г. Самара |
|
03 июля 2023 г. |
Дело N А49-1440/2023 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сергеевой Н.В., рассмотрев единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Серебряный бор"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 26 апреля 2023 года (резолютивная часть от 07 апреля 2023 года) по делу N А49-1440/2023 (судья Павлова З.Н.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" (ОГРН 1065836023714, ИНН 5836623790)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Серебряный бор" (ОГРН 1025801354787, ИНН 5836616793)
о взыскании 42 934 руб. 31 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Горводоканал" обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Серебряный бор" о взыскании суммы 42 934 руб. 31 коп., составляющей плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период июль, сентябрь и октябрь 2022 года (счета-фактуры N 36623 от 14.07.2022 г., N 47234 от 13.09.2022 г., N 52697 от 19.10.2022 г.), на основании статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил N 644, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 26 апреля 2023 года иск удовлетворен, постановлено взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Серебряный бор" (ОГРН 1025801354787, ИНН 5836616793) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" (ОГРН 1065836023714, ИНН 5836623790) 42 934 руб. 31 коп. и расходы по госпошлине в сумме 2 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Серебряный бор" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ссылается на то, что у абонента ООО "Серебряный бор" отсутствуют объекты, подпадающие под условия, поименованные в п. 124, п. 203 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения" (с изм. от 22.05.2020), для взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (НВС) и взимания платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (ПДК). Кроме того, апеллянт указывает, что истец производит начисление платы за НВС, не имея на это законных оснований по п. 124 (п. 203) Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 г. N 644, поскольку имеется согласованный контрольный колодец.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО "Горводоканал" (Водоканал, организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ООО "Серебряный бор" (Абонент) 15.05.2008 заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения (в редакции дополнительного соглашения к договору от 20.10.2016) - л.д. 20 - 33.
К дополнительному соглашению подписан протокол разногласий от 20.10.2016 (л.д. 35-36).
По условиям заключенного договора, организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду и осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения на следующие объекты абонента по адресу: г. Пенза, ул. Спартаковская,28А.
Абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду и (или) холодную (техническую) воду (далее - холодную воду) установленного качества в объеме, определенном настоящим договором. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей, узлов учета, исправность используемых им приборов учета.
Договор вступает в силу с 20.10.2016, заключен на срок 1 год. Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях (пункты 69 - 71 Договора).
В соответствии с пп. "ё" п. 14 Договора ответчик принял на себя обязательство производить оплату по настоящему договору в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с настоящим договором, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту.
В соответствии с пп. "т" п. 14 Договора ответчик принял на себя обязательство соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, не превышать концентраций загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в систему канализации, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
Согласно п.п. п), р), с) п. 12 Договора организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана требовать от абонента реализации мероприятий, направленных на достижение установленных нормативов допустимых сбросов абонента, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, а также соблюдения требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Порядок контроля за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы и показателей декларации о составе и свойствах сточных вод, нормативов по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения согласован сторонами в разделе IX договора.
Так, согласно п. 32 Договора сведения о нормативах допустимых сбросов и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента, приведены в приложении N 8.
Контроль за соблюдением абонентом установленных ему нормативов водоотведения осуществляет организация водопроводно-канализационного хозяйства или по ее поручению транзитная организация, осуществляющая транспортировку сточных вод абонента. В ходе осуществления контроля за соблюдением абонентом установленных ему нормативов водоотведения организация водопроводно-канализационного хозяйства ежемесячно определяет размер объема отведенных (принятых) сточных вод абонента сверх установленного ему норматива водоотведения (п. 33 Договора).
Контрольные колодцы согласованы сторонами и указаны в актах о разграничении балансовой и эксплуатационной ответственности, которые являются приложением к договору.
В соответствии с п. 35 Договора, при превышении абонентом установленных нормативов водоотведения абонент оплачивает объем сточных вод, отведенных в расчетном периоде в централизованную систему водоотведения с превышением установленного норматива, по тарифам на водоотведение, действующим в отношении сверхнормативных сбросов сточных вод, установленным в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
Расчетный период, установленный настоящим договором, равен одному календарному месяцу (п. 8 Договора).
Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и сбросу загрязняющих веществ в составе сточных вод, сброшенных в централизованную систему водоотведения, рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (п. 11 договора).
Поскольку доказательства направления сторонами уведомления о расторжении, изменении или заключении нового договора в материалах дела отсутствуют, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что договор N 1645 от 20.10.2016 является действующим на тех же условиях.
Истцом произведен расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период июль, сентябрь и октябрь 2022 года по формуле: П= КхТхQпр1 (п. 123 (4) Правил N 644) (л.д. 10, 11) и выставлены ответчику счета-фактуры N36623 от 14.07.2022, N47234 от 13.09.2022, N52697 от 19.10.2022 (л.д. 38 - 40).
Ответчик обязательства по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период июль, сентябрь и октябрь 2022 года не исполнил, в связи с чем, истцом в адрес ответчика направлены претензии N 09-000087627 от 11.10.2022, N 09-000087627 от 15.11.2022 с требованием об оплате образовавшейся задолженности (л.д. 15, 17).
Ответчиком в материалы дела представлен ответ на претензию от 15.11.2022 (л.д. 85 - 86), в котором он указал, что считает начисление ООО "Горводоканал" платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за октябрь 2022 года в размере 12 761 руб. 03 коп. незаконным, просил не начислять указанную сумму и выставить счет и акт приема-передачи за октябрь 2022 г. за водоотведение без начисления платы за НВС.
Ссылаясь на то, что выставленные ответчику счета-фактуры по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения ответчиком не оплачены, требования, содержащиеся в претензиях, не удовлетворены, ООО "Горводоканал" обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к ООО "Серебряный бор" о взыскании суммы 42 934 руб. 31 коп., составляющей плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения июль, сентябрь и октябрь 2022 года
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), а также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N644).
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 416-ФЗ водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения.
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований (ч. 1 ст. 14 Закона N 416-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Нормативы состава сточных вод - это устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации). При этом правилами холодного водоснабжения и водоотведения определяется в том числе порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов (п. 13.1 ст. 2, п. 8.2 ч. 11 ст. 7 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с ч. 10 ст. 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 4 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится, в том числе, утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения и утверждение порядка осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
Согласно правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного суда РФ от 30.11.2017 года N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", в случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона об охране окружающей среды). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.
Порядок определения размера и порядок компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, установлены разделом VII Правил N 644.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила N 644).
В силу п. 25 Правил N 644 (в редакции, действовавшей в спорный период) организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В соответствии с п.п. "и" п. 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов абонента, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов абонентов) и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, по форме согласно приложению N 2, соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
Согласно п.п. "в" п. 36 Правил N 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов абонентов, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В силу п. 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
Согласно п. 113 Правил N 644, сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:
а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4;
б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.
В соответствии с п. 118 Правил N 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения рассчитывается организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно (п. 119 Правил N 644):
- по формулам, предусмотренным п. п. 120 и 123 Правил N 644, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных п. 120, абз. 8 п. 123, п. п. 123 (2), 123 (4), 130 -130 (3) Правил N 644, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;
- по формуле, предусмотренной п. 123 (4) Правил N 644, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Истцом произведен расчет размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, приведенной в п. 123 (4) Правил N 644. Для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил;
с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов,
расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле: П = К x Т x Qпр1, где:
К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);
Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр1 такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
Возражая против заявленных требований, ответчик указал, что его объект не подпадает под категорию лиц, для которых расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения должен исчисляться по формуле, указанной в ст. 123 (4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, установленных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644.
Доводы ответчика о том, что расчет платы за негативное воздействие не должен производится по формуле, установленной п. 123 (4) Правил, и что его объект не попадает под условия указанного пункта Правил, суд полагает ошибочным и не основанным на нормах действующего законодательства.
