город Омск |
|
02 февраля 2023 г. |
Дело N А75-2345/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Грязниковой А.С., Фроловой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8188/2022) открытого акционерного общества "Сургутгаз" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.05.2022 по делу N А75-2345/2022, принятое по исковому заявлению Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" (ОГРН 1028600587069, ИНН 8602017038) к открытому акционерному обществу "Сургутгаз" (ОГРН 1028600597332, ИНН 8602060058), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Сургута, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, о признании права хозяйственного ведения,
при участии в судебном заседании представителей:
открытого акционерного общества "Сургутгаз" - Пивоварова Е.Ю. по доверенности от 01.01.2023 N 01, Гоголин П.Н. по доверенности от 01.01.2023 N 02;
Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" - Середа А.Ю. по доверенности от 01.01.2020 N 877-07,
УСТАНОВИЛ:
Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие "Городские тепловые сети" (далее - СГМУП "ГТС", истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к открытому акционерному обществу "Сургутгаз" (далее - ОАО "Сургутгаз", ответчик) с требованиями о признании сделок недействительными и признании права хозяйственного ведения.
Определением от 10.02.2022 по делу N А75-10564/2021 суд выделил в отдельное производство требования СГМУП "ГТС" к ОАО "Сургутгаз" о признании права хозяйственного ведения СГМУП "ГТС" в отношении семи газопроводов.
Определением от 28.03.2022 суд принял выделенное требование и возбудил производство по делу N А75-2345/2022, привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию города Сургута, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - третьи лица).
Определением от 16.05.2022 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры выделил в отдельное производство требование СГМУП "ГТС" к ОАО "Сургутгаз" о признании права хозяйственного ведения в отношении следующих объектов недвижимого имущества: газопровод высокого давления к котельной в пос. Юность (кадастровый номер 86:10:0101190:793); газопровод высокого давления к котельной пос. МО-94 (кадастровый номер 86:10:0000000:7128); газопровод высокого давления к котельной пос. Лунный (кадастровый номер 86:10:0101224:578).
Таким образом, в рамках дела N А75-2345/2022 рассмотрены требования о признании права хозяйственного ведения СГМУП "ГТС" в отношении следующих объектов недвижимого имущества:
1. Газопровод высокого давления к котельной п. Таежный (кадастровый номер 86:10:0101216:64) в границах: место врезки газопровода Ду - 100 мм (сварное соединение) объекта в распределительный газопровод высокого давления Ду - 200 мм по ул. Аэрофлотская до ввода газопровода в котельную, включая газопотребляющее оборудование котельной (граница с ОАО "Сургутгаз").
2. Газоснабжение сектора индивидуальной жилой застройки (кадастровый номер: 86:10:0000000:1320), который с другой стороны сети соединен с объектом недвижимого имущества "Газопровод высокого давления "Комплекс окружного социального Геронтологического центра в поселке Снежном города Сургута, 1-я очередь строительства" (кадастровый номер: 86:10:0000000:1240), в границах:
- место врезки газопровода Ду - 150 мм (сварные соединения) объекта в распределительный газопровод Ду - 400 мм до ввода газопровода в ГРП N 7 в п. Снежный, ГРП кот N 32, 33, включая газопотребляющее оборудование ГРП (граница с ОАО "Сургутгаз).
3. Сеть газоснабжения по ул. Крылова (газоснабжение котельной "Пожарное депо на 6 автомобилей, микрорайон N 39") (кадастровый номер: 86:10:0101228:419) в границах:
- место врезки газопровода Ду - 250 мм (сварные соединения) объекта в распределительный газопровод высокого давления Ду - 400 мм по ул. Аэрофлотская до ввода газопровода в котельную N 34, включая газопотребляющее оборудование котельной (граница с ОАО "Сургутгаз).
