г. Владимир |
|
03 июля 2023 г. |
Дело N А43-32690/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.06.2023.
Полный текст постановления изготовлен 03.07.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юмис" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.01.2023 по делу N А43-32690/2022,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юмис" (ОГРН 1104632010493, ИНН 4632126870) о признании недействительным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 04.08.2022 N 052/01/18.1-2174/2022 (с учетом уточнения),
а также по заявлению акционерного общества "Атомстройэкспорт" (ОГРН 1027739496014, ИНН 7701186067) о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 04.08.2022 N 052/01/18.1-2174/2022, при привлечении к участию в деле в качестве третьего лица - общества с ограниченной ответственностью НПО "Квант".
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Юмис" - Кошелев Д.В. на основании доверенности от 05.04.2023 сроком действия 1 год;
Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - Казанцев Д.А. на основании доверенности от 09.09.2022 N ЛШ/21700/22 сроком действия 1 год;
акционерного общества "Атомстройэкспорт" - Хохлов М.А. на основании доверенности от 13.09.2021 52АА5284732 сроком действия до 20.12.2023.
Общество с ограниченной ответственностью НПО "Квант", извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Юмис", Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, акционерного общества "Атомстройэкспорт", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление, антимонопольный орган) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "Юмис" (далее - ООО "Юмис") на действия закупочной комиссии акционерного общества "Атомстройэкспорт" (далее - АО "Атомстройэкспорт", заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку железобетонных дорожных плит 2П30.18-30, номер извещения 32211416400.
Управление приняло к рассмотрению жалобу ООО "Юмис" в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По итогам рассмотрения указанного заявления Управлением принято решение от 04.08.2022 по делу N 052/01/18.1-2174/2022, в соответствии с которым жалоба ООО "Юмис" на действия закупочной комиссии АО "Атомстройэкспорт" при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку железобетонных дорожных плит 2П30.18-30, номер извещения 32211416400, была признана обоснованной; закупочная комиссия АО "Атомстройэкспорт" признана нарушившей требования части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках); организатор торгов признан нарушившим положения части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
На основании названного решения Управлением выдано предписание от 04.08.2022 по делу N 052/01/18.1-2174/2022, в соответствии с которым закупочной комиссии АО "Атомстройэкспорт" предписано в срок до 18.08.2022 отменить протоколы от 28.06.2022 N 19675-404-КУР-22-ПО и от 12.07.2022 N 19675-404-КУР-22-ПО-И и повторно провести процедуру подведения итогов конкурса в электронной форме с учетом выводов комиссии, указанных в решении N 052/01/18.1-2174/2022.
ООО "Юмис" обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным предписания Управления от 04.08.2022 N 052/01/18.1-2174/2022 в части обязания закупочной комиссии АО "Атомстройэкспорт" отменить протокол от 28.06.2022 N 19675-404-КУР-22-ПО.
АО "Атомстройэкспорт" также обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления от 04.08.2022 N 052/01/18.1-2174/2022.
Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 30.11.2022 дела объединены в одно производство с присвоением объединенному делу N А43-32690/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью НПО "Квант" (далее - ООО НПО "Квант").
Решением от 30.01.2023 Арбитражный суд Нижегородской области отказал заявителям в удовлетворении заявленных требований.
ООО "Юмис" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции при вынесении оспариваемого решения нарушены принципы равноправия и состязательности сторон, что привело к принятию необоснованного решения.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление и АО "Атомстройэкспорт" в отзывах на апелляционную жалобу просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Управления и АО "Атомстройэкспорт" в судебном заседании поддержали позиции, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель АО "Атомстройэкспорт" поддержал ходатайство о приобщении к материалам дела следующих документов:
1) договора поставки от 24.08.2022 N 007/21488-Д;
2) счетов-фактур от 28.12.2022 N 2198, от 29.12.2022 N 2199 и от 30.12.2022 N 2200.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции его удовлетворил и приобщил к материалам дела указанные документы.
ООО НПО "Квант" отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ООО НПО "Квант".
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Законом о защите конкуренции определены организационные и правовые основы защиты конкуренции. Целями данного закона являются, в частности, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.
В статье 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения таких жалоб.
В силу части 1 статьи 18.1 Закон о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" перечислены основания обжалования действий заказчика в административном порядке.
В силу пункта 1 части 10 статьи 3 Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 названного Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие), в том числе, заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Исчерпывающий перечень оснований, при которых осуществляется обжалование, установлен в пунктах 1 - 6 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". В частности, обжалование действий (бездействия) заказчика осуществляется по основанию осуществления заказчиком закупки с нарушением требований названного Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика (пункт 1).
При этом рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования (часть 13 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц").
Решением наблюдательного совета Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" от 29.10.2021 N 150 утвержден Единый отраслевой стандарт закупок (положение о закупке) государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (ЕОСЗ).
Рассматриваемая закупка проводилась в соответствии с ЕОСЗ и в соответствии Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Как следует из материалов дела, заказчиком 26.05.2022 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки www.sberbank-ast.ru размещены извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку железобетонных дорожных плит 2П30.18-30, номер извещения 32211416400, и закупочная документация.
Начальная (максимальная) цена договора - 51 829 262 руб. 17 коп.
Срок окончания подачи заявок на участие в закупке - 14.06.2022.
Процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке состоялась 16.06.2022, что зафиксировано в протоколе N 19675-404-КУР-22-ПР.
До окончания срока подачи заявок (14.06.2022 в 10:00) оператору электронной площадки поступило две заявки, которым присвоены регистрационные номера 4632 (ООО НПО "Квант") и 7584 (ООО "Юмис").
Заявки обоих участников закупки признаны соответствующими требованиям закупочной документации.
Закупочная комиссия 28.06.2022 рассмотрела вторые части заявок участников закупки, что зафиксировано в протоколе N 19675-404-КУР-22-ПР2. Заявки обоих участников закупки признаны соответствующими требованиям закупочной документации.
Процедура подведения итогов закупки состоялась 28.06.2022, по результатам которой составлен протокол N 19675-404-КУР-22-ПО.
Победителем конкурса признано ООО "Юмис" - 97,89 балла. ООО НПО "Квант" получило 97,5 балла.
По критерию "Квалификация участника закупки" (вес 5%) ООО НПО "Квант" набрало (с учётом веса) 2,5 балла. К участнику применены санкции в связи с наличием судебных решений о взыскании задолженности с ООО НПО "Квант" в пользу организации (предприятия) атомной отрасли (дело N A35-5315/2020).
В Управление 06.07.2022 поступила жалоба ООО НПО "Квант" на результаты подведения итогов конкурса в электронной форме.
Уведомлением от 08.07.2022 N ОШ/16949/22 жалоба ООО НПО "Квант" принята к рассмотрению.
Согласно части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящей частью, является ничтожным.
Комиссией Управления установлено, что 08.07.2022 проект договора подписан ООО "Юмис".
Проект договора 11.07.2022 в 13:00 отозван оператором электронной площадки.
Однако, договор, отозванный в 13:00 11.07.2022, в 14:26 11.07.2022 подписан АО "Атомстройэкспорт".
Указанные действия расценены Управлением как нарушение организатором торгов положений части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Оспаривая решение Управления и выданное на его основании предписание от 04.08.2022 по делу N 052/01/18.1-2174/2022, АО "Атомстройэкспорт" доводов в данной части не приводило, апелляционная жалоба ООО "Юмис" в этой части доводов также не содержит.
Судом первой инстанции по материалам дела также установлено, что закупочной комиссией заказчика выявлена техническая ошибка, а именно: в деле N A35-5315/2020 ООО НПО "Квант" выступало в качестве заказчика, а не исполнителя, в этой связи закупочная комиссия заказчика посчитала возможным пересчитать баллы по критерию "Квалификация участника закупки".
Заседание закупочной комиссии по отмене принятого решения, оформленного протоколом от 28.06.2022 N 19675-404-КУР-22-ПО, и повторному рассмотрению и подведению итогов закупки, номер извещения 32211416400, состоялось 12.07.2022.
Результаты указанной процедуры зафиксированы в протоколе от 12.07.2022 N 19675-404-КУР-22-ПО-И.
В соответствии с протоколом от 12.07.2022 N 19675-404-КУР-22-ПО-И победителем признано ООО НПО "Квант" (100 баллов).
ООО НПО "Квант" 12.07.2022 отозвало свою жалобу.
