г. Москва |
|
03 февраля 2023 г. |
Дело N А41-43524/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Марченковой Н.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протоколу судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Альтаир-К" на решение Арбитражного суда Московской области от 30.09.2022 по делу N А41-43524/21, принятое судьей Таранец Ю.С., по иску ООО "Альтаир-К" (ОГРН 1025005919993, ИНН 5045022814) к ЗАО Ступинский механический завод" (ОГРН 1085045000810, ИНН 5045041912) третьи лица: Администрация городского округа Ступино Московской области, ПАО "Росссети Московский регион" (ОГРН 1057746555811, ИНН 5036065113), ООО "Шакти" (ОГРН 1167746126900, ИНН 7725305475), АО "Мособлэнерго" (ОГРН 1055006353478, ИНН 5032137342), Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Ступино Московской области (ОГРН 1215000035810, ИНН 5045066716) об обязании демонтировать путем перемещения ЛЭП-0,4 на расстояние, обеспечивающее установление охранной зоны ЛЭП за пределами границ земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040122:43,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Альтаир-К" (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ЗАО Ступинский механический завод" (далее - ответчик) с требованиями об обязании восстановить положение, существовавшее до нарушения права, путем проведения за счет собственных средств демонтажа (перемещение) ЛЭП-10кВ размещенной на основании разрешения на размещение объекта от 05.11.2020 N 329, выданного Администрацией городского округа Ступино Московской области, на расстояние, обеспечивающее установление охранной зоны ЛЭП за пределами границ земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040122:43. ( с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.09.2022 по делу N А41-43524/21 заявленные требования удовлетворены частично в следующем порядке: ЗАО Ступинский механический завод" обязано демонтировать (переместить) ЛЭП-10кВ, размещенной на основании разрешения на размещение объекта от 05.11.2020 N 329, на расстояние, обеспечивающее прохождение ЛЭП за пределами земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040122:43.
Не согласившись с решением суда, ООО "Альтаир-К" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ЗАО Ступинский механический завод", Администрации городского округа Ступино Московской области, ПАО "Росссети Московский регион", ООО "Шакти", АО "Мособлэнерго", Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Ступино Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель ООО "Альтаир-К" поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим изменению.
Как следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040122:43.
На основании выданного Администрацией городского округа Ступино Московской области разрешения на размещение объекта от 05.11.2020 N 329 на смежном земельном участке, государственный кадастровый учет которого не произведен, в пределах кадастрового квартала 50:33:0040122, ответчиком должно было осуществляться строительство ЛЭП-0,4 кВ.
Между тем, как указывает истец, размещение ЛЭП-0,4 кВ производится ответчиком с нарушением разрешения на размещение объекта от 05.11.2020 N 329 и технической документации.
Согласно заключению кадастрового инженера, которым проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040122:43, исходя из плана расположения ЛЭП и границ земельного участка установлено, что ЛЭП расположена в границах земельного участка 50:33:0040122:43, в юго-западной части проходит над земельным участком на расстоянии 0,43 от границы земельного участка, в юго-восточной части на расстоянии 0,83 от границы земельного участка.
Ссылаясь на то, что охранная зона ЛЭП лишает истца возможности использовать земельный участок для осуществления предпринимательской деятельности, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
Судом первой инстанции отмечено, что ответчик обратился к АО "Мособлэнерго" с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающего устройства.
Обязательные положения, устанавливающие порядок осуществления энергоснабжения, содержатся в Федеральном законе от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об энергетике).
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона об энергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В соответствии с абзацем 15 статьи 26 Закона об энергетике по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе по урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Вместе с тем договор об осуществлении технического присоединения к электрическим сетям между ответчиком и АО "Мособлэнерго" не заключен.
Ответчиком получено разрешение на размещение объекта от 05.11.2020 N 329, выданное Администрацией городского округа Ступино Московской области на осуществление строительства ЛЭП-0,4 кВ, площадь земельного участка - 360,035 кв. м.
Между ООО "Шахти" (подрядчик) и ЗАО "Ступинский механический завод" (заказчик) заключен договор на выполнение подрядных работ от 02.03.2020 N 1/03/2020 на строительство ЛЭП 10 кВ.
Судом первой инстанции также установлено, что в связи с поступившими в городского округа Ступино Московской области обращениями по вопросу нарушения ЗАО "Ступинский механический завод" разрешения на размещение объекта от 05.11.2020 N 329 проведен осмотр земельного участка, в ходе которого выявлены нарушения условий выдачи разрешения на размещение объекта (на предоставленном земельном участке расположена ЛЭП-10кВ).
Письмом от 01.03.2022 N 150исх-470/1.2.5-2 администрации уведомила ответчика о необходимости демонтировать установленную ЛЭП-10кВ, заменив ее согласованной ЛЭП-0,4 кВ и сообщить о проведенной работе. Демонтирование ЛЭП-10кВ ЗАО "Ступинский механический завод" не произвело.
В связи с допущенными нарушениями администрацией принято решение от 23.06.2022 N 2 о прекращении действия разрешения на размещение объекта от 05.11.2020 N 329.