4. Подводящий газопровод высокого давления (п. Лунный, ул. Эиергостроителей N 7) (кадастровый номер: 86:10:0101224:608) в границах:
- место врезки (сварное соединение) газопровода высокого давления к ГРП п. Лунный Ду - 100 мм в распределительный газопровод высокого давления Ду - 400 мм, проходящий по ул. Аэрофлотская до ввода газопровода в ГРП, включая газопотребляющее оборудование ГРП.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.05.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Сургутгаз" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части пунктов 2, 3, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы её подателем указано на то, что началом газопроводов истца по пунктам 2, 3 является отметка ПК0, что подтверждается документами, представленными в материалы дела истцом (строительная документация). По мнению ответчика, суд не исследовал проектную, исполнительно-техническую документацию газопроводов истца, представленную последним в материалы дела, при анализе которой подтверждается, что ПК0 - начало газопроводов истца находится не на сварном соединении с осью газопроводов ответчика, а на ответвлении от узлов врезки ответчика, и данная начальная граница газопроводов истца находится на входе в землю. Из содержания представленных истцом доказательств следует, что газопроводы истца: газоснабжение сектора индивидуальной жилой застройки п. Снежный (кадастровый номер 86:10:0000000:1320) и газоснабжение котельной "Пожарное депо на 6 автомобилей, микрорайон N 39" (кадастровый номер 86:10:0101228:419), являются подземными и надземных участков в месте врезки (начале газопровода) не имеют.
От СГМУП "ГТС" поступил отзыв на апелляционную жалобу и дополнения к отзыву (приобщен к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ), в которых истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу (с учетом дополнений), письменные пояснения сторон по делу, заслушав явившихся в судебное заседание представителей истца и ответчика, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 10.01.2020 на основании распоряжения Администрации города Сургута от 31.07.2019 N 1528 (приложено к иску приложение 1 в рамках дела N А75-10564/2021, а так же содержится в реестровых делах т. 4 л.д. 51-58) внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о реорганизации Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Тепловик" (СГМУП "Тепловик") в форме выделения Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Тепло" (СГМУП "Тепло" - выделяемое предприятие) с одновременным присоединением выделяемого предприятия к СГМУП "ГТС".
Согласно пунктам 2, 4 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Права и обязанности реорганизованного СГМУП "Тепловик" (правопредшественника истца) на основании передаточного акта от 09.12.2019 (приложение 2 с иску в рамках дела N А75-10564/2021) переданы выделяемому предприятию СГМУП "Тепло" и после присоединения перешли в порядке универсального правопреемства к истцу, в том числе и на указанные в иске объекты недвижимости (газопроводы).
Исходя из сведений, содержащихся ЕГРЮЛ, единственным учредителем СГМУП "ГТС" выступает муниципальное образование город Сургут, а истец является правопреемником СГМУП "Тепло".
В связи с наличием между сторонами разногласий относительно границ смежных линейных объектов (газопроводов) истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о правомерности исковых требований, в связи с чем удовлетворил их.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
От лиц, участвующих в деле, не поступило возражений относительно проверки законности и обоснованности судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства арбитражный суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ (пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Поскольку апелляционная жалоба ОАО "Сургутгаз" содержит доводы относительно незаконности и необоснованности решения исключительно в части в удовлетворения требований СГМУП "ГТС" о признании права хозяйственного ведения в отношении объектов "Газоснабжение сектора индивидуальной жилой застройки п. Снежный" (кадастровый номер 86:10:0000000:1320) и "Сеть газоснабжения котельной "Пожарное депо на 6 автомобилей, микрорайон N 39" (кадастровый номер 86:10:0101228:419), проверка обжалуемого решения осуществлена судом апелляционной инстанции только в указанной части.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для отмены решения суда первой инстанции в части, с принятием в указанной части нового судебного акта.
В абзаце 2 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлен такой способ защиты гражданских прав как признание права.
Иск о признании права - требование собственника имущества о констатации перед третьими лицами факта принадлежности истцу права на спорное имущество.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию. В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Приобретение права собственности регулируется главой 14 (статьи 218 - 234) ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица (третий абзац пункта 2 статьи 218 ГК РФ).
В силу статьи 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Каждая из сторон представила в материалы дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в отношении принадлежащих им объектов. Фактически спор между сторонами возник не касательно принадлежности объектов в целом одному или другому юридическому лицу, а относительно места установления границ смежных газопроводов и, соответственно, определения прав собственности (хозяйственного ведения) одной из сторон на запорную арматуру, смонтированную в ходе строительства газопровода истца и его присоединения к газопроводу ответчика.
