г. Хабаровск |
|
02 февраля 2023 г. |
А04-6731/2022 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Гричановской Е.В.
рассмотрев апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Амурской области от 02.11.2022 (резолютивная часть от 24.10.2022) по делу N А04-6731/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745) к обществу с ограниченной ответственностью "Амурские коммунальные системы" (ОГРН 1202800000369, ИНН 2801254956) о взыскании 799,88 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Амурские коммунальные системы" (далее - ООО "АКС") о взыскании задолженности по договору о транспортировке сточных вод N 04-03-28-02-104 от 01.09.2021 за период с 18.03.2021 по 31.03.2021 в сумме 715,36 руб., пени за нарушение сроков оплаты за период с 18.01.2022 по 28.07.2022 в размере 84,52 руб.
На основании определения Арбитражного суда Амурской области от 30.08.2022 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 АПК РФ.
07.09.2022 истец уточнил исковые требования в части взыскания неустойки, просил взыскать пени и за период с 18.01.2022 по 31.03.2022 в размере 32,14 руб., основной долг за услуги, оказанные до установления тарифа, в заявленном размере. Уточнение принято к рассмотрению по правилам ст. 49 АПК РФ.
10.04.2022 от ООО "АКС" в суд поступил письменный отзыв, ответчик указал, что иск за период с 18.03.2021 по 31.03.2021 предъявлен необоснованно, поскольку тарифы на транспортировку холодной воды и сточных вод для ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ были утверждены только приказом от 26.11.2021 N 127-пр/в.
24.10.2022 на основании ч. 1 ст. 229 АПК РФ по делу принято решение путем подписания резолютивной части об отказе ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в иске к ООО "АКС".
02.11.2022 по заявлению ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ на основании п. 2 ст. 229 АПК РФ изготовлено мотивированное решение.
В апелляционной жалобе, поданной ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в Шестой арбитражный апелляционный суд, истец просит принятый судебный отменить, иск удовлетворить. В обоснование требований жалобы приведены доводы о том, что учреждению должны быть возмещены затраты на транспортировку холодной воды и сточных вод за весь период оказания услуг через обслуживаемые им сети и до установления тарифа. По информации уполномоченного регулирующего органа расходы на услуги по транспортировке воды и стоков включены в состав тарифа на водоснабжение и водоотведение для ООО "АКС" на весь 2021 год, а не с даты принятия тарифного решения. Отсутствие договорных отношений с энергоснабжающей организацией не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии. К жалобе приложен ответ Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 17.01.2022.
Письменный отзыв на жалобу не поступил.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями ст.ст. 257 - 262, 266, 270, 272 АПК РФ единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела, 01.09.2021 между ООО "АКС" (организация ВКХ) и ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ (транзитная организация) заключен договор по транспортировке сточных вод N 04-03-28-02-104.
Согласно пп. 4 договора дата начала оказания услуг - 18 марта 2021 года.
В соответствии с п. 53 договора договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и распространяется на отношения, возникшие с 18 марта 2021 года по 31 декабря 2021 года, а в части исполнения обязательств, по оплате услуг до полного исполнения.
Иск о взыскании оплаты по договору в сумме 715,36 руб. предъявлен за период с 18.03.2021 по 31.03.2021.
Не оспаривая факт оказания услуг, ответчик считает, что иск удовлетворению не подлежит, поскольку тарифы на транспортировку холодной воды и сточных вод для ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ были утверждены Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области только приказом от 26.11.2021 N 127-пр/в.
Поскольку оказанные услуги не были оплачены, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании задолженности за оказанные услуги за период с 18.03.2021 по 31.03.2021.
Суд первой инстанции в соответствии со ст. 71 АПК РФ оценил представленные в материалы дела доказательства и, в отсутствие доказательств установления тарифа на спорный период (март 2021 г) на транспортировку сточных вод и холодной воды, а также с учетом императивных требований ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", не усмотрел оснований для удовлетворения требований истца.
Сложившиеся между сторонами правоотношения подлежат регулированию нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416), постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 644).
Пунктом 2 ст. 548 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (ст.ст. 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Из ст. 13, 14, 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что оплата холодной воды и услуг по водоотведению осуществляется в соответствии с тарифами, утвержденными органом, осуществляющим государственное тарифное регулирование. Определение цены иным образом для договора водоснабжения законодательством не предусмотрено.
Согласно п. 2 Правил N 644 "транзитная организация" - организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды, подаваемой иным лицам, и (или) по транспортировке сточных вод, сбрасываемых иными лицами.
В соответствии с п. 46 Правил N 644 заключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным.
Частью 1 ст. 16 Закона N 416-ФЗ и п. 47 Правил N 644 предусмотрено, что по договору по транспортировке холодной воды транзитная организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется обеспечивать поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку холодной (питьевой, технической) воды с учетом допустимых изменений качества холодной воды от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности такой организации, а организация водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующая организация) обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема холодной воды установленного качества.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона N 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.
Из материалов дела следует, что при определении стоимости оказанных услуг применен тариф на транспортировку холодной воды и сточных вод, установленный для ФГБУ ЦЖКУ
МО РФ приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 26.11.2021
127-пр/в, а именно: по транспортировке холодной воды - 0,73 руб./м
, по транспортировке сточных вод - 4 руб./м
; объем транспортировки воды и сточных вод применен согласно приложениям
1 к приказу.
Из приложения N 1 к приказу Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 26.11.2021 N 127-пр/в следует, что тарифы в сфере холодного водоснабжения (в том числе тарифы на транспортировку холодной воды, тарифы на подвоз воды) и водоотведения (в том числе тарифы на транспортировку сточных вод) для потребителей установлены на период с 26 ноября 2021 года по 31 декабря 2021 года.
Пунктом 33 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" установлено, что решение об установлении тарифов не имеет обратной силы.
В отсутствие установленного тарифа ответчику в исковой период суд в иске правомерно отказал.
Доводы жалобы со ссылкой на п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" о том, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии, судом апелляционной инстанции рассмотрены.
Отношения сторон по договору о транспортировке сточных вод по канализационным сетям N 04-03-28-02-104 от 01.09.2021 являются договорными с 18.03.2021 (п. 53).
Оплата по договору осуществляется - с даты установления тарифа (с 26.11.2021) в соответствии со ст. 13, 14, 31 Закона N 416-ФЗ.
До установления тарифа (с 18.03.2021) ответчик имеет право в соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона N 416-ФЗ требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей при доказанности их фактического несения.
Доводы жалобы о разъяснении органом регулирования права транзитной организации на возмещение фактических затрат на обслуживание сетей водоснабжения и водоотведения до утверждения тарифа к спору о взыскании услуг по договору не имеют.
В данном случае истцом заявлены требования о взыскании задолженности по договору за период, в котором отсутствовал установленный для него тариф.
С учетом изложенного, исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 02.11.2022 (резолютивная часть от 24.10.2022) по делу N А04-6731/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-6731/2022
Истец: ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в лице ЖКС N7 Филиала "ЦЖКУ" Минобороны России по Восточному военному округу
Ответчик: ООО "Амурские коммунальные системы"
Третье лицо: ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России