04 июля 2023 г. |
Дело N А84-2793/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 04 июля 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Горбуновой Н.Ю., судей Баукиной Е.А. и Мунтян О.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Гутник Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 21 апреля 2023 года по делу N А84-2793/2023,
по иску некоммерческой организации "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя"
к городу федерального значения Севастополю в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя,
при участии в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика: Правительство Севастополя, Департамент капитального строительства города Севастополя, Департамент финансов города Севастополя
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя" (далее - НКО "ФСКР г. Севастополя", Фонд, истец) обратилась в суд с иском к городу федерального значения Севастополю в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о взыскании долга по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 29.966.473,94 руб. за 2016-2018 годы.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 09.03.2023 года из арбитражного дела N А84-166/2020 выделено в отдельное производство требование Фонда о взыскании долга в сумме 7 416,64 руб. за 2016, 2017, 2018 года, начисленного в отношении объекта площадью 43 кв. м, расположенного по адресу: город Севастополь, ул. Ерошенко, д. 14, кв. 118.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 21.04.2023 года исковые требования НКО "ФСКР г. Севастополя" удовлетворены частично. Взыскан с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пользу НКО "ФСКР г. Севастополя" долг 7 416, 64 руб. за 2016, 2017, 2018 года по оплате взносов на капитальный ремонт в отношении объекта - жилое помещение площадью 43 кв. м., расположенного по адресу: город Севастополь, ул. Ерошенко, д. 14, кв. 118.
В удовлетворении исковых требований к городу федерального значения Севастополю в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя отказано.
Не согласившись с указанным решением суда Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения исковых требований Фонда к Департаменту о взыскании задолженности в размере 7 416,64 руб., в данной части принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
Апеллянт полагает, что решение суда является незаконным и необоснованным, поскольку возлагает обязательство по оплате на ненадлежащего ответчика. Кроме того, по требованию истца о взыскании долга истёк срок исковой давности.
Определением Двадцать первого арбитражного суда от 01.06.2023 года апелляционная жалоба Департамента принята к производству.
27.06.2023 стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены в установленном порядке, надлежащим образом.
Согласно части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии апелляционной жалобы к производству, самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Поскольку лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте КАД (картотека арбитражных дел), что подтверждается материалами дела, коллегия судей апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив довод апелляционной жалобы о ненадлежащем ответчике и решение суда в обжалуемой части, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Законом города Севастополя от 18 февраля 2015 года N 118-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории города Севастополя" НО "ФСКР города Севастополя" является региональным оператором, осуществляющим деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта.
В силу части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Как видно из материалов дела и не оспаривается ответчиками, в спорный период объект площадью 43 кв. м, расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. Ерошенко, д.14, кв. 118, находился в собственности субъекта Российской Федерации - города Севастополя, от имени которого действует Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя. Следовательно, обязанность по оплате взносов за проведение капитального ремонта общего имущества МКД должны быть возложена на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Довод апеллянта о том, что он является ненадлежащим ответчиком, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно части 1 статьи 56 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об обоих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
По смыслу данных положений закона субъекты Российской Федерации вступают в гражданско-правовые, в том числе вещные, отношения через свои органы. На эти же органы возлагается бремя содержания имущества (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу Постановления Правительства Севастополя от 22 сентября 2016 N 883-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя" департамент в пределах своей компетенции осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя (пункт 4.2); выступает от имени города Севастополя в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием, распоряжением имуществом, находящимся в собственности города Севастополя (пункт 4.61).
Таким образом, город Севастополь, как субъект Российской Федерации, непосредственно в гражданско-правовые отношения вступать не может. Органом, посредством которого город Севастополь вступает в гражданско-правовые отношения, в том числе отношения, связанные с бременем права собственности, является Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Аналогичный вывод сделан в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 09 марта 2021 г. по делу N А84-906/2020.
Довод апеллянта об истечении срока исковой давности также отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица.
Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").
О том, кто является надлежащим ответчиком в спорный период, истец узнал лишь в ходе судебного разбирательства после предоставления выписки из ЕГРН от 13.01.2023 г. (л. д. 42). До этого момента Фонд обладал только справочными сведениями ответчика, которые не могли с достоверностью подтвердить наличие вещных правоотношений (часть 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Схожий вывод сделан в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 09 марта 2021 г. по делу N А84-906/2020.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Поскольку Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 21 апреля 2023 года по делу N А84-2793/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Горбунова |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2793/2023
Истец: Некоммерческая организация "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя"
Ответчик: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Третье лицо: Департамент капитального строительства города Севастополя, Департамент финансов города Севастополя, Правительство Севастополя