г. Челябинск |
|
05 июля 2023 г. |
Дело N А76-2037/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бабиной О.Е.,
судей Напольской Н.Е., Ширяевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Черняевой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Погода в доме" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.03.2023 по делу N А76-2037/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества "Урало-сибирская теплоэнергетическая компания - Челябинск" - Кононенко С.В. (доверенность N ИА-240 от 28.01.2021 до 31.12.2023, N 146 от 24.12.2020 до 31.12.2023, паспорт, диплом),
товарищества собственников жилья "Погода в доме" - Краснова О.Ю. (протокол N 3/22 заседания членов правления ТСЖ "Погода в доме", паспорт, выписка), Фальков Д.Н. (доверенность от 08.04.2021 сроком действия 5 лет, от 19.04.2023 сроком действия три года, паспорт, диплом),
Казанцев Тимур Вячеславович присутствует в судебном заседании в качестве слушателя.
Акционерное общество "Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания-Челябинск" (далее - истец, АО "УСТЭК-Челябинск", Общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Погода в доме" (далее - ответчик, ТСЖ "Погода в доме", товарищество, податель апелляционной жалобы) об обязании ответчика установить регулятор давления и клапаны регулировки температуры в системе теплопотребления для целей отопления в многоквартирном доме (далее - МКД) по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 33 (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 12.01.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Главное управление "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Челябинской области, Администрация города Челябинска (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.03.2023 по делу N А76-2037/2021 исковые требования АО "УСТЭК-Челябинск" удовлетворены в полном объеме.
Кроме того, с ТСЖ "Погода в доме" в пользу АО "УСТЭК-Челябинск" взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
ТСЖ "Погода в доме" с вынесенным судебным актом не согласилось, обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указало, что возложенные судом первой инстанции на ответчика обязанности не предусмотрены ни условиями договора, ни требованиями нормативно-правовых актов.
В подтверждение заявленных доводов ответчик указывает, что условиями пункта 3.1.2 договора теплоснабжения N Т-516330, предусмотрено, что потребитель устанавливает на тепловом вводе регулятор давления в случае невозможности поддерживать давление в обратном трубопроводе, со стороны теплопотребляющих установок, достаточным для обеспечения полного залива местной системы, при давлении ниже требуемого потребитель устанавливает на тепловом вводе регулятор давления. Согласно условий пункта 3.1.5 договора ТСЖ "Погода в доме" обязуется обеспечить безопасность эксплуатации и исправность теплопотребляющих установок и тепловых сетей, их соответствие установленным техническим требованиям, выданным техническим условиям и проектной документации.
Таким образом, по мнению подателя апелляционной жалобы, условия договора предусматривают обязанность установки регулятора давления в четко оговоренном случае, то есть "в случае невозможности поддерживать давление в обратном трубопроводе".
Ответчик обращает внимание суда на тот факт, что в процессе эксплуатации истцом и ответчиком неоднократно производились осмотры теплопотребляющих установок и тепловых сетей ТСЖ "Погода в доме", с составлением соответствующих актов. При этом в ходе этих осмотров не выявлено нарушений в поддержании давления в обратном трубопроводе.
Как указывает податель апелляционной жалобы, система теплоснабжения МКД N 33 по проспекту Ленина в г. Челябинске, присоединена к сети центрального теплоснабжения с получением согласования схемы теплоснабжения с теплоснабжающей организацией. Кроме того, при заключении договора теплоснабжения N Т-516330 от 25.10.2017 между теплоснабжающей организацией и ответчиком составлен акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности. При этом ни схема теплоснабжения, ни акт разграничения не предусматривают обязанности ответчика по установке регулятора давления и клапана регулировки температуры в системе теплопотребления отопления.
Не могут являться таковыми и технические условия от 2006 года выданные на замену кожухотрубного бойлера на пластинчатый теплообменник. Из указания в пункте 13 технических условий "Тепловой узел оборудовать авторегуляторами, приборами учета и контроля" не следует обязанность установки регулятора давления и клапана регулировки температуры.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о дате, времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", третьи лица представителей в судебное заседание не направили.
Суд апелляционной инстанции, проверив уведомление указанных лиц о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В соответствии со статьями 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения представителей истца и ответчика, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьих лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, представители ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали, заявили ходатайство о приобщении к материалам дела пояснений к апелляционной жалобе и заслушивании специалиста в области теплоснабжения.
Представитель истца по доводам апелляционной жалобы возражала, заявила ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва на апелляционную жалобу (вход N 38092) от 26.06.2023.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание мнение представителей ответчика, приобщила поступивший от истца отзыв на апелляционную жалобу (вход N 38092) от 26.06.2023 к материалам дела.
Пояснения ответчика к апелляционной жалобе приобщены апелляционным судом к материалам дела в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку они оглашены в судебном заседании, при этом замечания истца о том, что в указанных пояснениях фактически также содержатся новые доводы, которые ранее не изложены в апелляционной жалобе, и не заявлялись в суде первой инстанции, следует признать обоснованными, такие обстоятельства при оценке доводов и возражений сторон также учитываются апелляционным судом.
Отказывая в удовлетворении ходатайства ответчика о заслушивании специалиста в области теплоснабжения, судом апелляционной инстанции принимается во внимание следующее.
Согласно части 3 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, вправе заявлять ходатайства о вызове новых свидетелей, проведении экспертизы, приобщении к делу или об истребовании письменных и вещественных доказательств, в исследовании или истребовании которых им было отказано судом первой инстанции.
