г. Вологда |
|
04 июля 2023 г. |
Дело N А44-166/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 04 июля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповым Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 18 апреля 2023 года по делу N А44-166/2023,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Северо-Запад" (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751; адрес: 196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 3, литера А, помещение 16Н; далее - общество, ПАО "Россети Северо-Запад", общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (ОГРН 1025300795552, ИНН 5321047553; адрес: 173002, Новгородская область, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, дом 3; далее - управление, УФАС) о признании незаконным и отмене постановления от 30.12.2022 N 053/04/9.21-637/2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Новгородский областной радиотелевизионный передающий центр" (ОГРН 1027739456084, ИНН 7717127211; адрес: 129515, Москва, улица Академика Королева, дом 13, строение 1; далее - предприятие, РТРС).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 18 апреля 2023 года по делу N А44-166/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО "Россети Северо-Запад" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что причиной совершения вмененного ему в вину правонарушения явились плохие погодные условия, что не зависит от воли общества. Также обращает полагает, что назначение административного наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб. носит неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины общества, усугубляет его финансовое положение.
Управление и предприятие в отзывах просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, обществом с ограниченной ответственностью "ТНС энерго Великий Новгород" (далее - ООО "ТНС энерго Великий Новгород") и ПАО "МРСК Северо-Запада" (в настоящее время - общество) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 30.01.2014 N 32 на объекты предприятия, расположенные в Новгородской области по адресам: д. Ближнее Заполье Любытинского района; д. Каменка (Старая Каменка) Солецкого района; д. Лубенское Мошенского района; д. Калитино Любытинского района; д. Мокрый Остров Крестецкого района; д. Новинка Валдайского района.
В управление поступило обращение предприятия от 24.11.2022 N 6451, в котором сообщалось о том, что РТРС (потребитель) и ООО "ТНС энерго Великий Новгород" (гарантирующий поставщик) заключен договор энергоснабжения от 26.01.2022 N 53990000016, в котором в качестве сетевой организации указано общество.
При этом в период с 01.01.2022 по 31.10.2022 общество допустило отключение объектов РТРС от электроснабжения с превышением установленных нормативов таких отключений.
Отключения электрической энергии на объектах РТРС зафиксированы по профилям приборов учета электрической энергии, а также по журналу системы дистанционного контроля (СДК).
РТРС в своем обращении указало, что информация о согласовании превышения максимального размера числа отключений, в том числе, суточного (24 часа подряд), для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства с федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору, обществом не представлена, допустимое суммарное число часов отключения электрической энергии в год (не более 72 часов) в отношении вышеуказанных объектов РТРС превышено значительно; кроме того, за период с 01.01.2022 по 31.10.2022 уведомлений о введении ограниченного режима потребления электрической энергии в адрес РТРС ни гарантирующим поставщиком, ни обществом не направлялось, линейный график отключений объектов РТРС так же не представлялся.
По результатам рассмотрения указанного обращения управление пришло к выводу о нарушении обществом требований пункта 31(6) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), и о наличии в деянии заявителя ввиду предшествующего его привлечения к ответственности по названной норме Кодекса постановлением управления от 04.12.2020 (исполнено 04.02.2021) признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
По факту выявленного нарушения управлением в отношении общества составлен протокол от 20.12.2022 N 053/04/9.21-637/2022 об административном правонарушении и вынесено постановление от 30.12.2022 по делу N 053/04/9.21-637/2022, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Общество, не оспаривая факт совершения вмененного ему правонарушения, обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением, в котором, ссылаясь на отсутствие вины, просило снизить размер штрафной санкции.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из отсутствия правовых к тому оснований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
На основании части 2 указанной статьи Кодекса повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективную сторону правонарушения образует нарушение субъектом естественной монополии Правил N 861.
Управлением установлено, из материалов дела следует и обществом не оспаривается, что РТРС является потребителем третьей категории надежности.
Согласно абзацу седьмому пункта 31(6) Правил N 861 для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд.
Как указывает управление в оспариваемом постановлении, аварийное отключение объектов предприятия, произошедшее в период с 01.01.2022 по 12.12.2022, включая плановые работы, составило 135 час 47 мин.
Факт совершения обществом вмененного ему административного правонарушения подтверждается предъявленными в дело доказательствами.
Доказательства, свидетельствующие об отсутствии у заявителя объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также о принятии им исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, в материалах дела отсутствуют.
Как не представлено и сведений о согласовании обществом с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с пунктом 31(6) Правил N 816 более длительных сроков отключения электроэнергии на указанные выше объекты.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование рассматриваемых отношений в совокупности и во взаимосвязи с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися доказательствами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоблюдении обществом требований пункта 31(6) Правил N 861 и наличии в связи с этим в совершенном им деянии события административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств, подтверждающих отсутствие у Общества реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений законодательства, в материалах дела не содержится.
Приведенные в апелляционной жалобе аргументы (неблагоприятные погодные условия) необходимым и достаточным образом наличие обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения заявителем требований законодательства, не подтверждают.
При таких обстоятельствах следует признать подтвержденным наличие в деянии ПАО "Россети Северо-Запад" всех элементов состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Наказание обществу назначено в минимальном размеры санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для уменьшения назначенного управлением административного штрафа в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу части 3 статьи 4.1 этого Кодекса при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
На основании части 3.1 указанной статьи в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса.
Частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу части 3.3 вышеназванной статьи при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обществом доводы, в том числе о тяжелом финансовом положении не свидетельствуют о наличии исключительных обстоятельств, позволяющих суду применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, какие-либо доказательства изложенных доводов обществом не представлено, в связи с этим правовых оснований для применения положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ не усматривается.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 18 апреля 2023 года по делу N А44-166/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-166/2023
Истец: ПАО "Россети Северо-Запад" филиал "Россети Северо-Запад"
Ответчик: УФАС России по Новгородской области
Третье лицо: ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Новгородский ОРТПЦ", ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"