Суд первой инстанции при принятии решения исходил из того, что спорные газопроводы истца строились с присоединением к уже существующему и эксплуатирующемуся ответчиком газопроводу, учитывая представленные СГМУП "ГТС" доказательства, а именно:
- по объекту недвижимого имущества: газоснабжение сектора индивидуальной жилой застройки (кадастровый номер: 86:10:0000000:1320) (который с другой стороны сети соединен с объектом недвижимого имущества "Газопровод высокого давления "Комплекс окружного социального Геронтологического центра в поселке Снежном города Сургута, 1-я очередь строительства", кадастровый номер: 86:10:0000000:1240): выписка из Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности от 30.08.2004 N 1969 (т. 13 л.д. 31-33); технический паспорт от 24.11.2003, содержащий характеристики газопровода, и схему газопровода с отключающими узлами (т. 13 л.д. 34-46); постановление Администрации города Сургута от 05.07.2011 N 4157 (т. 13 л.д. 67-69); акт приема-передачи муниципального имущества от 05.07.2011 (т. 13 л.д. 70); постановление Администрации города Сургута от 08.06.2016 N 4339 (т. 13 л.д. 78); постановление Администрации города Сургута от 23.03.2015 N 1958 (т. 13 л.д. 80-83); акт приема-передачи муниципального имущества от 01.07.2015 (т. 13 л.д. 84-85); технический паспорт (т. 13 л.д. 89-97); свидетельство о государственной регистрации права (т. 13 л.д. 101); технический паспорт (т. 14 л.д. 121-134); технический план сооружения; выписки из ЕГРН (приложения 11, 12 к иску в рамках дела N А75-10564/2021); технический паспорт от 18.04.2019, содержащий сведения о протяженности и схеме расположения объекта (приложение 13 к иску в рамках дела N А75-10564/2021); графическая схема взаимного расположения газопроводов истца и ответчика (приложение 14 к иску в рамках дела N А75-10564/2021); выкопировка из исполнительной документации, где содержится шифр проекта 64.02 и указание на монтаж задвижек (приложения 15, 16 к иску в рамках дела N А75-10564/2021); выданные ОАО "Сургутгаз" технические условия (направлены истцом в электронном виде 30.11.2021 в рамках дела N А75-10564/2021, приложения 4, 5);
- по объекту недвижимого имущества: "сеть газоснабжения по ул. Крылова" (Газоснабжение котельной "Пожарное депо на 6 автомобилей, микрорайон N 39") кадастровый номер: 86:10:0101228:419: кадастровый паспорт от 27.12.2011, содержащий характеристики объекта (протяженность 832,9), схему (план) расположения объекта (т. 4 л.д. 90-92); постановление Администрации г. Сургута от 02.04.2012 N 2143 (т. 4 л.д. 110-115); акт приема-передачи муниципального имущества от 02.04.2012 (т. 4 л.д. 116); справка БТИ от 05.06.2012 N 184 (т. 4 л.д. 117); выписка БТИ от 05.06.2012 N 693 (т. 4 л.д. 119); кадастровый паспорт от 25.05.2012 (т. 4 л.д. 121-123); технический паспорт от 26.12.2011 (т. 4 л.д. 126-123); передаточный акт от 09.12.2019 (т. 6 л.д. 52-53); расшифровка по объектам недвижимого имущества к приложению N 1 к передаточному акту от 09.12.2019 (т. 6 л.д. 54-53); распоряжение Администрации г. Сургута от 31.07,2019 N 1528 (т. 6 л.д. 60-67); расшифровка остаточной стоимости к передаточному акту (т. 6 л.д. 82-93); технический план от 20.01.2021, содержащий характеристики объекта, схемы (план) расположения объекта (т. 6 л.д. 105-111); технический план от 24.05.2021 (т. 6 л.д. 141-148); выписка из ЕГРН (т. 7 л.д. 23-25, 31-32); выписка из ЕГРН (приложение 24 к иску в рамках дела N А75-10564/2021); технический паспорт от 26.02.2010, содержащий сведения о протяженности (832,9 м.) и схеме расположения объекта (приложение 25 к иску в рамках дела N А75-10564/2021); графическая схема взаимного расположения газопроводов истца и ответчика (приложение 26 к иску в рамках дела N А75-10564/2021); выкопировка из исполнительной документации, где содержится шифр проекта 20645 (приложение 27 к иску в рамках дела N А75-10564/2021); паспорт газопровода (направлен истцом в электронном виде 30.11.2021 в рамках дела N А75-10564/2021, приложение 11).