ООО "Юмис", в свою очередь, 15.07.2022 обратилось в Управление с жалобой (исходящий N 14/07/22 от 14.07.2022) на действия закупочной комиссии заказчика, в которой указало, что последняя не имела правовых оснований для самостоятельной отмены протокола подведения итогов закупки, в связи с чем неправомерно пересмотрела заявки участников закупки, данные действия противоречат требованиям Закона о закупках.
ООО "Юмис" просило антимонопольный орган отменить протокол от 12.07.2022 N 19675-404-КУР-22-ПО-И заседания закупочной комиссии по отмене принятого решения на стадии рассмотрения заявок на оценочной стадии, повторному рассмотрению и подведению итогов по закупки на право заключения договора по лоту N19675-404- КУР-22 "Поставка железобетонных дорожных плит 2П30.18-30". (Лот N3)" с исправлением технической ошибки от 12 июля 2022 года.
Рассмотрев жалобу ООО "Юмис", комиссия Управления признала ее обоснованной ос ссылкой на часть 1 статьи 2 Закона о закупках, согласно которой при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Управление посчитало, что Законом о закупках не предусмотрено право закупочной комиссии заказчика на отмену принятого решения и повторную оценку заявок.
Действительно, применительно к настоящему делу, заказчик не вправе самостоятельно исправить свою ошибку, внеся изменения в протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке, поскольку Законом о закупках и ЕОСЗ не предусмотрена возможность заказчиком самостоятельно, без обжалования участником закупки её результатов или действий закупочной комиссии, пересмотреть итоги закупки.
В связи с этим закупочная комиссия АО "Атомстройэкспорт" обоснованно признана Управлением нарушившей положения части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Вместе с тем, согласно части 17 статьи 18.1 Закон о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Комиссией Управления установлено, что при оценке заявок участников по критерию "Квалификация участника закупки" ООО НПО "Квант" уменьшены баллы в связи с наличием решения суда по делу N A35-5315/2020.
Однако, по названному арбитражному делу ООО НПО "Квант" выступало заказчиком, а не исполнителем договора, в связи с чем уменьшение баллов противоречило закупочной документации. Данные обстоятельства изложены в абзаце 9 страницы 5 решения Управления от 04.08.2022 N 052/01/18.1-2174/2022.
То есть при первоначальном подведении итогов закупки заказчиком также было допущено нарушение, поскольку при присуждении баллов участникам закупки оно не должным образом руководствовалось закупочной документацией.
Тем самым заказчиком допущено нарушение требований Закона о закупках (часть 1 статьи 2 Закона о закупках) и закупочной документации при осуществлении рассматриваемой закупки в ходе подведения итогов закупки как 12.07.2022, так и 28.06.2022.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В целях устранения выявленных нарушений Управлением выдано заказчику предписание от 04.08.2022 по делу N 052/01/18.1-2174/2022, в соответствии с которым закупочной комиссии АО "Атомстройэкспорт" предписано в срок до 18.08.2022 отменить протоколы от 28.06.2022 N 19675-404-КУР-22-ПО и от 12.07.2022 N 19675-404-КУР-22-ПО-И и повторно провести процедуру подведения итогов конкурса в электронной форме с учетом выводов комиссии, указанных в решении N 052/01/18.1-2174/2022.
Оспариваемое предписание Управления соответствует характеру выявленного нарушения антимонопольного законодательства, направлено на устранение допущенных нарушений Закона о закупках и Федерального закона N 135-ФЗ.
Довод апелляционной жалобы о том, что законность протокола подведения итогов от 28.06.2022 N 19675-404-КУР-22-ПО не обжаловалась ООО "Юмис" и не являлась предметом рассмотрения комиссии Управления, подлежит отклонению.
Содержанием жалобы ООО "Юмис" являлось нарушение организатором закупки требований Закона о закупках.
Следовательно, жалоба была рассмотрена антимонопольным органом не только в установленном для этого порядке, но и в связи с наличием нарушения, предусмотренного пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В этой связи суд первой инстанции правильно отказал заявителям в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Юмис" по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.01.2023 по делу N А43-32690/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юмис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-32690/2022
Истец: АО "Атомстройэкспорт"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, УФАС по Нижегородской области
Третье лицо: ООО НПО "Квант", ООО "ЮМИС"
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1961/2023