г. Москва |
|
27 марта 2023 г. |
Дело N А40-246493/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Стешана Б.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу ООО "Стальинтекс сервис" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.01.2023 по делу N А40-246493/22, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску ООО "Стальинтекс сервис" (ИНН 5038061241)
к ОАО "РЖД" (ИНН 7708503727)
о взыскании 684 543 руб. 68 коп.
УСТАНОВИЛ:
ООО "Стальинтекс сервис" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с ОАО "РЖД" пени в размере 684 543 руб. 68 коп. за просрочку доставки груза.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.01.2023 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 80 000 руб. пени.
Не согласившись с принятым судебным актом, в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой обратился истец, в которой считает его незаконным и необоснованным, просит решение суда отменить и удовлетворить иск в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела, и суд неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве. Просил решение суда оставить без изменений.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ОАО "РЖД" (перевозчик) осуществлял перевозку груза в адрес грузополучателя ООО "Стальинтекс сервис" по железнодорожным накладным, указанным в расчете к иску.
В обоснование исковых требований истец указывает, что перевозчиком допущена просрочка доставки груза до станции назначения на срок от 1 до 27 дней, что подтверждается прилагаемыми к иску соответствующими транспортными
железнодорожными накладными и расчетом исковых требований.
В силу статьи 785 Гражданского кодекса РФ, ст.25 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" правоотношения между Отправителем и Перевозчиком по отправке вагонов сложились в рамках договора перевозки.
Факт заключения договоров перевозки подтверждается составленными Ответчиком и выданными Истцу транспортными накладными, указанными в расчете и приложенными к исковому заявлению.
Согласно статье 785 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки груза Перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю, а Отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В соответствии со ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Согласно статье 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Сроки доставки грузов определяются в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 Устава.
Статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
В соответствии со ст. 97 УЖТ РФ в редакции Федерального закона от 02.08.2019 N 266-ФЗ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными Уставами и кодексами, а также соглашениями сторон.
В связи изложенным, истцом заявлены требования о взыскании пени в размере 642 499 руб. 88 коп. за просрочку доставки груза.
В соответствии с абзацем 1 ст. 33 УЖТ РФ сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
Срок доставки груза по железнодорожным накладным N ЭЛ814822, ЭМ807876, ЭМ807926, ЭМ837901, ЭН660311, ЭН730910, ЭН731000, ЭО150960, ЭО258089, ЭО279764, ЭО287435, ЭО367114, ЭО398369, ЭО411709, ЭО427389, ЭО466505, ЭО616930, ЭО679891, ЭО765219, ЭО767556, ЭП229448, ЭМ836124, ЭО293766, ЭО729303, ЭО765236, ЭО786446, ЭП916011, ЭР021470, ЭР216485, ЭР406182, ЭС738608, ЭУ341876, ЭХ154694, ЭУ341876 изменены сторонами на основании Договора на установление иного срока доставки N 16-01-УСД-ГП-19 от 08.08.2019.
В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В статье 2 Устава дается определение лиц, участвующих при перевозке груза железнодорожным транспортом: перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж или не принадлежащий им порожний грузовой вагон (далее - порожний грузовой вагон) из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж, порожний грузовой вагон управомоченному на его получение лицу (получателю); грузоотправитель (отправитель) - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа, порожнего грузового вагона и указано в перевозочном документе;
Из вышеприведенных норм следует вывод, что договор перевозки заключается между отправителем и перевозчиком, которые определяют существенные условия данного договора. При этом грузополучатель, является лицом, уполномоченным отправителем, на получение груза и наделенным определенными полномочиями в силу закона
Правилами предусмотрен закрытый перечень случаев, когда срок доставки может быть скорректирован перевозчиком. К данному перечню не относится увеличение срока доставки на основании заключенного договора на увеличение срока доставки груза.
Таким образом, вне зависимости от того заключен ли договор на увеличение срока доставки груза с грузоотправителем или грузополучателем, иной срок доставки груза в любом случае должен быть проставлен в перевозочном документе до его передачи грузоотправителю, то есть до заключения договора перевозки.
08.08.2019 между ОАО "РЖД" (Перевозчик) и ООО "Стальинтекс сервис" (грузополучатель) заключен договор на установление иного срока доставки N 16-01-УСД-ГП-19 от 08.08.2019, в соответствии с которым стороны согласовали установление иного срока доставки грузов и/или порожних грузовых вагонов, принадлежащих заказчику на праве собственности или ином законном основании (далее - грузы, порожние грузовые вагоны), отправляемых со станции Российских железных дорог в адрес заказчика, при котором срок доставки, указанный в перевозочном документе, увеличивается на 6 суток.
Согласно п. 2.1 Договора ОАО "РЖД" на станции отправления при оформлении перевозочных документов при наличии соответствующей технической возможности проставляет (указывает) в них номер настоящего Договора и количество суток увеличения срока, указанного в п. 1.1 настоящего Договора. При отсутствии технической возможности номер настоящего Договора и количество суток увеличения срока проставляются (указываются) в перевозочных документа на станции назначения при их раскредитовании.