Суд пришел к выводу о том, что именно лицо, создававшее "новую" нитку газопровода и "вкладывавшее" в строительство финансовые средства и материалы (правопредшественник истца), является по правилам статьи 218 ГК РФ собственником новых газопроводов (включая смонтированную запорную арматуру), и признал принадлежность истцу на праве хозяйственного ведения указанных выше газопроводов от их места врезки (сварные соединения) в распределительный газопровод, принадлежащий ответчику.
При этом судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно подпункту "а" пункта 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317 (далее - Правила N 317), газотранспортная система - система газопроводов, соединяющая производителя и потребителя газа, включающая в себя магистральные газопроводы, отводы газопроводов, газораспределительные системы, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации или у иных организаций в собственности или на иных законных основаниях.
В соответствии с абзацем восемнадцатым раздела 6 Методологических положений по статистике транспорта, утвержденных приказом Федеральной службы государственной статистики от 29.12.2017 N 887, к магистральному газопроводу относится технологически неделимый, централизованно управляемый имущественный производственный комплекс, состоящий из взаимосвязанных объектов, являющихся его неотъемлемой технологической частью, предназначенных для транспортировки подготовленной в соответствии с требованиями национальных стандартов безопасности продукции (природного газа) от объектов добычи и/или пунктов приема до пунктов сдачи потребителям и передачи в распределительные газопроводы или иной вид транспорта и/или хранения.
На основании пункта 3 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 (далее - Положение N 1370), местная газораспределительная сеть - система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.).
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, распределительные газопроводы - газопроводы, обеспечивающие подачу газа от газораспределительных станций магистральных газопроводов или других источников газоснабжения до газопроводов-вводов или организаций - потребителей газа.
Пунктом 3.7 ГОСТ 33979-2016. Межгосударственный стандарт. Системы газораспределительные. Системы управления сетями газораспределения, введенного в действие Приказом Росстандарта от 13.04.2017 N 280-ст, установлено, что сеть газораспределения представляет собой единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортирования природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий).
В силу статьи 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) газораспределительная организация - специализированная организация, которая владеет на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью и осуществляет регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечивает подачу газа его потребителям, а также эксплуатацию и развитие газораспределительной системы.
В рассматриваемом случае спор между сторонами возник относительно места установления границ смежных газопроводов и, соответственно, определения прав собственности (хозяйственного ведения) одной из сторон на запорную арматуру, смонтированную в ходе строительства газопровода истца и его присоединения к газопроводу ответчика.
Данный спор подлежит разрешению с учетом специфики спорных объектов (объекты газоснабжения) и законодательства, регулирующего порядок создания (строительства) таких объектов (нормы специального законодательства).
Одним из оснований для разработки проекта газоснабжения газоиспользующего оборудования (проекта строительства газопровода) являются технические условия на присоединение к газораспределительной системе (пункт 11 Правил N 317, действовавших в период строительства газопроводов истца), то есть технические условия на присоединение являются правоустанавливающим документом, позволяющим заявителю начать проектирование и строительство присоединяемого объекта.
В соответствии с пунктами 15, 16 Правил N 317 на присоединение к газораспределительной системе газораспределительной организацией выдаются технические условия, которые должны содержать сведения о месте присоединения к газопроводу.
Аналогичная норма содержится в подпункте "б" пункта 117 действующих в настоящее время Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N 1547 (далее - Правила N 1547).
Технические условия на присоединение существующей и (или) проектируемой сети газораспределения к сети газораспределения - это документ, который содержит данные о точке подключения, под которой понимается место соединения сети газораспределения исполнителя с сетью газопотребления или газораспределения заявителя, а в случае обращения заявителя к исполнителю с просьбой осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка - наружная (внешняя) стена объекта капитального строительства.
Подключением (технологическим присоединением) является совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, а фактическим присоединением - комплекс технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) сети газораспределения исполнителя с сетью газораспределения заявителя с осуществлением пуска газа в сеть газораспределения заявителя (пункт 2 Правил N 1547).
