г. Пермь |
|
02 февраля 2023 г. |
Дело N А50-24984/2022 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Герасименко Т.С.,
рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала",
На мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края.
от 09 декабря 2022 года, принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А50-24984/2022
по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ОГРН 1056604000970, ИНН 6671163413)
к Администрации Индустриального района города Перми (ОГРН 1025901219200, ИНН 5905006167) в лице Административной комиссии Индустриального района города Перми
о признании незаконным и отмене постановления от 19.09.2022 N 1313 по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - заявитель, Общество, ОАО "МРСК Урала") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Администрации Индустриального района города Перми в лице Административной комиссии Индустриального района города Перми (далее - административный орган, Административная комиссия) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 19.09.2022 N 1313, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 6.8.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 N 460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае" (далее - Закон N 460-ПК) в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 09 декабря 2022 года, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "МРСК Урала" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы о том, что административный орган при вынесении постановления от 19.09.2022 N 1313 ограничился описательной частью изложенного актом осмотра территории от 19.07.2022 и составленным протоколом от 30.08.2022. Полагает, что постановление от 19.09.2022 N 1313 не содержало правовой оценки обстоятельств, изложенных в письменных объяснениях общества о наличии моратория на возбуждение и привлечении к административной ответственности лиц за нарушения, выявленные в рамках осуществления муниципального контроля, установленного Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля"; о возможности применения к выявленному нарушению положений ст.2.9 КоАП РФ. Апеллянт обращает внимание на то, что ОАО "МРСК Урала" устранило нарушение в сфере благоустройства до даты рассмотрения материалов административного дела N 059-25-5/И-04-96/22, что подтверждается, в том числе, письмом от 29.07.2022 NПЭ/ПГЭС/01-04/7436, направленным в адрес административного органа, общество выразило готовность привести фасад вышеназванной подстанции в соответствие с Правилами благоустройства после проведения подготовительных работ и приобретение лакокрасочных материалов. Также апеллянт считает, что констатация признаков административного правонарушения не свидетельствует о наличии события административного правонарушения и его состава в действиях соответствующего лица. Данные обстоятельства устанавливаются административным органом непосредственно в рамках производства по делу об административном правонарушении. В указанной ситуации суд первой инстанции фактически подменил собой административный орган и дал оценку доводам, изложенным в письменных объяснениях ОАО "МРСК Урала", представленных на рассмотрение административного дела и неоценённых административным органом. Указанные обстоятельства подлежали оценке и рассмотрению именно в рамках производства по делу административным органом.
Административной комиссией представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому заинтересованное лицо возражает против доводов Общества, считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, в ходе обследования территории Индустриального района по адресу: г. Пермь, ул. Подводников, д. 84аа, земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410682:19 установлено нарушение пунктов 11.1, 11.2.1, 11.3.1 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 N 277 "Об утверждении Правил благоустройства территории города Перми" (далее - Правила N 277), а именно: не устранены с фасада сооружения (трансформаторная подстанция N 7593) в установленный срок надписи, графические рисунки и иные изображения, содержащие информацию, не соответствующую требованиям законодательства.
По данному факту в отношении Общества 30.08.2022 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.8.1 Закона N 460-ПК.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Административной комиссией вынесено оспариваемое заявителем постановление по делу об административном правонарушении от 19.09.2022 N 1313, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 6.8.1 Закона N 460-ПК в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил того, что в действиях (бездействии) заявителя состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 6.8.1 Закона N 460-ПК, установлен административным органом.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 6.8.1 Закона 460-ПК (в редакции, действовавшей в спорный период) неустранение в сроки, установленные местной администрацией или ее уполномоченным функциональным (территориальным) органом, надписей, графических рисунков и иных изображений, размещенных на фасадах зданий, строений, сооружений и их конструктивных элементах, а также афиш, агитационных и (или) иных информационных материалов, размещенных вне специально отведенных для этого мест (за исключением рекламы), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В целях формирования безопасной, комфортной и привлекательной городской среды, обеспечения сохранности созданных элементов благоустройства Пермской городской Думой разработаны Правила N 277.
Согласно пункту 11.1 Правил N 277 владельцы зданий, строений, сооружений, а также организации, обеспечивающие содержание зданий, строений, сооружений, в установленном порядке должны обеспечивать содержание фасада зданий, строений, сооружений в исправном состоянии, надлежащую эксплуатацию зданий, строений, сооружений, проведение текущего и капитального ремонта.
В силу пункта 11.2.1 Правил N 277 запрещается размещать на фасадах зданий, строений, сооружений, включая элементы их декора, конструкции, содержащие информацию или изображения с нарушением требований действующего законодательства, а также размещать частные объявления, афиши, агитационные материалы, крепить растяжки, выполнять надписи, графические рисунки и иные изображения.
