г. Хабаровск |
|
05 июля 2023 г. |
А73-1699/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
от акционерного общества "ССК": представитель не явился;
от Хабаровской таможни: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровской таможни
на решение от 17.04.2023
по делу N А73-1699/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению акционерного общества "ССК" (ОГРН 1142801007975, ИНН 2801199399)
к Хабаровской таможне (ОГРН 1022701131826, ИНН 2722009856)
о взыскании процентов в размере 123508,01 руб.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ССК" (далее - заявитель, АО "ССК", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о взыскании с Хабаровской таможни (далее - таможня, таможенный орган) процентов на сумму излишне взысканных платежей, уплаченного утилизационного сбора в размере 123508,01 руб. в отношении товара, задекларированного по ДТ N 10009100/1080920/0084559.
Решением суда от 17.04.2023 заявленные требования удовлетворены частично: с таможни в пользу АО "ССК" взысканы проценты в сумме 50916,94 руб., начисленные на сумму излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении товара, задекларированного по ДТ N 10009100/080920/0084559; в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано: с таможни в пользу АО "ССК" взыскано 1940 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым по делу решением суда, таможня обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований АО "ССК".
Заявитель жалобы утверждает следующее: судом не принято во внимание, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 08.11.2022 N 47-П (проверявшего наличие конституционности пункта 37 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81), выплата процентов осуществляется только на сумму излишне взысканного утилизационного сбора; АО "ССК" ввезены колесные транспортные средства (автосамосвалы), в отношении которых подлежит уплате утилизационный сбор на основании положений Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 (далее - Правила N 1291); имеется норма прямого действия, закрепленная в пункте 35 Правил N 1291, о том, что при возврате излишне уплаченных (взысканных) утилизационных сборов проценты с излишне уплаченных (взысканных) утилизационных сборов не выплачиваются, суммы не индексируются и комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых средств.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле согласно положениям статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, и вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Хабаровского края от 09.11.2021 по делу N А73-14492/2021, общество в сентябре 2020 года ввезло на территорию ЕАЭС и задекларировало путем подачи в Центральную акцизную таможню декларации на товары N 10009100/1080920/0084559 (далее- ДТ N 4559) новые грузовые автомобили - самосвалы (четырехосный) марки "SHACMAN", модель SX33186Т366, полная масса 31 000 кг. в количестве 3 шт.
Обществом уплата утилизационного сбора в отношении автосамосвалов, оформленных по ДТ N 4559, произведена в размере - 2850000 руб.
Общество, посчитав, что утилизационный сбор ошибочно исчислен и уплачен в завышенном размере, обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении ввезенных колесных транспортных средств по вышеуказанной декларации на товары.
Решением от 27.07.2021 N 34 таможня отказала в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним или о его зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора.
Указанное решение таможенного органа оспорено обществом в судебном порядке.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 09.11.2021 по делу N А73-14492/2021, с участием этих же лиц, заявленные обществом требования удовлетворены, оспариваемое решение таможни признано незаконным, с обязанием последней возвратить обществу излишне уплаченный утилизационный сбор в сумме 1579500 руб.
Таможня во исполнение решения суда Хабаровская 28.01.2022 возвратила обществу уплаченный утилизационный сбор в сумме 1579500 руб.
Общество, посчитав, что на сумму излишне уплаченного утилизационного сбора подлежат начислению проценты с даты излишней уплаты до даты фактического возврата, 07.12.2022 направило в таможню претензию с требованием выплатить проценты в сумме 123508,01 руб., начисленные за период с 10.10.2020 по 28.01.2022 на сумму излишне уплаченного утилизационного сбора по вышеуказанной ДТ.
Письмом от 12.01.2023 N 17-25/00318 таможня отказала в выплате процентов.
Общество, полагая необоснованным отказ в выплате процентов, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрена уплата утилизационного сбора за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1291), утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N1291) и Перечень видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Поскольку вопрос о законности требования общества о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в сумме 1579500 руб. в отношении трех грузовых автомобилей-самосвалов, задекларированных по ДТ N 4559, разрешен судом в рамках дела N А73-14492/2021, с участием этих же лиц, то соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные этим судебным актом не доказываются вновь при рассмотрении судом настоящего дела.
Хабаровская таможня в обоснование несогласия с заявленными требованиями, ссылается на пункт 35 Правил N 1291, которым установлено, что при возврате излишне уплаченных (взысканных) утилизационных сборов проценты с излишне уплаченных (взысканных) утилизационных сборов не выплачиваются, суммы не индексируются и комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых средств.
Между тем Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 08.11.2022 N 47-П пункт 37 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81, признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35, 52, 53, 55 (часть 3) и 75.1, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение, устанавливая запрет на выплату процентов при возврате излишне взысканных утилизационных сборов, не предусматривает упрощенного порядка восстановления имущественных прав плательщика утилизационного сбора, нарушенных излишним взысканием этого сбора.
