г. Владивосток |
|
02 февраля 2023 г. |
Дело N А59-4101/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МФК-Профит",
апелляционное производство N 05АП-8388/2022
на решение от 05.12.2022
судьи Т.Н. Титова
по делу N А59-4101/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МФК - Профит" (ОГРН 1127746703116, ИНН 7703774900)
к Сахалинской таможне (ОГРН 1026500535951 ИНН 6500000793)
о признании незаконными решений таможенного органа о внесении изменений в сведения, заявленные в декларациях на товары от 25.05.2022, от 26.05.2022, от 27.05.2022, возмещении расходов по оплате государственной пошлины,
при участии:
от Сахалинской таможни: представитель Чипикова Е.В. (при участии онлайн) по доверенности от 22.12.2022, сроком действия до 31.12.2023;
от ООО "МФК-Профит": представитель Лящевский А.А. по доверенности от 02.08.2022, сроком действия 1 год,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "МФК - Профит" (далее - заявитель, декларант, общество, ООО "МФК - Профит") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений Сахалинской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 25.05.2022 о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - ДТ) N 10702070/251119/02446820, от 25.05.2022 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10702070/030120/0000338, от 26.05.2022 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10702070/1001200/0004512, от 26.05.2022 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10702070/060520/0091765, от 27.05.2022 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10702070/2440321/0077323, от 27.05.2022 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10702070/180521/0140386, от 26.05.2022 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10702070/160120/0010317, от 26.05.2022 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 107020070/050220/0028345, от 27.05.2022 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10702070/020620/0112987, от 27.05.2022 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10702070/030720/0144239, от 27.05.2022 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10702070/0200621/0162321, от 27.05.2022 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10702070/260820/0201620, от 27.05.2022 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 1070270/180521/0140385, а также о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 39 000 руб.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 05.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование доводов жалобы указывает, что заключенные внешнеторговые контракты не содержат положений, касающихся уплаты лицензионных платежей; лицензионные соглашения не содержат условий, касающихся вопросов заключения и исполнения договоров купли-продажи между лицензиатом и поставщиками; внешнеторговые контракты не содержат положений о возможности расторжения контракта по причине неуплаты лицензионных платежей; лицензионное соглашение не содержит условий о возможности расторжения внешнеэкономического контракта в случае неуплаты лицензиатом лицензионных платежей; лицензионное соглашение не содержит условий, запрещающих производителю изготавливать или продавать покупателю товары, в случае неуплаты лицензионного вознаграждения; лицензионное соглашение не содержит условий, позволяющих лицензиару осуществлять контроль за производством и продажей товаров, который выходил бы рамки контроля качества. При этом, внешнеэкономические контракты не устанавливают зависимость продажи товаров для целей их ввоза на территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) от уплаты лицензионных платежей.
Через канцелярию суда от Сахалинской таможни поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, а от ООО "МФК - Профит" - письменные возражения на отзыв таможенного органа, которые в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель ООО "МФК-Профит" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель таможенного органа против доводов апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В период с 25.11.2019 по 02.06.2021 общество осуществило по внешнеторговым контрактам N 1/MFK/17 от 09.01.2017, N 70/MFK/17 от 10.07.2017, N 87/MFK/19 от 15.10.2019, N 03-04/14DSH от 15.04.2014, N 14/MFK/15 от 29.06.2015 с компаниями Zibo Haisheng International Trade Co., LTD, Zibo Senwo Trading Co., Ltd, Zibo Hongmao Light Industrial Products Co., Ltd, Dacheng Honesty Technolody Co., Ltd, Shandong Huantai Zhonghao Foreign Trade Co., Ltd ввезло на таможенную территорию ЕАЭС товары - "посуда столовая и кухонная из тонкой керамики_", "посуда столовая, кухонная из грубой керамики...", "посуда столовая и кухонная из пластмасс (полипропилен)_", маркированные товарными знаками "My Little Pony", "Trancformers".