В силу требований части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление N12), на стадии апелляционного рассмотрения дел суд ограничен в принятии новых доказательств.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 29 Постановления N 12, мотивированное принятие дополнительных доказательств арбитражным судом апелляционной инстанции в случае, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными, а также, если судом первой инстанции отклонено ходатайство об истребовании доказательств, не может служить основанием для отмены постановления арбитражного суда апелляционной инстанции; в то же время немотивированное принятие или непринятие арбитражным судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 Кодекса, может в силу части 3 статьи 288 Кодекса являться основанием для отмены постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к принятию неправильного постановления.
Ходатайство о принятии новых доказательств в силу требований части 3 статьи 65 АПК РФ должно быть заявлено лицами, участвующими в деле, до начала рассмотрения апелляционной жалобы по существу. Данное ходатайство должно соответствовать требованиям части 2 статьи 268 АПК РФ, то есть содержать обоснование невозможности представления данных доказательств в суд первой инстанции, и подлежит рассмотрению арбитражным судом апелляционной инстанции до начала рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Из материалов дела следует, что ответчик ходатайство о вызове в судебное заседание специалиста в области теплоснабжения в суде первой инстанции не заявлял.
Поскольку ответчик при рассмотрении дела в суде первой инстанции не заявил ходатайство о вызове в судебное заседание специалиста в области теплоснабжения и не обосновал невозможность заявления такого ходатайства в суде первой инстанции по не зависящим от него причинам, он несет риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий, в связи с чем, такое ходатайство, впервые заявленное на стадии апелляционного производства, не подлежит удовлетворению.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между АО "УТСК" (теплоснабжающей организацией, далее также - ТСО) и ТСЖ "Погода в доме" (потребителем, далее - ответчиком) заключен Агентский договор теплоснабжения с юридическими лицами (ИКУ) N Т-516330 (теплоноситель в горячей воде) от 25.10.2017 (далее - договор), по условиям которого ТСО обязуется поставлять Потребителю тепловую энергию и теплоноситель на объекты Потребителя, указанные в Приложении N1.1 к Договору, в объеме, с качеством, определенными условиями Договора, а Потребитель, являясь Агентом (представителем) действующим от имени, в интересах и за счет собственников помещений, обязуется принимать тепловую энергию и возвращать теплоноситель, соблюдать режим потребления, оплачивать тепловую энергию и теплоноситель в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и теплоносителя по договору (пункт 1.1 Договора).
Пунктом 11.3 договора ТСЖ "Погода в доме" выразило согласие на замену стороны по договору и передачу прав и обязанностей АО "УТСК" новой теплоснабжающей организации при условии назначения новой теплоснабжающей организации и направления уведомления ответчику. 30.01.2019 ТСЖ "Погода в доме" получило уведомление от 27.12.2018 N ЧТС/19024о замене стороны по Договору и передаче прав и обязанностей АО "УСТЭК-Челябинск" с 01.01.2019.
Согласно пункту 3.1.2 договора ответчик обязуется поддерживать давление в обратном трубопроводе со стороны теплопотребляющих установок достаточным для обеспечения полного залива местной системы, при давлении ниже требуемого потребитель устанавливает на тепловом вводе регулятор давления.
Согласно пункту 3.1.5 договора ответчик обязуется обеспечить безопасность эксплуатации и исправность теплопотребляющих установок и тепловых сетей, их соответствие установленным техническим требованиям, выданным техническим условиям и проектной документации.
При проверке 14.12.2020 многоквартирного дома по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 33 (далее - МКД) истцом установлены факты нарушения ТСЖ "Погода в доме" условий пункта 3.1.2 договора, в части требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115).
Согласно акту обследования от 14.12.2020 при осмотре теплотрасс, тепловых камер, узлов управления, внутренних систем отопления в МКД по пр. Ленина, 33, обслуживаемого ТСЖ "Погода в доме", в нарушение технических требований раздела 9.1 Правил N 115 отсутствуют:
- автоматический регулятор давления;
- защита местной системы от аварийного повышения параметров теплоносителя (состоящая в том числе из клапана регулировки давления на обратном трубопроводе, клапана регулировки температуры в системе теплопотребления отопления и ГВС).
Установлено нарушение п. 9.1.45, п. 9.1.47 Правил N 115 - отсутствуют средства контроля параметров теплоносителя, отсутствие манометров.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца с настоящим иском в Арбитражный суд Челябинской области.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.
Согласно части 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Арбитражный суд в соответствии с требованиями части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании имеющихся в деле доказательств устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.
Требования истца подлежат рассмотрению арбитражным судом исходя из предмета и основания заявленного иска.
Как следует из материалов дела, первоначальные исковые требования включали вопросы об обязании установки регуляторов давления и клапанов регулировки температуры, как на системе отопления, так и на системе ГВС, вместе с тем, после обращения истца с иском в суд, по результатам проведения осмотра 06.10.2022, истцом установлено, что на системе ГВС соответствующие предохранительные клапаны и регуляторы температуры ответчиком установлены, что отражено в акте обследования от 06.10.2022, в связи с чем, первоначальные требования уточнены и на рассмотрение суда первой инстанции оставлены только требования об обязании ответчика установить регулятор давления и клапаны регулировки температуры в системе теплопотребления отопления в МКД по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 33.
В соответствии с доводами подателя апелляционной жалобы, уточненные исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку проектной документацией установка перечисленных регуляторов не предусмотрена, вопросы, связанные с недостаточностью давления для целей заполнение системы не возникали, безопасность эксплуатацию общедомовой системы отопления без указанных регуляторов, обеспечивается.
Доводы ответчика заслуживают внимания.
Как следует из материалов дела, правоотношения сторон возникли на основании договора на поставку тепловой энергии и теплоносителя.
Отношения по поставке тепловой энергии и теплоносителя, а также технической эксплуатации тепловых энергоустановок регулируются нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные Приказом министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - Правил N115).
Кроме того, поскольку ответчик по настоящему делу осуществляет управление МКД по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 33, а поставляемы по договору ресурсы (тепловая энергия и теплоноситель) приобретаются не с целью перепродажи, а для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в данном МКД, при рассмотрении настоящего спора следует также учитывать положения Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491) и Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме") (далее - Постановление N290).
Согласно сведениям с сайта Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (официальный сайт: https://dom.gosuslugi.ru) МКД N 33 по проспекту Ленина находится в управлении ответчика. Из электронного паспорта дома следует, что дом введен в эксплуатацию в 1960 году.
В разделе 6 электронного паспорта дома "Внутридомовая инженерная система горячего водоснабжения" указано, что горячее водоснабжение осуществляется посредством теплообменника, год проведения последнего капитального ремонта - 2009.
Согласно пояснениям ТСЖ "Погода в доме", в 2008 году, по региональной программе капитального ремонта, ответчиком произведена замена кожухотрубного бойлера на пластинчатый теплообменник. Работу по договору от 27.03.2008 выполнило ООО "Фирма "Уралводоприбор". Для проведения вышеуказанных работ разработан проект реконструкции теплового пункта путём замены бойлера ГВС на пластинчатый теплообменник.
29.04.2008 проект согласован представителем энергоснабжающей организации Ветошенковой Л.И.
В 2009 году, по региональной программе капитального ремонта, ответчиком произведена замена системы отопления и элеваторных узлов. Кроме того, в 2009 году произведена замена теплотрассы, принадлежащей МУП "ЧКТС", проходящей по подвалу многоквартирного дома с частичным выносом теплотрассы наружу, для подключения её к тепловому пункту многоквартирного дома. Для выполнения вышеуказанных работ ООО "ЭКОСОЮЗ" разработан проект "Реконструкции участка теплотрассы к тепловому узлу жилого дома по пр. Ленина 33", который 01.12.2009 согласован представителем энергоснабжающей организации Ветошенковой Л.И.
Положения действующего законодательства, предусматривающие перечни видов работ, необходимых для безопасного и надлежащего эксплуатационного состояния инженерных систем многоквартирного дома, которые осуществляет лицо, в чьей эксплуатационной ответственности находятся общедомовые сети (собственники помещений многоквартирного дома (далее также - МКД) непосредственно или в лице управляющих организаций, товариществ собственников жилья, недвижимости), исходят из того, что такие требования должны быть обеспечены в полном объеме, в соответствии с обязательными требованиями и порядком, поскольку собственникам помещений МКД должна быть обеспечена поставка коммунальных услуг, соответствующая императивным требованиям - круглосуточно и бесперебойно.
Так, в соответствии с пунктом 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике".
В силу пункта 18 Постановления N 290 общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах включают в себя:
проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах);
постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем;
контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.);
восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации;
контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации;
переключение в целях надежной эксплуатации режимов работы внутреннего водостока, гидравлического затвора внутреннего водостока;
промывка участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе;
очистка и промывка водонапорных баков;
проверка и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов;
промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
Возражая относительно заявленных требований ответчик ссылается на отсутствие обязанности устанавливает на тепловом вводе регулятор давления, поскольку условиями пункта 3.1.2 договора теплоснабжения N Т-516330, предусмотрено, что потребитель устанавливает на тепловом вводе регулятор давления в случае невозможности поддерживать давление в обратном трубопроводе, со стороны теплопотребляющих установок, достаточным для обеспечения полного залива местной системы, при давлении ниже требуемого потребитель устанавливает на тепловом вводе регулятор давления.
Как установлено в пунктах 2.1.3, 2.1.4 договора, ТСО обязуется обеспечить качество теплоснабжения в точке поставки, а именно температуру теплоносителя и давление в подающем трубопроводе в соответствии с разделом III режимной картой (Приложение N 3); качество теплоносителя в части водно-химического режима в точке поставки в соответствии с действующими нормами и правилами.
Потребитель в свою очередь в силу пунктов 3.1.2- 3.1.5, 3.1.9, 3.1.12, 3.1.22 обязуется:
- Обеспечить температуру теплоносителя в обратном трубопроводе в точке поставки в соответствии с температурным графиком с превышением не более 5 %, не превышать максимальный расход теплоносителя и нормативную утечку теплоносителя, в объеме не более 0,25 % от объема тепловых сетей и теплопотребляющих установок Потребителя относительно значений, установленных разделом IV режимной картой (Приложение N 3).
Поддерживать давление в обратном трубопроводе со стороны теплопотребляющих установок достаточным для обеспечения полного залива местной системы, при давлении ниже требуемого Потребитель устанавливает на тепловом вводе регулятор давления.
ТСО, надлежащим образом уведомленная о времени и месте установки регулятора давления, вправе направить представителя для участия и составления двустороннего акта установки регулятора давления.
- Возвращать теплоноситель с качеством, соответствующим действующим нормам и правилам.
- Обеспечить безопасность эксплуатации и исправность теплопотребляющих установок и тепловых сетей, их соответствие установленным техническим требованиям, выданным техническим условиям и проектной документации.
- Обеспечить организацию коммерческого учета потребляемой тепловой энергии и теплоносителя, проводить техническое обслуживание и поверку приборов учёта в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Обеспечить сохранность и работоспособность в зоне собственной эксплуатационной ответственности приборов учета тепловой энергии и теплоносителя.
- Подготовить к началу отопительного периода тепловые сети и теплопотребляющие установки для работы в зимних условиях в соответствии с Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утв. приказом Минэнерго РФ от 12.03.2013 N 103, получить Паспорт (Акт) готовности к отопительному периоду в установленном порядке.
