г. Москва |
|
04 июля 2023 г. |
Дело N А41-80608/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Виткаловой Е.Н., Семушкиной В.Н.,,
при ведении протокола судебного заседания: Алешкевич В.М.,
в судебном заседании участвуют представители:
от ООО "Дивест" (ОГРН: 1037739169357,ИНН: 7716190789)) - представитель не явился, извещен,
от Администрации городского округа Пушкинский Московской области (ОГРН: 1035007558585, ИНН: 5038002503)- представитель не явился, извещен;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН: 1047727043561, ИНН: 7727270299)- представитель не явился, извещен;
от : ФГБУ "ФКП Росреестра" (ОГРН: 1027700485757, ИНН: 7705401340)- представитель не явился, извещен;
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью юридическое бюро "Дивест" (ОГРН: 1037739169357,ИНН: 7716190789) на решение Арбитражного суда Московской области от 28 апреля 2023 года по делу N А41-80608/22,
по заявлению ООО "Дивест" к Администрации городского округа Пушкинский Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: ФГБУ "ФКП Росреестра" об обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 50:65:0020212:12, присуждении неустойки
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью юридическое бюро "Дивест" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации городского округа Пушкинский Московской области (далее - администрация), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра) об обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 50:65:0020212:12, расположенный по адресу: Московская область, г. Красноармейск, проспект Испытателей, д. 13, площадью 870 кв.м., присуждении неустойки в случае неисполнения решения суда в размере 2 000 руб. за каждый день просрочки до даты его фактического исполнения
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБУ "ФКП Росреестра".
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 апреля 2023 года по делу N А41-80608/22 в удовлетворении требований отказано (л.д. 65-67).
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Дивест" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 50:65:0020212:13, земли населенных пунктов - для размещения выставочно-офисного здания, площадью 389.0 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, город Красноармейск,1 пр-кт Испытателей д.13 и выставочно-офисное двухэтажное здание, нежилое, с кадастровым номером 50:65:0020212:22, площадью 448.8 кв. метров, расположенное по адресу: Московская область, г. Красноармейск, пр-кт Испытателей д.13 принадлежат обществу на праве собственности, на основании договора купли-продажи от 27.08.2019, Протокола N 2 о результатах открытых торгов в форме публичного предложения N 5081000 от 26.08.2019.
Земельный участок с кадастровым номером 50:65:0020212:12 земли населенных пунктов - для размещения парковки, площадью 870 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, город Красноармейск,1 пр-кт Испытателей д.13 находится в неразграниченной собственности, и является смежным с земельным участком с кадастровым номером 50:65:0020212:13.
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:65:0020212:13 и 50:65:0020212:12 ранее были сформированы из земельного участка с кадастровым номером 50:65:0020212:11, что подтверждается выписками из государственного земельного кадастра.
Земельный участок с кадастровым номером 50:65:0020212:12 (был передан муниципальным образованием г.о. Красноармейск МО Черноусову В.И., в аренду для размещения парковки, на основании договора аренды земельного участка N 10 от 01.08.2010 и дополнительного соглашения N 1 к договору аренды N 10 от 01.08.2010 на срок до 01.08.2018, для использования здания заявителя расположенного на смежном земельном участке с кадастровым номером 50:65:0020212:12.
Истец полагает, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:65:0020212:12 установлены в нарушении действующего законодательства Российской Федерации.
28.08.2020 решением N Р001-8551989897-36464770 администрацией городского округа Красноармейск Московской области отказано в предоставлении Государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в аренду или в собственность на торгах" в связи с тем, что земельный участок ограничен в обороте.
Расположен в зоне планируемой реконструкции автомобильной дороги М-8 "Холмогоры".
Отсутствует вид разрешенного использования "для размещения парковки" в ПЗЗ г.о. Красноармейск Московской области.
Дополнительно в решении об отказе в государственной услуге указано о несоответствии предельного минимального размера участка утвержденным документам территориального планирования.
Городской округ Красноармейск Московской области преобразован в Пушкинский городской округ. Законом Московской области "О преобразовании городского округа Ивантеевка Московской области, городского округа Красноармейск Московской области и Пушкинского городского округа Московской области, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования" принятого постановлением Московской областной Думы от 19.11.2020 года N 28/131-П статьей 4 установлено: "Со дня формирования органов местного самоуправления Городского округа Пушкинский Московской области прекращаются полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц городского округа Ивантеевка Московской области, городского округа Красноармейск Московской области и Пушкинского городского округа Московской области".
19.07.2021 администрация городского округа Пушкинский Московской области решением N Р001-8832688923-4664512 отказала в предоставлении Государственной услуги "Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности"
Истец указывает, что спорный участок является смежным и фактически находится по всему периметру участка истца и, как следствие, предоставленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории не может не пересекать спорный участок.
Формирование земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы земельного участка должны входить, как часть, которая занята объектом, так, и часть, необходимая для его использования.
Сформированный в результате раздела земельный участок под зданием не достаточен для эксплуатации здания и не позволяет соблюсти в полном объеме действующие градостроительные и технические требования.
Ранее спорный участок принадлежал гр. Черноусову В.И. (бывший собственник здания) для размещения парковки и позволял осуществлять эксплуатацию здания заявителя.