Этим же Постановлением Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что Правительству Российской Федерации надлежит внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из настоящего Постановления, на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации; впредь до внесения таких изменений, для выплаты процентов с излишне взысканных, в том числе путем направления уполномоченным органом уведомления об уплате, утилизационных сборов при их возврате плательщику подлежит применению по аналогии порядок выплаты процентов, предусмотренный статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации для случаев излишнего взыскания налога, сбора, страховых взносов.
Как верно установлено судом, приведенный в указанном Постановлении КС РФ правовой подход позволяет сделать вывод о том, что он применим и к оценке пункта 35 Правил N 1291, поскольку отсутствие упрощенного механизма для плательщиков утилизационного сбора влечет нарушение принципов охраны права частной собственности, равенства и соразмерности публичных платежей, поддержания доверия к закону и действиям государства применительно к сфере публичных финансов независимо от того, что именно явилось объектом обложения утилизационным сбором: колесное транспортное средство, шасси, самоходная машина или прицеп.
Таким образом, общество вправе требовать начисления процентов в случае несвоевременного возврата суммы утилизационного сбора, являющегося излишне уплаченным или излишне взысканным.
Между тем, суд правомерно не согласился с расчетом процентов, приведенным обществом, в части даты начала начисления процентов, соответствующей дате уплаты утилизационного сбора.
Такой подход являлся бы верным, в случае излишнего взыскания суммы утилизационного сбора.
Однако, оснований полагать, что в рассматриваемом случае, сумма утилизационного сбора 1579500 руб., впоследствии возвращенная обществу таможенным органом, являлась излишне взысканной, не имеется.
В Определении от 27.12.2005 N 503-О Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что если зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога, в котором указывается исчисленная налоговым органом сумма, подлежащая уплате в бюджет, при том, что такое требование направляется плательщику по результатам камеральных налоговых проверок или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении, то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога, а значит, названная статья применена быть не может; в таком случае у налоговых органов имеется обязанность осуществить возврат сумм налога, перечисленных плательщиком в бюджет на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным), с начисленными на них процентами, то есть применить статью 79 данного Кодекса; изложенное позволяет заключить, что если излишнее поступление в бюджет произошло без участия налогового органа в исчислении платежа, при самостоятельном расчете суммы плательщиком, то налог можно квалифицировать как излишне уплаченный; если же сумма поступила в бюджет в результате незаконного (ошибочного) расчета налога налоговым органом, то налог следует квалифицировать как излишне взысканный; тем самым излишне взысканным будет налог, уплаченный плательщиком во исполнение незаконного налогового уведомления (решения по результатам проверки, требования об уплате налога).
Пунктом 5 Правил N 1291 установлено, что утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Согласно пункту 6 Правил N 1291 уплата утилизационного сбора осуществляется плательщиком в валюте Российской Федерации отдельными расчетными (платежными) документами, а в случае если правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании установлено использование авансовых платежей в счет уплаты утилизационного сбора, взимаемого Федеральной таможенной службой, - только с использованием авансовых платежей по соответствующему коду бюджетной классификации на казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 1291 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему не осуществляется), документы, перечисленные в указанном пункте.
В силу пунктов 1 2, 12(1), 12(2) Правил N 1291 таможенный орган осуществляет проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора, а также проверку поступления суммы утилизационного сбора по соответствующему коду бюджетной классификации на счет Федерального казначейства или наличия чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом (если его уплата осуществляется отдельными расчетными (платежными) документами), либо наличия остатка денежных средств на лицевом счете плательщика, достаточных для уплаты утилизационного сбора (если его уплата осуществляется посредством авансовых платежей).
По результатам проведенных проверок таможенный орган осуществляет, в том числе учет денежных средств плательщика в качестве утилизационного сбора в таможенном приходном ордере.
Согласно пункту 3 Порядка заполнения и применения таможенного приходного ордера (далее - ТПО), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 288 и действовавшего в рассматриваемый период, ТПО применяется для отражения исчисления и (или) уплаты, а также для автоматизации учета, помимо таможенных платежей, в том числе иных платежей, администрирование которых осуществляется таможенными органами (подпункт 2).
Аналогичное целевое назначение и порядок его формирования определены в утвержденной Приказом ФТС России от 25.02.2013 N 350 Инструкции о применении таможенного приходного ордера.
Как указано в пункте 15(1) Правил N 1291 в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления; данная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
При этом, в случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Именно указанный пункт определяет порядок взыскания утилизационного сбора.
Порядок взыскания таможенных платежей и иных платежей, взыскание которых возложено на таможенные органы, определен главой 12 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ), которая также предусматривает направление соответствующему лицу уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (статья 73 этого закона) и, в случае его неисполнения, дальнейшее применение мер взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
Между тем, таможенным органом уведомления обществу не направлялись, утилизационный сбор не взыскивался.
Обязанность уплатить утилизационный сбор возникла у общества не в связи с принятием таможней какого-либо неправомерного решения.
Сам факт того, что таможенный орган, проверяя правильность исчисления обществом утилизационного сбора в связи с декларированием автомобилей-самосвалов по ДТ N 4559, не установил ошибки в расчете, не свидетельствует о том, что часть суммы утилизационного сбора, уплаченного в соответствии с этим расчетом, являлась излишне взысканной, а не излишне уплаченной.
Заявитель подтвердил, что утилизационный сбор в излишнем размере был самостоятельно исчислен именно обществом и в последующем уплачен им.
Таким образом, сумму утилизационного сбора, на которую обществом начислены проценты, сумма которых заявлена к взысканию в рамках настоящего дела, следует квалифицировать как излишне уплаченную, ввиду чего у общества возникло право на возврат (зачет) этой суммы в установленном порядке.
Согласно пунктам 24, 25 Порядка N 1291 в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора.
Излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику на основании письменного заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, составляемого по форме, приведенной в приложении N 4.
В соответствии с пунктом 33 Порядка N 1291 общий срок рассмотрения заявления, принятия решения о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора и осуществления возврата утилизационного сбора не может превышать 30 календарных дней со дня подачи заявления.
Плательщик, обратившийся в уполномоченный орган за возвратом излишне уплаченного утилизационного сбора, но не получивший в установленный срок положительного решения своего вопроса, не может быть поставлен в худшее положение по сравнению с плательщиками иных обязательных платежей, столкнувшимися с незаконными действиями либо бездействием органов государственной власти и их должностных лиц.
Кроме того, Законом N 289-ФЗ (часть 18 статьи 67), и Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 9 статьи 79) предусмотрена выплата процентов в случае нарушения уполномоченным органом срока выполнения соответствующей обязанности, корреспондирующей праву лица на своевременный возврат излишне уплаченного обязательного платежа.
Так как, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 08.11.2022 N 47-П указал, что до внесения соответствующих изменений в законодательство, для выплаты процентов с излишне взысканных утилизационных сборов при их возврате плательщику подлежит применению по аналогии порядок выплаты процентов, предусмотренный статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации для случаев излишнего взыскания налога, сбора, страховых взносов, суд верно посчитал необходимым руководствоваться положениями этого Кодекса при определении порядка выплаты процентов при нарушении уполномоченным органом срока возврата излишне уплаченного утилизационного сбора.
С учетом положений части 9 статьи 79 НК РФ, пункта 33 Порядка N 1291, принимая во внимание, что в рамках дела N А73-14492/2021 заявление общества от 20.07.2021 о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора получено Хабаровской таможней 26.07.2021, суд верно определил последний день 30-дневного срока на возврат процентов - 25.08.2021, и соответственно проценты подлежащими начислению с 26.08.2021.
Таким образом, проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченного утилизационного сбора подлежат начислению за период с 26.08.2021 по 28.01.2022.
На основании части 11 статьи 67 Закона N 289-ФЗ в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания платежей, указанных в части 12 настоящей статьи, по день фактического возврата (зачета) в размере одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации; для исчисления процентов применяется ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в период, за который начисляются проценты.
В связи с тем, что утилизационный сбор в отношении транспортных средств, ввозимых в Российскую Федерацию, в силу пункта 3 Правил N 1291 относится к платежу, взимание которого возложено на Федеральную таможенную службу, то соответственно положения части 11 статьи 67 Закона N 289-ФЗ, подлежат применению при определении размера процентов, подлежащих начислению на сумму излишне уплаченного утилизационного сбора.
За период с 26.08.2021 по 28.01.2022 сумма процентов составляет 50916,94 руб. согласно приведенному ниже расчету:
Сумма утилизационного сбора, руб. |
Период просрочки |
Количество дней просрочки |
Ставка, % |
Формула |
Сумма процентов, руб. |
|
1 579 500 |
26.08.2021 |
12.09.2021 |
18 |
6,5 |
1 579 500 |
5 133,38 |
1 579 500 |
13.09.2021 |
24.10.2021 |
42 |
6,75 |
1 579 500 |
12 438,56 |
1 579 500 |
25.10.2021 |
19.12.2021 |
56 |
7,5 |
1 579 500 |
18 427,50 |
1 579 500 |
20.12.2021 |
28.01.2022 |
40 |
8,5 |
1 579 500 |
14 917,50 |
|
50 916,94 |
При таких обстоятельствах, суд обоснованно частично удовлетворил заявленные требования общества, взыскав с таможни в пользу АО "ССК" проценты в сумме 50 916 руб. 94 коп., в остальной же части в удовлетворении требований отказал.
Доводы апелляционной жалобы были исследованы судом первой инстанции, и получили надлежащую оценку, не согласиться с которой, у арбитражного суда апелляционной инстанции правовых оснований нет.
В связи с изложенным выше, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу части 4 статьи 270 АПК РФ для отмены судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17 апреля 2023 года по делу N А73-1699/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1699/2023
Истец: АО "ССК"
Ответчик: ХАБАРОВСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: Шуварская В.В