлия Михайловна (лично), представителей Шевченко М.Сю, Лаптева Д.М. на основании доверенности N 3 от 09 января 2023 года;
УСТАНОВИЛ:
Администрация Кемеровского муниципального округа (далее - Администрация ) обратилась в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке части 1 стать 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Лаптевой Юлии Михайловне (далее-предприниматель ) о расторжении муниципального контракта N 210-МК от 11.10.2021 на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в д. Сухово, п. Металлплощадка, в связи с неисполнением (нарушением) ответчиком условий контракта, взыскании штрафа за ненадлежащее исполнение контракта в размере 899 779 рублей 84 копейки, 192 229 рублей 40 копеек неустойки за просрочку выполнения работ за период с 16.12.2021 по 31.03.2022 года.
ИП Лаптева Ю.М. предъявила встречный иск к Администрации о взыскании задолженности по муниципальному контракту N 210-МК от 11.10.2021 в размере 4 508 899 рублей 20 копеек долга за октябрь 2021 года.
Определением арбитражного суда от 23.06.2022 встречный иск принят к производству для совместного рассмотрения с первоначальным иском.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 02.03.2023 в удовлетворении первоначального иска отказано.
По встречному иску с АКМО в пользу ИП Лаптевой Ю.М. взыскано 1 527 605 рублей 20 копеек задолженности, а также 15 430 рублей 65 копек расходов по оплате государственной пошлины.
В оставшейся части в удовлетворении встречного иска отказано.
Дополнительным решением арбитражного суда от 17.03.2023 года исковые требования по первоначальному иску о взыскании штрафа удовлетворены.
С предпринимателя Лаптевой Ю.М. в пользу Администрации взыскано 225 444 рублей 96 копеек штрафа за нарушение условий контракта, а также 4 934 рублей 03 копейки государственной пошлины за рассмотрение иска.
Предприниматель Лаптева Ю.М. не согласилась с решением арбитражного суда от 02.03.2023 года и дополнительным решением от 17.03.2023 года, в апелляционной жалобе просит решение изменить, исковые требования по встречному иску удовлетворить полностью, дополнительное решение отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее подателем указано, что все документы, необходимые для оплаты, предусмотренные пунктом 7.1 контракта, были представлены подрядчиком заказчику, однако, судом первой инстанции сделаны выводы отличные от фактических обстоятельств и не подтвержденные материалами дела.
Податель жалобы полагает, что контракт является полностью выполненным и подлежит оплате в полном объеме, доводам подрядчика судом первой инстанции надлежащая оценка не дана.
В обоснование к отмене дополнительного решения указано, что судом было допущено нарушение процессуального закона, поскольку требование о взыскании штрафа им ранее было разрешено при вынесении основного решения, в котором отказано в данном требовании.
Кроме того, в нарушение статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принял увеличение исковых требований от истца непосредственно в судебном заседании по рассмотрению вопроса о вынесении дополнительного судебного решения.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Администрация представила отзыв, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, поскольку период проведения работ подрядчиком по контракту составляет с 15.10.2021 по 15.12.2021.
Нарушение подрядчиком обязательств по контракту, как указано в отзыве, выразилось в нарушении обязательств, предусмотренных пунктами 4.2, 4.3, 4.4.1 контракта, выполнение работ прекращено необоснованно.
В возражениях на отзыв апеллянт указал, что заказчик, участвуя в торгах, принимая на себя обязательства по муниципальному контракту и исполняя его не имеет возможности влиять на его условия в части внесения каких-либо изменений; неясности в условиях контракта отсутствовали, о чем свидетельствует, в том числе, переписка сторон.
Апеллянт считает, что Администрация злоупотребляет своими правами.
В суде апелляционной инстанции предприниматель, ее представители поддержали доводы апелляционной жалобы, полагали, что спорный контракт зависел от выполненных объемов, указанных в техническом задании, сроки контракта значения не имели и заказчик должен был оплатить подрядчику всю сумму, обусловленную в контракте в декабре, а не по сроку исполнения контракта.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кемеровской области, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены исходя из следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между администрацией Кемеровского муниципального округа (заказчик) и ИП Лаптевой Ю.М. (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 210-МК от 11.04.2021 на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в д. Сухово, п. Металлплощадка (ИКЗ 2134234002138420501001027400181292444).
Согласно пункту 2.1. цена контракта составила 4 508 899 рублей 20 копеек.
Срок исполнения обязательств, согласно п. 6.1. Контракта, составляет с 15.10.2021 по 15.04.2022 года.
В соответствии с актом комиссионного обследования автомобильных дорог в д. Сухово и в п. Металлплощадка от 01.11.2021, актом обследования автомобильных дорог, тротуаров в сквере к.п. "Зелёный остров", п. Металлплощадка от 07.11.2021, актом обследования автомобильных дорог, тротуаров в сквере к.п. "Зелёный остров", п. Металлплощадка от 19.11.2021, установлены факты ненадлежащего исполнения обязательств подрядчиком.
В соответствии с актами проверки качества содержания территории N N 1,2,3 от 23.11.2021, 24.11.2021, 26.11.2021, выявлено несоответствие состава и качества работ требованиям контракта.
23.11.2021 ответчик направил в адрес первого заместителя главы Кемеровского муниципального округа И.П. Ганича письмо, в котором сообщил, что им выполнены условия контракта в полном объеме, с приложением акта N 64 от 22.11.2021, счета на оплату N 064 от 22.11.2021 на сумму 4 508 899,20 руб., а также распечатку навигационных данных.
26.11.2021 от ответчика в адрес истца поступило сопроводительное письмо (вх. N 07/6475) от 25.11.2021 в котором ответчик также сообщил истцу о полном выполнении объема работ по муниципальному контракту с приложением распечатку навигационных данных GPS-навигации.
Истцом в адрес ответчика направлено письмо N исх-02/4913 от 30.11.2021, в котором указал, что ответчику необходимо представить достоверные и подтвержденные сведения об объемах работ, выполненных за отчетный период в указанных в Техническом заключении (Приложение N 1 к контракту) единицах измерения.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия N исх-02/4895 от 30.11.2021 с требованием устранить отмеченные в актах проверки качества содержания территории от 23.11.2021, 24.11.2021, 26.11.2021 недостатки состава и качества работ, предусмотренных Контрактом и уплатить штраф за три факта неисполнения (ненадлежащего исполнения) подрядчиком обязательств по контракту, выразившихся в выполнении работ недостаточного состава и качества.
Требования истца, указанные в претензии, ответчиком не выполнены, ответ на претензию не получен.
13.12.2021 от ответчика в адрес истца поступили: счёт от 10.12.2021 N 071 на сумму 750 000,00 руб. за выполнение работ по контракту, письмо от 13.12.2021 N вх-02/6784 о направлении счёта.
15.12.2021 истец направил ответчику письмо от 15.12.2021 N исх-02/5089, в котором предложил снизить стоимость выполненных работ до 650 000 рублей.
Ответа на указанное письмо истцом не получено.
ИП Лаптева Ю.М., полагала, что ввиду большого количества осадков выпавших в период в ноябре-декабре 2021 года, ей досрочно выполнены установленные муниципальным контрактом объемы выполняемых работ и 15.12.2021 в адрес истца направила соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон от 15.12.2021 N вх-02/6842, подписанное со своей стороны.
22.12.2021 истец в адрес ответчика направил письмо N исх-02/5196 от 22.12.2021 о невозможности заключения о расторжении контракта по соглашению сторон.
Ответа на указанное письмо истцом не получено.
В связи с тем, что работы по контракту ответчиком с момента направления соглашения о расторжении контракта не осуществляются, на обращения о необходимости исполнения обязательств по контракту, ответчик не реагировал, требования об устранении отмеченных в актах проверки качества содержания территории от 23.11.2021, 24.11.2021, 26.11.2021 недостатков состава и качества работ, предусмотренных контрактом и уплате штраф, ответчиком не исполнены, истец обратился с настоящими исковыми требованиям в арбитражный суд.
Поскольку ИП Лаптевой Ю.М. в адрес Администрации с сопроводительным письмом были представлены счет на оплату N 064 от 22.11.2021 и акт выполненных работ N 64 от 22.11.2021 на сумму 4 508 899,20 руб., однако АКМО акт не подписало, выполненные работы не оплатило, ИП Лаптевой Ю.М. заявлен встречный иск о взыскании задолженности по муниципальному контракту N 210-МК от 11.10.2021 в размере 4 508 899,20 руб. долга за октябрь 2021 года.
Оценив представленные в дело доказательства, по первоначальному иску суд первой инстанции признал требования о расторжении муниципального контракта N 210-МК от 11.10.2021 необоснованными, факт ненадлежащего выполнения ответчиком работ по муниципальному контракту не подтвержденным, основания считать ответчика просрочившим исполнение обязательств по контракту в каком-то определенном объеме с 16.12.2022 отсутствуют.
Учитывая, что муниципальным контрактом стороны не согласовали график выполнения работ, с указанием в какие сроки должен быть выполнен определенный объем работ, в отсутствие каких-либо иных параметров для определения стоимости выполненных работ за конкретный промежуток времени, не представление подрядчиком альтернативного метода расчета суммы долга, прекращение исполнение подрядчиком муниципального контракта с 15.12.2021, суд принял контррасчет суммы задолженности Администрации и удовлетворил встречные требования в пользу ИП Лаптевой Ю.М. в размере 1 527 605 рублей 20 копеек, исходя из количества дней по контракту, в которые исполнитель выполнял свои обязанности.
Кроме того, в связи с тем, что при рассмотрении первоначальных исковых требований судом первой инстанции не был рассмотрен вопрос о взыскании с ответчика штрафа за неисполнение подрядчиком обязательств по муниципальному контракту, выразившееся в невыполнении работ с 15 декабря 2021 года, дополнительным решением суд первой инстанции принял уточнение размера штрафа, в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал прекращение выполнения ИП Лаптевой Ю.М. обязательств по выполнению работ по муниципальному контракту с 15.12.2021 необоснованным.
В соответствии с пунктом 9.5 муниципального контракта взыскал с ответчика в пользу истца по первоначальному иску 225 444 рублей 96 копеек за неисполнение обязательств по муниципальному контракту, выразившееся в невыполнении работ с 15.12.2021 года.
Не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Оценивая отношениям сторон, суд апелляционной инстанции исходит из того, что между сторонами возникли обязательственные правоотношения по договору подряда регулируемые положениями § 1,3 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), с учетом норм Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
При этом согласно статье 711 ГК РФ оплате подлежат только качественно выполненные работы.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что контракт является полностью выполненным и подлежит оплате в полном объеме, а также о том, что доводам подрядчика судом оценка не дана правовая оценка, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как видно из материалов дела и верно указано судом первой инстанции, в соответствии с пунктом 6.1. муниципального контракта, срок выполнения работ установлен с 15.10.2021 по 15.04.2022 года.
Согласно пункту 12.1. муниципального контракта, настоящий контракт вступает в силу с 15.10.2021 и действует по 15.04.2022 года.
Техническим заданием (Приложение N 1 к муниципальному контракту), предусмотрено, что работы, согласованные муниципальным контрактом, это работы по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в д. Сухово, п. Металлплощадка.
Согласно разделу 1 Технического задания, выполняемые работы должны осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, в строгом соответствии с перечнем и объемом выполняемых работ, требованиями действующего законодательства РФ, Строительных норм и правил.
Работы должны быть выполнены строго в соответствии с заявками заказчика, согласно ведомости улично-дорожной сети (п. 1.1.1., п. 1.1.2.) в полном объеме, с надлежащим качеством, в соответствии с требованиями нормативных документов.
Зимнее содержание улично-дорожной сети осуществляется в сроки: с 15.10.2021 по 15.04.2022 и включает в себя следующие виды работ: очистка дороги от снега плужным оборудованием на базе комбинированной дорожной машины; очистка обочин от снега комбинированными дорожными машинами; очистка дороги от снега автогрейдерами; распределение пескосолянной смеси или фрикционных материалов; очистка тротуаров, площадок отдыха и стоянок автомобилей от снега.
Перечень и объемы выполняемых работ перечислены в подразделах 1.1., 1.1.1., 1.1.2.
В соответствии с пунктами 2.1., 2.2. Технического задания, подрядчик обязан качественно выполнить все работы и сдать результат этих работ заказчику, в соответствии с муниципальным контрактом, в объеме и в сроки, предусмотренные муниципальным контрактом, действующими нормами и правилами выполнения работ.
При проведении работ должны быть достигнуты показатели объекта, предусмотренного Разделом I настоящего Технического задания и соответствующие требованиям действующих технических регламентов СНиП, ГОСТ, СанПИН, НПБ и др. нормативным документам, действующим на территории РФ.