- В обязательном порядке обеспечить периодический доступ уполномоченных представителей ТСО к приборам учета тепловой энергии и эксплуатационной документации с целью проверки условий их эксплуатации и сохранности, снятия контрольных показаний, а также в любое время при несоблюдении режима потребления тепловой энергии или подаче недостоверных показаний приборов учета.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в результате проверки 14.12.2020 МКД N 33 по пр. Ленина, истцом установлены факты нарушения ТСЖ "Погода в доме" условий пункта 3.1.2 договора, в части требований Правил N 115.
Согласно акту обследования от 14.12.2020 при осмотре теплотрасс, тепловых камер, узлов управления, внутренних систем отопления в МКД по пр. Ленина, 33, обслуживаемого ТСЖ "Погода в доме", в нарушение технических требований раздела 9.1 Правил N 115 отсутствуют: автоматический регулятор давления; защита местной системы от аварийного повышения параметров теплоносителя (состоящая в том числе из клапана регулировки давления на обратном трубопроводе, клапана регулировки температуры в системе теплопотребления отопления и ГВС). Установлено нарушение п. 9.1.45, п. 9.1.47 Правил N 115 - отсутствуют средства контроля параметров теплоносителя, отсутствие манометров. Указано на необходимость до начала отопительного периода обеспечить соответствие системы теплопотребления требованиям Правил N115 (т.1, л.д. 18).
В акте проверки работ при подготовке к отопительному периоду 2021-2022 годов от 31.05.2021 (т.1, л.д. 79-80) отражено следующее.
Манометры и термометры/датчики температуры отсутствуют. Клапан регулировки давления на обратном трубопроводе отсутствует по проекту. Клапаны регулировки температуры в системе теплопотребления отопления и ГВС отсутствуют по проекту. Узел учета отсутствует по проекту.
В качестве нарушений, выявленных в процессе приемки работ по подготовке к ОЗП указано: нарушен п. 9.1.1 - отсутствие средств контроля параметров теплоносителя, отсутствие защиты местной системы от аварийного повышения параметров теплоносителя; п. 9.1.45, п. 9.1.47 Правил N 115 - отсутствие манометров после вводных задвижек, перед элеватором и после элеватора на системе отопления, отсутствие штуцеров для манометров до запорной арматуры на вводе в тепловой пункт.
По результатам данной проверки в акте от 31.05.2021 отражено, что система и оборудование теплопотребления не соответствует Правилам N 115 и не подготовлена к отопительному периоду (т.1, л.д. 81-82).
Как следует из акта от 21.06.2021 (т.1, л.д. 74), по адресу: пр-т Ленина, д. 33 (ИТП 1) устранены нарушения: п. 9.1.45, 9.1.47 Правил N 115 - отсутствие манометров после вводных задвижек, перед элеватором и после элеватора на системе отопления. Отсутствие штуцеров для манометров до запорной арматуры на вводе в тепловой пункт. Изоляция восстановлена в полном объеме.
В соответствии с распоряжением Администрации города Челябинска от 13.04.2021 N 4200 АО "УСТЭК-Челябинск" входит в состав комиссии по проведению проверки готовности систем теплоснабжения города Челябинска к работе в отопительный период 2021-2022 годов.
Паспорт готовности к отопительному периоду 2021-2022 годов представлен в материалы дела (т.1, л.д. 87-90) и из него следует, что акт проверки готовности к отопительному периоду 2021-2022 годов N 636 от 13.09.2021 подписан с особым мнением (т.1, л.д. 88-90), в котором отражены не соблюдение пунктов 9.1.1 и 9.1.42 Правил N 115 (отсутствие защитных устройств системы отопления и ГВС (клапан регулировки давления на обратном трубопроводе, клапан регулировки температуры в системе теплопотребления)); пунктов 9.1.45 и 9.1.46 Правил N 115 (частичное отсутствие манометров, термометров) (т.1, л.д. 91).
Как следует из Правил N 115, система теплопотребления представляет собой комплекс тепловых энергоустановок с соединительными трубопроводами и (или) тепловыми сетями, которые предназначены для удовлетворения одного или нескольких видов тепловой нагрузки.
Тепловая энергоустановка - это энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя.
Тепловой пункт представляет собой комплекс устройств, расположенный в обособленном помещении, состоящий из элементов тепловых энергоустановок, обеспечивающих присоединение этих установок к тепловой сети, их работоспособность, управление режимами теплопотребления, трансформацию, регулирование параметров теплоносителя.
Под индивидуальным тепловым пунктом следует понимать тепловой пункт, предназначенный для присоединения систем теплопотребления одного здания или его части.
Предохранительные клапаны представляют собой устройства, предохраняющие котлы, сосуды, трубопроводы и т.п. от повышения давления внутри них сверх установленного.
В пункте 1.3 Правил N 115 указано, что электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
Как установлено пунктом 2.1.5 Правил N 115, разграничение ответственности за эксплуатацию тепловых энергоустановок между организацией - потребителем тепловой энергии и энергоснабжающей организацией определяется заключенным между ними договором энергоснабжения.
Порядок приемки и допуска в эксплуатацию тепловых энергоустановок установлен в разделе 2.4 Правил N 115, согласно которому допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов.
Монтаж, реконструкция тепловых энергоустановок выполняются по проекту, утвержденному и согласованному в установленном порядке. Проекты тепловых энергоустановок должны соответствовать требованиям охраны труда и природоохранным требованиям.
Перед приемкой в эксплуатацию тепловых энергоустановок проводятся приемосдаточные испытания оборудования и пусконаладочные работы отдельных элементов тепловых энергоустановок и системы в целом.
В период строительства и монтажа зданий и сооружений проводятся промежуточные приемки узлов оборудования и сооружений, в том числе оформление актов скрытых работ в установленном порядке.