В целях таможенного оформления указанных товаров общество подало в таможню ДТ N 10702070/251119/02446820, N 10702070/030120/0000338, N 10702070/1001200/0004512, N 10702070/060520/0091765, N 10702070/2440321/0077323, N 10702070/180521/0140386, N 10702070/160120/0010317, N 107020070/050220/0028345, N 10702070/020620/0112987, N 10702070/030720/0144239, N 10702070/0200621/0162321, N 10702070/260820/0201620, N 1070270/180521/0140385, определив таможенную стоимость по первому методу определения таможенной стоимости "по стоимости сделки с ввозимыми товарами".
Права на объекты интеллектуальной собственности, нанесенные на товары, переданы покупателю по международному лицензионному соглашению об услугах по стимулированию продвижения товара N 130685 от 16.05.2019 с компанией "Hasbro International Inc.".
Вместе с тем, в графах 9, 15 ДТС-1 к данным ДТ отсутствуют сведения о лицензионных и иных подобных платежах за использование объектов интеллектуальной собственности.
После выпуска товаров таможня в ходе проверки таможенных, иных документов и (или) сведений результаты которой оформлены актом от 25.05.2022 N 10707000/210/250522/А000085, установила, что в нарушение пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС, подпункта 7 пункта 1 статьи 40 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в структуру таможенной стоимости товаров не были включены лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, уплаченных по лицензионным соглашениям.
Ввиду этого таможней приняты решения от 25.05.2022, от 26.05.2022, от 27.05.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10702070/251119/02446820, N 10702070/030120/0000338, N 10702070/1001200/0004512, N 10702070/060520/0091765, N 10702070/2440321/0077323, N 10702070/180521/0140386, N 10702070/160120/0010317, N 107020070/050220/0028345, N 10702070/020620/0112987, N 10702070/030720/0144239, N 10702070/0200621/0162321, N 10702070/260820/0201620, N 1070270/180521/0140385.
Не согласившись с указанными решениями таможенного органа, посчитав, что они не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности, декларант обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, который отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав в судебном заседании пояснения таможни, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 10 статьи 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенная стоимость ввозимых товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. В силу пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, включая роялти, платежи за патенты, товарные знаки, авторские права, которые относятся к ввозимым товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию Союза, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.
В соответствии с пунктом 2 приложения N 26 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 под объектами интеллектуальной собственности понимаются произведения науки, литературы и искусства, программы для электронных вычислительных машин (компьютерные программы), фонограммы, исполнения, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания, наименования мест происхождения товаров, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также другие объекты интеллектуальной собственности, которым предоставляется правовая охрана в соответствии с международными договорами, международными договорами и актами, составляющими право Союза, и законодательством государств-членов.
Согласно пункту 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, включая ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров (подпункт 10 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 ТК ЕАЭС положения об определении таможенной стоимости товаров основываются на общих принципах и правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.
В соответствии с подпунктом "с" пункта 1 статьи 8 Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994 при определении таможенной стоимости согласно положениям статьи 1 к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за импортируемые товары, добавляются роялти и лицензионные платежи, относящиеся к оцениваемым товарам, которые должен выплатить покупатель прямо или косвенно в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в той мере, в какой такие роялти и платежи не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате.
В целях выработки единых подходов к рассмотрению вопроса о наличии обязанности включения лицензионных платежей в таможенную стоимость Коллегией Евразийского экономического союза даны Рекомендации от 15.11.2016 N 20 (далее - Рекомендации Коллегии ЕЭК N 20), в соответствии с которыми рекомендовано руководствоваться Положением о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары (далее - Положение).
В соответствии с Общими положениями, доведенными Рекомендациями Коллегии ЕЭК N 20, обязанность по уплате лицензионных платежей является частью договорных отношений между лицензиатом и правообладателем (лицензиаром), которые могут быть оформлены лицензионным договором (соглашением), сублицензионным договором (соглашением), договором коммерческой концессии (франчайзинга), договором коммерческой субконцессии (субфранчайзинга) либо иным видом договора (далее - лицензионный договор).
При заключении лицензионного договора правообладатель предоставляет лицензиату определенные права на использование объектов интеллектуальной собственности (пункт 5 Положения).
В международной торговле лицензионные платежи могут уплачиваться как продавцу товаров, так и третьему лицу, не являющемуся продавцом товаров.
