г. Чита |
|
5 июля 2023 г. |
Дело N А19-19003/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 мая 2023 года по делу N А19-19003/2022,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска (ОГРН 1163850055808, 664025, Иркутская область, Иркутск город, Марата улица, дом 14, далее - истец, комитет) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Цыденовой Татьяне Васильевне (ОГРНИП 316385000142424, далее - ответчик, Цыденова Т.В.) о взыскании 300 000 рублей за неисполнение условий предоставления субсидии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Уполномоченный по защите прав предпринимателей по Иркутской области (ОГРН 1143850004627, 664025, Иркутская область, Иркутск город, Гагарина Бульвар, дом 74, этаж 4, далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Иркутской области 17 мая 2023 года по делу N А19-19003/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитет обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт, по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт не согласен с выводов суда первой инстанции, что ни из Соглашения, ни из Порядка не следует, что обязанность получателя субсидии состоит в обеспечении предпринимателем его места нахождения (регистрации) исключительно по адресу г. Иркутск, указанному им в документах, представленных совместно с заявкой на предоставление субсидии.
Третье лицо в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 08.06.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между Управлением планирования комитета по бюджетной политике и финансам администрации города Иркутска и индивидуальным предпринимателем Цыденовой Татьяной Васильевной в рамках реализации муниципальной программы "Экономическое развитие" и в соответствии с Порядком предоставления субсидий в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, постановлением администрации города Иркутска от 12.03.2020 г. года N 031-06-119/0 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и об отмене некоторых муниципальных правовых актов города Иркутска" 20.11.2020 г. заключено Соглашение N 010-64-1425/0 о предоставлении из бюджета города Иркутска субсидии индивидуальному предпринимателю в целях возмещения затрат, направленных на оплату арендных платежей в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в арендных помещениях.
Согласно условий соглашения субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными управлению, как получателю средств бюджета города на цели возмещения затрат, направленных на оплату арендных платежей в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в арендных помещениях в 2020 году в размере 300 000 рублей. Перечисление субсидии осуществляется единовременно на счет Получателя субсидии, открытый в Байкальском банке ПАО Сбербанк не позднее 04.12.2020 г. в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Порядком предоставления субсидии.
Во исполнение условий соглашения, истец предоставил ответчику субсидию в виде денежных средств в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 245 от 27.11.2020 г., предоставленным в материалы дела.
В пункте 4.3 установлены обязанности получателя субсидии. В соответствии с пунктом 4.3.7 Соглашения получатель субсидии обязуется соответствовать критериям, установленным подпунктами 1, 2 пункта 6 Порядка предоставления субсидии в течение всего срока действия настоящего Соглашения.
Постановлением администрации г. Иркутска от 12.03.2020 г. N 031-06-119/0 утвержден Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок).
Порядком определены условия и порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг (далее - СМСП, заявители) субсидий в целях возмещения затрат за предшествующий календарный год, направленных на оплату арендных платежей в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в арендованных помещениях (далее - субсидия на оплату арендных платежей).
Главным распорядителем бюджетных средств, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год и плановый период, на момент заключения Соглашения с индивидуальным предпринимателем Цыденовой Т.В., являлось управление планирования комитета по бюджетной политике и финансам администрации города Иркутска.
В силу пункта 6 Порядка определены критерии отбора заявителей, имеющих право на получение субсидии, в числе которых право на получение субсидий имеют СМСП, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории города Иркутска.
На основании пункта 6.3 Соглашения стороны при изменении наименования, местонахождения, юридического адреса, банковских и иных реквизитов, или реорганизации (для юридических лиц) обязаны не позднее 10 рабочих дней с даты осуществления таких изменений письменно сообщить друг другу о таких изменениях.
26.03.2021 г. ответчик изменил адрес места нахождения с города Иркутск на Иркутский район, п. Падь Мельничная, ул. Речная, 5в, не известив главного распорядителя о смене места нахождения.
Требованием N 180-70-628/22 от 21.02.2022 г. заявитель потребовал в срок до 31.03.2022 г. вернуть представленную сумму субсидии.
Требование ответчиком не исполнено, субсидия в размере 300 000 рублей добровольно не возвращена, что послужило основанием для обращения комитета в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определяют субсидию как форму предоставления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг бюджетных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В силу статьи 34 БК РФ одними из принципов бюджетной системы Российской Федерации являются: принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств; принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ (в редакции Федерального закона от 26.04.2007 г. N 63-ФЗ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
На основании пункта 3.1 статьи 78 БК РФ (введен Федеральным законом от 15.02.2016 г. N 23-ФЗ) в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Порядок и условия предоставления спорных субсидий определены Порядком предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденного Постановлением администрации города Иркутска от 12 марта 2020 года N 031-06-119/0.