В соответствии с Постановлением Администрации городского округа Пушкинский Московской области от 10.03.2022 N 646-ПА об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) г.о. Пушкинский Московской области предельный минимальный размер земельного участка для выставочно-ярмарочной деятельности установлен в 5000 кв.м. (числовое обозначение ВРИ 4.10).
Таким образом, для эксплуатации здания заявителя земельный участок площадью 389 кв.м. не достаточен.
Увеличение площади земельного участка возможно только за счет смежного спорного участка.
Исходя из того, что спорный участок ограничен в обороте, предельный минимальный размер участка не соответствует утвержденным документам территориального планирования, заявитель полагает, что границы спорного участка, установлены не в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нарушают права заявителя на использование выставочно-офисного двухэтажного здания (нежилое), кадастровый номер: 50:65:0020212:22, площадью 448.8 кв., в предпринимательской деятельности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, признал требования необоснованными.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно при установлении несоответствия названных акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Из положений пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Согласно положениям статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее -Закон N 218-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ в отношении земельных участков, образуемых из земель, государственная собственность на которые не разграничена, государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации.
В силу пунктов 14 и 15 статьи 41 указанного закона сведения о таких земельных участков не имеют статуса "временный". Исходя из положений Федерального закона N 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать земельные участки, которые: являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности, если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка не осуществлена государственная регистрация прав (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Пунктом 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, предусмотрено снятие в соответствии с установленными правилами ведения реестра с государственного кадастрового учета земельного участка, учтенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, в случае если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в реестре.
В силу пункта 1 статьи 45 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
Частью 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ также закреплено положение о том, что технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии с действовавшей до 01.01.2017 частью 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), было предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ.
В соответствии с названной нормой внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 статьи 25 Закона N 221- ФЗ было предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Таким образом, положениями Федерального закона N 221-ФЗ был закреплен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим до 01.01.2017 законодательством предусмотрены не были.
В рассматриваемом случае, обращаясь в суд, истец указал, что основанием для снятия спорного земельного участка с государственного кадастрового учета является то обстоятельство, что данный земельный участок, сформированный в результате раздела под зданием, не достаточен для эксплуатации здания и не позволяет соблюсти в полном объеме действующие градостроительные и технические требования.
Минэкономразвития в письме от 27.06.2019 N Д23и-20897 изложило свои пояснения относительно снятия с государственного кадастрового учета земельных участков: при поступлении в орган регистрации прав информации о том, что на земельный участок, государственный кадастровый учет которого осуществлен до 01.03.2008, и сведения о правообладателе которого отсутствуют в ЕГРН, право возникло в силу федерального закона, такой земельный участок не подлежит снятию с государственного кадастрового учета в порядке, установленном ч. 3 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, пункт 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утв. приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943.
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года, согласно которому если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
В определении судебной коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823 указано на возможность снятия с кадастрового учета объекта недвижимости вследствие признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета этого объекта.
Соответствующая правовая позиция включена в пункт 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019.
Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания незаконными действий регистрирующего органа при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с абзацами 2, 3 пункта 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Однако истец в Управление Росреестра ранее по вопросу снятия земельных участков с кадастрового учета не обращался, его акты или действия не оспаривает.
В ситуации, когда со стороны регистратора отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения судов, возложение на ответчика, в отношении которого не доказан факт нарушения прав заявителя, обязанности по снятию с кадастрового учета земельных участков противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.
Таким образом, вышеприведенными положениями Федерального закона N 218-ФЗ и правовой позицией, изложенной в пункте 21 Обзора, установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
Поскольку приведенные истцом обстоятельства не предусмотрены действующим законодательством в качестве основания для исключения из ЕГРН сведений о поставленном на кадастровый учет земельном участке, возложение на Управление соответствующей обязанности по исключению из ЕГРН сведений о земельном участке противоречит приведенным положениям закона и правовой позиции, изложенной в пункте 21 Обзора, Определении ВС РФ от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823.
Суд также учитывает разъяснения, изложенное в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.12.2013 N К-8410/13, согласно которым заинтересованные лица не вправе требовать аннулирования кадастровых сведений о земельном участке, правообладателем которого они не являются.
Кроме того, в рамках настоящего дела истцом не доказано, что кадастровый учет спорного земельного участка осуществлен с нарушением закона либо у него отсутствует иная возможность восстановления и защиты прав.
То обстоятельство, что спорный земельный участок с кадастровым номером 50:65:0020212:12 расположен по периметру земельного участка с кадастровым номером 50:65:0020212:13 не означает, что его территория подлежит включению в границы земельного участка с кадастровым номером 50:65:0020212:13.
Учитывая изложенное и принимая во внимание то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 50:65:0020212:12 не является временным и основания, по которым истец просит снять с кадастрового учета указанный земельный участок, не предусмотрены Федеральным законом N 218-ФЗ, поскольку истец, не является его правообладателем,
На основании изложенного, исходя из предмета и оснований заявленных требований, установленных фактических обстоятельств спора и представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, суд обоснованно указал на отсутствие оснований для удовлетворения требований..
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны приводимым в суде первой инстанции не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 апреля 2023 года по делу N А41-80608/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-80608/2022
Истец: ООО ЮРИДИЧЕСКОЕ БЮРО "ДИВЕСТ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПУШКИНСКИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УФРС по МО