11 марта 2024 г. |
А11-1843/2021 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новиковой Е.А.,
судей Белякова Е.Н., Богуновой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Вязниковского районного потребительского общества
на решение Арбитражного суда Владимирской области
от 04.08.2023 по делу N А11-1843/2021,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" (ИНН 3328415442, ОГРН 1023301456903) к Вязниковскому районному потребительскому обществу (ИНН 3312000097, ОГРН 1023302951143) о взыскании 444 117 руб. 34 коп.,
в отсутствие представителей,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Владимир", истец) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к Вязниковскому районному потребительскому обществу (далее - Вязниковское РАЙПО, ответчик) о взыскании 444 117 руб. 34 коп. долга за поставленный природный газ, услуги по его транспортировке и снабженческо-сбытовые услуги в период с 01.11.2020 по 31.12.2020 по договору поставки газа от 01.09.2017 N 01-03/0428-18, в период с 01.08.2020 по 31.12.2020 по договору поставки газа от 23.08.2017 N К 01-03/2251-18.
Решением от 04.08.2023 суд удовлетвори исковое требование.
Не согласившись с принятым судебным актом, Вязниковское РАЙПО обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своих возражений заявитель жалобы указал, что акты проверок составлены истцом с нарушением действующего законодательства, а именно заинтересованным лицом в одностороннем порядке; не содержат подписи представителя Вязниковского РАЙПО; отказ представителя ответчика от подписи акта не засвидетельствован подписями двух независимых лиц; ответчик не оповещался о предстоящих проверках. Также не имеется сведений, подтверждающих факт вмешательства ответчика в работу приборов учета газа. При этом не учтены доводы ответчика и предоставленные им в материалы дела акты-наряды на демонтаж-монтаж счетчика газа от 22.01.2021 и 21.04.2021 и не установлено действительно ли была нарушена целостность пломбы. В паспортах счетчиков газа имеется заверенная подписью поверителя запись о том, что спорные УУГ соответствуют ГОСТу, признаны годными и допущены к эксплуатации в качестве измерительного комплекса. Срок поверки на момент проверки средств измерений не истек. Вместе с тем в пунктах 2.1.3 договоров поставки газа стороны согласовали поставку газа на объекты Вязниковского РАЙПО. В актах проверок, составленных представителем истца, указаны именно согласованные пунктах 2.1.3 договоров средства измерения. До составления актов проверок ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" не направляло в адрес Вязниковского РАЙПО каких-либо предписаний о необходимости замены средств измерений учета газа с обоснованием такой замены. Таким образом, выводы о том, что имеющиеся у ответчика счетчики природного газа не были согласованы сторонами и выполняют только функцию учета количества рабочего объема, а, следовательно, не могут в полной мере отражать фактический объем потребленного газа, не соответствует действительности. Кроме того, акты принятого-поданного газа, счета-фактуры, товарные накладные и расчеты по своей правовой природе не являются исполнительными документами, по которым взыскание производится в бесспорном порядке, а отражают мнение кредитора о размере обязательства должника, подлежащее судебной оценке в рамках спора о взыскании задолженности по договору. В связи с несогласием выставляемых объемов газа по мощности газоиспользующего оборудования, Вязниковское РАЙПО просило истца произвести перерасчет объема газа на основании переданных ему показаний счетчиков газа и скорректировать счета-фактуры. Ответчик не подписал счета-фактуры и акты о количестве принятого-поставленного газа, поэтому предоставленные истцом документы не могут служить подтверждением факта поставки газа Вязниковскому РАЙПО, а также его стоимости и объема. В свою очередь ответчик представил доказательства оплаты за фактически поставленные истцом объемы газа.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе от 01.09.2023 N 376.
ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" в отзыве на апелляционную жалобу от 27.09.2023, дополнении к нему от 16.11.2023 указало на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Вязниковское РАЙПО представило отзыв на дополнения ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" от 17.11.2023 N 523 и дополнительные пояснения от 11.01.2023 N 4.
