г. Вологда |
|
02 февраля 2023 г. |
Дело N А66-8270/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 02 февраля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Парфеновой А.С.,
при участии от товарищества собственников жилья "Симеоновская 87" Городилова А.В. по доверенности от 16.06.2022, от администрации города Твери Цымбал М.А. по доверенности от 27.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 ноября 2022 года по делу N А66-8270/2022,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Симеоновская 87" (ОГРН 1026940510915, ИНН 6905074730; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Симеоновская, дом 87; далее - ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Твери (ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Советская, дом 11; далее - администрация) от 02.03.2022 N 193 о внесении изменений в постановление администрации от 27.05.2014 N 638 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" в части включения дома N 87 по ул. Симеоновская в г. Твери в Перечень многоквартирных домов г. Твери, в отношении которых принимается решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (ОГРН 1136900001479, ИНН 6950981521; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, переулок Студенческий, дом 28), Главное управление "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890; адрес: 170026, Тверская область, город Тверь, проспект Комсомольский, дом 4/4; далее - инспекция).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 28 ноября 2022 года в заявленные требования удовлетворены, постановление администрации в оспариваемой части признано недействительным, с администрации в пользу ТСЖ взыскано 3 000 руб. госпошлины.
Администрация с таким решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение норм материального и процессуального права. Указывает на обязанность администрации в силу части 10 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) на основании уведомления инспекции принять решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
ТСЖ в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От третьих лиц отзывы на жалобу не поступили.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей администрации и ТСЖ, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, 01.03.2018 решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: город Тверь, улица Симеоновская, дом 87 (далее - МКД), избран способ формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный банковский счет, в связи с этим 23.09.2014 открытым акционерным обществом "Банк ВТБ" (далее - банк) и товариществом заключен договор N Р810-27-011836 специального банковского счета.
Письмом от 26.11.2020 N 8326-ОИ инспекция уведомила ТСЖ о том, что на его специальном счете выявлена задолженность по фактическому поступлению взносов на формирование фонда капитального ремонта от собственников помещений МКД в размере, превышающем пятьдесят процентов от начисленных. В письме также указано, что если в срок до 01.06.2021 нарушение не будет устранено, не будут предоставлены подтверждающие документы, то по уведомлению инспекции орган местного самоуправления примет решение о формировании фонда капитального ремонта указанного МКД на "общем" счете регионального оператора.
Поскольку в установленный названным уведомлением срок от ТСЖ в инспекцию не поступили документы, подтверждающие погашение задолженности по взносам на капитальный ремонт, инспекция на основании части 10 статьи 173 ЖК РФ направила в адрес администрации письмо от 07.07.2021 N 6837-ОИ, от 22.10.2021 N 10769-ОИ о необходимости включения МКД в распоряжение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Постановлением администрации от 02.03.2022 N 193 внесены изменения в постановление администрации от 27.05.2014 N 638 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора", МКД включен в Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории города Твери Тверской области, собственники которых не выбрали один из способов формирования фонда капитального ремонта.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
В силу части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Согласно части 1 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Частью 2 статьи 171 ЖК РФ предусмотрено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 172 ЖК РФ владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
В соответствии с частью 8 статьи 173 ЖК РФ в случае, если на основании сведений, полученных в соответствии с частью 3 статьи 172 настоящего Кодекса, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов на капитальный ремонт, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, предусмотренных настоящим Кодексом в связи с непогашением задолженности в установленный срок.
Согласно части 9 статьи 173 ЖК РФ владелец специального счета, получивший уведомление органа государственного жилищного надзора, указанное в части 8 настоящей статьи, не позднее чем в течение пяти дней информирует в письменной форме и с использованием системы собственников помещений в данном многоквартирном доме, имеющих задолженность, послужившую основанием для направления указанного уведомления органа государственного жилищного надзора, о необходимости погашения задолженности и предпринимает меры, направленные на ее погашение. В случае отсутствия погашения такой задолженности за два месяца до истечения срока, установленного в соответствии с частью 8 настоящей статьи, владелец специального счета обязан инициировать проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности.
На основании части 10 статьи 173 ЖК РФ если в течение пяти месяцев с даты получения уведомления, указанного в части 8 настоящей статьи, задолженность не была погашена в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, и последнему не представлены документы, подтверждающие погашение такой задолженности, орган государственного жилищного надзора уведомляет об этом орган местного самоуправления, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета.
Таким образом, если в течение пяти месяцев со дня получения владельцем специального счета уведомления о наличии задолженности по взносам на капитальный ремонт собственники помещений в многоквартирном доме не погасили такую задолженность и не известили об этом орган государственного жилищного надзора, последний доводит эту информацию до сведения органа местного самоуправления, который в свою очередь принимает решение о формировании фонда капитального ремонта по многоквартирному дому на счете регионального оператора.
В данном случае собственники помещений МКД выбрали способ формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете, и реализовали его.
Из буквального содержания части 8 статьи 173 ЖК РФ следует, что основанием для совершения органом государственного жилищного надзора действий, указанных в данной норме, являются сведения, полученные в соответствии с частью 3 статьи 172 названного Кодекса.
В данном случае такими сведениями, актуальными по состоянию на 01.06.2021, инспекция не располагала. Внесение в "Реестр специальных счетов" сведений по сумме начисленных взносов на капитальный ремонт и задолженности по их уплате в отношении МКД произведено инспекцией самостоятельно, исходя из отсутствия сведений о пополнении ТСЖ специального счета.
Вместе с тем, опровергая доводы о наличии задолженности по взносам на капитальный ремонт, ТСЖ представлены в материалы дела расчет соотношения поступлений и начислений сумм взносов на капитальный ремонт, а также выписки из лицевого счета и платежные поручения.
Согласно расчету ТСЖ по состоянию на 01.06.2021 сумма начисленных взносов на капитальный ремонт должна была составить 656 855,36 руб. за период с 01.07.2014 по 01.06.2021. Уплачено за указанный период на 01.06.2021 взносов в общей сумме 633 220,30 руб. На проведение капитального ремонта из оплаченных взносов за тот же период потрачено денежных средств по специальному счету 413 751,10 руб.
При соотнесении начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт разница (неуплата взносов) составила 23 653,08 руб. (656 855,36 руб. - 633 220,30 руб.), то есть 3,6 %.
Доказательств, что на момент принятия оспариваемого постановления размер задолженности составлял более 50 % от размера начисленных взносов, материалы дела не содержат.
Приняв во внимание, что наступление правовых последствий по формированию взносов на капитальный ремонт на счете регионального оператора действующее законодательство связывает с непогашением задолженности в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, по истечении 5-месячного срока после получения владельцем специального счета такого уведомления, суд первой инстанции пришел к справедливому выводу об отсутствии оснований для изменения способа формирования фонда капитального ремонта в отношении МКД.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения требований заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о наличии совокупности установленных ЖК РФ правовых оснований для формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора не свидетельствуют, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними. Само по себе несогласие апеллянта с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка администрацией фактических обстоятельств дела не являются правовым основанием для отмены судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28 ноября 2022 года по делу N А66-8270/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Твери - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-8270/2022
Истец: ТСЖ "Симеоновская 87"
Ответчик: Администрация города Твери
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ" ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ, ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