При этом в силу подпункта "а" пункта 72 Правил N 1547 исполнитель обязан осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа.
После осуществления исполнителем (ГРО) фактического присоединения стороны составляют акт о подключении (технологическом присоединении), содержащий информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (подпункт "д" пункта 3, пункт 79 Правил N 1547).
На основании пункта 11 Положения N 1370 расходы газораспределительной организации, связанные с подключением поставщика и покупателя газа к местным газораспределительным сетям, производятся, как правило, за их счет, а согласно подпункту "д" пункта 74 Правил N 1547 заявитель обязан внести плату за подключение (технологическое присоединение).
Из материалов дела следует, что при строительстве спорных газопроводов, принадлежащих в настоящее время СГМУП "ГТС" на праве хозяйственного ведения, СГМУП "Тепловик" (правопредшественник истца) и ОАО "Сургутгаз" урегулировали сложившиеся между ними правоотношения, в том числе и в части разграничения имущественной принадлежности газопроводов, в порядке аналогичном порядку, установленному указанными выше нормами права.
Так, например, техническими условиями от 21.01.2002 N 25/06 точка подключения к действующему газопроводу ответчика определена на существующем узле из 3-х задвижек (пункт 1); диаметр газопровода от точки врезки до ГРП предусмотрен не менее 159 мм; на ответвлении предусмотрены две задвижки диаметром 150 мм с продувочной свечой в надземном исполнении, а в качестве отключающих устройств - шаровые краны (пункт 2); работы по врезке газопровода в действующий подлежали включению в смету затрат при проектировании документации согласно калькуляции ОАО "Сургутгаз".
Согласно акту разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности от 17.05.2006 на момент передачи ИТД по подводящему газопроводу в п. Снежный, подписанному между СГМУП "Тепловик" и ОАО "Сургутгаз", граница балансовой и эксплуатационной ответственности сторон установлена по первым фланцевым соединениям, по ходу газа, двух задвижек Ду-150 мм на месте врезки в существующий газопровод.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 06.11.2012 по объекту "Газоснабжение котельной "Пожарное депо на 6 автомобилей, микрорайон N 39, внеплощадочные сети", подписанному между СГМУП "Тепловик" и ОАО "Сургутгаз", граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности установлена для ОАО "Сургутгаз" до вторых фланцевых соединений двух отключающих устройств Ду-250 мм на месте врезки (по ходу газа), а для СГМУП "Тепловик" - от вторых фланцевых соединений двух отключающих устройств Ду-250 мм на месте врезки (по ходу газа).
Из названных документов усматривается волеизъявление сторон на разграничение их вещных прав по результатам подключения (технологического присоединения) спорных газопроводов именно по указанным выше точкам, что подтверждает одинаковое понимание и толкование сторонами при подписании указанных выше актов условий, содержащихся в ранее выданных технических условиях на присоединение.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает правовую позицию, изложенную в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.08.2022 по делу N А75-10564/2021 по иску СГМУП "ГТС" к ОАО "Сургутгаз" о признании недействительными актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 17.05.2006, от 06.11.2012 и от 05.12.2014, согласно которой данные акты определяют границы владения сетями газоснабжения как объектами гражданского права (статья 128 ГК РФ) и границы гражданско-правовой ответственности при эксплуатации соответствующих сетей, а суды пришли к верному выводу о сделочной природе оспариваемых актов и их подчинению нормативному регулированию, содержащемуся в главе 9 "Сделки" ГК РФ, в том числе положениям о недействительности сделок.
Кроме того, отношения, сходные с рассматриваемыми по настоящему делу, регламентированы Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
По общему правилу внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил N 491, пункт 24 типового договора холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), являющегося приложением N 1(1) к Правилам N 354).
Суть приведенных норм заключается в том, что балансовая принадлежность разграничивается по линии раздела сетей по признаку собственности или владения на ином законном основании, а эксплуатационная ответственность - по признаку наличия обязанностей по содержанию и эксплуатации этих сетей. Последняя из указанных границ устанавливается в договоре, а если соглашение о ней не достигнуто, то определяется по первой границе.
По смыслу изложенного, по общему правилу, в отношениях ресурсоснабжения границы эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности устанавливаются с учетом фактических обстоятельств принадлежности участков сетей абоненту, что корреспондирует общим положениями статьи 210 ГК РФ.