Как указано в Письме Минстроя России от 28.01.2021 N 2812 -ИА/04 "О плате за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения" Пунктом 123(4) Правил N 644 установлены особенности расчета и взимания платы с объектов абонентов, соответствующих любому из условий, указанных в абзацах 2 - 5 пункта 123(4) Правил N 644.
Согласно пункту 123(4) Правил N 644 для указанных объектов абонентов расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил N 644.
При этом абзацем 12 пункта 123(4) Правил N 644 предусмотрено, что в случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 728, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 113 Правил N 644, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем пункта 123(4) Правил N 644, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 Правил N 644. Учитывая изложенное, для объектов абонентов при наличии любого из условий, указанных в абзацах 2 - 5 пункта 123(4) Правил N 644, расчет и взимание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил N 644, без установления факта несоответствия сточных вод, принимаемых от объекта абонента, требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил N 644, в том числе отбор проб сточных вод.
Порядок взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, предусмотренный пунктом 123(4) Правил N 644, связан с невозможностью либо затруднительностью осуществления мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод в случаях, указанных в пункте 123(4) Правил N 644. При этом негативное воздействие фактически оказывается всеми абонентами. В отношении таких объектов абонентов плата за негативное воздействие на работу централизованной системы рассчитывается и взимается по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил N 644.
Пункт 123(4) Правил N 644 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 728 не связывает взимание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы с видами экономической или иной хозяйственной деятельности, осуществляемой на объекте абонента (в отличие от пункта 203 Правил N 644, регулирующего схожие отношения по взиманию платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод).
Пунктом 123 (4) Правил N 644 предусмотрен упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения для тех абонентов, чья основная хозяйственная деятельность независимо от объема сбросов в централизованную канализационную систему является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на систему канализационных сетей.
Таким образом, установлена презумпция превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения, поскольку с учетом основной хозяйственной деятельности (которая всегда сопровождается сбросом вредных веществ) основной объем стоков такого абонента образуется именно от этой деятельности.
Для осуществления расчетов по приведенной в данном пункте формуле абонент (ответчик) должен соответствовать хотя бы одному из нескольких критериев, а именно: осуществлять хотя бы один из перечисленных в названном пункте видов производственной деятельности; объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов такого абонента должен составлять менее 30 куб. м в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, либо на объекте данного абонента отсутствует техническая возможность осуществить отбор проб сточных вод абонента (осуществляющего указанное производство) без учета сточных вод иных абонентов.
Объект ответчика соответствует критериям, предъявляемым вышеназванным пунктом.
Порядок взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, предусмотренный пунктом 123 (4) Правил N 644, связан с невозможностью либо затруднительностью осуществления мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод в случаях, указанных в пункте 123 (4) названных Правил. При этом негативное воздействие фактически оказывается всеми абонентами. В отношении таких объектов абонентов плата за негативное воздействие на работу централизованной системы рассчитывается и взимается по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) Правил N 644.
Данный пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 не связывает взимание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы с видами экономической или иной хозяйственной деятельности, осуществляемой на объекте абонента, а предусматривает возможность организации, осуществляющей водоотведение, рассчитать плату без отбора проб.
Основанием выполнения расчета истцом указано отсутствие контрольного канализационного колодца, а также иного канализационного колодца, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов (абз. 5 п. 123(4) Правил N 644), что не противоречит доводам ответчика о том, что водоотведение жилого дома осуществляется в сети ООО "Серебряный бор", что приводит к смешению сточных вод в контрольном колодце ООО "Серебряный бор".
По мнению ответчика, ООО "Горводоканал" не предприняло никаких мер по предотвращению смешения сточных вод в контрольном колодце Общества со сточными водами многоквартирного жилого дома, и не подключило многоквартирный жилой дом к централизованной системе.