Согласно п. 3.1. Технического задания, все система мероприятий по выполнению работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в д. Сухово, п. Металлплощадка должна быть организованна таким образом, чтобы обеспечить нормальные условия для движения автотранспорта при максимальном облегчении и удешевлении выполняемых работ.
Во время снегопада, гололеда и снежных заносов подрядчик должен обеспечить бесперебойную (круглосуточную) работу спецтехники.
При чрезвычайных ситуациях обеспечивается внеплановое первоочередное обслуживание (п. 3.3. Технического задания).
Таким образом, суд апелляционной инстанции также приходит к выводу о том, что из условий контракта и Технического задания следует, что цель его заключения - это зимнее содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения в указанный промежуток времени - с 15.10.2021 по 15.04.2022 и, соответственно, цена контракта в размере 4 508 899,20 руб. определена на весь период действия контракта.
Определение техническим заданием объема работ с указанием площади очистки дорог и тротуаров от снега в квадратных метрах не устанавливает количество метров которое должно быть очищено один или несколько раз, а устанавливает общую площадь, на которой должно поддерживаться должное техническое состояние в течение всего периода действия контракта независимо от того, какое количество раз придется осуществить очистку.
Учитывая изложенное, доводы апеллянта о том, что им досрочно выполнены, установленные в разделе 1.1. Технического задания (Приложение N 1 к 13 муниципальному контракту) объемы работ ввиду большого количества осадков выпавших в период в ноябре-декабре 2021 года, отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные.
При этом, судом первой инстанции верно отмечено, что в рассматриваемом случае, муниципальным контрактом стороны не согласовали график выполнения работ, с указанием в какие сроки должен быть выполнен определенный объем работ, соответственно, достоверно установить какой объем работ и на какую сумму должен быть выполнен в каждом месяце не представляется возможным.
Однако, судом первой инстанции произведен расчет суммы задолженности Администрации перед ИП Лаптевой Ю.М. исходя из количества дней исполненной контракта.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что с ответчика в пользу истца по встречному иску подлежит взысканию 1 527 605 рублей 20 копеек, исходя следующего расчета, а именно цены контракта и срока выполнения работ.
Так, цена контракта составляет 4 508 899 рублей 20 копеек.
Срок действия и срок выполнения работ с 15.12.2021 по 15.04.2022, что составит 183 дня, соответственно, стоимость 1 дня составит 24 638,80 руб. (4508899,20 руб./183).
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, муниципальный контракт перестал исполняться подрядчиком с 15.12.2021, в связи с направлением заказчику Соглашения о расторжении муниципального контракта с 15.12.2021. и последующим неисполнением контракта.
Период выполнения работ подрядчиком составил с 15.10.2021 по 15.12.2021, т.е. 62 дня, следовательно, стоимость выполненных работ за период с 15.10.2021 по 15.12.2021 составит 24 638,80 руб. * 62 =1 527 605,20 руб.
Доказательств выполнения работ по зимнему содержанию дорог в соответствии с условиями контракта в последующий период подрядчиком не представлено.
Доводы предпринимателя об ином толковании условий контракта, а именно и выполнении только определенного объема работ, надуманы и не согласуются с самим его текстом.
Выводы суда первой инстанции в указанной части суд апелляционной инстанции признает обоснованными, соответствующая оценка доводов подрядчика изложена в мотивировочной части судебного акта.
Доводов в части отказа в удовлетворении требований по первоначальному иску в части расторжения муниципального контракта и взыскании с ответчика неустойки за просрочку выполнения работ за период с 16.12.2021 по 31.03.2022 и штрафов за выполнение работ недостаточного состава и качества апелляционная жалоба не содержит.
В обоснование к отмене дополнительного решения апеллянтом указано, что судом первой инстанции было допущено нарушение процессуального закона, поскольку требование о взыскании штрафа им ранее было разрешено при вынесении основного решения, в котором отказано в данном требовании.
Однако, как следует из материалов дела и решения суда первой инстанции, по расчету истца имело место 3 факта нарушения ответчиком обязательств по контракту, выразившихся, в соответствии с актами проверки качества содержания территории N 1 от 23.11.2021, N 2 от 24.11.2021, N 3 от 26.11.2021, в выполнении работ недостаточного состава и качества, в связи с чем, сумма штрафов, подлежащих уплате заказчику, по расчетам истца за указанные факты, составляет 676 334 рублей 88 копеек.
Кроме того, истец полагал, что поскольку по состоянию на 15.12.2021 (с даты Соглашения о расторжении контракта) работы подрядчиком по контракту не осуществлялись, то указанное обстоятельство также является еще одним фактом неисполнения (ненадлежащего исполнения) подрядчиком обязательств по контракту, в связи с чем, также начислил штраф.
По расчету истца, общая сумма штрафов, подлежащая уплате заказчику, составила 899 779 рублей 84 копейки.
В соответствии с частью 1 статьи 178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, принявший судебный акт по своей инициативе или по заявлению лица, участвующего в деле, вправе принять дополнительное решение в случае, если: по какому-либо требованию, в отношении которого лица, участвующие в деле, представили доказательства, судом не было принято решение; суд, разрешив вопрос о праве, не указал в решении размер присужденной денежной суммы, подлежащее передаче имущество или не указал действия, которые обязан совершить ответчик; судом не разрешен вопрос о судебных расходах.
Иных оснований для принятия дополнительного решения арбитражным судом нормами процессуального права не предусмотрено.
По смыслу нормативных положений статьи 178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятие дополнительного решения - это способ изменения объявленного решения, направленный исключительно на разрешение тех вопросов, которые по каким-либо причинам не были решены в заседании суда, при обязательном оставлении без изменения тех положений судебного акта, по которым решение было принято и объявлено.
Подобные действия суда, вопреки доводам апелляционной жалобы, не нарушают положение арбитражного процессуального законодательства.
В рассматриваемом случае, решением арбитражного суда от 02.03.2023 было отказано в удовлетворении требований о взыскании 676 334 рублей 88 копеек штрафа за выполнение работ недостаточного состава и качества.
Вопрос о взыскании с ответчика штрафа за неисполнение подрядчиком обязательств по контракту, выразившееся в невыполнении (полном прекращении) работ с 15.12.2021 в размере 223 444,96 руб. (899 779,84 руб. - 676 334,88 руб.) судом остался не рассмотренным, в мотивировочной части решения он не поднимался.
Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В пункте 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с п. 9.5. муниципального контракта, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), размер штрафа устанавливается в размере - 10 % цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. руб.; 5% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. руб. до 5 млн. руб. (включительно).
Таким образом, размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по контракту составит 225 444,96 руб. (4 508 899,20 руб. * 5%).
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, в отсутствие подписанного со стороны Администрации Соглашения о расторжении контракта от 15.12.2021, муниципальный контракт N 210-МК от 11.10.2021 продолжал свое действие включительно по 15.04.2022.
Исходя из требований статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом, не допускается односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий.
С учетом изложенного, прекращение выполнения предпринимателем Лаптевой Ю.М. обязательств по выполнению работ по муниципальному контракту с 15.12.2021 года является необоснованным.
В соответствии с пунктом 9.5. муниципального контракта, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), размер штрафа устанавливается в размере - 10 % цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. руб.; 5% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. руб. до 5 млн. руб. (включительно).
С учетом изложенного, исковые требования в части взыскания с ИП Лаптевой Ю.М. штрафа в размере 225 444 рублей 96 копеек за неисполнение (ненадлежащего исполнение) обязательств по муниципальному контракту, выразившееся в невыполнении работ по с 15.12.2021, правомерно признаны судом первой инстанции обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Ссылка апеллянта на принятие судом первой инстанции уточнений исковых требований в день вынесения дополнительного решения не может служить основанием для отмены судебного акта, поскольку истцом фактически лишь увеличен размер требований, что не нарушило прав ответчика, и соответственно, не повлекло нарушение норм процессуального права.
При этом каких-либо пояснений или возражений относительно, связанных с увеличением истцом размера исковых требований ответчик при обращении с апелляционной жалобой не представил.
Доводы подателя жалобы о процессуальных нарушениях со стороны арбитражного суда не нашли своего подтверждения.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом первой инстанций правильно, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, не установлены.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02 марта 2023 года Арбитражного суда Кемеровской области, дополнительное решение от 17 марта 2023 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5155/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Подцепилова М. Ю. |
Судьи |
Марченко Н.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-5155/2022
Истец: Администрация Кемеровского муниципального округа
Ответчик: Лаптева Юлия Михайловна
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5659/2023
03.07.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3086/2023
17.03.2023 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-5155/2022
02.03.2023 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-5155/2022