Результаты рассмотрения ходатайств сторон о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, документов, расчетов и аналитических сведений, содержатся в протоколах судебных заседаний суда апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о дате, времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.1aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным в статье 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 257 - 262, 265, 266, 268, 269, 270 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Повторно оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" (поставщик) и Вязниковское РАЙПО (покупатель) заключили договоры поставки газа от 01.09.2017 N 01-03/0428-18 и от 23.08.2017 N К 01-03/2251-18 (далее - договоры), в силу пунктов 2.1 которых поставщик обязуется поставлять и обеспечивать транспортировку но сетям газораспределения, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании газораспределительной организации (далее - ГРО) с 01.01.2018 по 31.12.2022, а покупатель получать (отбирать) в согласованных объемах и оплачивать газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный (далее - газ).
По договорам месяцем поставки газа, периодом поставки газа, отчетным и расчетным периодами является календарный месяц (пункты 2.5 договоров).
Количество поставляемого газа (объем) определяется по средству измерения учета газа (далее - СИ):
- поставщика и газотранспортной организации, установленным в местах передачи газа (пункт 2.3) при условии поставки газа покупателю через газопроводы, непосредственно подсоединенные к ГРС, при отсутствии подключения к ним других потребителей;
- поставщика, установленным в системе газопотребления покупателя;
- покупателя, при неисправности или отсутствии СИ поставщика и газотранспортной организации, а также при несоответствии их требованиям действующих нормативных документов.
При неисправности СИ, по которым производится определение количества газа, в том числе при несоответствии их требованиям действующих нормативных документов количество поставляемого газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности СИ, пли иным способом по согласованию сторон.
Период неисправности определяется с даты последней проверки СИ представителями поставщика или ГРО либо с момента, определенного по согласованию сторон, до момента устранения неисправности, оформленного актом приемки СИ в эксплуатацию.
В случае обнаружения неисправности СИ представителями покупателя и поставщика составляется акт.
Под неисправностью СИ стороны понимают такое состояние этих СИ, при котором они не соответствуют хотя бы одному из требований нормативно-технической документации, включая требование о наличии действующего поверительного клейма.
В случае разногласий по количеству принятого-поданного газа по данным, полученным от покупателя, и данным, полученным посредством телеметрии, поставщик и покупатель проводят совместную проверку и выясняют причины разногласий. По результатам проверки составляется акт. В случае отказа покупателя от проведения совместной проверки количество принятого-поданного газа принимается по данным телеметрии (пункты 4.2 договоров).
Определение количества газа (объема) производится по СИ в соответствии с требованиями ГОСТ 8.586.1-5 2005, ГОСТ Р 8.899-2015, ГОСТ 8.740-2011, ГОСТ 8.741-2011, МИ 3082-2007 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.1-3-2015 (для узлов учета (узлов, систем, комплексов измерений) природного газа, вновь вводимых в эксплуатацию и (или) реконструируемых, и (или) подвергнутых техническому перевооружению, и (или) приводимых в соответствие с требованиями ГОСТ по истечению срока службы и (или) срока годности технических устройств (средств измерений), участвующих в непосредственном определении (измерении, вычислении) расхода и количества природного газа, приведенного к стандартным условиям) либо ГОСТ 30319.0-3-96 (для всех остальных узлов измерения расхода (объема) газа), с учетом ГОСТ 31369-2008 (ИСО 6976:1995) и ГОСТ 31370-2008 (ИСО 10715:1997).
За единицу объема принимается 1 м3 газа при стандартных условиях: температура 20°С, давление 101,325 кПа (760 мм.рт.ст), влажность 0% (пункты 4.3 договоров).
Уполномоченным лицам поставщика предоставляется право в присутствии должностных лиц владельца СИ проверять правильность работы СИ и средств измерении показателей качества газа, а также ведения необходимой документации.
По результатам проверки режимов работы газоиспользующих установок, состояния запорно-регулирующей арматуры и СИ составляется акт, который подписывается уполномоченными представителями сторон. Отраженные в акте обстоятельства считаются признанными сторонами и в том случае, если покупатель не направил своего представителя для участия в проверке или акт не был подписан таким представителем непосредственно в момент окончания проверки.
Если покупатель не обеспечивает представителям поставщика возможности в любое время проверить работоспособность СИ, количество поданного газа определяется по проектной мощности установок и времени, в течение которого подавался газ с начала текущего отчетного периода.
В случае отказа покупателя от подписи акта, либо в случае если покупатель не направил своего представителя для участия в проверке, в акте делается запись "от подписи отказался" либо "представитель в проверке не участвовал", заверенная подписью представителя поставщика.
Список работников сторон, уполномоченных осуществлять контроль за техническим состоянием СИ и средств измерения показателей качества газа, стороны определяют самостоятельно (пункты 4.4 договоров).
В закрытом и опломбированном состоянии должны находиться:
- резервные измерительные и обводные газопроводы (байпасы) СИ;
- технологические отводы, расположенные до СИ;
- места для изменения настроек СИ и вычислительных устройств, входящих в состав коммерческих СИ;
- линии соединения СИ с вычислительными устройствами, совместно с распределительными щитами. В опломбированном состоянии должны находиться:
- место присоединения к газопроводу СИ, входящих в состав коммерческих СИ.
Снятие или установка СИ, входящих в состав коммерческих СИ, снятие и наложение пломбировочной обвязки производится в присутствии представителей покупателя и поставщика, о чем составляется двухсторонний акт.
При выявлении факта несанкционированного вмешательства в работу или конструкцию СИ, а также отсутствия или нарушения целостности пломб поставщика на СИ, на закрытом запорном устройстве байпасной липни (обводном газопроводе) СИ, такое СИ признается неисправным и расчет количества потребленного газа производится по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями (пункты 4.12 договоров).
В случае отказа покупателя от подписи актов, предусмотренных в пунктах 4.2, 4.12, 4.13 договоров, в акте делается запись "от подписи отказался", заверенная представителем поставщика (пункты 4.14 договоров).
Покупатель производит оплату газа, услуг по его транспортировке и снабженческо-сбытовых услуг, специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, на расчетный счет поставщика в следующем порядке (в % от стоимости планируемой месячной поставки газа, рассчитанной как произведение договорного месячного объема газа и цены газа, услуг по его транспортировке и снабженческо-сбытовых услуг, определенных в пункте 5.1 договора, а также специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по сетям ГРО):
- платеж в размере 35% от стоимости планируемой месячной поставки газа, в срок до 18 числа месяца поставки газа;
- платеж в размере 50% от стоимости планируемой месячной поставки газа, в срок до последнего числа месяца поставки газа;
- окончательные расчеты за поставленный газ производятся в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем поставки газа, и рассчитываются как разница между фактической стоимостью газа, определенной в соответствии с пунктом 5.2 договора на основании товарной накладной на отпуск газа, конденсата по форме ТОРГ-12 (газ), и ранее произведенными платежами. Порядок расчетов между поставщиком и ГРО определяется в отдельном договоре (пункты 5.5.1 договоров).
Договоры считаются заключенными с даты их подписания обеими сторонами и действуют до полного исполнения сторонами своих обязательств. Обязательства в части поставки и получения (отбора) газа, а также оплаты газа по договорам распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2018 (пункты 8.1 договоров).
ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" провело проверки режимов работы газоиспользующих установок, состояния запорно-регулирующей арматуры и средств измерений на объектах газопотребления Вязниковского РАЙПО, по результатам которых выявило повреждения заводских пломб и несоответствие средств измерения (узлов учета газа) действующим нормативным требованиям.
По результатам проверок составлены акты от 13.08.2020 N ВЯ/000-Н02071, от 05.10.2020 N ВЯ/000-Н02201, от 20.10.2020 N ВЯ/000-Н02233, от 16.11.2020 N ВЯ/000-Н02272, от 16.11.2020 N ВЯ/000-Н02273, которые послужили основанием для определения объема газа по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок.
Во исполнение договора от 01.09.2017 N 01-03/0428-18 истец с 01.11.2020 по 31.12.2020 по актам о количестве принятого-поданного газа от 30.11.2020 N 03/1013/11, от 31.12.2020 N 03/1013/12 поставил ответчику природный газ, оказал услуги по его транспортировке и снабженческо-сбытовые услуги на сумму 427 540 руб. 37 коп., для оплаты которых выставил счета-фактуры от 30.11.2020 N 410/11/2, от 31.12.2020 N 410/12/2.