Пунктом 6 Порядка определены критерии отбора заявителей, имеющих право на получение субсидии, отвечающие следующим критериям на первое число месяца, в котором представляется заявка:
1) зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории города Иркутска;
2) осуществляющие в качестве основного один из следующих видов экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2) (далее - ОКВЭД 2) (за исключением субсидии на проведение обучающих мероприятий, субсидии на оплату коммунальных платежей и (или) технологического присоединения).
В соответствии с пунктами 16, 17 Главы 5 Порядка "Субсидия на оплату арендных платежей" субсидия предоставляется в целях возмещения затрат, понесенных за предшествующий календарный год и направленных на оплату арендных платежей в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в арендованных помещениях, находящихся на территории города Иркутска.
Субсидия предоставляется за счет средств бюджета города Иркутска в размере 50% от суммы, фактически уплаченной по представленным заявителем договорам аренды (субаренды), но не более 300 000 рублей одному заявителю.
Заявитель, имеющий право на получение субсидии, в том числе предоставляет копии договоров аренды (субаренды) с документами, являющимися его неотъемлемой частью (акты приема-передачи помещения, дополнительные соглашения и т.д.).
Как следует из материалов дела, в связи с тем, что индивидуальный предприниматель Цыденова Т.В. соответствовала критериям отбора заявителей, в том числе, регистрация и осуществление своей деятельность на территории города Иркутска (договор субаренды нежилого помещения от 06.05.2019 г.) между Управлением планирования комитета по бюджетной политике и финансам администрации города Иркутска и индивидуальным предпринимателем в рамках реализации муниципальной программы "Экономическое развитие" и в соответствии с Порядком предоставления субсидий в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, постановлением администрации города Иркутска от 12.03.2020 г. N 031-06-119/0 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и об отмене некоторых муниципальных правовых актов города Иркутска" заключено Соглашение от 20.11.2020 г. N 010-64-1425/0 о предоставлении из бюджета города Иркутска субсидии индивидуальному предпринимателю в целях возмещения затрат, направленных на оплату арендных платежей в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в арендных помещениях.
Согласно условий соглашения субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными управлению, как получателю средств бюджета города на цели возмещения затрат, направленных на оплату арендных платежей (осуществление коммерческой деятельности на территории города Иркутска) в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в арендных помещениях в 2020 году в размере 300 000 рублей.
Таким образом, средства субсидии подлежали распределению на возмещение затрат, направленных на оплату арендных платежей помещения.
Во исполнение условий соглашения, истец предоставил ответчику субсидию в виде денежных средств в размере 300 000 рублей.
В пункте 4.3 установлены обязанности получателя субсидии.
В силу пункта 4.3.7 Соглашения получатель субсидии обязуется соответствовать критериям, установленным подпунктами 1, 2 пункта 6 Порядка предоставления субсидии в течение всего срока действия настоящего Соглашения.
Истец, обращаясь с данным заявлением, сослался на неисполнение индивидуальным предпринимателем Цыденовой Т.В. обязательств по указанному Соглашению, а именно в нарушение пункта 4.3.7 Соглашения Цыденова Т.В. не известила главного распорядителя о смене адреса места нахождения предпринимателя с г. Иркутска на Иркутский район, п. Падь Мельничная, ул. Речная, 5в.
Между тем, истцом не учтено следующее.
На основании раздела III Соглашения от 20.11.2020 г. N 010-64-1425/0 "Условия и порядок предоставления субсидии" субсидия предоставляется в рамках реализации муниципальной программы "Экономическое развитие" и в соответствии с Порядком предоставления субсидий на цели, указанные в разделе II Соглашения.
Перечисление субсидии осуществляется единовременно на счет получателя субсидии в срок не позднее 04.12.2020 г. в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Порядком предоставления субсидии.
Заключая Соглашение, получатель субсидии выражает свое согласие на осуществление управлением и органами муниципального финансового контроля проверок соблюдения получателем субсидии цели, порядка и условий предоставления субсидии.
Порядок и условия предоставления спорной субсидии определен Порядком предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденного Постановлением администрации города Иркутска от 12 марта 2020 года N 031-06-119/0 (далее - Порядок).