В соответствии с пунктом 11.2.3 Правил N 277 повреждения строительной части, декоративной отделки и инженерных элементов фасада здания, строения, сооружения, не влияющие на их прочностные характеристики, должны устраняться в течение 6 месяцев с момента обнаружения повреждения, иные повреждения (надписи, графические рисунки и иные изображения, содержащие информацию, не соответствующую требованиям законодательства) должны устраняться в течение 10 рабочих дней с момента обнаружения повреждения.
Пунктом 11.3.1 Правил N 277 установлено, что фасад здания, строения, сооружения не должен иметь видимых повреждений архитектурно-конструктивных элементов, отделки и инженерных элементов, повреждений рекламных конструкций, вывесок, а также надписей, графических рисунков и иных изображений, содержащих информацию, не соответствующую требованиям законодательства.
Как следует из оспариваемого постановления Административной комиссии, основанием для привлечения заявителя к административной ответственности послужил установленный 03.08.2022 должностным лицом Муниципального казенного учреждения "Административно-техническая инспекция города Перми" факт не устранения с фасада сооружения ТП N 7593 в срок, установленный муниципальным правовым актом, надписи, графических рисунков и иных изображений, содержащих информацию, не соответствующую требованиям законодательства, наличие которых ранее обнаружено в ходе осмотра территории Индустриального района города Перми 19.07.2022.
Судом первой инстанции установлено, что в адрес заявителя направлено уведомление от 19.07.2022, в котором отражено, что неустранение в срок, установленный муниципальным нормативным правовым актом, надписей, графических рисунков и иных изображений на фасадах зданий, строений, сооружений и их конструктивных элементах может являться основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.8.1 Закона N 460-ПК.
При непосредственном обнаружении признаков нарушений правовых актов города Перми в сфере благоустройства (далее - Признаки нарушений) на объектах и элементах благоустройства, в отношении которых организация работ по их содержанию и текущему ремонту осуществляется территориальными органами администрации города Перми в соответствии с правовыми актами города Перми: выполняет документальную фиксацию, в том числе фото-, видеофиксацию, непосредственно обнаруженных Признаков нарушений; в течение 2 рабочих дней уведомляет территориальные органы администрации города Перми о непосредственно обнаруженных Признаках нарушений; в случаях необеспечения территориальными органами администрации города Перми устранения Признаков нарушений в течение 5 рабочих дней со дня уведомления направляет информацию об обнаруженных Признаках нарушений в Департамент для учета при оценке состояния благоустройства и содержания территории города Перми, проводимой в установленном правовым актом города Перми порядке (п. 2.1.2).
Таким образом, полномочия лица, зафиксировавшего событие правонарушения, подтверждены.
Суд первой инстанции установил, что нарушение надлежащим образом зафиксировано при обследовании территории, в том числе путем фотографирования, в связи с чем признал, что нарушение подтверждено представленными в материалы дела доказательствами, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.8.1 Закона N 460-ПК.
Из представленных в материалы дела документов следует, что действия по устранению нарушения путем удаления надписей и граффити совершены Обществом 29.08.2022, то есть после установленного срока.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заявителем пунктов 11.1, 11.2.1, 11.2.3, 11.3.1 Правил благоустройства.
Указанные обстоятельства установлены должностным лицом Муниципального казенного учреждения "Административно-техническая инспекция города Перми", подтверждаются, в частности актом осмотра от 03.08.2022, фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении от 30.08.2022, и заявителем допустимыми доказательствами не оспорены (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Таким образом, событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 6.8.1 Закона N 460-ПК, установлено административным органом и доказано.
Для привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 6.8.1 Закона N 460-ПК, необходимо наличие совокупности двух элементов: наличие на фасаде здания надписей, графических рисунков и иных изображений, а также афиш, агитационных и (или) иных информационных материалов, размещенных вне специально отведенных для этого мест (за исключением рекламы); не устранение надписей, графических рисунков и иных изображений в срок, установленный местной администрацией или ее уполномоченным функциональным (территориальным) органом.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае возложенная на административный орган частью 4 ст. 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, административной комиссией исполнена.
При этом, возложенная на административный орган частью 4 ст. 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, не освобождает заявителя от установленной ст. 65 АПК РФ обязанности доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу п. 2.1.34. Правил N 277 документом, разрабатываемым для здания, строения, сооружения и устанавливающим требования в отношении материалов, способов отделки и цветов фасадов, ограждающих конструкций (крыш (кровельного покрытия), ограждений балконов, лоджий), средств размещения информации (вывесок, указателей с наименованиями улиц и номерами домов (зданий)), рекламных конструкций, мест для размещения, а также вида, цветового решения архитектурно-художественной подсветки является колерный паспорт.