Данный довод судом первой инстанции обоснованно отклонен, поскольку в рассматриваемом случае истцом применен расчетный способ определения размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, предусмотренный пунктом 123 (4) Правил N 644, и исключающий отбор проб сточных вод.
Исследовав и оценив предоставленные в материалы дела доказательства в совокупности, проанализировав фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что доводы истца о возложении на ответчика обязанности по возмещению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, подтверждены материалами дела, доказательств обратного ответчиком в материалы дела не предоставлено, доводы ответчика, изложенные в письменном отзыве на иск, не являются основанием для его освобождения от обязательства по возмещению истцу платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Предусмотренный пунктами 123 (4) и 203 Правил N 644 расчетный способ определения названной платы применяется без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов и рассчитан на случаи, когда отбор проб сточных вод физически затруднен либо обустройство отдельного канализационного выпуска и контрольного канализационного колодца является для абонента экономически нецелесообразным ввиду небольших объемов сброса сточных вод. В последнем случае абоненты не лишены права выбрать наиболее благоприятный для них порядок оплаты, в том числе по фактическому содержанию загрязняющих веществ, обеспечив проведение контроля за составом и свойствами сточных вод путем осуществления мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 10 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728, и подачи декларации сточных вод, сбрасываемых с объекта.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что объект ответчика подпадает под условие, установленное положениями пунктов 123(4) Правил N 644, при наличии которого расчет и взимание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) Правил N 644: П = К x Т x Qпр1, в том числе без отбора проб сточных вод.
Следовательно, действия ООО "Горводоканал", связанные с порядком определения платы за негативное воздействие и сброс загрязняющих веществ, признаются судом правомерными.
Учитывая указанные обстоятельства, исковые требования о взимании платы за негативное воздействие и сброс загрязняющих веществ за спорный период, правомерно признаны судом первой инстанции обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Представленный ООО "Горводоканал" расчет взыскиваемой задолженности судом проверен и признан верным.
Ответчиком указанный расчет не оспорен, контррасчет не представлен.
Доводы ответчика об оплате услуг по водоснабжению и водоотведениию за период с апреля по октябрь 2022 года, суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными, поскольку представленные в материалы дела платежные поручения не свидетельствуют об оплате задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по выставленным счетам-фактурам N 36623 от 14.07.2022, N 47234 от 13.09.2022, N 52697 от 19.10.2022.
Возражения истца на отзыв ответчиком каким-либо документами, ссылками на нормативные акты не опровергнуты.
Доказательств оплаты задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в материалы дела ответчиком не представлено.
Таким образом, в спорный период истец являлся управомоченным лицом на оказание услуг по водоотведению и, соответственно, на произведение расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы г. Пензы в отношении ответчика.
Согласно ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от обязательств не допустим.
Обязанность произвести оплату услуг по водоснабжению и водоотведению, оказанных истцом, в том числе плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения возложена на ответчика действующим законодательством, а также условиями договора.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований (часть 3.1 статьи 70 АПК РФ).
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что ответчиком исковые требования должным образом не оспорены, доказательства, освобождающие его от оплаты, в материалы дела не представлены, суд приходит к выводу о том, что истец правомерно начислил плату за негативное воздействие в сумме 42 934 руб. 31 коп.
Учитывая, что расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения произведен истцом с учетом нормативного регулирования, факт несоответствия сточных вод абонента требованиям п. 113 Правил N 644 в спорный период подтверждается материалами дела, доказательств оплаты долга ответчиком не представлено, исковые требования ООО "Горводоканал" о взыскании с ООО "Серебряный бор" долга в размере 42 934 руб. 31 коп. обоснованно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Судебные расходы, в соответствии со ст. 110 АПК РФ, распределены судом первой инстанции верно.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку, исходя из пунктов 123 (4) и 203 Правил N 644 следует, что расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов для четко определенной категории абонентов определяется расчетным методом без осуществления контроля и применения результатов анализов контрольных проб сточных вод.
Для осуществления организацией ВКХ расчета платы по пунктам 123 (4) и 203 Правил N 644 необходимы лишь сведения об объеме сброшенных сточных вод и действующем тарифе. Проведение контроля состава и свойств сточных вод в случае, если абоненты отвечают условиям, предусмотренным данными пунктами, не требуется.
Согласно сведениям, отраженным в ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ответчика является Деятельность санаторно-курортных организаций (86.90.4). Дополнительные виды деятельности: 35.30.14 Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, 35.30.2 Передача пара и горячей воды (тепловой энергии), 36.00.1 Забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, 36.00.2 Распределение воды для питьевых и промышленных нужд, 55.10 Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания, 55.20 Деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания, 56.10.1 Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания, 56.29.2 Деятельность столовых и буфетов при предприятиях и учреждениях, 64.92 Предоставление займов и прочих видов кредита, 68.20 Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, 77.21 Прокат и аренда товаров для отдыха и спортивных товаров, 79.90 Услуги по бронированию прочие и сопутствующая деятельность, 82.30 Деятельность по организации конференций и выставок, 86.21 Общая врачебная практика, 86.90 Деятельность в области медицины прочая, 93.11 Деятельность спортивных объектов, 96.04 Деятельность физкультурно-оздоровительная.
При изложенных условиях суд первой инстанции сделал правильный вывод, что ответчик подпадает под действие п. 123(4) и п. 203 Правил N 644, в связи с чем, исчисление платы производится расчетным способом без отбора проб сточных вод отведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Ответчик в доводах апелляционной жалобы указал, что расчет платы произведен истцом неправомерно при наличии контрольного канализационного колодца, поскольку ООО "Горводоканал" не предприняло никаких мер по предотвращению смешения сточных вод в контрольном колодце общества со сточными водами многоквартирного жилого дома, и не подключило многоквартирный жилой дом к централизованной системе.
При этом, у ответчика отсутствует техническая возможность отбора проб сточных вод их канализационного колодца, поскольку имеется смешение сточных вод с иными абонентами. Поскольку сточные воды объекта ответчика смешиваются со сточными водами жителей многоквартирного жилого дома, которые не могут быть предметом исследования по составу и свойствам в силу прямого указания в п. 124 Постановления Правительства N 644, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения начислена в соответствии с положениями п. 123 (4) Правил N 644.
Данная позиция подтверждается Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 июля 2020 г. N 28922-РС/04, Письмом Федеральной Антимонопольной службы от 7 апреля 2021 г. N МШ/27138/21 "По вопросам взимания платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод".
Кроме того, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в письме от 06.06.2021 г. N 23350-ИФ/04 разъяснило, что в соответствии с пунктом 203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 (далее - Правила N 644) расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод может производиться организациями, осуществляющими водоотведение, без результатов контроля состава и свойств сточных вод при наличии любого из условий, предусмотренных пунктом 203 Правил N 644, а именно:
- среднесуточный объем сточных вод с объекта абонента составляет менее 30 куб. метров при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце 2 пункта 203 Правил N 644;
- отсутствие физической возможности отбора проб сточных вод с конкретного объекта абонента (абзацы 3-5 Правил N 644).
Согласно пункту 124 правил N 644 установленный в абзаце 2 пункта 203 Правил N644 среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод определяется суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта.
Поскольку среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод ответчика составляет менее 30 куб. метров, то ответчик подпадает под категорию лиц, перечисленных в абзаце 2 пункта 203 Правил N 644.
Учитывая изложенное выше суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что ООО "Горводоканал" при расчете размера платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод правомерно применил методику, предусмотренную пунктом 203 Правил N 644.
Доводы и аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, дело рассмотрено судом первой инстанции полно, нормы материального и процессуального права не нарушены, судом выяснены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для изменения или отмены принятого решения по указанным в жалобе основаниям.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 26 апреля 2023 года по делу N А49-1440/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
Н.В.Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-1440/2023
Истец: ООО "Горводоканал"
Ответчик: ООО "Серебряный бор"