г. Вологда |
|
05 июля 2023 г. |
Дело N А13-624/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 05 июля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зреляковой Л.В., судей Зайцевой А.Я. и Колтаковой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
при участии от Комитета по управлению имуществом города Череповца представителя Цветковой Т.А. по доверенности от 31.01.2023 N 08-01-28-1/06,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Канакова Константина Вячеславовича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 апреля 2023 года по делу N А13-624/2023,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Канаков Константин Вячеславович (ОГРНИП 318352500053164, ИНН 352806675796; адрес: 161626, Вологодская обл.; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по управлению имуществом города Череповца (ОГРН 1023501247440, ИНН 3528008860; адрес: 162608, Вологодская обл., г. Череповец, просп. Строителей, д. 4А; далее - Комитет) об отказе в размещении нестационарных объектов, выраженного в письме от 27 декабря 2022 года N 08-01-24/1847, о возложении на Комитет обязанности по выдаче разрешений на размещение на частях земельных участков с кадастровым номером 35:21:0203012:241 (площадь Химиков) на период 1 месяц объекта "Сезонные аттракционы".
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 05 апреля 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и удовлетворить требования в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение норм материального права, а также нарушение норм процессуального права. По мнению Предпринимателя, суд перешел к разрешению гражданского спора в нарушение главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), посвящая решение вопросам заключения договора и согласования его условий. Признание ставки для определения размера платы за пользование земельным участком недействующей не может выступать основанием для отказа в размещении нестационарных объектов. Размер платы за размещение нестационарного объекта не является существенным условием договора и не требует согласования сторонами договора, поскольку определен нормативно-правовым актом Вологодской области. Судом не учтено, что принятое административным органом решение является незаконным ввиду отсутствия оснований для отказа в размещении нестационарного объекта и истечения срока рассмотрения заявления.
Представитель Комитета в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал отзыв на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Предприниматель о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителей в суд не направил, в связи с этим жалоба рассмотрена без участия его представителя в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя Комитета, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 28 ноября 2022 года Предприниматель обратился в Комитет с заявлением о заключении договора о размещении объекта услуг на части земельного участка с кадастровым номером 35:21:0203012:241 на площади Химиков с целью предоставления услуг населению в период с 30.12.2022 на месяц; наименование объекта услуг - сезонные аттракционы. К заявлению приложены необходимые документы, а также схема размещения объектов.
Комитет 08 декабря 2022 года разместил извещение о размещении объекта услуг на официальном сайте города Череповца. Иных заявлений о намерении участвовать в аукционе по истечении 10 рабочих дней со дня размещения указанного извещения не поступило.
Апелляционным определением Вологодского областного суда от 26 декабря 2022 года N 33а-3568/2022 размер ставки, применяемый в расчете платы за право размещения объекта услуг для "сезонных аттракционов", признан недействующим.
Поскольку отсутствовала возможность определения платы за право на заключение договора о размещении объекта услуг, Комитет письмом от 27.12.2022 N 08-01-24/1847 указал Предпринимателю на невозможность заключения договора о размещении объекта услуг на площади Химиков до утверждения новой ставки платы.
Ссылаясь на то, что указанный отказ является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела и представленные доказательства, признал заявленные Предпринимателем требования необоснованными по праву и отказал в их удовлетворении, поскольку пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ Комитета в заключении договора на размещение объектов услуг, выраженный в письме от 27.12.2022 N 08-01-24/1847 не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права заявителя.
Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым судебным актом, поскольку выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на нормах законодательства и материалах дела.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствия данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Глава V.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) посвящена правовому регулированию использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
В указанный Перечень включены сезонные аттракционы (пункт 24 Перечня).
В пункте 7 статьи 1 ЗК РФ установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.
На основании пункта 2 Приложения 2 к постановлению Правительства Вологодской области от 28.12.2015 N 1208 "Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Вологодской области объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов" (далее - Порядок) размещение объектов услуг на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земель и земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов осуществляется на основании заключенного с уполномоченным органом договора о размещении объекта услуг (далее - договор) (за исключением палаток и лотков, размещаемых в целях организации сезонных ярмарок, на которых осуществляется реализация продуктов питания и сельскохозяйственной продукции).
Пунктом 3 Порядка установлено, что размер платы за право заключения договора определяется как произведение среднего удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (земель) (приложение к настоящему Порядку), площади, необходимой для размещения объекта услуг, и ставки платы за право на заключение договора с применением повышающих (понижающих) коэффициентов.
Ставки платы за право на заключение договора принимаются равными ставкам арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена либо земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (при размещении объекта услуг в границах земель, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности), на территории соответствующего муниципального образования.
Размеры повышающих (понижающих) коэффициентов устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Соответствующие ставки арендной платы и коэффициенты установлены постановлением Мэрии города Череповца от 25.12.2013 N 6263 "Об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, об установлении ставок арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Череповец".
Подпунктом 5.1 пункта 5 Таблицы 1 Приложения 2 к постановлению Мэрии города Череповца от 25.12.2013 N 6263 (в редакции, действовавшей в период обращения Предпринимателя в Комитет с заявлением о заключении договора) для вида разрешенного использования земельного участка "Развлечения. Эксплуатация" установлена ставка арендной платы в размере 4,46 %.
Постановлением Мэрии города Череповца от 14.06.2019 N 2813 "О размещении передвижных цирков, зоопарков, луна-парков и сезонных аттракционов на территории города Череповца" утверждены коэффициенты, применяемые для определения размера платы за право заключения договора о размещении объектов, указанных в пунктах 23, 24 перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, на территории города, в границах земельных участков, свободных от прав третьих лиц и находящихся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена.
Апелляционным определением Вологодского областного суда от 26 декабря 2022 года N 33а-3568/2022 по делу N 2а-1694/2022 признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 5.1 пункта 5 Таблицы 1 Приложения 2 к постановлению Мэрии города Череповца от 25.12.2013 N 6263, которым установлена ставка арендной платы за эксплуатацию земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "Город Череповец", с видом разрешенного использования "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы). Рынки. Магазины. Развлечения" в размере 4,46 % от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 13 Приложения 2 к постановлению Правительства Вологодской области от 28.12.2015 N 1208 "Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Вологодской области объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов" существенными условиями договора являются: фамилия, имя и (при наличии) отчество заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, - в случае если заявление подается физическим лицом; наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц - в случае если заявление подается юридическим лицом; наименование объекта услуг согласно Перечню; цель использования объекта услуг; кадастровый номер, местоположение, площадь земельного участка, при отсутствии кадастрового номера земельного участка - о номере кадастрового квартала земель; размер платы за право на заключение договора; срок действия договора; обязанность лиц, заключивших договор, использовать земли или земельные участки в соответствии с действующим законодательством; право уполномоченного органа осуществлять осмотры или обследования земель или земельных участков в целях выявления случаев использования земель или земельных участков для целей, не предусмотренных договором; условия и сроки внесения платы за право заключения договора; возможность прекращения действия договора по основаниям, указанным в пункте 17 настоящего Порядка; обязанность владельца объекта услуг в случае окончания срока действия договора или его досрочного расторжения демонтировать объект услуг в срок 10 рабочих дней с момента прекращения действия договора.
В силу пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
С учетом указанной нормы суд первой инстанции пришел к верному выводу, что размер платы за право на заключение договора при заключении договора о размещении объекта услуг на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, является существенным условием договора.
В связи с этим суд посчитал, что при отсутствии установленной ставки арендной платы у Комитета не имелось правовых оснований для заключения с Предпринимателем договора на право размещения объектов услуг.
Апелляционный суд считает данный вывод суда законным и обоснованным.
Утверждение подателя жалобы о том, что оспариваемое решение Комитета является незаконным ввиду отсутствия оснований для отказа в размещении нестационарного объекта и истечения срока рассмотрения заявления, не может быть принято во внимание апелляционным судом.
Как правильно указал суд первой инстанции, в пункте 10 Порядка приведены основания для отказа в размещении объекта. Однако Комитет в письме от 27.12.2022 N 08-01-24/1847 указал на невозможность заключения договора до утверждения новой ставки платы со ссылкой на апелляционное определение Вологодского областного суда от 26 декабря 2022 года N 33а-3568/2022.
В обоснование апелляционной жалобы Предприниматель указал, что признание ставки для определения размера платы за пользование земельным участком недействующей не может выступать основанием для отказа в размещении нестационарных объектов, размер платы за размещение нестационарного объекта не является существенным условием договора и не требует согласования сторонами договора, поскольку определен нормативно-правовым актом Вологодской области.
Данный довод заявителя является несостоятельным, поскольку противоречит содержанию пункта 13 Приложения 2 к постановлению Правительства Вологодской области от 28.12.2015 N 1208 "Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Вологодской области объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов".
Доводы Предпринимателя о том, что при расчете платы за размещение объектов услуг при заключении договора Комитет должен был применить ставку арендной платы равной 1,99 % согласно сегменту "Отдых (рекреация)", обоснованно отклонены судом первой инстанции с учетом положений пункта 2 статьи 7 ЗК РФ, поскольку возможность применения данной ставки арендной платы в данном случае заявителем не подтверждена.
Ссылки подателя жалобы на нарушение судом главы 24 АПК РФ не нашли своего подтверждения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергают их и сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 270 АПК РФ не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены состоявшегося судебного акта.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 апреля 2023 года по делу N А13-624/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Канакова Константина Вячеславовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зрелякова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-624/2023
Истец: ИП Канаков Константин Вячеславович, Предприниматель Канаков Константин Вячеславович
Ответчик: Комитет по управлению имуществом города Череповца