г. Москва |
|
03 июля 2023 г. |
Дело N А40-22449/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.М. Мухина,
судей: |
В.А. Яцевой, Л.Г. Яковлевой |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу ИП Салычевой Т.С.
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.04.2023 по делу N А40- 22449/2023
по заявлению: индивидуального предпринимателя Салычевой Татьяны Сергеевны
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Борисова Т.С. лично (паспорт, свидетельство о расторжении брака) |
от ответчика |
Краснова Т.О. дов. от 25.01.2023; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 20.04.2023, принятым по настоящему делу, в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Салычевой Татьяны Сергеевны (заявитель, Предприниматель) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (фонд, ОСФР по г.Москве и Московской области) о признании незаконным решения о прекращении со страхователем правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о снятии с учета, обязании возобновить правоотношения с предпринимателем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и регистрацию в Филиале N 34 Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации; взыскании с фонда расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей; взыскании с фонда расходы по оплате юридических услуг в размере 2500 рублей, отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В судебном заседании предприниматель поддержала доводы жалобы в полном объеме, указала, что судом был грубо нарушен принцип равного доступа к правосудию.
Представитель Фонда в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из фактических материалов дела, решением от 19.01.2022 Фонд вынес решение N 157 о прекращении с ИП Салычевой Т.С. (страхователь) правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о снятии страхователя с учета.
Полагая, что решение фонда нарушает его права и законные интересы, ИП Салычева Т.С. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оставляя заявленные требования предпринимателя без удовлетворения, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Поддерживая данный вывод суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Отношения в системе обязательного социального страхования, правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также основаны государственного регулирования обязательного социального страхования определены Федеральным законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ).
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании (абзац третий статьи 1 Закона N 165-ФЗ).
К числу основных принципов осуществления обязательного социального страхования согласно статье 4 названного закона отнесены всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий, государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика, обязательность уплаты страхователями страховых взносов.
Статьей 8 Закона N 165-ФЗ определены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, среди которых пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а также иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Условия, размеры и порядок обеспечения пособием по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 2 и ст. 4.5 Закона N 255-ФЗ индивидуальные предприниматели подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в данные правоотношения и уплачивают за себя страховые взносы.
По смыслу части 4 статьи 2 Закона N 255-ФЗ право застрахованных лиц на получение страхового обеспечения в соответствии с названным законом, а также Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" может быть реализовано при условии уплаты ими в соответствии с ч. 4 настоящей статьи страховых взносов в размере, определяемом в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.
Уплата страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производится не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 4 ст. 4.5 Закона N 255-ФЗ).
Частью 5 статьи 4.5 Закона N 255-ФЗ определено, что лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, перечисляют страховые взносы на счета территориальных органов страховщика путем безналичных расчетов, либо путем внесения наличных денежных средств в кредитную организацию или почтовым переводом.
Если лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не уплатило страховые взносы за соответствующий календарный год в срок до 31 декабря текущего года, имевшиеся между ним и страховщиком правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекратившимися (ч. 7 ст. 4.5 Закона N 255-ФЗ).
Также Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 N 790 утверждены Правила уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Правила).
Согласно п. 6 Правил страхователи приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.
Если страхователь не уплатил страховые взносы за очередной календарный год до 31 декабря текущего года, правоотношения с ним по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекратившимися с 1 января следующего года (п. 7 Правил).
Таким образом, в целях приобретения права на получение страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством последним днем уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в размере, определяемом в соответствии с ч. 3 ст. 4.5 Закона N 255-ФЗ, является 31 декабря текущего года.
Рекомендации Федеральной налоговой службы Российской Федерации, размещенные на их официальном сайте, относятся к взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Судом установлено, что индивидуальный предприниматель Салычева Татьяна Сергеевна была зарегистрирована в заявительном порядке как лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 01 декабря 2022 года.
Согласно индивидуальной карточки учета в период с 01.12.2022 по 31.12.2022 от страхователя денежные средства в счет уплаты страховых взносов не поступали.
19.01.2022 ОСФР по г.Москве и Московской области было вынесено Решение о прекращении со страхователем правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о снятии страхователя с учета.
Таким образом, на момент наступления страхового случая Салычева Т.С. не являлась застрахованной, т.е. не подлежала обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов.
Правоотношения, связанные с контролем за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть 1.1 статьи 1.1 Закона N 255-ФЗ).
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. действовавшей до 01.01.2023) обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога и на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 45 указанного Кодекса, по общему правилу, считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога не признается надлежаще исполненной в случае ошибочного указания налоговым агентом номера счета Федерального казначейства, наименования банка получателя, повлекшего не перечисление суммы налога в бюджетную систему на соответствующий счет казначейства (подпункт 4 пункта 4 статьи 45).
Частью 1 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными данным кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями данного кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета (часть 2 статьи 40 БК РФ).
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что обязанность лиц, добровольно вступивших в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством лиц, считается исполненной в случае поступления этих взносов на счет Фонда социального страхования Российской Федерации.
При этом нормами закона общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) в качестве обязательного реквизита в платежном документе (платежном поручении), без которого или в связи с ошибочным указанием которого обязанность по уплате страхового взноса на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не может быть исполнена, страхователем не указан.
При оценке доказательств и распределении бремени доказывания необходимых для правильного разрешения спора обстоятельств, требования главы 7, статьи 200 АПК РФ судом соблюдены.
Неправильного истолкования, применения или нарушения судом норм материального права к установленным по настоящему делу фактическим обстоятельствам, апелляционный суд не усматривает.
Доводы апеллянта о том, что судом был нарушен принцип равного доступа к правосудию и о наличии оснований для отложения судебного заседания отклоняются апелляционным судом, как заявленные без ссылок на обстоятельства дела, при этом при проверке материалов дела наличия таких оснований судом апелляционной инстанции не установлено, а равно и нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.04.2023 по делу N А40- 22449/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-22449/2023
Истец: Салычева Татьяна Сергеевна
Ответчик: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