Порядком также как и соглашением предусмотрено, что целью предоставления субсидий является в том числе возмещение затрат, направленных на оплату арендных платежей в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в арендованных помещениях, находящихся на территории города Иркутска (далее - субсидия на оплату арендных платежей).
В соответствии с пунктами 16, 17 Главы 5 Порядка "Субсидия на оплату арендных платежей" субсидия предоставляется в целях возмещения затрат, понесенных за предшествующий календарный год и направленных на оплату арендных платежей в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в арендованных помещениях, находящихся на территории города Иркутска.
Субсидия предоставляется за счет средств бюджета города Иркутска в размере 50% от суммы, фактически уплаченной по представленным заявителем договорам аренды (субаренды), но не более 300 000 рублей одному заявителю.
Результатом предоставления субсидий является достижение целевых показателей муниципальной программы "Экономическое развитие": темп роста объема налоговых доходов, поступивших в бюджет города Иркутска от СМСП, и темп роста количества СМСП города Иркутска (пункт 59 Соглашения).
Согласно пункту 60 Соглашения для получателей КЭ устанавливаются следующие показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии (далее - показатели):
1) осуществление предпринимательской деятельности в течение срока действия соглашения на территории города Иркутска;
2) исключен. - Постановление администрации г. Иркутска от 24.06.2022 г. N 031-06-424/22;
3) объем налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды (в разрезе платежей).
В пункте 64 Порядка установлен возврат субсидий, который осуществляется по следующим основаниям:
1) непредставления КЭ отчета о достижении показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии;
2) установления фактов нарушения получателем условий и порядка предоставления субсидий, установленных в ходе проверки их соблюдения КЭ и органами муниципального финансового контроля;
3) недостижения показателей, установленных в соответствии с пунктом 60 настоящего Порядка.
Ни из соглашения от 20.11.2020 г. N 010-64-1425/0, ни из Порядка не следует, что обязанность получателя субсидии состоит в обеспечении предпринимателем его места нахождения (регистрации) исключительно по адресу г. Иркутск, указанному им в документах, представленных совместно с заявкой на предоставление субсидии.
Значимым условием необходимым для достижения результатов предоставления субсидии является осуществление предпринимательской деятельности в течение срока действия соглашения на территории города Иркутска.
Следовательно, изменение адреса самого предпринимателя - Цыденовой Т.В., правового значения для вывода о соблюдении условий предоставления субсидии не имеет.
Исходя из положений Порядка и Соглашения прямого запрета на смену регистрационного учета для заявителей нет, в пункте 6.3 Соглашения указано лишь о письменном информировании сторон, в случае смены местоположения, адреса и иных реквизитов в течение 10 дней.
Факт аренды помещения и ведения предпринимателем своей предпринимательской деятельности в г. Иркутске, заявителем не оспаривается.
Более того, пунктами 58, 60 Порядка, пунктами 4.3.1 и 4.3.2 Соглашения предусмотрен перечень документов и сроки подтверждения достижений показателей результативности, а именно отчет о достижении показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии (далее - отчет), за отчетный период в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, по форме, установленной соглашением о предоставлении субсидии (Приложение N 2 к Соглашению) и документы, подтверждающие оплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды.
Согласно представленным в материалы дела документам индивидуальный предприниматель Цыденова Т.В. данные требования выполнила. Иного заявителем не доказано.
Довод заявителя о том, что в соответствии с условиями Порядка и Соглашения, необходимость регистрации заявителя на момент действия Соглашения обусловлена оплатой налогов и сборов в доход местного бюджета судом отклоняется, поскольку Получатели совместно с отчетом представляют копии документов, подтверждающие показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии, а именно документы, подтверждающие оплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды.
Поскольку условия выдачи субсидии в соответствии с соглашением от 20.11.2020 г. N 010-64-1425/0 ответчиком соблюдены и в соответствии с условиями предоставления субсидий оснований для возврата не имеется, постольку заявленные требования комитета по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска о взыскании с индивидуального предпринимателя Цыденовой Т.В. субсидии, предоставленной в целях возмещения затрат, направленных на оплату арендных платежей в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в арендных помещениях по Соглашению от 20.11.2020 г. N 010-64-1425/0 в размере 300 000 рублей удовлетворению не подлежат.
Выводы суда соответствуют сложившейся судебной практике Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по делам N N А19-13096/2022, А19-18937/2022, А19- 12565/2022, А19-12567/2022.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 мая 2023 года по делу N А19-19003/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-19003/2022
Истец: Комитет по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска
Ответчик: Цыденова Татьяна Васильевна
Третье лицо: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области