Пунктом 11.3.3 Правил N 277 установлено, что изменение фасада здания, строения, сооружения (изменение архитектурных элементов фасада, архитектурного решения фасада, размещение вывески, не соответствующей стандартным требованиям к вывескам, их размещению и эксплуатации (далее - стандартные требования), установка и эксплуатация рекламной конструкции, размещение архитектурно-художественной подсветки, размещение указателей с наименованиями улиц и номерами домов (зданий), не соответствующих установленным требованиям) допускается при условии разработки проекта колерного паспорта.
Вопреки требованиям пункта 11.2.3 Правил N 277, изложенным в уведомлении от 19.07.2022 Обществом не устранены с фасада сооружения ТП N 7593 в установленный срок надписи, графические рисунки и иные изображения, содержащие информацию, не соответствующую требованиям законодательства.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вопрос о наличии вины общества в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Доказательств, безусловно свидетельствующих об отсутствии у ОАО "МРСК Урала" возможности для своевременного устранения в срок, установленный муниципальным нормативным правовым актом, надписей, графических рисунков и иных изображений, размещенных на фасадах зданий, строений, сооружений и их конструктивных элементах, а также афиш, агитационных и (или) иных информационных материалов, размещенных вне специально отведенных для этого мест (за исключением рекламы), в материалы дела не представлено. Равно как доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, подтверждающих, что юридическим лицом предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.
Ссылки Общества на письмо о готовности привести фасад вышеназванной подстанции в соответствие с Правилами благоустройства после проведения подготовительных работ и приобретение лакокрасочных материалов не могут быть приняты во внимание, поскольку процессуальными документами заявителю был установлен срок для устранения выявленных нарушений, его намерение в будущем исполнить требования уведомления не свидетельствует о надлежащем соблюдении положений действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.8.1 Закона N 460-ПК.
Нарушений процедуры привлечения лица к административной ответственности, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления, не установлено. Как следует из материалов дела, заявитель был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть не был лишен гарантированных ему КоАП РФ прав участвовать при производстве по делу, заявлять свои возражения.
Отклоняя доводы заявителя о том, что проверка проведена с нарушениями положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) установлено, что должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности) (п. 9 постановления N 336).
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 90 Закона N 248-ФЗ контрольный (надзорный) орган в случае выявления признаков административного правонарушения в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия направляет соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принимает меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
Таким образом, в соответствии с п. 9 постановления N 336 в случае выявления признаков административного правонарушения, состав которого включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых отнесена к предмету видов контроля, к организации и осуществлению которых применяются положения Федерального закона N 248-ФЗ, должностные лица контрольного (надзорного) органа вправе принять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности только на основании результатов проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом.
При этом признаки нарушений содержания и использования фасада здания были выявлены не в рамках проведения проверки в отношении ОАО "МРСК Урала", а в процессе реализации муниципальным казенным учреждением "Административно-техническая инспекция города Перми" полномочий по осуществлению мониторинга посредством проведения обходов, объездов и визуальных осмотров территории города Перми. В данном случае осмотр территории не являлся проверкой деятельности ОАО "МРСК Урала" в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ.
Административное правонарушение выявлено, и производство по административному делу возбуждено на основании ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ в связи с непосредственным обнаружением должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Обнаружение признаков административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий административного органа в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.
Как следствие, не применимы и положения, предусмотренные постановлением N 336.
В рассматриваемом случае производство по делу об административном правонарушении осуществлялось по правилам КоАП РФ, материалы контрольных (надзорных) проверок контрольным департаментом администрации города Перми при составлении протокола об административном правонарушении не использовались, при этом КоАП РФ не содержит требований к возбуждению дела об административном правонарушении исключительно по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом в срок, установленный статьей 4.5 КоАП РФ. Назначенное административное наказание соответствует минимальному размеру санкции части 2 статьи 6.8.1 Закона N 460-ПК.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным и применить положения ст. 2.9 КоАП РФ, судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ. Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Правовых оснований для замены штрафа на предупреждение по правилам ст. 4.1.1 КоАП РФ судами также не установлено, поскольку заявитель не относится к числу субъектов малого предпринимательства.
По мнению суда апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства правильно оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, аналогичным тем, что изложены в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для иной оценки и иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 АПК РФ не имеется.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку в силу статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается, вопрос о ее распределении апелляционным судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 09 декабря 2022 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А50-24984/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-24984/2022
Истец: ОАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ УРАЛА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЙОНА ГОРОДА ПЕРМИ В ЛИЦЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ КОМИССИИ ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЙОНА