город Томск |
|
5 июля 2023 г. |
Дело N А03-19297/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июля 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чикашовой О.Н.,
судей Назарова А.В.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Филимоновой П.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-4484/2023) муниципального унитарного предприятия "Центральный рынок" муниципального образования город Рубцовск Алтайского края на решение от 18.04.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-19297/2022 (судья Ситникова И.В.) по иску муниципального унитарного предприятия "Рубцовский водоканал" муниципального образования город Рубцовск Алтайского края (658200, Алтайский край, Рубцовск город, Пролетарская улица, 103, ОГРН 1082209000400, ИНН 2209034485) к муниципальному унитарному предприятию "Центральный рынок" муниципального образования город Рубцовск Алтайского края (658224, Алтайский край, Рубцовск город, Комсомольская улица, 149, ОГРН 1022200808354, ИНН 2209003423), с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя Антропова Александра Сергеевича (1) (ИНН 220902864078, ОГРНИП 310220909900017), индивидуального предпринимателя Лысенко Елены Николаевны (2) (ИНН 220904134616, ОГРНИП 317222500094978), о взыскании задолженности
при участии в судебном заседании:
от истца - Проскурина О.М. (паспорт, доверенность от 18.05.2023) (участие путем присоединения к веб-конференции),
от ответчика - без участия (извещен),
от третьих лиц (1, 2) - без участия (извещены)
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Рубцовский водоканал" муниципального образования город Рубцовск Алтайского края (далее - истец, МУП "Рубцовский водоканал") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к муниципальному унитарному предприятию "Центральный рынок" муниципального образования город Рубцовск Алтайского края (далее - ответчик, МУП "Центральный рынок") о взыскании задолженности по договору холодного водоснабжения и водоотведения N 76-0120ю от 27.03.2020 за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов за период с апреля по октябрь 2022 г. в сумме 254344 руб. 03 коп. (с учетом уточнений исковых требований).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены, индивидуальный предприниматель Антропов Александр Сергеевич, индивидуальный предприниматель Лысенко Елена Николаевна.
Решением от 18.04.2023 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что обязанность по определению количества контроля состава и свойств отведенных (принятых) сточных вод лежит на МУП "Рубцовский водоканал"; акт о наличии/отсутствии контрольного канализационного колодца был составлен в рамках рассмотрения дела N А03-5883/2022, по которому производство было прекращено в связи с заключением мирового соглашения; ответчиком в адрес истца было направлено обращение о согласовании места отбора проб, однако обращение не было рассмотрено; истцом не был соблюден претензионный порядок.
Истец в порядке статьи 262 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами и требованиями апеллянта не согласился, просил оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения.
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечил. В порядке частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя истца, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 27.03.2020 между МУП "Рубцовский водоканал" (поставщик) и МУП "Центральный рынок" (заказчик) был заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 76-0120ю (далее - договор), в соответствии с которым поставщик, осуществляющий холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать заказчику через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду. Заказчик обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду (далее - холодная вода) установленного качества в объеме, определенном договором. Поставщик обязуется осуществлять прием сточных вод заказчика от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а заказчик обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором, соблюдать в соответствии с договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета (пункт 1 договора).
Расчет производится по тарифам, установленным управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов. В случае изменения тарифов, соответствующие изменения принимаются для расчетов с даты вступления решения управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов в законную силу и дополнительному согласованию сторонами не подлежат (пункт 7 договора).
Согласно 8 договора, расчетный период, установленный договором, составляет 1 календарный месяц. Ответчик должен оплачивать услуги по договору следующим образом:
50 процентов стоимости объема воды (сточных вод), потребленной (сброшенных) заказчиком (ответчиком) за предыдущий месяц (для заказчиков, договоры с которыми заключены менее одного месяца назад- стоимости гарантированного объема воды или максимального расхода сточных вод, указанных в договоре), вносится до 18 числа текущего месяца;
оплата за фактически поданную в истекшем месяце холодную воду и (или) оказанные услуги водоотведения с учетом средств, ранее внесенных заказчиком (ответчиком) в качестве оплаты за холодную воду и водоотведение в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании счета, счет-фактуры и акта оказания услуг, выставляемых к оплате поставщиком не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, которые заказчик (или его представитель по доверенности) обязан получить лично в бухгалтерии поставщика под роспись или заказчик может заключить соглашение с поставщиком об электронном документообороте.
Требования заявлены в отношении объектов, расположенных в городе Рубцовске по ул. Комсомольская, 149 (рынок "Центральный"); ул. Комсомольская, 149 а (торговый центр "Юг"); ул. Комсомольская, 149 г (закусочная "Весна"); ул. Комсомольская, 149 (гостиница "Центральная"); ул. Комсомольская, 215 (ресторан "Центральный"); ул. Комсомольская, 149 (бассейн в гостинице "Центральная"); ул. Комсомольская, 149 (туалет); ул. Путевая, 39 (баня "Западная"); пр. Ленина, д. 32, пом. 1/2/3.
На основании данных измерительных приборов истец произвел расчет и выставил абоненту счета-фактуры за услуги водоотведения за период с апреля 2022 года по октябрь 2022 года.
Оплата задолженности ответчиком в полном объеме не произведена.
Истец, посчитав, что объекты ответчика соответствует требованиям пункта 203 Правил N 644, произвел соответствующие расчеты платы и выставил для оплаты счета.
Неисполнение ответчиком в полном объеме обязательств по оплате, послужило основанием для начисления пеней и обращения в суд с исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод для объекта истца не превышает 30 куб. м, при этом абонент не воспользовался правом на подачу декларации о составе и свойствах сточных вод в заявленном периоде, не произвел отбор сточных вод.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу ЦСВ, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", далее - Закон о водоснабжении).
Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в ЦСВ, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в ЦСВ, предусмотренным приложением N 3 (пункт 114 Правил N 644).
Согласно пункту 25 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в ЦСВ и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом о водоснабжении, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в ЦСВ сточных вод, а также производить ОВКХ оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в ЦСВ сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, принимать меры по соблюдению указанных требований (пункт 35 Правил N 644).
Одним из принципов охраны окружающей среды является принцип "загрязнитель платит", который, как следует из статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", выражается в обязательном финансировании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 12-П).
Повышенная плата за сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ является не штрафной санкцией, а представляет собой иной размер платы за оказываемые услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах, то есть особый стоимостной эквивалент затрат, вызванных природоохранными нарушениями из-за невыполнения технологических требований.
В подпункте "г" пункта 36 Правил N 644 установлено право ОВКХ взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод и плату за негативное воздействие на работу ЦСВ, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в ЦСВ.
Согласно пункту 118 Правил N 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 данных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу ЦСВ, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Раздел VII Правил N 644 устанавливает порядок определения размера и компенсации расходов ОВКХ при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу ЦСВ.
В силу пункта 123(4) Правил N 644 (в редакции, действующей с 03.06.2020) для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод, с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил;
- с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле: П = К x Т x Qпр1, где: К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5); Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. м); Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
По пункту 124 Правил N 644 в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 куб. м в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в ОВКХ декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта. Иные абоненты вправе подать декларацию в ОВКХ.
Положение, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не распространяется на объекты абонентов, для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов. Представление декларации в отношении таких объектов абонента не допускается независимо от объема сбрасываемых сточных вод.
Таким образом, в связи с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", с 03.06.2020 в отношении всех категорий объектов абонентов, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, вне зависимости от характера деятельности, осуществляемой на данных объектах, плата за негативное воздействие на работу ЦСВ может быть рассчитана в соответствии с данным пунктом без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов и подтверждения нарушения ими требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ.
По смыслу нормативного регулирования законодатель в таком случае устанавливает презумпцию превышения нормативов состава сточных вод в виде платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Аналогичный порядок начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод предусмотрен пунктом 203 Правил N 644, согласно которому для объектов абонентов, с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к ЦСВ, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения, расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (П норм. сост.) (руб.) определяется по формуле: П норм. сост. = 2 x Т x Qпр1.
Пунктом 167 Правил N 644 предусмотрено, что в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод. При этом согласно указанному пункту нормативы состава сточных вод не устанавливаются:
- на объекты абонентов, являющиеся жилыми домами, многоквартирными домами (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда;
- на иные объекты абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил N 644 (за исключением объектов абонентов, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов).
Размер платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, взимаемой с абонента (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 203 Правил N 644), определяется по формуле, предусмотренной пунктом 197 Правил N 644.
Пунктом 203 Правил N 644 определена формула расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов для объектов абонентов при наличии любого из условий:
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с объекта менее 30 куб. метров в сутки, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;
- с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
- для отбора сбрасываемых сточных вод с которых отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
В рассматриваемом случае, объем водоотведения определен истцом исходя из пункта 203 Правил N 644 с учетом условия, что для отбора сбрасываемых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов и произведен.
В соответствии с абзацем 7 пункта 2 Правил N 644 контрольный канализационный колодец - колодец, предназначенный для отбора проб сточных вод абонента, определенный в договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод, или последний колодец на канализационной сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения.
Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2020 N 618-О следует, что содержащееся в пункте 2 Правил N 644 понятие "контрольный канализационный колодец", применяемое во взаимосвязи с другими нормами действующего законодательства, будучи направленным на соблюдение баланса интересов организаций, осуществляющих водоснабжение (водоотведение) и их абонентов, не предполагает определение в качестве контрольного такого канализационного колодца, через который осуществляется сброс в централизованную систему водоотведения сточных вод от нескольких абонентов.
Порядок осуществления контроля состава и свойств сточных вод утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 (далее - Правила N 728), в соответствии с пунктом 15 которых визуальный контроль и (или) отбор проб сточных вод проводится в контрольных канализационных колодцах, а при их отсутствии - в иных канализационных колодцах, указанных в декларации, или в последних колодцах на канализационной сети абонента перед ее врезкой в канализационную сеть, принадлежащую иному лицу, в которых отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
В соответствии с подпунктом пунктом 10 правил 728 абоненты обязаны:
обеспечить возможность проведения визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии предварительного уведомления соответствующего абонента о проведении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод (за исключением случаев, если предварительное уведомление абонента в соответствии с настоящими Правилами не осуществляется) (а);
содержать контрольные канализационные колодцы и подходы к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и возможность отбора их проб (б);
обеспечить наличие мест для отбора проб сточных вод (контрольных канализационных колодцев, обеспечивающих возможность отбора проб сточных вод в соответствии с настоящими Правилами) и идентификацию таких мест путем установления различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки контрольных канализационных колодцев и позволяющих определить их положение на местности, а также не препятствовать установке и эксплуатации организацией, осуществляющей водоотведение, автоматического оборудования (г).
Положение пункта 123.4 Правил N 644 закрепляет специальный порядок расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, применяемый в случае нарушения абонентом установленной подпунктом "г" пункта 10 Правил N 728 осуществления контроля состава и свойств сточных вод (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 728) обязанности обеспечить наличие мест для отбора проб сточных вод (контрольных канализационных колодцев, обеспечивающих возможность отбора проб сточных вод в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2022 N 2356-О).
Указанная обязанность абонента обеспечивает соблюдение публичных интересов, а также прав организации, осуществляющей водоотведение, для которой определение фактических состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения, вследствие указанного нарушения затруднительно.
Судом установлено, что контрольный колодец (колодцы), который соответствует требованиям Правил N 644, не был(и) согласован(ы) сторонами, что подтверждается приложением N 2 к договору (т.1, л.д. 33).
Схема расположения контрольных канализационных колодцев сторонами в установленном порядке не согласована, следовательно, места отбора проб не обеспечены, то есть, обязанность, установленная пунктом 10 Правил N 728, ответчиком не исполнена.
Кроме того, судом учтено, что 21.10.2022 в адрес МУП "Рубцовский водоканал" поступило заявление от ответчика о согласовании места отбора проб сточных вод, направленное на проведение отбора проб МУП "Рубцовский водоканал", для подачи декларации о составе свойствах сточных вод ответчиком.
МУП "Рубцовский водоканал" фактически произвел действия, направленные на установление фактов, указанных в заявлении, совместно с представителями ответчика был осуществлен выезд на объекты ответчика, установлено, что контрольные канализационные колодцы, в которых возможен отбор проб, отсутствуют.
По данному факту, 31.10.2022 составлен акт об отсутствии контрольного канализационного колодца или иного сооружения (устройства), предназначенного для отбора проб (представлен в электронном виде 07.04.2023).
Акт направлен ответчику 02.11.2022 в рамках дела N А03-5883/2022, возражения от ответчика не поступили.
Суждения ответчика относительно заключения мирового соглашения в деле N А03-5883/2022, не опровергают факт отсутствия контрольных колодцев, зафиксированного в акте от 31.10.2022.
Для расчета платы по пунктам 123 (4) и 203 Правил N 644 необходимы лишь сведения об объеме сброшенных сточных вод и действующем тарифе. Проведение контроля состава и свойств сточных вод в случае, если абоненты отвечают хотя бы одному из условий, предусмотренных данными пунктами, не требуется. Обязанность ресурсоснабжающей организации осуществлять отбор проб сточных вод у ряда категорий абонентов, объекты которых отвечают условиям, предусмотренным пунктами 123 (4) и 203 Правил N 644, нормативно не предусмотрена.
При этом ссылаясь на то, что ответчик относится к категории абонентов, указанных в пункте 203 Правил N 644, осуществляет деятельность в целях осуществления: предприятий общественного питания, производства пищевых продуктов, деятельности по складированию и хранению, деятельности гостиниц, деятельности саун, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод составляет менее 30 куб. м/сутки, истец предъявил требование о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определен по формуле: Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1.
В соответствии с расчетом истца плата за период с апреля по октябрь 2022 года составила в размере 254 344, 03 руб.
Арифметическая составляющая расчета платы за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод (пункт 203 Правил N 644), ответчиком не оспорена (статьи 9, 65 АПК РФ).
Учитывая изложенное, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод для объекта истца не превышает 30 куб. м, при этом абонент не воспользовался правом на подачу декларации о составе и свойствах сточных вод в заявленном периоде, не произвел отбор сточных вод, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии оснований для взимания ОВКХ с абонента платы за сброс сточных вод с превышением нормативов водоотведения по составу в размере 254 344, 03 руб.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы в указанной части отклоняются ка основанные на неверном толковании действующего законодательства.
Доводы ответчика о несоблюдении претензионного порядка, судом апелляционной инстанции также отклоняются, поскольку в материалы дела представлена претензия, а также доказательства ее направления.
Кроме того, досудебный порядок урегулирования экономических споров представляет собой взаимные действия сторон материального правоотношения, направленные на самостоятельное разрешение возникших разногласий. Лицо, считающее, что его права нарушены действиями другой стороны, обращается к нарушителю с требованием об устранении нарушения. Если получатель претензии находит ее доводы обоснованными, то он предпринимает необходимые меры к устранению допущенных нарушений, исключив тем самым необходимость судебного вмешательства. Такой порядок ведет к более быстрому и взаимовыгодному разрешению возникших разногласий и споров.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 главы II "Процессуальные вопросы" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015 (в редакции от 26.04.2017), по смыслу пункта 8 части 2 статьи 125, части 7 статьи 126, пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ, претензионный порядок урегулирования спора в судебной практике рассматривается в качестве способа, позволяющего добровольно без дополнительных расходов на уплату госпошлины со значительным сокращением времени восстановить нарушенные права и законные интересы. Такой порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав.
При этом претензионный порядок не должен являться препятствием для защиты лицом своих нарушенных прав в судебном порядке, в связи с чем, при решении вопроса о возможности оставления иска без рассмотрения суду, исходя из указанных выше целей претензионного порядка, необходимо учитывать перспективы возможного досудебного урегулирования спора.
Тогда как из поведения ответчика не усматривается намерения добровольно урегулировать возникший спор.
Иные многочисленные доводы апелляционной жалобы рассмотрены апелляционным судом, однако, они не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе иные доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем признаются несостоятельными.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, не установлены.
По правилам статьи 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 18 апреля 2023 года Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-19297/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Центральный рынок" муниципального образования город Рубцовск Алтайского края (ОГРН 1022200808354, ИНН 2209003423) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
О.Н. Чикашова |
Судьи |
А.В. Назаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-19297/2022
Истец: МУП "Рубцовский водоканал"
Ответчик: МУП "Центральный рынок МО Город Рубцовск"
Третье лицо: Антропов Александр Сергеевич, Лысенко Елена Николаевна