г. Киров |
|
05 июля 2023 г. |
Дело N А28-10944/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Барьяхтар И.Ю., Панина Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
при участии в судебном заседании представителя истца - Киселевой А.Л., по доверенности от 22.08.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 04.05.2023 по делу N А28-10944/2022
по исковому заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вересники" (ИНН 4345107432, ОГРН 1054316625197)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вересники" (далее - ответчик, Компания) 25 545 рублей 15 копеек задолженности за теплоресурсы за май-июнь 2022 года, 202 рублей 10 копеек почтовых расходов.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 04.05.2023 исковые требования удовлетворены частично - с ответчика в пользу истца взыскано 14 289 рублей 36 копеек долга, 1 232 рубля 18 копеек судебных расходов.
Истец с принятым решением не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение.
В дополнении к апелляционной жалобе истец указывает на правомерность расчета объема тепловой энергии для горячей воды по нормативу в МКД ул. Воровского, д. 60, ул. Ленина, д. 187/1. В обоснование своей позиции указывает, что по летним неотопительным месяцам объем поступающего в дом ресурса снижен, при этом потребление гражданами горячей воды не снижается в течение календарного года, что смещает математическую пропорцию в сторону индивидуального потребления. Действующим законодательством предусмотрено, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по нормативам в течение всего календарного года; не возлагает на ресурсоснабжающую организацию обязанность применять фактический объем по показаниям ОДПУ. В отношении МКД ул. Воровского, д. 103 истец правомерно использует в расчетах площадь из техпаспорта, ответчик ошибочно приводит контррасчет на меньшую площадь.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 13.06.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 14.06.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания.
Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.06.2020 истцом (теплоснабжающая организация) и ответчиком (исполнитель) заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды N ГЭ2100-00283СОИ (далее - договор) для снабжения тепловой энергией и горячей водой в объеме, потребляемом при содержании общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика и согласованных сторонами в приложении N 3 к договору (пункты 1.1, 1.2 договора).
Во исполнение условий договора истец в мае и июне 2022 года (далее - спорный период) подавал тепловую энергию в горячей воде на объекты ответчика, о чем составлены ведомости теплопотребления, расчетные ведомости, акты поданной-принятой энергии. Выставленные счета-фактуры ответчиком не оплачены.
Неисполнение ответчиком требований претензии от 18.07.2022 послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Обязанность ответчика по оплате поставленной горячей воды на СОИ в МКД основана на положениях статей 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации,
В силу того, что Общество в спорный период поставляло коммунальный ресурс в управляемые Компанией многоквартирные дома, к правоотношениям сторон применимы нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
По общему правилу управляющая организация, как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).
Таким образом, при управлении многоквартирным домом управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на содержание общего имущества, подлежат возмещению управляющей компании, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения для собственников.
Факт поставки ресурса подтверждается материалами дела и не оспаривался Компанией. При рассмотрении настоящего дела между сторонами возникли разногласий относительно порядка расчета объема тепловой энергии для горячей воды.
Заявитель жалобы полагает, что в отношении МКД ул. Воровского, д. 60, ул. Ленина, д. 187/1 количество потребленного коммунального ресурса необходимо определять по нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения вне зависимости от того, что расход по ОДПУ составил меньший объем, чем предъявленный истцом собственникам к оплате.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 54 Правил N 354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
При этом в формуле 20 приложения N 2 одним из показателей, используемых в расчете, является показатель qvкр - удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, как обоснованно указывает истец, положениями Правил N 354 определено, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от показаний коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Вместе с тем, приведенные положения в рассматриваемом случае не исключают необходимость учета показаний приборов учета исходя из следующего.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Поскольку применительно к случаю, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в спорных МКД, жилищное законодательство не содержит прямого указания на возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации, объем подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с разделом IV Приложения N 2 к Правилам N 354.
В то же время в настоящем случае объем тепловой энергии, затраченной на приготовление горячей воды, фиксируется приборами учета, допущенными в эксплуатацию, что сторонами по делу не оспаривается. В материалы дела представлены ведомости теплопотребления за май, июнь 2022 года согласно данным приборов учета (в электронном виде 26.09.2022).
В силу частей 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон; порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Приведенные выше положения нормативных правовых актов относительно порядка определения объема коммунальных ресурсов в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации, что соответствует положениям статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащей указание на то, что иной порядок определения количества энергии может быть определен правовыми актами.
В то же время, в настоящем случае при превышении объема тепловой энергии, рассчитанного по нормативу на подогрев объема воды до состояния горячей воды, потребленной в жилом многоквартирном доме, над соответствующим объемом тепловой энергии, определенным по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии, с учетом установленного статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации приоритета приборного способа определения объема коммунального ресурса к учету должны приниматься показания общедомового прибора учета, поскольку иное противоречит пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и влечет получение Обществом платы за объем ресурса, который оно фактически не поставило.
Таким образом, объемы тепловой энергии, определенные на основании показаний допущенных в эксплуатацию коммерческих приборов учета, являются ограничителем, предъявление требований выше которого будет приводить к неосновательному обогащению на стороне ресурсоснабжающей организации, что противоречит положениям статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в пункте 44 Правил N 354 предусмотрена возможность выставления собственникам помещений жилого многоквартирного дома платы на общедомовые нужды меньше норматива, если по факту такое потребление не превысило объем, рассчитанный по нормативу.
Указанный правовой подход не признан неправомерным Верховным Судом Российской Федерации (определения от 01.06.2020 N 301-ЭС20-6874, от 13.07.2020 N 301-ЭС20-9446) и, в том числе, стимулирует исполнителя коммунальных услуг к обеспечению оптимальной эксплуатации соответствующего оборудования для приготовления горячей воды, экономии тепловой энергии, расходуемой на подогрев.
Исходя из изложенного, в правоотношениях сторон расчет объема тепловой энергии на приготовление горячей воды производится с использованием норматива расхода коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, но в любом случае не выше объемов, определенных с использованием показаний коммерческого прибора учета.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что рассчитанный на основании норм Правил N 354 с использованием норматива на подогрев совокупный объем индивидуального потребления выше объема, зафиксированного ОДПУ, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований истца о взыскании стоимости тепловой энергии на приготовление воды для целей содержания общего имущества МКД в части, превышающей объем, определенный по ОДПУ.
Довод заявителя жалобы о неверно примененной площади МОП в отношении МКД ул. Воровского, д. 103 подлежит отклонению в связи со следующим.
Истец производит расчет объема потребленного ресурса исходя из площади МОП 562,3 кв.м; ответчик - исходя из площади МОП 199,7 кв.м.
Согласно техническому паспорту указанного дома от 17.12.2016, общая площадь МОП 562,3 кв.м, из которых уборочная - 199,7 кв.м (1-3 этаж, лестничные клетки). Согласно экспликации, площадь помещений в подвале составляет 362,6 кв.м (дровяники).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Подпунктом "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Таким образом, площадь подвальных помещений действительно входит в состав общего имущества спорного многоквартирного жилого дома.
Вместе с тем, вопреки доводам заявителя, данное обстоятельство само по себе не влечет включения площади подвального помещения в расчет платы за поставленную тепловую энергию для целей горячего водоснабжения на СОИ.
В соответствии с пунктом 17 приложения N 2 к Правилам N 354, расчет объема (количества) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, производится с использованием норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 30.05.2017 N 157-р утверждены нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в муниципальном образовании "Город Киров", установленные расчетным методом в соответствии с Правилами N 306.
В пункте 27 Приложения к Правилам N 306 (в редакции, действовавшей на дату установления норматива потребления коммунальной услуги "горячее водоснабжение" на общедомовые нужды), в котором содержится формула расчета нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению с применением расчетного метода, указано, что общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Таким образом, при расчете нормативов потребления горячей воды на ОДН многоквартирного жилого дома учитываются площади не всех помещений, поименованных в статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, а только прямо указанные в норме применительно к соответствующему виду ресурса; площадь подвальных помещений не участвовала в расчете соответствующего норматива расчетным методом в соответствии с Правилами N 306 и не должна применяться в расчете тепловой энергии для целей горячего водоснабжения для целей СОИ.
Повторно исследовав и оценив представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев доводы сторон, апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, которое не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 04.05.2023 по делу N А28-10944/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Д.Ю. Бармин |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-10944/2022
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Вересники"