При принятии решения о включении лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров не важно, является правообладатель лицом государства-члена либо иностранным лицом (пункт 6 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения, в целях проверки выполнения условий, предусмотренных абзацем первым подпункта 7 пункта 1 статьи 40 Кодекса, и решения вопроса о том, подлежат ли лицензионные платежи добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, должны быть проанализированы условия лицензионного договора и внешнеэкономического договора (контракта), в соответствии с которым осуществляется продажа товаров для вывоза на таможенную территорию Союза, а также иные документы, имеющие отношение к продаже товаров и уплате лицензионных платежей.
В случае когда лицензионные платежи не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, и уплачиваются отдельно от счета на оплату оцениваемых (ввозимых) товаров, при решении вопроса о необходимости включения лицензионных платежей в таможенную стоимость этих товаров следует принимать во внимание следующие ключевые факторы:
- относятся ли лицензионные платежи к ввозимым товарам;
- является ли уплата лицензионных платежей условием продажи ввозимых товаров.
При определении того, относятся ли лицензионные платежи к оцениваемым (ввозимым) товарам, ключевым вопросом является не то, как рассчитывается сумма лицензионных платежей, а то, почему они уплачиваются и что именно покупатель (лицензиат) получает в обмен на их уплату, а также то, какие права на использование рассматриваемого объекта интеллектуальной собственности предоставлены лицензиату в соответствии с лицензионным договором и каким образом предоставленные права используются лицензиатом (пункт 8 Положения).
Согласно пункту 9 Положения при определении того, является ли уплата лицензионных платежей условием продажи оцениваемых (ввозимых) товаров, основным критерием является отсутствие у покупателя (лицензиата) возможности приобрести оцениваемые (ввозимые) товары без уплаты лицензионных платежей.
Зависимость продажи оцениваемых (ввозимых) товаров от уплаты лицензионных платежей может иметь место и в случаях, когда внешнеэкономический договор (контракт), в соответствии с которым товары продаются для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС, не содержит прямого указания об уплате лицензионных платежей как условия продажи оцениваемых (ввозимых) товаров, особенно когда правообладатель и продавец являются разными лицами.
Во всех случаях решение о том, является ли уплата лицензионных платежей условием продажи оцениваемых (ввозимых) товаров, следует принимать с учетом анализа всех факторов и обстоятельств, сопутствующих продаже и ввозу этих товаров.
В качестве таких факторов могут учитываться следующие:
- отсутствие у покупателя (лицензиата) возможности приобрести оцениваемые (ввозимые) товары без уплаты лицензионных платежей, о чем может свидетельствовать наличие во внешнеэкономическом договоре (контракте), в соответствии с которым товары продаются для вывоза на таможенную территорию Союза, указания на то, что покупатель должен уплатить лицензионные платежи в качестве условия такой продажи;
- наличие во внешнеэкономическом договоре (контракте), в соответствии с которым оцениваемые (ввозимые) товары продаются для вывоза на таможенную территорию Союза, или в иных документах, связанных с продажей таких товаров, положений, касающихся уплаты лицензионных платежей;
- наличие в лицензионном договоре положений, касающихся продажи оцениваемых (ввозимых) товаров;
- наличие во внешнеэкономическом договоре (контракте), в соответствии с которым оцениваемые (ввозимые) товары продаются для вывоза на таможенную территорию Союза, и (или) в лицензионном договоре положения о возможности расторжения внешнеэкономического договора (контракта) в случае неуплаты покупателем (лицензиатом) правообладателю лицензионных платежей;
- наличие в лицензионном договоре условия, запрещающего производителю (продавцу) изготавливать и (или) продавать покупателю товары, созданные с использованием объектов интеллектуальной собственности правообладателя, в случае неуплаты последнему соответствующего вознаграждения;
- наличие в лицензионном договоре условия, позволяющего правообладателю осуществлять контроль за производством товаров или их продажей производителем (продавцом) покупателю (продажей товаров для вывоза на таможенную территорию Союза), который выходил бы за рамки контроля качества.
Указанные обстоятельства являются условиями отнесения лицензионных платежей к цене товара, входят в предмет доказывания и подлежат установлению при рассмотрении данной категории дел.
При этом условия, перечисленные в пункте 9 Положения, не являются исчерпывающими, законодательством не установлено, что данные условия должны соблюдаться одновременно, при соблюдении хотя бы одного условия лицензионные платежи подлежат включению в таможенную стоимость.
Согласно положениям статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
В силу пункта 1 статьи 326 ТК ЕАЭС при проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, либо в иных случаях применения данной формы таможенного контроля таможенный орган вправе запрашивать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в соответствии со статьей 340 Кодекса.
Результаты проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случаях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, оформляются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 2 статьи 326 ТК ЕАЭС).
По результатам проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, таможенным органом принимаются решения в соответствии с Кодексом (пункт 3 статьи 326 ТК ЕАЭС).
На основании части 1 статьи 108 Федерального закона Российской Федерации от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сведения, указанные в декларации на товары, подлежат изменению после выпуска товаров в случаях и в порядке, которые установлены Комиссией.
По правилам пункта 3 статьи 108 ТК ЕАЭС внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.
После выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, и сведений в электронном виде ДТ на бумажном носителе производится в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) определяемых Коллегией Евразийской экономической комиссии, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа (пункт 3 статьи 112 ТК ЕАЭС).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" утвержден Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - Порядок).
Подпунктом "б" пункта 11 названного Порядка предусмотрено, что после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится при выявлении по результатам проведенного таможенного контроля (в том числе в связи с обращением) или иного вида государственного контроля (надзора), осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов: недостоверных сведений, заявленных в ДТ; несоответствия сведений, заявленных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ; необходимости внесения дополнений в сведения, заявленные в ДТ.
В соответствии с пунктом 21 данного Порядка внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа осуществляется на основании решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары.
Из материалов дела усматривается, что между обществом (покупатель) и компаниями Zibo Haisheng International Trade Co., LTD, Zibo Senwo Trading Co., Ltd, Zibo Hongmao Light Industrial Products Co., Ltd, Dacheng Honesty Technolody Co., Ltd, Shandong Huantai Zhonghao Foreign Trade Co., Ltd (продавцы) заключены внешнеторговые контрактам N 1/MFK/17 от 09.01.2017, N 70/MFK/17 от 10.07.2017, N 87/MFK/19 от 15.10.2019, N 03-04/14DSH от 15.04.2014, N 14/MFK/15 от 29.06.2015 согласно которым продавец обязан поставить, а покупатель - получить и оплатить товар, в количестве, ассортименте и по ценам согласно инвойсам.
Описание, количество, цены и условия доставки товаров по ДТ N 10702070/251119/02446820, N 10702070/030120/0000338, N 10702070/1001200/0004512, N 10702070/060520/0091765, N 10702070/2440321/0077323, N 10702070/180521/0140386, N 10702070/160120/0010317, N 107020070/050220/0028345, N 10702070/020620/0112987, N 10702070/030720/0144239, N 10702070/0200621/0162321, N 10702070/260820/0201620, N 1070270/180521/0140385 указаны в спецификациях и инвойсах к контрактам N 1/MFK/17 от 09.01.2017, N 70/MFK/17 от 10.07.2017, N 87/MFK/19 от 15.10.2019, N 03-04/14DSH от 15.04.2014, N 14/MFK/15 от 29.06.2015, в которой напротив каждой из представленных товаров указаны товарные знаки "Му little ропу", "Transformers".
В данных контрактах отсутствуют положения, касающиеся уплаты лицензионных платежей, а также положения о возможном расторжении контракта в случае неуплаты покупателем (лицензиатом) правообладателю лицензионных платежей. Кроме того оговариваются следующие условия:
В соответствии с международным лицензионным соглашением об услугах по стимулированию продвижения товара N 130685 от 16.05.2019, заключенном между ООО "МФК-ПРОФИТ" (лицензиат) и "Hasbro International Inc." (лицензиар) (далее - соглашение N 130685), определены лицензионные объекты, лицензионные изделия, территория, на которой осуществляются продажи товаров, товарные знаки, дистрибуционные каналы, сроки начала продаж, минимальное гарантированное лицензионное отчисление, ставки лицензионных отчислений и иные условия. Соглашение N 130685 включает в себя Коммерческие условия, а также прилагаемый к нему Международный лицензионный договор Стандартные положения и условия (далее - Лицензионный договор) и Приложения к ним.
На основании соглашения N 130685 лицензионными объектами являются товарный знак "Му little ропу" "Мой маленький пони", связанные логотипы, авторские права, вымышленные персонажи или подобные им, которые содержаться в анимационном телесериале "Мой маленький пони: Дружба - это чудо", а также товарный знак "Transformers" "Трансформер" и связанные логотипы, авторские права, персонажи и подобные им, которые содержаться в "Руководство по стилю "Трансформеры Evergreen".
Лицензионными изделиями являются товары для дома: посуда из стекла/керамики/фарфора/пластика/алюминия/бумаги (кружки, салатники, миски, тарелки, стаканы, бокалы, наборы, бутылки, банки, салфетки, скатерти, бутербродные, ланч-боксы, столовые приборы). Территорией среди прочих является Россия.
Коммерческими условиями оговорены регистрационный взнос в сумме 792 евро, минимальное гарантированное отчисление в сумме 3 000 000 руб., минимальное гарантированное отчисление выплачивается в виде следующих авансовых платежей:
1-й авансовый платеж: 1 000 000 руб. (срок: при подписании соглашения);
2-й авансовый платеж: 1 000 000 руб. (срок: 01.06.2019);
3-й авансовый платеж: 1 000 000 руб. (срок: 01.01.2019).
Также в Коммерческих условиях предусмотрены различные ставки лицензионных отчислений от чистой реализованной стоимости: до 15 % - на лицензионные объекты "Transformers" (6, 7 фильмы), до 12,5 % - на все другие лицензионные объекты.
Под чистой реализованной стоимостью понимается общая фактурная стоимость, выставленная на основе принципа независимости лицензиатом или любой из его компаний за лицензионные изделия стороннему покупателю, за вычетом НДС и аналогичных налогов с продаж.
Продажи или продано означает доставку лицензионных изделий лицензиата клиенту или выставление счета-фактуры за лицензионные изделия, предоставляемые лицензиатом клиенту, в зависимости от того, какое событие наступает ранее.
В Коммерческих условиях также установлены положения, предусматривающие продажи на условиях FOB: касается всех продаж лицензионных изделий, которые продаются потребителями на условиях FOB (согласно определению Инкотермс 2010 с поправками) - в названный порт отгрузки за пределами Территории для отгрузки на Территорию, ставка лицензионных отчислений должна быть увеличена, согласно определению в Коммерческих условиях для FOB. Если в Коммерческих условиях FOB не указана ставка лицензионных отчислений, лицензиат должен предварительно, до начала каких-либо продаж FOB, получить письменное согласие лицензиара, который предоставляет такое разрешение по собственному усмотрению.
В соответствии с пунктом 2.1 Лицензионного договора следует, что с учетом выплат, предусмотренных или упомянутых в Коммерческих условиях, лицензиар предоставляет лицензиату неисключительное право на использование названия, знаков, символов, оформления, сходства и визуального представления объекта, предоставленного и разрешенного к использованию лицензиаром, а также связанных с ним авторских прав и товарных знаков или приложений, принадлежащих или удерживаемых лицензиаром, связанных с производством, продажей и распространением изделий на Территории (определенной в Коммерческих условиях) в течение срока действия и на условиях соглашения.
Лицензиат имеет право на изготовление лицензионных изделий за пределами Территории при условии, что лицензионные изделия продаются и распространяются только в пределах Территории (пункт 2.5 Лицензионного договора).
Согласно пункту 3.1 Лицензионного договора лицензиат обязуется выплатить лицензиару, в качестве вознаграждения, сумму лицензионного отчисления, указанного в Коммерческих условиях, от всех чистых продаж лицензионного изделия лицензиатом или любой из ее аффилированных, дочерних или контролируемых им компаний.
Лицензиат должен ежеквартально предоставлять лицензиару отчет по лицензионным отчислениям, а также отчет о производстве лицензионных изделий в других странах (пункт 3.4 Лицензионного договора).
Все концепции, бирки, ярлыки, эскизы, рекламные и другие материалы, содержащие лицензионный объект или производные от него, представляются лицензиатом лицензиару для письменного утверждения до их использования лицензиатом (пункт 5.2 Лицензионного договора).