В железнодорожных накладных N ЭЛ814822, ЭМ807876, ЭМ807926, ЭМ837901, ЭН660311, ЭН730910, ЭН731000, ЭО150960, ЭО258089, ЭО279764, ЭО287435, ЭО367114, ЭО398369, ЭО411709, ЭО427389, ЭО466505, ЭО616930, ЭО679891, ЭО765219, ЭО767556, ЭП229448, ЭМ836124, ЭО293766, ЭО729303, ЭО765236, ЭО786446, ЭП916011, ЭР021470, ЭР216485, ЭР406182, ЭС738608, ЭУ341876, ЭХ154694, ЭУ341876 в графе "Особые заявления и отметки отправителя" имеется ссылка, о том, что срок доставки груза по указанным железнодорожным накладным увеличивается на 6 суток на основании Договора на установление иного срока доставки N16-01-УСД-ГП-19 от 08.08.2019.
Грузоотправителем по данным железнодорожным накладным является ООО "Стальинтекс сервис", соответственно истцом в перевозочных документах при отправлении груза была сделана отметка об увеличении срока доставки груза на 6 суток на основании Договора на установление иного срока доставки N 16-01-УСД-ГП-19 от 08.08.2019, что подтверждается электронной подписью представителя ООО "Стальинтекс сервис" в графе "За правильность внесенных в накладную сведений отвечаю: Грузоотправитель".
Таким образом, пени на сумму 541 596,38 руб. заявлены правомерно, на что обоснованно указал суд в решении вопреки доводам жалобы.
Кроме того, истцом при расчете суммы исковых требований не учтено увеличение срока доставки груза в связи с задержкой в пути следования, связанной с устранением технической неисправности вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", согласно п. 6.3 Правил.
В силу Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации ЦВ-ЦЛ-408, утв. в г. Минске 22.05.2009 на 50-м заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ и введенной в действие с 01.09.2009, перевозчик на всем пути следования в процессе перевозки осуществляет на сортировочных и промежуточных станциях техническое обслуживание вагонов, в том числе и текущий отцепочный ремонт с отцепкой неисправных вагонов от сформированного состава.
Неисправность - это состояние вагона, при котором в данный момент времени он не соответствует всем требованиям, установленным как в отношении основных параметров, характеризующих нормальное выполнение заданных функций, так и в отношении второстепенных параметров, характеризующих удобства эксплуатации, внешний вид и пр.
Неисправность возникает при эксплуатации, и своевременное не устранение может привести к авариям, повреждениям перевозочных средств, устройств инфраструктуры, потерям грузов и иным неблагоприятным последствиям. Действия железной дороги всегда направлены на недопущение неблагоприятных последствий.
Причина неисправности вагона определяется осмотрщиком эксплуатационного вагонного депо согласно Классификатору "Основные неисправности грузовых вагонов" от 01.12.2005 (КЖА 2005) с изменениями по состоянию на 14.03.2013, введённым в действие приказом Минтранса Российской Федерации от 23.12.2013 N 481.
Для распределения причин возникновения неисправностей грузового вагона применяется цифровой код (один знак), характеризующий причину, а именно:
1. Технологическая - неисправность, связанная с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов грузовым вагонам в депо, на ВРЗ и ВСЗ;
2. Эксплуатационная - неисправность, вызванная естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации или произошедшая по причинам, не связанным с низким качеством изготовления или планового ремонта вагона;
3. Повреждение - неисправность, вызванная нарушением установленных правил и условий эксплуатации вагона, при маневровых и погрузочно-разгрузочных операциях на путях промышленных предприятий и путях общего пользования.
По накладной N ЭР406182 перевозился вагон N 54690979, который был отцеплен на станции Александров Московской железной дороги по технической неисправности, возникшей не по вине перевозчика (код 150 грение буксы, код 912 претензии к качеству деповского ремонта). Уведомление ВУ-23 от 26 апреля 2022 N742. Срок доставки увеличивается на 4 суток.
В связи изложенным оформлены акты общей формы N N 4/1841, 6/12104 на начало и окончание задержки, связанной с выявлением и устранением технической неисправности вагона. Обстоятельства произошедшей в пути следования поломки надлежащим образом отражены в дорожной ведомости N ЭР406182. Кроме того, отсутствие ответственности перевозчика в произошедшей со спорным вагоном неисправностью подтверждается представленными документами, а именно: уведомление на ремонт N742; акт рекламация N206, акт браковки от 26.04.2022; расчетно-дефектная ведомость, первичный акт на вагон, план расследования причин отцепки, фотоматериалы, справка о вагоне, выписка из книги ВУ-14, натурный лист поезда, итоговый акт на увеличение срока доставки подписанный истцом без возражений
Указанные технические неисправности являются эксплуатационными и возникли не по вине ОАО "РЖД", данные технические неисправности невозможно было выявить при принятии вагона к перевозке.