Письмом от 23.06.2022 N 150исх-1629/1.2.5-2 администрация уведомила ответчика прекращении действия разрешения на размещения и сообщила о необходимости демонтировать установленную ЛЭП-10кВ в срок до 30.06.2022.
Для определения факта соответствия расположения опор ЛЭП проектной документации, а также границ охранной зоны ЛЭП, определением Арбитражного суда Московской области от 27.01.2022 по делу назначена экспертиза проведение которой поручено ООО "Центр судебных экспертиз", эксперту Ляшко И.Е.
Перед экспертом поставлены следующие вопросы:
1) Определить с выездом на место, соответствует ли фактическое расположение опор ЛЭП-0,4 кВ и трасса прохождения ЛЭП-0,4 кВ в районе расположения земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040122:43 проектной документации, представленной в материалы дела? Отобразить графически.
2) Находится ли земельный участок с кадастровым номером 50:33:0040122:43 в границах охранной зоны ЛЭП-0,4 кВ, исходя из фактического расположения опор и электрокабеля и проектной документации, представленной в материалы дела? Отобразить графически.
В материалы дела представлено заключение эксперта N 18.0222-1413Э, подготовленное ООО "Центр судебных экспертиз", в котором эксперт пришел к следующим выводам.
В ходе обследования земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040122:43, опор ЛЭП-0,4 кВ и воздушной линии электропередачи в районе расположения земельного участка с КН 50:33:0040122:43 экспертом установлено, что фактическое местоположение опор ЛЭП-0,4 кВ и трассы прохождения ЛЭП-0,4 кВ в районе расположения земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040122:43 соответствует проектной документации, представленной в материалах дела. При этом экспертом установлено наличие смещения опоры ЛЭП N 3 относительно местоположения, указанного проектной документации. Данное отклонение могло быть вызвано неточностью измерений при установке опоры ЛЭП.
Фактическое местоположение границ земельного участка 50:33:0040122:43 по данным ЕГРН, опор ЛЭП-0,4 кВ и трассы прохождения ЛЭП-0,4 кВ в соответствии с проектной документацией отображено графически на Плане N 2.
При этом, исследовав графический План N 2, содержащийся в заключении эксперта N 18.0222-1413Э судом установлено, что трасса прохождения ЛЭП-0,4 кВ частично пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040122:43.
Факт прохождения кабеля над принадлежащим истцу земельным участком подтверждается в том числе актом осмотра (обследования) ЛЭП-10 кВ, совместно составленного сторонами.
Отвечая на вопрос N 2 эксперт пришел к выводу о том, что границы охранной зоны исследуемой ЛЭП-0,4 кВ пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040122:43. Площадь наложения составляет 36 кв. м. Границы охранной зоны графически отражены на Плане N 3.
В судебном заседании суда первой инстанции эксперт Ляшко И.Е. пояснил, что в ходе выезда на осмотр объекта исследования представитель эксплуатирующей организации пояснил, что построенная ЛЭП-10кВ фактически подключена и эксплуатируется с напряжением 0,4 кВ.
Признав названное экспертное заключение надлежащим доказательством по делу, суд первой инстанции пришел к о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в части обязания ответчика демонтировать (переместить) ЛЭП-10кВ, размещенной на основании разрешения на размещение объекта от 05.11.2020 N 329, на расстояние, обеспечивающее прохождение ЛЭП за пределами земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040122:43.
Отказывая в удовлетворении требований истца в части переноса ЛЭП на расстояние, обеспечивающее установление охранной зоны за пределами участка, суд первой инстанции отметил, что в случае нарушения прав истца, обременением в виде охранной зоны ЛЭП, такие права подлежат восстановлению в порядке ст. 57, 57.1 ЗК РФ.
Суд апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении иска не может согласиться с вышеуказанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
При этом в силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В силу статьи 12 Гражданского кодекса защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В пунктах 45, 46, 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) разъяснено, что применяя статью 304 Гражданского кодекса, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать, что в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
При рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта.
Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.
Отсутствие возражений предыдущего собственника имущества против нарушений права собственности, не связанных с лишением владения, само по себе не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска нового собственника об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения.
Как было указано выше, на основании выданного Администрацией городского округа Ступино Московской области разрешения на размещение объекта от 05.11.2020 N 329 на смежном земельном участке, государственный кадастровый учет которого не произведен, в пределах кадастрового квартала 50:33:0040122, ответчиком должно было осуществляться строительство ЛЭП-0,4 кВ. (т. 1 л.д. 52).
Между, техническими условиями для присоединения к электросети в наименовании энергопринимающих устройств заявителя указано ЛЭП 10 кВ для электроснабжения объекта/ТП - 10/0,4 кВ. (т. 1 л.д. 18-20).
Между ООО "Шахти" (подрядчик) и ЗАО "Ступинский механический завод" (заказчик) заключен договор на выполнение подрядных работ от 02.03.2020 N 1/03/2020 на строительство ЛЭП - 10 кВ. (т. 1 л.д. 75-89).
Актом осмотра ЛЭП - 10 кВ от 23.09.2021 установлено, что опоры ЛЭП - 10 кВ находятся на землях неразграниченной собственности, линия ЛЭП между опорами смонтирована, провода (СИП кабель) смонтированные между опорами проходят над территорией огороженной забором ООО "Альтаир-К". (т. 1 л.д. 114).
В материалы дела так же представлен акт осмотра спорного земельного участка, проведенный Администрацией городского округа Ступино от 28.02.2022, в котором указано, что ЗАО Ступинский механический завод" нарушены условия выдачи разрешения на размещения объекта, утвержденные постановлением Правительства Московской области от 08.04.2015 N 229/13, поскольку ответчику было предоставлено разрешение на размещение ЛЭП-0,4 кВ, а фактически на земельном участке установлена линия электропередачи 10 кВ. (т. 2 л.д. 29).
Как указано в п. 14 Порядка установленного постановлением Правительства МО от 08.04.2015 N 229/13 (ред. от 22.06.2021) "Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута", действие разрешения на размещение объекта прекращается в следующих случаях: истечение срока действия разрешения; поступления в уполномоченный орган от лица которому выдано разрешение, уведомления о досрочном прекращении действия разрешения; невнесения платы за размещение объекта в срок, установленный п. 11.1 Порядка; размещения на землях или земельном участке объекта, не предусмотренного выданным разрешением на размещение объекта; принятия уполномоченным на распоряжение земельными участками органом государственной власти либо органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка гражданину или юридическому лицу в порядке, установленном земельным законодательством РФ.
На основании п. 15 Порядка уполномоченный орган направляет заявителю решение о прекращении действия разрешение на размещение объекта.
В связи с допущенными нарушениями администрацией принято решение от 23.06.2022 N 2 о прекращении действия разрешения на размещение объекта от 05.11.2020 N 329. (т. 1 л.д. 102).
Письмом от 23.06.2022 N 150исх-1629/1.2.5-2 администрация уведомила ответчика прекращении действия разрешения на размещения и сообщила о необходимости демонтировать установленную ЛЭП-10кВ в срок до 30.06.2022. (т. 1 л.д. 102).
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что в настоящем случае отсутствуют законные основания для размещения как ЛЭП-10кВ, так и ЛЭП 0,4кВ на спорной территории, поскольку разрешение на размещение отозвано у ЗАО Ступинский механический завод", приходит к выводу о правомерности требований истца, в том числе и в части обязания ответчика перенести ЛЭП на расстояние, обеспечивающее установление охранной зоны за пределами границ земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040122:43.
Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (далее -Правила).
Согласно п. 2 Правил в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
В соответствии с п. 8 Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Согласно приложение к Правилам охранные зоны устанавливаются:
а) вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на следующем расстоянии (в частности для ЛЭП напряжением 10 кВ - 10 м).
В соответствии с пунктом 9 указанных Правил в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, запрещается:
а) складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов;
б) размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
в) использовать (запускать) любые летательные аппараты, в том числе воздушных змеев, спортивные модели летательных аппаратов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
г) бросать якоря с судов и осуществлять их проход с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи);
д) осуществлять проход судов с поднятыми стрелами кранов и других механизмов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
Как следует из материалов дел, истец оказывает образовательные услуги на основании лицензии, выданной Министерством образования Московской области N 77431 от 27.03.2018 и земельный участок используется для этих целей.
Принимая во внимание, что размещение спорной лишает права истца использовать земельный участок для осуществления предпринимательской деятельности, а так же тот факт, что охранные зоны линий электропередачи имеют предназначение обеспечить безопасные условия эксплуатации ЛЭП, а в настоящем случае отсутствуют законные основания для размещения как ЛЭП-10кВ, так и ЛЭП 0,4кВ на спорной территории, поскольку разрешение на размещение отозвано у ЗАО Ступинский механический завод", суд апелляционной инстанции полагает необходимым полностью удовлетворить требования истца.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит изменению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Принимая во внимание удовлетворение апелляционной жалобы ООО "Альтаир-К", с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 9 000 руб.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30.09.2022 года по делу N А41-43524/21 изменить.
Обязать ЗАО Ступинский механический завод" восстановить положение, существовавшее до нарушение права, путем проведения за счет собственных средств демонтажа (перемещение) ЛЭП-10 кВ, размещенной на основании разрешения на размещение объекта N 329 от 05.11.2020 выданного Администрацией городского округа Ступино Московской области, на расстояние, обеспечивающее установление охранной зоны ЛЭП за пределами границ земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040122:43, расположенного по адресу: Московская область, Ступинский район, городское поселение Ступино, ул. Фрунзе, вл. 20а.
Взыскать с ЗАО "Ступинский механический завод" в пользу ООО "Альтаир-К" государственную пошлину в размере 9 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-43524/2021
Истец: АО мо энергосетевая компания, ООО "АЛЬТАИР - К"
Ответчик: ЗАО "Ступинский механический завод"
Третье лицо: Адм инистрация г.о. Ступино МО, АО "МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ЭНЕРГОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ", Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Ступино Московской области, ООО "ШАКТИ", ПАО "РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН"