г. Чита |
|
24 апреля 2024 г. |
Дело N А19-18978/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Литвинцевой Е.Ю.,
при участии в судебном заседании представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Новиковой И.В. (доверенность от 09.01.2024), открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" Лачиновой О.И. (доверенность от 27.09.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем веб-конференции апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 февраля 2024 года по делу N А19-18978/2023,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, 664033, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 257, далее - ОАО "ИЭСК") 24.08.2023 обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 103380133155, 664025, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Российская, д. 17, далее-УФАС по Иркутской области) о признании незаконным и отмене постановления от 04.08.2023 N 038/1021/23 о назначении административного наказания по делу N 038/04/9.21-847/2023 об административном правонарушении.
Определением от 29.08.2023 заявление ОАО "ИЭСК" об оспаривании постановления от 04.08.2023 N 038/1021/23 принято судом, возбуждено производство по делу N А19-18978/2023.
Также 24.08.2023 ОАО "ИЭСК" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к УФАС по Иркутской области о признании незаконным и отмене постановления от 04.08.2023 N 038/1020/23 о назначении административного наказания по делу N 038/04/9.21-848/2023 об административном правонарушении.
Определением от 29.08.2023 заявление ОАО "ИЭСК" об оспаривании постановления от 04.08.2023 N 038/1020/23 принято судом, возбуждено производство по делу N А19-18979/2023. 25.08.2023 и 28.08.2023 ОАО "ИЭСК" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с аналогичными заявлениями о признании незаконными следующих постановлений УФАС по Иркутской области:
от 04.08.2023 N 038/1015/23 о назначении административного наказания по делу N 038/04/9.21-842/2023 об административном правонарушении,
от 03.08.2023 N 038/1012/23 о назначении административного наказания по делу N 038/04/9.21-834/2023 об административном правонарушении,
от 04.08.2023 N 038/1035/23 о назначении административного наказания по делу N 038/04/9.21-1073/2023 об административном правонарушении,
от 04.08.2023 N 038/1067/23 о назначении административного наказания по делу N 038/04/9.21-797/2023 об административном правонарушении,
от 04.08.2023 N 038/1048/23 о назначении административного наказания по делу N 038/04/9.21-1095/2023 об административном правонарушении,
от 04.08.2023 N 038/1046/23 о назначении административного наказания по делу N 038/04/9.21-1097/2023 об административном правонарушении,
от 04.08.2023 N 038/1054/23 о назначении административного наказания по делу N 038/04/9.21-1098/2023 об административном правонарушении,
от 03.08.2023 N 038/1036/23 о назначении административного наказания по делу N 038/04/9.21-807/2023 об административном правонарушении,
от 04.08.2023 N 038/1059/23 о назначении административного наказания по делу N 038/04/9.21-991/2023 об административном правонарушении,
от 04.08.2023 N 038/1062/23 о назначении административного наказания по делу N 038/04/9.21-992/2023 об административном правонарушении,
от 04.08.2023 N 038/1063/23 о назначении административного наказания по делу N 038/04/9.21-990/2023 об административном правонарушении.
Определениями от 30.08.2023 заявления ОАО "ИЭСК" об оспаривании постановлений УФАС по Иркутской области от 04.08.2023 N 038/1015/23, от 03.08.2023 N 038/1012/23, от 04.08.2023 N 038/1035/23, от 04.08.2023 N 038/1067/23, от 04.08.2023 N 038/1048/23, от 04.08.2023 N 038/1046/23, от 04.08.2023 N 038/1054/23, от 04.08.2023 N 038/1059/23, от 04.08.2023 N 038/1062/23, от 04.08.2023 N 038/1063/23 приняты судом, возбуждено производство по делам N А19-19027/2023, N А19-19033/2023, N А19- 19042/2023, N А19-19051/2023, N А19-19057/2023, N А19-19059/2023, N А19- 19060/2023, N А19-19136/2023, N А19-19141/2023, N А19-19142/2023.
Определением от 31.08.2023 заявление ОАО "ИЭСК" об оспаривании постановления от 03.08.2023 N 038/1036/23 принято судом, возбуждено производство по делу N А19- 19130/2023.
Определением от 10.10.2023 дела N А19-18978/2023, N А19-18979/2023, N А19- 19027/2023, N А19-19033/2023, N А19-19042/2023, N А19-19051/2023, N А19- 19057/2023, N А19-19059/2023, N А19-19060/2023, N А19-19130/2023, N А19- 19136/2023, N А19-19141/2023, N А19-19142/2023 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу N А19-18978/2023.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 февраля 2024 года по делу N А19-18978/2023 заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными и отменены полностью постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области: от 04.08.2023 N 038/1021/23 о назначении административного наказания, от 04.08.2023 N 038/1020/23 о назначении административного наказания, от 04.08.2023 N 038/1015/23 о назначении административного наказания, от 03.08.2023 N 038/1012/23 о назначении административного наказания, от 04.08.2023 N 038/1035/23 о назначении административного наказания, от 04.08.2023 N 038/1067/23 о назначении административного наказания, от 04.08.2023 N 038/1048/23 о назначении административного наказания, от 04.08.2023 N 038/1046/23 о назначении административного наказания, от 04.08.2023 N 038/1054/23 о назначении административного наказания, от 03.08.2023 N 038/1036/23 о назначении административного наказания, от 04.08.2023 N 038/1059/23 о назначении административного наказания, от 04.08.2023 N 038/1062/23 о назначении административного наказания, от 04.08.2023 N 038/1063/23 о назначении административного наказания.
УФАС по Иркутской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме, по мотивам, изложенным в жалобе.
Административный орган полагает, что поскольку возбуждение дел осуществлялось управлением в рамках исполнения полномочий, предусмотренных статьей 23.48 КоАП РФ, постольку выводы суда о том, что составляющие предмет настоящего спора правонарушения по части 2 статьи 9.1 КоАП РФ выявлены антимонопольным органом в результате одной проверки, противоречат имеющимся материалам и доказательствам. Таким образом, антимонопольным органом правомерно квалифицирован каждый из выявленных фактов как самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и установлено за каждое из них административное наказание.
ОАО "ИЭСК" в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 21.03.2024. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ОАО "ИЭСК" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1093850013762. С 02.08.2023 ОАО "ИЭСК" переименовано в Акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (далее - АО "ИЭСК").
Самаруха И.В. 28.02.2023 (вх. N 3406/23, N 3408/23) обратился в УФАС по Иркутской области с жалобами на нарушение ОАО "ИЭСК" сроков технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств по договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ОАО "ИЭСК" на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже от 06.02.2022 N 500/22-ЮЭС и от 06.02.2022 N 495/22- ЮЭС.
02.03.2023 Самаруха И.В. обратился в УФАС по Иркутской области (вх. N 3572/23, N 3476/23, N 3595/23, N 3581/23, N 2613/23, N 3615/23, N 3616/23, N 3592/23, N 2603/23, N 3602/23, N 3605/23) с аналогичными жалобами на нарушение сроков технологического присоединения по договорам от 07.02.2022 N 451/22-ЮЭС, от 06.02.2022 N 547/22-ЮЭС, от 06.02.2022 N 523/22-ЮЭС, от 06.02.2022 N 614/22-ЮЭС, от 06.02.2022 N 497/22-ЮЭС, от 06.02.2022 N 615/22-ЮЭС, от 06.02.2022 N 611/22- ЮЭС, от 06.02.2022 N 616/22-ЮЭС, от 06.02.2022 N 526/22-ЮЭС, от 07.02.2022 N 455/22-ЮЭС, от 07.02.2022 N 431/22-ЮЭС.
По результатам рассмотрения обращений Иркутским УФАС России в отношении ОАО "ИЭСК" возбуждено 13 дел об административном правонарушении и назначено по ним проведение административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
В ходе административного расследования антимонопольным органом установлено нарушение ОАО "ИЭСК" "Южные электрические сети" сроков технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств Самарухи И.В., расположенных на 13 земельных участках по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Максимовщина, микрорайон "Иркутные берега".
По факту выявленных нарушений должностным лицом антимонопольного органа составлены протоколы об административном правонарушении от 26.04.2023 N 038/882/23, от 28.04.2023 N 038/897/23, от 28.04.2023 N 038/900/23, от 28.04.2023 N 038/901/23, от 02.05.2023 N 906/23, от 11.05.2023 N 929/23, от 18.05.2023 N 038/953/23, от 18.05.2023 N 038/954/23, от 18.05.2023 N 038/955/23, от 02.06.2023 N 038/988/23, от 02.06.2023 N 038/989/23, от 02.06.2023 N 038/991/23, от 02.06.2023 N 038/998/23, в соответствии с которым действия (бездействие) ОАО "ИЭСК" квалифицированы по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлениями заместителя руководителя Иркутского УФАС России от 04.08.2023 N 038/1021/23, от 04.08.2023 N 038/1020/23, от 04.08.2023 N 038/1015/23, от 03.08.2023 N 038/1012/23, от 04.08.2023 N 038/1035/23, от 04.08.2023 N 038/1067/23, от 04.08.2023 N 038/1048/23, от 04.08.2023 N 038/1046/23, от 04.08.2023 N 038/1054/23, от 03.08.2023 N 038/1036/23, от 04.08.2023 N 038/1059/23, от 04.08.2023 N 038/1062/23, от 04.08.2023 N 038/1063/23 ОАО "ИЭСК" признано виновным в совершении административных правонарушений по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. по каждому постановлению.
Заявитель, полагая, что постановления о назначении административного наказания являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Объектом правонарушения по статье 9.21 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в процессе предоставления доступа к услугам субъектов естественных монополий.
Субъектами административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП, являются также любые собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства.
Объективную сторону совершенного указанными субъектами административного правонарушения составляет нарушение правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (например, препятствование перетоку энергии через их объекты).
ОАО "ИЭСК" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии в пределах инженерных сетевых коммуникаций на территории Иркутской области.
Общество является субъектом естественной монополии и включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии".
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии).
Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Порядок технологического присоединения установлен "Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Согласно пункту 3 Правил N 861, независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пункту 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Самаруха И.В. является собственником 52 земельных участков, расположенных по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Максимовщина, микрорайон "Иркутные берега". В феврале 2022 года Самаруха И.В. обратился в ОАО "ИЭСК" с заявками на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных на принадлежащих ему земельных участках, расположенных в микрорайоне "Иркутные берега". Сетевой организацией с Самарухой И.В. были заключены 52 договора об осуществлении технологического присоединения, в том числе, договоры на подключение энергопринимающих устройств, расположенных в микрорайоне "Иркутные берега" по ул. Удачная, N N 1, 8, 9, 1, 15, по ул. Славная, NN 5, 7, 8, 9, 10, по ул. Береговая NN 6, 10, 15, 23.
Из пояснений общества следует, что в феврале 2023 сетевая организация приступила к выполнению своих обязательств по договорам, с Самарухой И.В. была достигнута договоренность о выполнении мероприятий в срок до конца июня 2023. Однако, несмотря на достигнутые договоренности, Самаруха И.В. в феврале, марте 2023 обратился с жалобами в УФАС по Иркутской области, на основании которых были возбуждены 52 дела об административном правонарушении по статье 9.21 КоАП РФ. После урегулирования возникших вопросов и в связи с началом подключения энергопринимающих устройств Самаруха И.В. в конце апреля 2023 отозвал поданные в УФАС жалобы, настаивая при этом на ускорении сроков подключения. Поскольку сетевая организаций при строительстве линий электропередачи не уложилась в сроки, на которых настаивал Самаруха И.В., последним было отозвано из антимонопольного органа свое заявление, в котором он ранее просил не рассматривать 52 его жалобы.
В ходе антимонопольного расследования установлено между Самарухой И.В. и ОАО "ИЭСК" заключены договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 06.02.2022 N 500/22-ЮЭС, от 06.02.2022 N 495/22-ЮЭС, от 07.02.2022 N 451/22-ЮЭС, от 06.02.2022 N 547/22-ЮЭС, от 06.02.2022 N 523/22-ЮЭС, от 06.02.2022 N 614/22-ЮЭС, от 06.02.2022 N 497/22-ЮЭС, от 06.02.2022 N 615/22- ЮЭС, от 06.02.2022 N 611/22-ЮЭС, от 06.02.2022 N 616/22-ЮЭС, от 06.02.2022 N 526/22-ЮЭС, от 07.02.2022 N 455/22-ЮЭС, от 07.02.2022 N 431/22-ЮЭС.
Объектами подключения по названным договорам являлись хозяйственные постройки, расположенные по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Максимовщина, микрорайон "Иркутные берега", в том числе, по ул. Удачная, N N 1, 8, 9, 1, 15, по ул. Славная, NN 5, 7, 8, 9, 10, по ул. Береговая NN 6, 10, 15.
Согласно пункту 5 договоров срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня их заключения.
Исходя из положений Правил N 861 и вышеуказанных договоров, мероприятия по технологическому присоединению должны были быть осуществлены ОАО "ИЭСК" в срок не позднее 06.08.2022 и 07.08.2022.
Установив, что мероприятия по технологическому присоединению по договорам от 06.02.2022 и от 07.02.2022 со стороны ОАО "ИЭСК" в установленные сроки не выполнены, УФАС по Иркутской области пришло к выводу о нарушении обществом пункта 16 Правил N 861 и наличии в действиях (бездействии) заявителя в этой связи составов административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Поскольку на дату рассмотрения дел об административных правонарушениях мероприятия по технологическому присоединению были выполнены обществом, что подтверждается представленными актами об осуществлении технологического присоединения от 15.06.2023, от 17.06.2023, от 20.06.2023, от 08.07.2023, от 09.07.2023, от 15.07.2023, административный орган применил положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и назначил наказание ниже низшего предела - в виде штрафа в размере 300 000 руб.
При этом УФАС по Иркутской области признало отдельными правонарушениями каждый из фактов нарушения срока технологического присоединения, определив объективной стороной правонарушений несвоевременное подключение к электрическим сетям по каждому из договоров об осуществлении технологического присоединения, в отношении энергопринимающих устройств Самарухи И.В.
В то же время Арбитражным судом Иркутской области рассмотрено дело N А19- 20703/2023 по заявлению АО "ИЭСК" к УФАС по Иркутской области об оспаривании постановления от 03.08.2023 N 038/1032/23 по делу об административном правонарушении N 038/04/9.21-805/2023.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23.10.2023, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Данными судебными актами установлено, что антимонопольным органом 17.03.2023 было возбуждено административное дело N 038/04/9.21-805/2023 на основании обращения Самарухи И.В. с жалобой на действия общества, выразившиеся в нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям по договору об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств от 06.02.2022 N 793/22-ЮЭС, в отношении объекта, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Максимовщина, микрорайон "Иркутные берега", Береговая, N 23.
По результатам рассмотрения материалов административного дела N 038/04/9.21- 805/2023 заместителем руководителя антимонопольного органа 03.08.2023 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 038/1032/23 об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
В данном случае УФАС по Иркутской области в рамках единых контрольных мероприятий по итогам рассмотрения жалоб Самарухи И.В. в один и тот же период были выявлены нарушения, допущенные обществом при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств Самарухи И.В. на смежных земельных участках, оформленные протоколами об административном правонарушении, составленными с период времени с 26.04.2023 по 18.05.2023.
Дело об административных правонарушениях N 038/04/9.21-805/2023 и дела об административных правонарушениях, по которым вынесены оспариваемые в настоящем деле постановления, возбуждены антимонопольным органом в один и тот же период - с 13.03.2023 по 04.04.2023, постановления по ним о привлечении общества к административной ответственности на основании части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и о назначении административного наказания вынесены антимонопольным органом в одни те же даты - 03.08.2023 и 04.08.2023.
Поскольку обстоятельства совершения обществом вышеназванных административных правонарушений были выявлены административным органом по результатам одного контрольного (надзорного) мероприятия, которое было проведено им в отношении одного и того же юридического лица, в одни и те же периоды вынесены постановления о возбуждении дел об административном правонарушении, о привлечении к административной ответственности, административное наказание должно быть назначено обществу как за совершение одного правонарушения
Согласно части 5 статьи 4.4 КоАП РФ если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
По смыслу статьи 4.1 КоАП РФ процедура выявления факта совершения правонарушения или способ такого выявления не относятся к обстоятельствам, которые учитываются при назначении наказания.
В целях применения вышеприведенных положений понятие "государственный контроль (надзор)" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Закона N 248-ФЗ, иное означало бы нарушение одного из основополагающих принципов равенства всех перед законом (статья 1.4 КоАП РФ).
Данный правовой подход сформулирован Верховным Судом Российской Федерации в определении от 02.08.2019 N 307-ЭС19-12049, является универсальным и подлежит учету при оценке спорных правоотношений по настоящему делу.
Довод о том, что нарушения выявлены при осуществлении обществом технологического присоединения энергопринимающих устройств Самарухи И.В., расположенных на разных земельных участках, каждое из которых (ЭПУ) подлежало подключению на основании отдельного договора, рассмотрен судом и обоснвоанно отклонен, поскольку для применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ имеет значение факт выявления двух и более административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II КоАП РФ, при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В рассматриваемом случае по факту проведено одно контрольное мероприятие в отношении одного юридического лица.
В рассматриваемом случае в Технических условиях, являющихся неотъемлемым приложением к договорам об осуществлении технологического присоединения, в пункте 1.3 установлена обязанность сетевой организации выполнить все мероприятия по микрорайону "Иркутные берега" комплексно.
В своем обращении в УФАС по Иркутской области (вх. от 29.06.2023 N 11742/23) Самаруха И.В. указал как на факт в целом на нарушение со стороны ОАО "ИЭСК" договорных сроков по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям его объектов (52 участка под ИЖС), расположенных в микрорайоне "Иркутные берега" Иркутского района Иркутской области. При этом Самаруха И.В. уточнил, что в ходе производства по делам об административных правонарушениях активизировалась работа ОАО "ИЭСК" на территории микрорайона, однако, по 32 участкам присоединение не осуществлено.
Как следует из пояснений заявителя, Самаруха И.В. изначально заявлял сетевой компании о необходимости подключения всех участков вышеназванного микрорайона, принадлежащего ему, одномоментно, в связи с чем, изначально была достигнута договоренность между сторонами не производить работы по технологическому подключению осенью 2022 года, дабы в зимний период времени не были украдены/разрушены счетчики, СИП, поскольку на указанных земельных участках никаких строений не имеется, заборов/ограждений нет.
Указанное обстоятельство также сдвинуло сроки начала работ сетевой организации.
Учитывая, что факты выявленных нарушений обусловлены одним противоправным деянием, выразившимся в осуществлении технологического присоединения земельных участков под ИЖС с нарушением установленных сроков, подпадают под квалификацию одной статьи КоАП РФ и рассмотрение дел подведомственно одному административному органу, оснований квалифицировать каждый из выявленных фактов как самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и устанавливать за каждое из них административное наказание не имелось.
Наказание следовало назначить в пределах санкции указанной статьи как за совершение одного правонарушения.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении приведенных положений КоАП РФ и соответствуют представленным в материалы дела доказательствам.
Поскольку составляющие предмет настоящего спора правонарушения по части 2 статьи 9.1 КоАП РФ выявлены антимонопольным органом в результате одной проверки, которой также было выявлено аналогичное правонарушение, за которое АО "ИЭСК" уже было привлечено к административной ответственности на основании постановления о назначении административного наказания по делу N 038/04/9.21-805/2023 об административном правонарушении от 03.08.2023 N 038/1032/23, признанного законным вступившими в законную силу судебными актами по делу N А19-20703/2023, с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб., оспариваемые постановления подлежат признанию незаконными и отмене.
Выводы суда первой инстанции о наличии также оснований для признания совершенных правонарушений малозначительными, исходя из текста апелляционной жалобы, антимонопольным органом прямо не оспорены.
Оснований для иной оценки установленных судом первой инстанции обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам и позволяющих применить положения статьи 2.9 КоАП РФ, судебная коллегия не усматривает.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 февраля 2024 года по делу N А19-18978/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-18978/2023
Истец: АО "Иркутская электросетевая компания"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Третье лицо: Самаруха Иван Викторович