г. Киров |
|
04 июля 2023 г. |
Дело N А82-810/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Минаевой Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.
при участии в судебном заседании посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ярославской области:
представителей ответчика - Урядовой Е.В., действующей на основании доверенности от 22.05.2023 N 4967/2023, Сиберзянова А.Н., действующего на основании доверенности от 29.11.2022 N 10659/22,
рассмотрев в судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело N А82-810/2023
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Центр" (ОГРН 1046900099498; ИНН 6901067107)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ОГРН 1027600695154; ИНН 7604009440)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Фомичева Виктория Владимировна
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Центр" (далее - заявитель, ПАО "Россети Центр", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, в котором просило признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - ответчик, Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 09.01.2023 по делу N 076/04/9.21-1077/2022.
В соответствии с указанным постановлением Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
20.01.2023 судом вынесено определение о принятии названного заявления к производству и назначению дела к рассмотрению в порядке упрощенного производства (л.д.1).
Решением Арбитражного суда Ярославской области в виде резолютивной части от 13.03.2023 (статья 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)), в удовлетворении ходатайства ПАО "Россети Центр" о переходе к рассмотрению дела по общим правилам административного производства и требований о признании незаконным оспариваемого постановления отказано.
21.03.2023 судом изготовлено мотивированное решение по делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Россети Центр" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой.
УФАС представило отзыв на апелляционную жалобу.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 12.04.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 13.04.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу о наличии безусловного основания для отмены обжалуемого судебного акта, предусмотренного пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ.
В соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ апелляционный суд определением от 11.05.2023 перешел к судебному разбирательству по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Фомичеву Викторию Владимировну. Судебное заседание назначено на 08.06.2023 в 09 ч. 00 мин.
Определением от 08.06.2023 судебное разбирательство отложено на 03.07.2023 в 10 ч. 30 мин.
Управление заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве, настаивает на законности оспариваемого постановления.
Третье лицо не представило отзыв.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ и в связи с невозможностью по причине нахождения в служебной командировке дальнейшего участия председательствующего судьи Устюжанинова В.А. в рассмотрении дела произведена его замена на судью Минаеву Е.В. (определение от 30.06.2023), рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании, проведенном посредством системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ярославской области, представители УФАС настаивали на занятой по делу позиции.
Заявитель, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
При рассмотрении дела судом установлены следующие обстоятельства.
09.08.2022 в Управление поступило обращение Фомичевой В.В. о нарушении ПАО "Россети Центр" сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям. У Общества УФАС запрошены пояснения и документы.
Рассмотрев поступившие материалы, УФАС установило, что 28.02.2021 Фомичевой В.В. Обществу направлена заявка N 17049637 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, д. Сумароково, кадастровый номер: 76:09:021601:13.
В ответ на указанную заявку Общество письмом от 31.03.2021 направило в адрес потребителя документы для заключения договора об осуществлении технологического присоединения. Договор N 42077703 на технологическое присоединение заключен 30.09.2021.
Управление установило, что Фомичева В.В. относится к специальной категории потребителей, названной в пункте 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению ее объекта не может превышать 6 месяцев с момента заключения договора. С учетом чего УФАС признало, что технологическое присоединение объекта Фомичевой В.В. должно было быть осуществлено ПАО "Россети Центр" в срок не позднее 20.03.2023, однако в указанный срок мероприятия последним не были выполнены. Обязанность исполнена сетевой организацией 27.09.2022, в подтверждение чего в антимонопольный орган представлен акт об осуществлении технологического присоединения от 27.09.2022 N 82168305.
С учетом изложенного Управление пришло к выводу о нарушении Обществом требований подпункта "б" пункта 16 Правил N 861, возбудив в отношении сетевой организации дело N 076/04/9.21-1077/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ (определение от 09.11.2022).
24.11.2022 должностным лицом Управления в отношении Общества составлен протокол, которым деяние последнего квалифицировано по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Протокол составлен в отсутствие законного представителя Общества, извещенного надлежащим образом.
09.01.2023 заместитель руководителя УФАС, рассмотрев в отсутствие законного представителя Общества (извещен надлежащим образом) протокол и иные материалы дела N 076/04/9.21-1077/2022, вынес постановление о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статье 9.21 КоАП РФ, назначив наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Полагая, что вынесенное антимонопольным органом постановление является незаконным и подлежит отмене, ПАО "Россети Центр" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей УФАС, суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В части 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Объектом указанного административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения. Предметом противоправного посягательства выступают правила технологического присоединения (подключения) к электрическим сетям. Объективная сторона правонарушения состоит в несоблюдении виновным лицом при подключении к электрическим сетям требований нормативных актов.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии определены Правилами N 861.
Пунктом 3 Правил N 861 установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
К потребителям, указанным в пункте 14 Правил N 861, отнесены физические лица, подавшие заявку на заключение договора о технологическом присоединении в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств). Такие энергопринимающие устройства должны использоваться для бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Согласно пункту 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Требование о сроке осуществления мероприятий по технологическому присоединению императивно, установлено государством именно потому, что в отношениях с сетевой организацией - субъектом естественной монополии заявитель (потребитель) выступает более слабой стороной, требующей защиты прав и законных интересов. Определенные законодателем порядок и сроки осуществления технологического присоединения позволяют обеспечить право потребителя на получение рассматриваемой услуги.
Несоблюдение Правил N 861 образует объективную сторону состава административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Факт нарушения ПАО "Россети Центр" изложенных требований Правил N 861 подтверждается взаимной связью и совокупностью имеющихся в деле доказательств, что свидетельствует о наличии в деянии Общества события административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Событие вменяемого правонарушения возникло на следующий день после истечения срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению и является оконченным.
Доводы заявителя о заключении сторонами договора N 42077703 дополнительного соглашения 15.03.2022 рассмотрены. Однако это обстоятельство не имеет правового значения применительно к наличию события рассматриваемого административного правонарушения и не исключает его, поскольку продление установленного пунктом 16 Правил N 861 срока законодательно не предусмотрено. Отсутствие претензий потребителя также не исключает доказанность события вмененного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств в материалах дела не имеется.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения заявителем действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не усматривается.
Следовательно, вина ПАО "Россети Центр" в совершении вменяемого ему административного правонарушения также имеется. Состав правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в деянии Общества установлен и доказан.
Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не допущено. Срок давности не пропущен.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности деяния, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела и характера правонарушения, суд приходит к выводу о невозможности освобождения Общества от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного им административного правонарушения на основании статьи 2.9 КоАП РФ. Общество при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло зависящие от него исчерпывающие меры для соблюдения императивных требований закона.
Указанные заявителем обстоятельства не влияют на оценку существенности угрозы охраняемым отношениям, которая была создана сетевой организацией и не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для снижения назначенного заявителю административного штрафа по части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Оспариваемым постановлением ПАО "Россети Центр" привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, что составляет минимальный размер санкции для юридических лиц по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Административное наказание определено Обществу с учетом положений главы 4 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного правонарушения и соразмерен его тяжести, а также принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. Оснований для снижения размера назначенного штрафа в настоящем деле не имеется, доказательства наличия исключительных обстоятельств, которые могут служить основанием для снижения размера административного штрафа, отсутствуют.
Поскольку судом апелляционной инстанции установлено предусмотренное пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ безусловное основание для отмены судебного акта, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 266, частью 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.03.2023 по делу N А82-810/2023 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требования публичного акционерного общества "Россети Центр" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 09.01.2023 по делу N 076/04/9.21-1077/2022 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Ярославской области по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Минаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-810/2023
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
Третье лицо: Фомичева Виктория Владимировна, Арбитражный суд Ярославской области