Лицензиат соглашается не предлагать для продажи, не рекламировать лицензионные изделия без предварительного письменного согласия лицензиара. Лицензиат соглашается предоставить лицензиару для предварительного одобрения все рекламные и другие промо-материалы (пункт 5.7 Лицензионного договора).
Согласно пункту 6.6 Лицензионного договора с момента начала продажи лицензионных изделий, а также по письменному требованию лицензиара, лицензиат обязан предоставить лицензиару экземпляры каждого лицензионного изделия вместе с упаковкой. Продажа любого лицензионного изделия, качество и дизайн которого не были отдельно утверждены лицензиаром, считается существенным нарушением договора.
Лицензиат имеет право с согласия лицензиара использовать услуги стороннего производителя для производства лицензионных изделий при условии соблюдения таким третьим лицом условий лицензионного соглашения. Лицензиат несет полную ответственность за любые действия и бездействие третьей стороны (пункт 6.8 Лицензионного договора).
Согласно пункту 6.9 Лицензионного договора лицензиат подтверждает и соглашается с тем, что лицензиар или его представитель имеет право, время от времени, с предварительным уведомлением или без него, осуществлять проверку и аудит любых объектов лицензиата или любого производителя или предложенного производителя. Лицензиат обязан предоставлять лицензиару список названий собственных и сторонних производственных, полиграфических или упаковочных предприятий, производящих лицензионные изделия. Лицензиат не имеет права нанимать какого-либо производителя, который отказывается дать согласие на проверки таких объектов лицензиаром. Перед использованием любого производства или любого иного объекта (лицензиата или производителя) для производства лицензионных изделий лицензиат должен получить письменное согласие лицензиара на использование лицензиатом данного производства и любых иных объектов для изготовления лицензионных изделий.
Лицензиар может прекратить действие договора в случаях указанных в пункте 10 Стандартных положений и условий, в том числе если лицензиат назначает стороннего производителя без предварительного письменного согласия лицензиара
В Коммерческих условиях также установлены положения, предусматривающие продажи на условиях FOB: касается всех продаж лицензионных изделий, которые продаются потребителями на условиях FOB (согласно определению Инкотермс 2010 с поправками) - в названный порт отгрузки за пределами Территории для отгрузки на Территорию, ставка лицензионных отчислений должна быть увеличена, согласно определению в Коммерческих условиях для FOB. Если в Коммерческих условиях FOB не указана ставка лицензионных отчислений, лицензиат должен предварительно, до начала каких-либо продаж FOB, получить письменное согласие лицензиара, который предоставляет такое разрешение по собственному усмотрению.
В соответствии с пунктом 10 Лицензионного договора предусмотрены случаи, когда лицензиар может прекратить действие договора.
Если лицензиат не исполняет своих обязательств по добросовестному производству и/или распространению все лицензионных изделий в количестве, достаточном для достижения, по крайней мере, среднего уровня заказов лицензиата от своих постоянных дистрибьюторов и/или клиентов для изделий аналогичных, лицензионных изделий по настоящему договору к последнему сроку начала продаж, указанному в Коммерческих условиях, или, если в любое время после этого в любом календарном квартале лицензиат не сможет продать любое из лицензионных изделий (или любого класса или категории лицензионных изделий), в любой стране, входящей в территорию, лицензиар может расторгнуть настоящий договор в отношении данной страны и любого лицензионного изделия или их класса, или категории, которые не были изготовлены и распространены к начальному сроку продаж или в течение предыдущего календарного квартала, направив письменное уведомление о прекращении договора. Соответствующее уведомление считается действительным в момент получения его по почте лицензиаром (пункт 10.1 Лицензионного договора).
Кроме того, пунктом 10.3 Лицензионного договора предусмотрены случаи, когда лицензиар может прекратить действие договора, в том числе, если лицензиат назначает стороннего производителя без предварительного письменного согласия лицензиара и (или) гарантии соблюдения им принципов лицензионного соглашения (подпункт b); если лицензиат отгружает или размещает на рынке лицензионные изделия, которые не были одобрены лицензиаром в LAS (подпункт f); если лицензиат совершает какое-либо нарушение (кроме указанных выше) любого положения лицензионного договора, и не исправляет его в течение 14 дней с момента получения письменного требования лицензиара об исправлении нарушения, удовлетворяющего лицензиара (подпункт h).