Соответственно, именно в этой точке ресурсоснабжающая организация осуществляет поставку коммунальных ресурсов и оказывает коммунальные услуги, а предшествующая ей инженерная инфраструктура находится в сфере контроля абонента, который, в частности, принимает на себя ответственность за ее надлежащую эксплуатацию, включая риски возникновения аварийных ситуаций.
Обязанность по содержанию имущества согласно статье 210 ГК РФ возлагается на его собственника; в той или иной мере соответствующая обязанность может быть возложена также и на иного владельца вещи (например, арендатора согласно статье 616 ГК РФ). При этом в силу пункта 1 статьи 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей.
В силу приведенных положений закона бремя эксплуатации участка инженерных сетей возложено на их непосредственного владельца, то есть в пределах, совпадающих с границами балансовой принадлежности.
Вместе с тем, в отношении сетей газоснабжения, в отличие от сетей иных ресурсов, предусмотрено специальное правило, изложенное в пункте 9 Правил N 491, согласно которому внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 491, абзацами 6 и 7 пункта 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, к внутридомовому газовому оборудованию в многоквартирном доме относятся являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.10.2013 N 19706-ВГ/11 разъяснено, что запорное устройство, расположенное на газопроводе, проложенном по фасаду здания, и являющееся границей между газопроводом-вводом и сетью газопотребления, не входит в состав ВДГО в многоквартирном доме.
Запорный кран (отключающее устройство) представляет собой техническое устройство, отделяющее магистральный или распределительный газопровод, эксплуатируемый ГРО, от эксплуатируемых потребителем сетей, а также является приспособлением, с использованием которого осуществляется прекращение подачи газа потребителю.
Следовательно, отрезок сети газопровода от магистральной либо газораспределительной сети до запорного устройства носит в большей степени технический характер. Такой вывод следует из содержания пункта 5.1.7* СП 62.13330.2011. Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002, в котором рекомендованы места установки запорной арматуры (отключающего устройства) на газопроводах; пункта 31 постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления", устанавливающего, что количество, места размещения и вид запорной трубопроводной арматуры на наружных газопроводах должны обеспечивать возможность отключения технических и технологических устройств и отдельных участков газопроводов для обеспечения локализации и ликвидации аварий, проведения ремонтных и аварийно-восстановительных работ, а также для ликвидации и консервации сети газораспределения.
С учетом изложенного, определение в качестве границы присоединяемого газопровода не места врезки в существующий газопровод, а места нахождения отключающих устройств соответствует общему смыслу законодательства, действующего в сфере газоснабжения.
Указанное обстоятельство обусловлено необходимостью обеспечения безопасного использования и содержания газовых сетей и оборудования в процессе осуществления газоснабжения и оказания услуг по транспортировке газа с учетом отнесения газораспределительных сетей к категории опасных производственных объектов и того, что ответственность за содержание, аварии, инциденты на газопроводе, содержание охранных зон газопровода и его защиту от механических, химических и других внешних воздействий несут газораспределительная организация и потребитель в пределах зон своей ответственности, границы которых установлены с учетом разграничения имущественной принадлежности.
Уменьшение или прекращение поставки газа производится в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
Перечень оснований для полного и частичного ограничения подачи (поставки) и отбора газа предусмотрен пунктами 2 и 3 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245 (далее - Правила N 1245).
В частности, основаниями для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа являются: угроза жизни и (или) здоровью человека и (или) причинение вреда окружающей среде (подпункт "а" пункта 2); авария на газораспределительной (газотранспортной) сети и (или) сети газопотребления, посредством которых осуществляется транспортировка газа до потребителя, или угроза ее возникновения, а также проведение работ по предотвращению, локализации такой аварии или устранению ее последствий (подпункт "б" пункта 2); ремонт газораспределительной (газотранспортной) сети, посредством которой осуществляется транспортировка газа до потребителя (подпункт "в" пункта 2).
Ограничение отбора газа в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 2 настоящих Правил, производится потребителем незамедлительно. Если потребитель не ограничил отбор газа в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 2 настоящих Правил, ограничение подачи (поставки) газа потребителю производится незамедлительно газораспределительной организацией (пункт 4).