Перед пусконаладочными испытаниями проверяется выполнение проектных схем, строительных норм и правил, государственных стандартов, включая стандарты безопасности труда, правил техники безопасности и промышленной санитарии, правил взрыво- и пожаробезопасности, указаний заводов-изготовителей, инструкций по монтажу оборудования и наличия временного допуска к проведению пусконаладочных работ (пункты 2.4.3-2.4.4, 2.4.6).
В силу пункта 2.5.2 Правил N 115 в тепловых энергоустановках должна быть обеспечена:
- требуемая точность измерения расходов тепловой энергии, теплоносителей и технологических параметров работы;
- учет (сменный, суточный, месячный, годовой) по установленным формам показателей работы оборудования, основанный на показаниях контрольно-измерительных приборов и информационно-измерительных систем.
В пункте 2.6.3 Правил N 115 предусмотрено, что технические освидетельствования тепловых энергоустановок разделяются на:
- первичное (предпусковое) - проводится до допуска в эксплуатацию;
- периодическое (очередное) - проводится в сроки, установленные настоящими Правилами или нормативно-техническими документами завода-изготовителя;
- внеочередное - проводится в следующих случаях:
- если тепловая энергоустановка не эксплуатировалась более 12 месяцев;
- после ремонта, связанного со сваркой или пайкой элементов, работающих под давлением, модернизации или реконструкции тепловой энергоустановки;
- после аварии или инцидента на тепловой энергоустановке;
- по требованию органов государственного энергетического надзора, Госгортехнадзора России.
Результаты освидетельствования заносятся в паспорт тепловых энергоустановок и (или) сетей.
Для измерения теплоты, расходов, температур, давлений и разрежений применяются приборы, отвечающие пределам измерения параметров и установленному классу точности в соответствии с государственными стандартами (пункте 2.9.12 Правил N 115).
Как установлено пунктом 6.2.1 Правил N 115 при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе. Присоединение новых потребителей к тепловым сетям энергоснабжающей организации допускается только при наличии у источника теплоты резерва мощности и резерва пропускной способности магистралей тепловой сети.
Пунктами 9.1 и 9.2 Правил N 115 установлено, что технические решения, производство строительно-монтажных работ на системах теплопотребления, а также средства автоматизации теплопотребляющих энергоустановок должны соответствовать требованиям действующих норм, правил, инструкций и стандартов.
На теплопотребляющих энергоустановках устанавливаются:
- запорная арматура на линиях входа и выхода греющей и нагреваемой среды;
- смотровые и водоуказательные стекла в тех случаях, когда должно осуществляться наблюдение за уровнем или состоянием жидкости или массы в энергоустановке;
- устройства для отбора проб и удаления воздуха, газов, технологических продуктов и конденсата;
- предохранительные клапаны в соответствии с правилами Госгортехнадзора России;
- манометры и термометры для измерения давления и температуры теплоносителя, греющей и нагреваемой среды;
- контрольно-измерительные приборы в объеме, необходимом для контроля за режимом работы установок и для определения фактических удельных расходов тепловой энергии по каждому виду производимой продукции;
- другие приборы и средства автоматического регулирования, предусмотренные проектной документацией и действующими нормативно-техническими документами.
В соответствии с пунктами 9.4 и 9.5 Правил N 115 давление и температура теплоносителя, подаваемого на теплопотребляющие энергоустановки, должны соответствовать значениям, установленным технологическим режимом. Пределы колебаний параметров теплоносителя указываются в инструкции по эксплуатации.
В тех случаях, когда теплопотребляющие энергоустановки рассчитаны на параметры ниже, чем на источнике теплоты, предусматриваются автоматические устройства для понижения давления и температуры, а также соответствующие предохранительные устройства.
Пунктами 9.19 и 9.20 Правил N 115 предусмотрено, что на шкале манометра наносится красная черта, указывающая величину разрешенного давления. Взамен красной черты разрешается прикреплять к корпусу манометра металлическую пластинку, окрашенную в красный цвет.
Манометр устанавливается с 3-ходовым краном или заменяющим его устройством, позволяющим проводить периодическую проверку манометра с помощью контрольного.
В необходимых случаях манометр в зависимости от условий работы и свойств среды снабжается сильфонной трубкой или другими устройствами, предохраняющими его от непосредственного воздействия среды и температуры и обеспечивающими его надежную работу.
Технические требования к тепловым пунктам установлены в разделе 9.1 Правил N 115.
Как установлено в пункте 9.1.1 Правил N 115, в тепловых пунктах предусматривается размещение оборудования, арматуры, приборов контроля, управления и автоматизации, посредством которых осуществляется:
- преобразование вида теплоносителя или его параметров;
- контроль параметров теплоносителя;
- регулирование расхода теплоносителя и распределение его по системам потребления теплоты;
- отключение систем потребления теплоты;
- защита местных систем от аварийного повышения параметров теплоносителя;
- заполнение и подпитка систем потребления теплоты;
- учет тепловых потоков и расходов теплоносителя и конденсата;
- сбор, охлаждение, возврат конденсата и контроль его качества;
- аккумулирование теплоты;
- водоподготовка для систем горячего водоснабжения.
В тепловом пункте в зависимости от его назначения и конкретных условий присоединения потребителей могут осуществляться все перечисленные функции или только их часть.
Устройство индивидуальных тепловых пунктов обязательно в каждом здании независимо от наличия центрального теплового пункта, при этом в индивидуальных тепловых пунктах предусматриваются только те функции, которые необходимы для присоединения систем потребления теплоты данного здания и не предусмотрены в центральном тепловом пункте (пункт 9.1.2 Правил N 115).
В соответствии с пунктами 9.1.7 и 9.1.14 Правил N 115 расчетная температура воды в подающих трубопроводах водяных тепловых сетей после центрального теплового пункта при присоединении систем отопления зданий по зависимой схеме должна приниматься равной расчетной температуре воды в подающем трубопроводе тепловых сетей до центрального теплового пункта, но не выше 150 град. С.
Обратный трубопровод от систем вентиляции присоединяется перед водоподогревателем горячего водоснабжения I ступени.
При этом, если потери давления по сетевой воде в водоподогревателе I ступени превысят 50 кПа, водоподогреватель оборудуется обводным трубопроводом (перемычкой), на котором устанавливаются дроссельная диафрагма или регулирующий клапан, рассчитанные на то, чтобы потери давления в водоподогревателе не превышали расчетной величины.
В пункте 9.1.20 Правил N 115 установлено, что для водо-водяных подогревателей следует применять противоточную схему потоков теплоносителей.
В пластинчатых теплообменниках нагреваемая вода должна проходить вдоль первой и последней пластин.
Согласно пункту 9.1.36 Правил N 115 обратные клапаны предусматриваются:
- на циркуляционном трубопроводе системы горячего водоснабжения перед присоединением его к обратному трубопроводу тепловых сетей в открытых системах теплоснабжения или к водоподогревателям в закрытых системах теплоснабжения;
- на трубопроводе холодной воды перед водоподогревателями системы горячего водоснабжения за водомерами по ходу воды;
- на ответвлении от обратного трубопровода тепловой сети перед регулятором смешения в открытой системе теплоснабжения;
- на трубопроводе перемычки между подающим и обратным трубопроводами систем отопления или вентиляции при установке смесительных или корректирующих насосов на подающем или обратном трубопроводе этих систем;
- на нагнетательном патрубке каждого насоса до задвижки при установке более одного насоса;
- на обводном трубопроводе у подкачивающих насосов;
- на подпиточном трубопроводе системы отопления при отсутствии на нем насоса;
- при статическом давлении в тепловой сети, превышающем допускаемое давление для систем потребления теплоты, - отсекающий клапан на подающем трубопроводе после входа в тепловой пункт, а на обратном трубопроводе перед выходом из теплового пункта - предохранительный и обратный клапаны.
В соответствии с пунктом 9.1.36 Правил N 115 обратные клапаны предусматриваются:
- на циркуляционном трубопроводе системы горячего водоснабжения перед присоединением его к обратному трубопроводу тепловых сетей в открытых системах теплоснабжения или к водоподогревателям в закрытых системах теплоснабжения;
- на трубопроводе холодной воды перед водоподогревателями системы горячего водоснабжения за водомерами по ходу воды;
- на ответвлении от обратного трубопровода тепловой сети перед регулятором смешения в открытой системе теплоснабжения;
- на трубопроводе перемычки между подающим и обратным трубопроводами систем отопления или вентиляции при установке смесительных или корректирующих насосов на подающем или обратном трубопроводе этих систем;
- на нагнетательном патрубке каждого насоса до задвижки при установке более одного насоса;
- на обводном трубопроводе у подкачивающих насосов;
- на подпиточном трубопроводе системы отопления при отсутствии на нем насоса;
- при статическом давлении в тепловой сети, превышающем допускаемое давление для систем потребления теплоты, - отсекающий клапан на подающем трубопроводе после входа в тепловой пункт, а на обратном трубопроводе перед выходом из теплового пункта - предохранительный и обратный клапаны.
В соответствии с пунктами 9.1.41 и 9.1.42 Правил N 115 средства автоматизации и контроля должны обеспечивать работу тепловых пунктов без постоянного обслуживающего персонала (с пребыванием персонала не более 50% рабочего времени).
Автоматизация тепловых пунктов закрытых и открытых систем теплоснабжения обеспечивает:
- поддержание заданной температуры воды, поступающей в систему горячего водоснабжения;
- регулирование подачи теплоты (теплового потока) в системы отопления в зависимости от изменения параметров наружного воздуха с целью поддержания заданной температуры воздуха в отапливаемых помещениях;
- ограничение максимального расхода воды из тепловой сети на тепловой пункт путем прикрытия клапана регулятора расхода;
- поддержание требуемого перепада давлений воды в подающем и обратном трубопроводах тепловых сетей на вводе в центральные тепловые пункты или индивидуальные тепловые пункты при превышении фактического перепада давлений над требуемым более чем на 200 кПа;
- минимальное заданное давление в обратном трубопроводе системы отопления при возможном его снижении;
- поддержание требуемого перепада давлений воды в подающем и обратном трубопроводах систем отопления в закрытых системах теплоснабжения при отсутствии регуляторов расхода теплоты на отопление, на перемычке между обратным и подающим трубопроводами тепловой сети;
- включение и выключение подпиточных устройств для поддержания статического давления в системах теплопотребления при их независимом присоединении;
- защиту систем теплопотребления от повышения давления или температуры воды в них, при возможности превышения допустимых параметров;
- поддержание заданного давления воды в системе горячего водоснабжения;
- включение и выключение циркуляционных насосов;
- блокировку включения резервного насоса при отключении рабочего;
- защиту системы отопления от опорожнения;
- прекращение подачи воды в бак-аккумулятор или в расширительный бак при независимом присоединении систем отопления по достижении верхнего уровня в баке и включение подпиточных устройств при достижении нижнего уровня;
- включение и выключение дренажных насосов в подземных тепловых пунктах по заданным уровням воды в дренажном приямке.
Для контроля расхода тепловой энергии, теплоносителя, утечки сетевой воды, возврата конденсата в тепловых пунктах устанавливаются теплосчетчики и счетчики теплоносителя (пункт 9.1.43 Правил N 115).
В соответствии с пунктом 9.1.45 Правил N 115 в индивидуальных тепловых пунктах систем теплопотребления устанавливаются:
а) манометры показывающие:
- после запорной арматуры на вводе в тепловой пункт трубопроводов водяных тепловых сетей, паропроводов и конденсатопроводов;
- после узла смешения;
- до и после регуляторов давления на трубопроводах водяных тепловых сетей и паропроводов;
- на паропроводах до и после редукционных клапанов;
- на подающих трубопроводах после запорной арматуры на каждом ответвлении к системам потребления теплоты и на обратных трубопроводах до запорной арматуры - из систем потребления теплоты;
б) штуцеры для манометров:
- до запорной арматуры на вводе в тепловой пункт трубопроводов водяных тепловых сетей, паропроводов и конденсатопроводов;
- до и после грязевиков, фильтров и водомеров;
в) термометры показывающие:
- после запорной арматуры на вводе в тепловой пункт трубопроводов водяных тепловых сетей, паропроводов и конденсатопроводов;
- на трубопроводах водяных тепловых сетей после узла смешения;
- на обратных трубопроводах из систем потребления теплоты по ходу воды перед задвижками.
В силу пункта 9.1.46 Правил N 115 показывающие манометры и термометры устанавливаются на входе и выходе трубопроводов греющей и нагреваемой воды для каждой ступени водоподогревателей систем горячего водоснабжения и отопления.
Как установлено пунктами 9.1.47, 9.1.48, 9.1.49 Правил N 115, показывающие манометры устанавливаются перед всасывающими и после нагнетательных патрубков насосов.
При установке самопишущих термометров и манометров следует предусматривать кроме них на тех же трубопроводах штуцеры для показывающих манометров и гильзы для термометров.
В случаях, когда теплосчетчики и счетчики воды регистрируют и показывают параметры теплоносителя, дублирующие контрольно-измерительные приборы можно не предусматривать.
Согласно пункту 5.2.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), повышение давления теплоносителя (в том числе кратковременное) свыше допустимого при отключении и включении систем центрального отопления не допускается. Для защиты местных систем от аварийного повышения параметров теплоносителя от опорожнения в тепловых пунктах должны устанавливаться автоматические устройства.
Как следует из пункта 5.2.27 Правил N 170, автоматическое регулирование подачи тепла в систему отопления следует производить регуляторами, установленными согласно проекту или по рекомендациям наладочной организации.
При реконструкции системы отопления рекомендуется предусматривать установку расширительных баков мембранного типа и ЦТП, автоматическое пофасадное регулирование или установку индивидуальных автоматических регуляторов у отопительных приборов и автоматического регулятора расхода тепла на тепловом вводе здания.
Изложенные выше правовые положения свидетельствуют о том, что, что вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об обоснованности исковых требований, с учетом конкретных обстоятельств спорной ситуации, приведенных сторонами доводов и возражений, поскольку, требования истца в настоящем случае соответствуют положениям действующего законодательства и направлены исключительно на защиту инженерных общедомовых систем от аварийного повышения параметров теплоносителя - как в части температуры, так и давления.
Судом первой инстанции верно установлено, что рассматриваемый МКД имеет закрытую систему теплоснабжения.
Произведенная замена кожухотрубного бойлера на аппарат теплообменный пластинчатый выполнена не только на основании предоставленной проектной документации, но и выданных ответчику технических условий, и поскольку, в материалах дела имеются только одни технические условия и между сторонами не имеется разногласий относительно того, обстоятельства, что для технологического присоединения вновь установленного (замененного) оборудования, со стороны ресурсоснабжающей организации предписано выполнить именно, изложенные в них действия по технологическому присоединению, что полностью соответствует, в том числе, положениям пункта 5.2.27 Правил N 170, последующие ссылки ответчика на то, что в проектной документации таких требований не поименовано, подлежат критической оценке.
Как ранее установленный кожухотрубный бойлер, так и установленный впоследствии аппарат теплообменный пластинчатый, является составной частью общей теплопотребляющей системы рассматриваемого МКД, и для функционирования оборудования по приготовлению ГВС необходимо также задействование всей этой системы, вовлеченной в обеспечение коммунальных услуг отопления и ГВС, то есть его работа не имеет полностью автономного режима, и зависит от поставки истцом тепловой энергии для целей нагрева холодной воды при приготовлении ГВС.
Следовательно, требуется обеспечение безопасной и надлежащей эксплуатации всей системы, но не выборочно, по усмотрению потребителя, только одной из систем, как в настоящем случае реализовано ответчиком, а именно, исполнены требования истца в части системы ГВС, но не усмотрено аналогичных оснований для системы отопления.
Принципом работы аппарата теплообменного пластинчатого является передача энергии от греющего потока к нагреваемому через пакет рифлёных пластин из нержавеющей стали. В процессе теплообмена среды не смешиваются, контактируя между собой через пластины толщиной от 0.4 до 1 мм. Схема движения теплоносителей организована таким образом, что греющая и нагреваемая среды движутся по разные стороны одной пластины. Горячие каналы чередуются с холодными через пластину. Высокую интенсивность процесса передачи тепла достигают за счёт противоточного движения греющей и нагреваемой воды, а также рифлёной поверхности пластин формирующей спиральный турбулентный поток.
Таким образом, нагрев воды через теплосети полезен в экономическом плане, так как теплообменники, при сравнении их с классическими котлами на электрической или газовой энергии, работают лишь на систему отопления. Теплообменные аппараты пластинчатого типа применяют энергию тепла в теплосетях для того, чтобы нагревать обыкновенную воду из водопровода. Нагреваясь за счет пластин теплообмена, горячая вода проникает во все точки для разбора воды, включая смесители, краны, душ.
При этом важно учесть и то, что нагреваема вода и вода, которая является носителем тепла, никак не взаимодействуют друг с другом в рамках обменника тепла. Среды для течения вод разделены между собой пластинками, размещенными в теплообменном аппарате, поэтому через них и проходит теплообмен. В закрытых системах использовать воду, находящуюся в отопительных системах, нельзя для обеспечения бытовых нужд, поскольку в теплоносителе для целей отопления применяются соответствующие реагенты и химикаты, для того чтобы смягчить воду и сделать ее менее жесткой для отопительной системы.
При рассмотрении настоящего дела в материалы дела представлены технические условия N 158/06р на замену бойлера ГВС на пластинчатый теплообменник в доме по пр. Ленина, 33 (.2, л.д. 3-4), согласно которому указано на необходимость оборудования теплового узла авторегуляторами, приборами учета и контроля (пункт 13).
В разделе 21 "Примечание или особые требования" указано на необходимость установки приборов автоматического регулирования подачи теплоносителя.
Ответчиком представленные в материалы дела технические условия N 158/06р не оспорены, достоверность отраженных в них сведений не опровергнута.
С учетом изложенного, само по себе, проведение замены в 2008 году Товариществом замены кожухотрубного бойлера на пластинчатый теплообменный аппарат, в отсутствие поименования в проекте для выполнения вышеуказанных работ клапана регулирования температуры, регулятора давления, не отменяет того обстоятельства, что установка таковых предусматривалась техническими условиями N 158/06р, которые не изменялись.
Согласно пункту 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (далее также - Правила N 1034), организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает в себя получение технических условий на проектирование узла учета.
Согласно пунктам 39-40 Правил N 1034, проект узла учета, кроме точек учета на источнике тепловой энергии, разрабатывается на основании:
а) технических условий;
б) требований настоящих Правил и методики;
в) технической документации на применяемые средства измерений.
Технические условия содержат:
а) наименование и местонахождение потребителя;
б) данные о тепловых нагрузках по каждому их виду;
в) расчетные параметры теплоносителя в точке поставки;
г) температурный график подачи теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха;
д) требования в отношении обеспечения возможности подключения узла учета к системе дистанционного съема показаний прибора учета с использованием стандартных промышленных протоколов и интерфейсов, за исключением требований к установке средств связи, если теплоснабжающая организация использует или планирует использовать такие средства;
е) рекомендации, касающиеся средств измерений, устанавливаемых на узле учета (теплоснабжающая организация не вправе навязывать потребителю конкретные типы приборов учета, но в целях унификации и возможности организации дистанционного сбора информации с узла учета она вправе давать рекомендации).
Проект узла учета, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учета (пункт 49 Правил N 1034).
В соответствии с пунктом 66 Правил N 1034, при приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и настоящим Правилам.
Сведений о получении ответчиком новых технических условий, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, ссылка ответчика на согласование 01.12.2009 представителем энергоснабжающей организации Ветошенковой Л.И. проекта реконструкции участка теплотрассы к тепловому узлу жилого дома, также не влияет на обоснованность заявленных требований, поскольку указанное не означает отмены технических мероприятий, предусмотренных техническими условиями, исполнение которых требовалось для обеспечения после реконструкции надлежащего технологического присоединения замененного оборудования и выполненных реконструкций в иной части.
Учитывая, что оборудование теплового пункта в МКД N 33 по пр. Ленина регулятором давления, клапана регулировки температуры в системе теплопотребления отопления и ГВС предусмотрено техническими условиями N 158/06р, обязанность по их установке возложена на ответчика в силу требований пункта 3.1.5 договора, Правил N N 115, 170, 1034.
Доводы ответчика об обратном по результатам исследования представленных в материалы дела доказательств, фактических обстоятельств и норм материального права, применяемых к спорным правоотношениям, своего подтверждения не нашли, в силу чего признаются не влияющими на законность принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению.
Возражения ответчика о том, что судом первой инстанции не исследована и не установлена техническая возможность установки спорных регуляторов, судом апелляционной инстанции отклоняются, так как в качестве оснований для возражения против удовлетворения исковых требований ответчиком соответствующих доводов и обстоятельств не приведено, следовательно, в отсутствие доказательств обратного, презюмируется, что соответствующая техническая возможность имеется.
Кроме того, если указанные обстоятельства входили в круг оснований по которым ответчик реализовывал судебную защиту против предъявленного иска, то в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно ответчику требовалось доказать наличие таких обстоятельств, что им не реализовано.
Вопросы проведения судебной экспертизы также входят в критерии активного процессуального поведения и реализации процессуальных прав, отсутствие такой реализации, относится с рискам соответствующей стороны арбитражного процесса, поскольку арбитражный суд не является субъектом, добывающим лицам, участвующим в деле, требуемые им доказательства, но только субъектом, содействующим в их получении, в условиях, когда к суду с соответствующими заявлениями и ходатайствами обращаются, и имеются законные основания для их удовлетворения.
Установленные надлежащим образом оцененные судом первой инстанции обстоятельства признаются арбитражным судом апелляционной инстанции необходимыми и достаточными для принятия именно такого решения, которое является предметом обжалования, в силу чего доводы апелляционной жалобы не влекут ее удовлетворение.
Обжалуемое решение соответствует требованиям статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а отсутствие в содержании решения оценки судом всех доводов заявителя или представленных им документов, не означает, что судом согласно требованиям части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не была дана им оценка.
Доводы апелляционной жалобы, приведенные в их обоснование, не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с тем, что в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, судебные расходы остаются на её подателе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.03.2023 по делу N А76-2037/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Погода в доме" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Е. Бабина |
Судьи |
Н.Е. Напольская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-2037/2021
Истец: АО "УРАЛО-СИБИРСКАЯ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ-ЧЕЛЯБИНСК"
Ответчик: ТСЖ "Погода в доме"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА, ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ", Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Челябинской области