г. Санкт-Петербург |
|
03 июля 2023 г. |
Дело N А56-365/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Макашевым В.Э.
при участии:
от заявителя: Петрова М.В. по доверенности от 07.10.2022
от заинтересованного лица: Тимонина А.В. по доверенности от 20.12.2022
от 3-го лица: Кузнецова Н.Ю. по доверенности от 20.01.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13280/2023) ПАО "ТГК-1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2023 по делу N А56-365/2023, принятое
по заявлению ПАО "ТГК-1"
к Северо-Западному управлению Ростехнадзора
3-е лицо: МС ВМО СПб МО N 54
об оспаривании определения об отказе в возбуждении дела об АП
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (ОГРН: 1057810153400, адрес: 197198, Санкт-Петербург, пр-кт Добролюбова, д. 16, корп. 2а, пом. 54Н, далее - ПАО "ТГК-1", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании определения Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - административный орган) от 20.12.2022 N 08-240/36253-2252/О об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Муниципальный совет внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ N 54 (ОГРН: 1037825024874, адрес: 193239, Санкт-Петербург, Дальневосточный пр-кт, 42, далее - МС ВМО СПб МО N 54, Муниципальный совет, третье лицо).
Решением от 31.03.2023 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, возвратил ПАО "ТГК-1" из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины, как излишне уплаченной.
Не согласившись с решением суда, ПАО "ТГК-1" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе заявитель настаивает на том, что пункт 96 Правил N 808 устанавливает исчерпывающий перечень социально значимых категорий потребителей (объектов потребителей), к которым относятся органы государственной власти. При этом, Муниципальный совет входит в структуру органов местного самоуправления, которые в силу Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не входят в систему органов государственной власти.
В судебном заседании представитель ПАО "ТГК-1" поддержал доводы апелляционной жалобы, представители Управления и Муниципального совета возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, ПАО "ТГК-1" направило в Управление заявление от 08.11.2022 N 9851-02/14 (вх. N 240/36253 от 21.11.2022) о привлечении МС ВМО СПб МО N 54 к административной ответственности по части 5 статьи 9.22 КоАП РФ в связи с невыполнением потребителем тепловой энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством о теплоснабжении порядком ограничения и прекращения подачи тепловой энергии.
По результатам рассмотрения заявления Управлением вынесено определение от 20.12.2022 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Изложенные обстоятельства послужили Обществу основанием для обращения в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, признав правомерным отказ Управления в возбуждении дела об административном правонарушении, в удовлетворении заявления отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон и третьего лица, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
На основании части 8 статьи 15 Закона о теплоснабжении договор теплоснабжения должен определять ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором.
В силу части 1 статьи 22 Закона о теплоснабжении в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.
В соответствии с пунктом 76 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808) ограничение и прекращение подачи тепловой энергии потребителям может вводиться в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором.
Пунктом 86 Правил N 808 предусмотрена ответственность потребителей (за исключением граждан-потребителей в многоквартирных домах) за невыполнение действий по самостоятельному ограничению режима потребления путем отключения собственных теплопотребляющих установок, а также за отказ от допуска представителей теплоснабжающей (теплосетевой) организации для осуществления действий по ограничению режима потребления (в том числе за убытки, возникшие вследствие такого отказа у потребителей, надлежащим образом исполняющих свои обязательства по оплате тепловой энергии).
При этом частью 5 статьи 9.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение потребителем тепловой энергии введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, невыполнение потребителем тепловой энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством о теплоснабжении порядком ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, либо необеспечение потребителем тепловой энергии в предусмотренных указанным порядком случаях доступа представителей теплосетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения или прекращению подачи тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, к принадлежащим потребителю теплопотребляющим установкам.
Как следует из материалов дела, Управление, отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении по части 5 статьи 9.22 КоАП РФ в связи с невыполнением потребителем тепловой энергии - Муниципальным советом требования о самостоятельном ограничении режима потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством о теплоснабжении порядком ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, пришло к выводу о нарушении ПАО "ТГК-1" требований, установленных положениями пунктов 95-97 Правил N 808, поскольку потребитель является огранном государственной власти и относится к социально значимым категориям потребителей.
В апелляционной жалобе заявитель настаивает на том, что пункт 96 Правил N 808 устанавливает исчерпывающий перечень социально значимых категорий потребителей (объектов потребителей), к которым относятся органы государственной власти. При этом Муниципальный совет входит в структуру органов местного самоуправления, которые в силу Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не входят в систему органов государственной власти.
Вместе с тем, подателем апелляционной жалобы не учтено следующее.
Как следует из преамбулы Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" (далее - Социальный кодекс), данный закон регулирует отношения, связанные с реализацией полномочий Санкт-Петербурга в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Санкт-Петербурга, а также иные связанные с ними отношения.
Согласно пункту 5 статьи 84-1 Социального кодекса в Основной перечень социально значимых объектов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, включены органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что Муниципальный совет является органом местного самоуправления в Санкт-Петербурге.
Порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям осуществляется в соответствии с разделом VI Правил.
Теплоснабжающим и теплосетевым организациям необходимо соблюдать требования, определенные разделом VI Правил, и в том числе положения пунктов 95-97 Правил, определяющих специальный порядок введения ограничения режима потребления в отношении социально значимых категорий потребителей.
ПАО "ТГК-1" составило акт о не введении самоограничения подачи тепловой энергии в период подготовки объектов инфраструктуры муниципального образования к отопительному периоду.
Согласно пункту 96 Правил N 808 специальный порядок ограничения (прекращения) теплоснабжения социально значимых категорий потребителей применяется в отношении тех объектов потребителей, которые используются для непосредственного выполнения социально значимых функций.
Согласно пункту 97 Правил N 808 ограничение режима потребления социально значимых категорий потребителей применяется в следующем порядке:
теплоснабжающая организация направляет потребителю уведомление о возможном ограничении режима потребления в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся у него задолженности по оплате тепловой энергии в определенный в уведомлении срок. В указанный срок такой потребитель обязан погасить (оплатить) имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса при условии обеспечения им безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением ограничения режима потребления до момента погашения образовавшейся задолженности;
теплоснабжающая организация обязана информировать о предполагаемых действиях одновременно с потребителем орган местного самоуправления, орган прокуратуры, федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям или их территориальные органы;
в случае непогашения (неоплаты) имеющейся задолженности потребителем до истечения установленного в уведомлении срока может быть введено частичное ограничение режима потребления. В случае если потребитель в указанный в уведомлении срок не предпринял меры к безаварийному прекращению технологического процесса, а также не обеспечил безопасность жизни и здоровья людей и сохранность оборудования, о чем он в обязательном порядке должен информировать теплоснабжающую (теплосетевую) организацию, указанная организация не вправе производить действия по полному ограничению режима потребления, а обязана повторно уведомить потребителя и орган местного самоуправления о дате введения такого ограничения режима потребления. Теплоснабжающая (теплосетевая) организация в указанный в повторном уведомлении срок обязана произвести действия по введению частичного ограничения режима потребления в присутствии представителей потребителя (с обязательным уведомлением указанных потребителей). При этом ответственность перед третьими лицами за убытки, возникшие в связи с введением ограничения режима потребления (кроме случаев, когда введение ограничения режима потребления признано в установленном порядке необоснованным), несет указанный потребитель;
если по истечении 10 дней со дня введения ограничения режима потребления потребителем не будет погашена (оплачена) задолженность либо не будут выполнены иные законные требования, указанные в уведомлении о частичном ограничении режима потребления, может быть введено полное ограничение режима потребления при условии обязательного предварительного уведомления потребителя и органа местного самоуправления о дне и часе введения полного ограничения режима потребления не позднее 1 дня до дня введения такого ограничения режима потребления;
возобновление подачи тепловой энергии осуществляется после полного погашения (оплаты) задолженности потребителем.
Из материалов дела следует, что Дирекцией по сбыту тепловой энергии филиала "Невский" ПАО "ТГК-1" не соблюдены требования действующего законодательства в части введения ограничения потребления тепловой энергии социально-значимых объектов, а именно: о предполагаемых действиях по введению в отношении Потребителя ограничения потребления тепловой энергии Генеральная прокуратура РФ или прокуратура субъекта РФ, федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям или их территориальные органы не информировались, частичное ограничение режима потребления не вводилось.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что в обращении Дирекции по сбыту тепловой энергии филиала "Невский" ПАО "ТГК-1" о привлечении к административной ответственности Муниципального совета и прилагаемых к нему материалах, не содержится необходимых и достаточных данных, позволяющих сделать достоверный и обоснованный вывод о соблюдении специального порядка введения ограничения режима потребления в отношении социально значимых категорий потребителей, а следовательно, и о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9.22 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности определения Управления от 20.12.2022 об отказе в возбуждении административного дела по части 5 статьи 9.22 КоАП РФ в отношении Муниципального совета.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 марта 2023 года по делу N А56-365/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-365/2023
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N1"
Ответчик: СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СОВЕТ ВНУТРИГОРОДСКОГО МУН ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА МО N 54