В связи с изложенным, просрочка по накладной N ЭР406182 отсутствует, пени заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат, на что также правомерно указал суд в решении. Сумма к уменьшению размера пени в связи с нахождением вагонов в ремонте для устранения технической неисправности, возникшей не по вине перевозчика (п.6.3 Правил), по данным накладным составляет 17 492,16 руб.
Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ" оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом.
В соответствии с п. 9 Положения об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками, утв. постановлением Правительства РФ от 25.07.2013 N 626, операторы обеспечивают соответствие предоставляемых ими вагонов и контейнеров требованиям законодательства РФ о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации.
В соответствии п. 1 приложения N 5 "Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава" к Правилам технической эксплуатации железных дорог РФ установлено, что железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и выполнение требований по охране труда и пожарной безопасности.
Планово-предупредительный ремонт представляет собой комплекс мероприятий, проводимых операторами подвижного состава, направленных на предупреждение износа, содержание в работоспособном состоянии вагонов и своевременное устранение накопленных в процессе эксплуатации неисправностей.
Расходы по устранению эксплуатационных неисправностей и, как следствие, задержка вагонов в пути следования, являются расходами собственника по содержанию имущества в силу ст. 210 ГК РФ.
Принятие перевозчиком вагонов к перевозке без замечаний и претензий, не может свидетельствовать о вине ОАО "РЖД" в возникновении технических неисправностей и отцепке вагонов в пути следования.
Порядок осуществления текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов определен Руководством N 717 - ЦВ-2009, утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" N 2425р от 26.11.2010 (далее - Руководство).
В силу пункта 2.4 Руководства при выполнении текущего отцепочного ремонта должны быть выявлены и устранены все неисправности вагона в соответствии с требованиями Руководства и местного технологического процесса.
Таким образом, ОАО "РЖД" обязано произвести отцепку вагона при обнаружении его неисправности, которая может быть устранена только в ходе проведения текущего отцепочного ремонта.
Для выяснения наличия или отсутствия дефекта или трещины в названных элементах вагон подлежит отцепке в текущий отцепочный ремонт.
Для проведения неразрушающего контроля деталей вагонов в вагонном ремонтном депо созданы рабочие места (участки), соответствующие требованиям технологических документов по неразрушающему контролю вагонов деталей, охраны труда и техники безопасности, нормам промышленной санитарии.
Контроль деталей производится работниками неразрушающего контроля на посту тележечного участка.
Детали перед подачей на пост неразрушающего контроля, согласно п. 6.3 РД 32.149-2000, п. 6.2 РД 32.159-2000 и п.7 ТИ ЦДРВ-32-002-2008 должны быть очищены от загрязнений до металла с помощью волосяных или металлических щеток вручную или с помощью моечных машин.
Для проведения неразрушающего контроля литые детали тележки поступают на позицию контроля с тщательно зачищенными до металлического блеска местами возможного образования трещин.
Согласно п. 1.20 Инструкции для дефектоскописта по магнитному и ультразвуковому контролю ИОТ - ВЧДр-41-2012 работа дефектоскописта вагонного ремонтного депо не связана с нахождением на железнодорожных путях.
При этом достоверно утверждать, является ли тот или иной обнаруженный осмотрщиком вагонов дефект трещиной или иным дефектом, являющимся основанием для проведения работ по восстановлению данной детали, возможно только после проведения расследования причины забраковки детали комиссией под председательством начальника вагонного ремонтного депо.
Пунктом 6.3 Правил исчисления сроков доставки предусмотрено, что срок доставки увеличивается на все время задержки вагонов в пути следования, связанной с оформлением и исправлением обнаруженной технической неисправности, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.
ОАО "РЖД" не отвечает за техническое состояние вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", и не может нести ответственности в виде пени за просрочку доставки грузов, если происходит задержка таких вагонов по причине устранения неисправностей.
В связи с вышеизложенным, пени на сумму 1619 руб. 52 коп. заявлены необоснованно, на что обоснованно указал суд в решении.
Правильным является и вывод суда первой инстанции о невозможности применения положений п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", поскольку применение моратория возможно только к штрафным санкциям за ненадлежащее исполнение денежных обязательств.
Принимая во внимание, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом о том, что ответчиком нарушены сроки доставки груза, истцом правомерно начислены пени на общую сумму 99 283 руб. 99 коп., а с учётом применения ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации пени подлежат снижению до 80 000 руб.
Оснований для изложения иных выводов суд апелляционной инстанции не усматривает.
Девятый арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, верно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Вместе с тем, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции, по настоящему делу не имеется.
Государственная пошлина относится на заявителя жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266, 268 - 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30.01.2023 по делу N А40-246493/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Стальинтекс сервис" (ИНН 5038061241) в доход федерального бюджета 3000 (Три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Б.В. Стешан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-246493/2022
Истец: ООО "СТАЛЬИНТЕКС СЕРВИС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"