Пунктом 15.2 Лицензионного договора установлено, что все суммы, причитающиеся с договором, выплачиваются в полном объеме без каких-либо вычетов или удержаний, кроме случаев, предусмотренных законом.
В рамках проверки в ответ на запрос таможни от 21.09.2021 N 14-10/110009 письмом от 28.10.2021 N 195 обществом предоставлены документы (лицензионные отчеты по продажам и роялти, инвойсы на лицензионные отчисления, платежные документы), из которых следует, что за период с 07.08.2019 по 28.09.2021 в рамках лицензионного соглашения N 130685 уплачены платежи в общей сумме 3 258 425,33 руб., в том числе:
1) минимальное гарантированное отчисление в сумме 3 000 000 руб.;
2) лицензионные отчисления, оплаченные сверх минимальной гарантии, в сумме 17060,39 руб.;
3) взнос в "розничный кооперативный фонд" в сумме 241 364,94 руб.
При этом по товарному знаку "Му Little Ропу" уплачены лицензионные отчисления в сумме 2 691 310,23 руб., по товарному знаку "Transformers" - в сумме 325 750,16 рублей.
Компанией "Hasbro International Inc." в адрес ООО "МФК-профит" выставлены следующие инвойсы: N 35884 от 10.06.2019, N 36351 от 24.07.2019, N 37879 от 07.11.2019, N 38518 от 14.01.2020, N 39218 от 10.02.2020, N 40029 от 15.05.2020, N 40312 от 15.06.2020, N 40797 от 06.08.2020, N 41724 от 10.11.2020, N 42487 от 03.02.2021, N 43150 от 06.05.2021, N 43627 от 26.07.2021, N 43628 от 26.07.2021.
Оплата лицензионных отчислений произведена обществом по заявлениям на перевод N 64 от 07.08.2019, N 110 от 20.12.2019, N 64 от 11.06.2020, N 79 от 29.06.2020, N 112 от 29.09.2020, N 148 от 27.11.2020, N 180 от 15.02.2021, N 248 от 28.09.2021.
Таким образом, в лицензионном договоре имеются:
- положения, касающиеся продажи оцениваемых (ввозимых) товаров - использование товарного знака на товарах с целью ввода в гражданский оборот на территории Российской Федерации, ввоз товаров на территорию Российской Федерации;
- условие об обязательной выплате минимального гарантированного отчисления за право использования товарных знаков, а также лицензионные отчисления от чистой реализованной стоимости;
- условие (расторжение договора), согласно которому лицензиат (общество) обязан прекратить использование товарного знака, а также обязанность по выплате лицензионных отчислений с продаж, все невыплаченные авансовые платежи, возмещению убытков лицензиара;
- условие о том, что правообладатель имеет возможность осуществлять контроль за производством лицензионных изделий сторонними производителями, в том числе расположенными за пределами обозначенной в Коммерческих условиях Территории. При этом данный контроль выходит за рамки контроля качества: все лицензионные изделия вместе с упаковкой, включая бирки, ярлыки, дизайн изделий согласовываются с правообладателем. Кроме того, правообладатель имеет право осуществлять проверку любого производителя, в том числе расположенного за пределами обозначенной в Коммерческих условиях Территории.
Следовательно, лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности добавляются к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары, и влияют на определение таможенной стоимости в силу положений подпункта 7 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС.
Таким образом, оспариваемые обществом решения таможенного органа, являются законными и обоснованными.
Довод апелляционной жалобы о том, что во второй поправке от 13.08.2021 к соглашению N 130685 стороны оговорили, что выплата сумм лицензионных отчислений не является условием ввоза лицензионных изделий (объектов) на Территорию, судебной коллегией не принимается, поскольку данная поправка вступает в силу 01.07.2021, то есть после декларирования спорных товаров, кроме того положения, дающие право распространять ее действие на правоотношения, возникшие до внесения данных изменений, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, оспариваемые решение соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции на основании части 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 05.12.2022 по делу N А59-4101/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-4101/2022
Истец: ООО "МФК - ПРОФИТ"
Ответчик: САХАЛИНСКАЯ ТАМОЖНЯ