Ограничение подачи (поставки) и отбора газа в случаях, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 2 настоящих Правил, производится газораспределительной организацией, на газораспределительных (газотранспортных) сетях которой произошла авария или проводится ремонт.
Кроме того, пунктом 33 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правили N 162), предусмотрено, что газораспределительная организация обязана незамедлительно осуществить полное ограничение подачи газа потребителю, сети которого имеют непосредственное присоединение к сетям указанной газораспределительной организации (транспортировщика газа), в случае выявления аварийной ситуации и угрозы жизни и (или) здоровью человека, вызванной неудовлетворительным состоянием газоиспользующего оборудования потребителя.
В силу пункта 37 Правил N 162 поставщик, газотранспортная и газораспределительная организации и покупатель несут в установленном порядке ответственность за техническое состояние принадлежащих им объектов газоснабжения и соблюдение оперативно-диспетчерской дисциплины.
На основании изложенного, установление точек разграничения в местах соединения первых запорных устройств (по ходу газа) с присоединяемым газопроводом истца обусловлено необходимостью предоставления ГРО возможности совершения предусмотренных Правилами N 1245 и Правилами N 162 мероприятий, в том числе, в целях предотвращения аварийных ситуаций и угрозы жизни и здоровью человека.
При таких обстоятельствах, учитывая факт согласования, произведенного ранее сторонами своей волей и в своем интересе (пункт 2 статьи 1 ГК РФ), границ спорных газопроводов, принимая во внимание, что у правопредшественника истца как участника длительных (более 10 лет) отношений с ответчиком по транспортировке газа не могла быть неочевидной схема присоединения эксплуатируемых им газопроводов к газопроводу ответчика и при этом им не заявлялись какие-либо требования по рассматриваемым в настоящем деле вопросам, исходя из презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений и разумности их действий (пункт 5 статьи 10 ГК РФ), суд апелляционной инстанции находит необоснованными доводы истца о необходимости установления границ спорных газопроводов по местам врезки в газопровод ответчика, соответствующие требования - не подлежащими удовлетворению, а решение суда первой инстанции - подлежащим отмене в обжалуемой части.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по делу по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.
С учетом характера заявленных требований положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек, в соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", не подлежат применению при разрешении настоящего спора, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене также в части взыскания с ответчика судебных расходов в размере 12 000 рублей, а судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей подлежат взысканию с истца в пользу ответчика в полном объеме.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.05.2022 по делу N А75-2345/2022 отменить в части:
признания права хозяйственного ведения Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" в отношении:
объекта недвижимого имущества - газоснабжение сектора индивидуальной жилой застройки (кадастровый номер 86:10:0000000:1320) (который с другой стороны сети соединен с объектом недвижимого имущества "Газопровод высокого давления "Комплекс окружного социального Геронтологического центра в поселке Снежном города Сургута, 1-я очередь строительства" (кадастровый номер: 86:10:0000000:1240)) в границах: место врезки газопровода Ду-150 мм (сварные соединения) объекта в распределительный газопровод Ду-400 мм до ввода газопровода в ГРП N 7 в п. Снежный, ГРП кот N 32, 33, включая газопотребляющее оборудование ГРП (граница с ОАО "Сургутгаз);
объекта недвижимого имущества - "сеть газоснабжения по ул. Крылова" (Газоснабжение котельной "Пожарное депо на 6 автомобилей, микрорайон N 39") (кадастровый номер 86:10:0101228:419) в границах: место врезки газопровода Ду-250 мм (сварные соединения) объекта в распределительный газопровод высокого давления Ду-400 мм по ул. Аэрофлотская до ввода газопровода в котельную N 34, включая газопотребляющее оборудование котельной (граница с ОАО "Сургутгаз);
а также в части взыскания с открытого акционерного общества "Сургутгаз" в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 12 000 руб. 00 коп.
Принять по делу в указанной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети".
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" в пользу открытого акционерного общества "Сургутгаз" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. 00 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-2345/2022
Истец: МУП СУРГУТСКОЕ ГОРОДСКОЕ "ГОРОДСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: ОАО "СУРГУТГАЗ"
Третье лицо: Администрация города Сургута, Северо-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Управление Фед. службы гос. регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югры, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