Во исполнение договора от 23.08.2017 N К 01-03/2251-18 истец с 01.08.2020 по 30.11.2022 по актам о количестве принятого-поданного газа от 31.08.2020 N 03/1164/08, от 30.09.2020 N 03/1164/09, от 31.10.2020 N 03/1164/10, от 30.11.2020 N 03/1164/11 поставил ответчику природный газ, оказал услуги по его транспортировке и снабженческо-сбытовые услуги на сумму 412 826 руб. 91 коп., для оплаты которых выставил счета-фактуры от 31.08.2020 N 410/8/1, от 30.09.2020 N 410/9/1, от 31.10.2020 N 410/10/1, от 30.11.2020 N 410/11/1.
Ответчик поставленный газ и оказанные услуги оплатил частично.
По расчету истца долг составляет 444 117 руб. 34 коп.
В претензиях от 02.02.2021 N СИ-01/453, N СИ-01/454 истец предложил ответчику оплатить имеющуюся задолженность в добровольном порядке.
В ответах на претензии от 09.10.2020 N 927, от 16.102020 N 951, от 16.11.2020 N 1017, от 16.112020 N 1022, от 23.11.2020 N 1036, от 02.12.2020 N 1062, от 15.12.2020 N 1084, от 17.12.2020 N 1087, от 28.12.2020 N 1110, от 18.02.2021 N 144 Вязниковское РАЙПО указало, что не принимает расчет объема газа, произведенный истцом по мощности газоиспользующего оборудования, так как фактически потребленные объемы газа меньше выставляемых истцом по счетам-фактурам и не превышают нормативов потребления, установленных договорами. Следовательно, перерасхода суточных объемов газа со стороны ответчика не допущено.
Оставление претензий без удовлетворения послужило основанием для обращения ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" с соответствующим требованием в арбитражный суд.
На основании статей 309, 310 (пункта 1) Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 ГК РФ).
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Отношения между поставщиками и покупателями газа регулируются Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ), Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), а также Правилами учета газа, утвержденными приказом Минэнерго России от 30.12.2013 N 961 (далее - Правила N 961).
В силу пункта 5 Правил N 162 поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями ГК РФ, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.
При неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором (пункт 23 Правил N 162).
Ответственность за техническое состояние и поверку контрольно-измерительных приборов учета газа, в соответствии с пунктом 25 Правил N 162 несут организации, которым принадлежат приборы.
Порядок организации учета газа определен Правилами N 961, в силу пункта 1.8 которых средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями должны быть защищены от несанкционированного вмешательства.
При приеме-передаче газа его объем измеряется средствами измерений и (или) техническими системами и устройствами с измерительными функциями, определенными проектной документацией на объекты транспортировки, хранения и (или) потребления (пункт 2.10 Правил N 961).
В соответствии с пунктами 8, 22 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ) установлено, что под средством измерения понимается техническое средство, выполняющее совокупность операций для определения количественного значения величины.
Измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, вносятся в эксплуатационную документацию на средства измерений. Подтверждение соответствия этих методик (методов) измерений обязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществляется в процессе утверждения типов данных средств измерений (части 1, 2 статьи 5 Закона N 102-ФЗ).
На основании части 1 статьи 9 Закона N 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Учет добытого природного газа проводится для стандартных условий независимо от теплотворной способности газа и других параметров, определяющих качественные характеристики природного газа (пункт 3.2 Правил N 961).
В пункте 2 ГОСТ 2939-63 "Газы. Условия для определения объема предусмотрено, что объем газов должен приводиться к следующим условиям: а) 4 температура 20°C (293,15°K); б) давление 760 мм рт. ст. (101 325 Н/м2); в) влажность равна "0".
Аналогичные стандартные параметры газа предусмотрены Положением об определении формулы цены газа, утвержденным приказом ФСТ России от 09.07.2014 N 1142-э.
Приведение объема поставленного газа в соответствие с требованиями указанного ГОСТ 2939-63 осуществляется электронным корректором (вычислителем), которому передается для обработки информация с датчиков давления, температуры и счетчика газа во время поставки газа.
Электронный корректор (вычислитель) газа, получая информацию от датчиков (температуры, давления, расхода) и по полученным значениям, которые обрабатываются в исправном электронном корректоре газа, производит расчет поставленного объема газа в нормальных условиях.
Требования к средствам измерений установлены Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", согласно пункту 2 статьи 9 которого конструкция средств измерений должна обеспечивать ограничение доступа к определенным частям средств измерений (включая программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые могут привести к искажениям результатов измерений.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).
Суд первой инстанции установил, что ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" провело проверки режимов работы газоиспользующих установок, состояния запорно-регулирующей арматуры и средств измерений на объектах газопотребления Вязниковского РАЙПО, по результатам которых в отношении BK-G10T (торговые ряды), BK-G6T (кафе и торговые ряды), BK-G4T (магазины N 19, 63, 15, 18) выявлены повреждения заводских пломб и несоответствие средств измерения (узлов учета газа) действующим нормативным требованиям.
По результатам проверок истец составил, в том числе акты от 13.08.2020 N ВЯ/000-Н02071, от 05.10.2020 N ВЯ/000-Н02201, от 20.10.2020 N ВЯ/000-Н02233, от 16.11.2020 N ВЯ/000-Н02272, от 16.11.2020 N ВЯ/000-Н02273, которые, по его мнению, являются основанием для определения объема газа по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок.
Суд первой инстанции установив, что указанные акты составлены в полном соответствии с действующим законодательством, а имеющиеся у ответчика счетчики природного газа (приборы учета), выполняют только функцию учета количества рабочего объема, следовательно, не могут в полной мере отражать фактический объем потребленного газа, пришел в выводу об обоснованности требования истца.
Суд апелляционной инстанции, повторно оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив доводы сторон, пришел к выводу, что позиция суда первой инстанции в части удовлетворения требования о взыскании 412 785 руб. 98 коп является ошибочной в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Порядок проведения проверок средств измерения газа законодательством не предусмотрен, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу о возможности применения к рассматриваемым правоотношениям законодательства, регулирующего сходные отношения (аналогия закона) (статья 6 ГК РФ).
Постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") (далее - Основные положения N 442) принято в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и является специальным и приоритетным по отношению к гражданскому законодательству.
Стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного безучетного потребления электрической энергии (далее - стоимость объема безучетного потребления) рассчитывается и взыскивается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) с потребителя по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X Основных положений N 442 (пункт 84 Основных положений N 442).
Проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке. Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, в том числе соответствия пломб поверителя оттиску в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка проводится не реже одного раза в год и может осуществляться в виде инструментальной проверки (пункт 170 Основных положений N 442).
Результаты проверки приборов учета оформляются актом проверки расчетного прибора учета, который составляется сетевой организацией (гарантирующим поставщиком), подписывается такой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта в нем указывается причина такого отказа.
Результатом проверки прибора учета является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.
В акте проверки расчетного прибора учета должны быть указаны:
дата, время и адрес проведения проверки, форма проверки и основание для проведения проверки;
лица, принявшие участие в проверке;
лица, приглашенные в соответствии с требованиями настоящего документа для участия в проверке, но не принявшие в ней участие;
характеристики и место установки проверяемого расчетного прибора учета (измерительных трансформаторов - при их наличии), показания прибора учета на момент проверки и дата истечения интервала между поверками прибора учета (измерительных трансформаторов);
соответствие оттиску поверителя в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на момент начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки);
результат проверки;
характеристики используемого при проведении проверки оборудования, в случае если проводится инструментальная проверка;
лица, отказавшиеся от подписания акта проверки либо несогласные с указанными в акте результатами проверки, и причины такого отказа либо несогласия.
При несогласии лица, принимавшего участие в проверке прибора учета, с результатами проверки прибора учета должна быть сделана соответствующая отметка в акте проверки прибора учета с кратким описанием причин такого несогласия (пункт 173 Основных положений N 442).
Суд апелляционной инстанции установил, что акты от 13.08.2020 N ВЯ/000-Н02071, от 05.10.2020 N ВЯ/000-Н02201, от 20.10.2020 N ВЯ/000-Н02233, от 16.11.2020 N ВЯ/000-Н02272, от 16.11.2020 N ВЯ/000-Н02273 составлены ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" в нарушение приведенных норм и условий заключенных между сторонами договоров.
В частности, акты проверок составлены ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" в одностороннем порядке, не содержат подписи представителя Вязниковского РАЙПО. Отказ представителя ответчика от подписи акта не засвидетельствован подписями двух незаинтересованных лиц.
Вместе с тем тот факт, что в актах проверки имеются отметки об отказе от подписания акта и о получении экземпляра акта, не подтверждает факта того, что потребитель был извещен о данной проверке и акт составлялся в присутствие его представителя. Представитель ответчика пояснил и это не опроверг представитель истца, что указанное в актах лицо является сотрудником ответчика, о чем истцу известно, доступ к приборам учета в указанные даты он представителям истца не осуществлял, в связи с чем ответчик полагает, что акты могли быть составлены дистанционно.
Доказательства извещения ответчика о предстоящих проверках в материалах дела отсутствуют.
При этом, исходя их поименованных выше условий договоров, следует, что стороны согласовали обязательное извещение потребителя о проведении проверок.
Также из актов проверки от 13.08.2020 N ВЯ/000-Н02071, от 05.10.2020 N ВЯ/000-Н02201, от 20.10.2020 N ВЯ/000-Н02233, от 16.11.2020 N ВЯ/000-Н02272, от 16.11.2020 N ВЯ/000-Н02273 невозможно установить в чем именно выразилась неисправность прибора, имеется лишь отметка "ИК УУГ не исправен", в связи с чем невозможно проверить какое нарушение требований законодательства допущено потребителем.
Вместе с тем в поименованных актах указано на необходимость производить учет газопотребления по мощности ГИО "Приложение N 1".
В акте от 16.11.2020 N ВЯ/000-Н02272 дополнительно указано на то, что имеется отвод до УУГ, однако какого-либо приложения к акту, например, схемы подключения (врезки), схемы газоснабжения и т.п., не имеется; фото-, видео-фиксация проверки не велась, что также не позволяет проверить факт нарушения потребителем требований действующего законодательства.
Представитель истца в суде апелляционной инстанции пояснил, что выявленные нарушения связаны с тем, что проверяемые средства измерения (узлы учета ВК-G6T, ВК-G10T) не соответствуют нормативным требованиям, а именно не учитывают давление, однако из актов проверки это не следует, при том, что спорные приборы учета вводились в эксплуатацию самим истцом, согласованы сторонами в рассматриваемых договорах, ранее претензий по данным приборам учета потребителю не предъявлялось, то есть истец до проведения спорных проверок признавал узлы учета расчетными и соответствующими требованиям законодательства и ГОСТам.
В пунктах 2.1.3 договоров поставки газа истцом и ответчиком согласована поставка газа на объекты Вязниковского РАЙПО: наименование объектов поставки газа, местонахождение объектов, тип газоиспользующего оборудования, количество, средства измерения и средства обработки результатов измерения расхода газа, годовой объем поставки газа.
В материалах дела представлены паспорта счетчиков газа, акты на демонтаж-монтаж, а также доказательства поверки спорных счетчиков, сроки которой не истекли.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что ранее потребителю не предлагалось привести спорные приборы учета в соответствие с ГОСТами, нарушение которых вменяет истец, срок для самостоятельного устранения недостатков ответчику не устанавливался; доказательств обратного материалы дела не содержат.
Представленные истцом в материалы дела акты проверки от 12.11.2020 N ВЯ/000-Н02270, акты выявления несанкционированного подключения и/или несанкционированного вмешательства в работу прибора учета газа от 16.11.2020 (п. Никологоры, ул. Механическая, д. 67 и ул. Советская, д. 14) также не могут быть приняты в качестве доказательства наличия оснований для проведения расчетов по мощности газопотребляющих объектов, поскольку не содержат отметок об уполномоченном представителе ответчика, об отказе последнего от подписания актов (при наличии такого обстоятельства), не содержат приложений фото- видео- фиксации, из которых возможно было бы установить факт вмешательства в работу прибора учета (при том, что ответчик данный факт отрицает). Кроме того, отсутствуют доказательства извещения потребителя о проведении проверки.
На основании изложенного, а также оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом установленных фактических обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции установил отсутствие правовых оснований для определения объема газа по проектной мощности газопотребляющих установок в отношении приборов учета ВК-G6T, ВК-G10T, на основании поименованных актов, и, как следствие, отсутствие оснований для удовлетворения требования о взыскании 412 785 руб. 98 коп. долга.
При этом суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае (при наличии длительных отношений сторон, согласовании приборов учета в договоре и проведении расчетов по ним с момента установки этих приборов) даже при выявлении факта несоответствия проверяемых приборов учета требованиям законодательства без предоставления потребителю времени для устранения выявленных недостатков, проведение расчета по мощности газопотребляющих объектов преждевременно.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции принял во внимание, что по показаниям приборов учета по спорным объектам долг по оплате ресурса и услуг отсутствует; доказательств потребления ресурса сверх суточного договорного объема материалы дела не содержат.
Вместе с тем в отношении "магазина N 19" (ул. Центральная, д. 6, д. Чудиново, Вязниковский р-н) суд апелляционной инстанции установил правомерность предъявления к оплате стоимости газа, отобранного на объекте газопотребления.
В отношении данного объекта потребителем на протяжении длительного времени (с мая 2019 года) не передавались показания прибора учета. Однако в результате проверки, проведенной 21.08.2020, установлен факт потребления газа на данном объекте, что повлекло предъявление выявленного объема отобранного газа в августе 2020 года.
Согласно данным, предоставленным потребителем, показания счетчика по указанному объекту за май 2020 года составляет 15 844 м3, а показания, выявленные в результате проверки, проведенной в августе 2020 года и зафиксированные в акте, подписанном представителем потребителя, составляют 19 844 м3. Данное обстоятельство свидетельствует о фактическом потреблении газа Вязниковским РАЙПО в том числе и в неотопительный период.
При этом потребитель отказался оплачивать газ, потребленный на данном объекте, мотивируя сдачей объекта в аренду третьим лицам. Вместе с тем каких-либо изменений в договор поставки газа в части исключения данного объекта из договора поставки газа Вязниковским РАЙПО не заявляло, договоры с иными пользователями по объекту магазин N 19 истец не заключал, потребленные объемы газа не оплачивались.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в части обоснованности заявленного требования по данному объекту в сумме 31 331 руб. 36 коп.
Доводы заявителя жалобы в данной части признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку они не нашли своего подтверждения материалами дела и противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам.
В силу статьи 270 (пункту 3 части 1) АПК РФ основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт (пункт 2 статьи 269 АПК РФ).
Таким образом, апелляционная жалоба Вязниковского РАЙПО подлежит удовлетворению частично. Решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.08.2023 по делу N А11-1843/2021 подлежит отмене в части взыскания с Вязниковского РАЙПО в пользу ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" 412 785 руб. 98 коп. долга с разрешением вопроса по существу о взыскании с Вязниковского РАЙПО в пользу ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" 31 331 руб. 36 коп. долга, отказе в удовлетворении иска в остальной части.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В связи с изложенным решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.08.2023 по делу N А11-1843/2021 также подлежит отмене в части взыскания с Вязниковского РАЙПО в пользу ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" 11 044 руб. 32 коп. расходов по уплате государственной пошлины с разрешением вопроса по существу о взыскании с Вязниковского РАЙПО в пользу ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" 837 руб. 68 коп. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска в суде первой инстанции.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта в иной части и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворена частично, то согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы также подлежат распределению пропорционально удовлетворенным требованиям.
Таким образом, с ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" в пользу Вязниковского РАЙПО подлежит взысканию 2788 руб. 50 коп. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Вязниковского районного потребительского общества удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.08.2023 по делу N А11-1843/2021 отменить в части взыскания с Вязниковского районного потребительского общества в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" 412 785 руб. 98 коп. долга, 11 044 руб. 32 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
В итоге взыскать с Вязниковского районного потребительского общества (ул. Ленина, д. 51, г. Вязники, Владимирская обл., 601443, ИНН 3312000097, ОГРН 1023302951143) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" (ул. Мира, д. 34, эт. 4, оф. 402, г. Владимир, 600017, ИНН 3328415442, ОГРН 1023301456903) 31 331 руб. 36 коп. долга, 837 руб. 68 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" (ул. Мира, д. 34, эт. 4, оф. 402, г. Владимир, 600017, ИНН 3328415442, ОГРН 1023301456903) в пользу Вязниковского районного потребительского общества (ул. Ленина, д. 51, г. Вязники, Владимирская обл., 601443, ИНН 3312000097, ОГРН 1023302951143) 2788 руб. 50 коп. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Владимирской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Новикова |
Судьи |
Е.Н. Беляков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-1843/2021
Истец: ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ ВЛАДИМИР"
Ответчик: ВЯЗНИКОВСКОЕ РАЙОННОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО