г. Чита |
|
06 июля 2023 г. |
Дело N А19-1459/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Басаева Д. В., Будаевой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 апреля 2023 года по делу N А19-1459/2023 по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Ритуал" г. Иркутска (ОГРН: 1023801543765, ИНН: 3810002523) к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299) о взыскании 178 435 руб. 84 коп.,
с участием третьих лиц - муниципального образования город Иркутск в лице Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271), Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН: 1073808028271, ИНН: 3808170986),
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Ритуал" г. Иркутска (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (далее - ответчик) с требованием о взыскании убытков в размере 178 435 руб. 84 коп.
Определением арбитражного суда от 02.02.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены муниципальное образование город Иркутск в лице Администрации города Иркутска, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 апреля 2023 года по делу N А19-1459/2023 взыскано с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу муниципального унитарного предприятия "Ритуал" г. Иркутска убытки в сумме 178 435 руб. 84 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 353 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство финансов Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 апреля 2023 года по делу N А19-1459/2023 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, возложение ответственности на Иркутскую область в лице Министерства финансов Иркутской области является недопустимым и недостаточным с правовой точки зрения для определения указанного лица органом, представляющим интересы публично-правого образования в настоящем деле, поскольку главным распорядителем средств областного бюджета на данные цели является Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором истец выводы суда первой инстанции поддержал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 07.06.2023.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, МУП "Ритуал" г. Иркутска на основании Постановления Администрации г. Иркутска от 05.04.2012 N 031-06-621/12 "О специализированной службе по вопросам похоронного дела на территории города Иркутска" обладает статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Иркутска.
В период с января по декабрь 2020 года истцом произведено погребение 50 умерших граждан, которые являлись не работающими и не являлись пенсионерами на день смерти, согласно гарантированному перечню услуг по погребению.
В подтверждение фактов погребения представлены акты выполненных работ.
Общая стоимость оказанных предприятием услуг по погребению составила 545 927 руб. 34 коп.
ОГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Иркутску" осуществлено частичное возмещение оказанных истцом услуг по погребению умерших на сумму 367 491 руб. 50 коп., в связи с чем убытки истца, возникшие в связи с оказанием услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, составили 178 435 руб. 84 коп.
Возмещение стоимости услуг за погребение умерших истцом не получено, требования последнего уполномоченными органами оставлены без удовлетворения.
Поскольку изложенные в претензии требования оставлены без удовлетворения, ссылаясь на возникновение убытков, связанных с захоронением невостребованных умерших, положения Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснения высших судебных органов, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Постановлением Администрации г. Иркутска от 05.04.2012 N 031-06-621/12 МУП "Ритуал" присвоен статус специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории г. Иркутска.
Согласно Порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Иркутска (Приложение N 1 к данному постановлению администрации г. Иркутска от 05.04.2012) целью деятельности специализированной службы является обеспечение государственных гарантий погребения умерших во исполнение Федерального закона "О погребении и похоронном деле", в том числе предоставление услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению на безвозмездной основе; погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности; погребение умерших (погибших), личность которых не установлена органами внутренних дел.
Специализированная служба оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, услуги, предоставляемые согласно гарантированному перечню услуг по погребению, на безвозмездной основе. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется администрацией города Иркутска по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и утверждается постановлением администрации города Иркутска. Предоставление специализированной службой услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению производится по заявлению супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, в произвольной письменной форме. Возмещение специализированной службе стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, производится в порядке и на условиях, определенных Федеральным законом "О погребении и похоронном деле".
Согласно уставу МУП "Ритуал" г. Иркутска истец осуществляет следующие виды деятельности:
- предоставление государственных гарантий осуществления погребения умерших во исполнение федерального закона "О погребении и похоронном деле", в том числе предоставление услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению на безвозмездной основе; погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего; погребение умерших (погибших), личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки;
- оказание ритуальных услуг населению, в том числе предоставление услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению по минимальным ценам (тарифам);
- обеспечение выполнения требований законодательства Российской Федерации, Иркутской области, муниципальных правовых актов города Иркутска к специализированной службе по вопросам похоронного дела в части деятельности общественных кладбищ города Иркутска.
В целях регулирования экономической деятельности истца Администрацией г. Иркутска постановлением N 031-06-113/13 от 21.01.2013 утверждены тарифы на услуги, оказываемые МУП "Ритуал" г. Иркутска.
Постановлением администрации от 18.12.2014 N 031-06-1525/14 внесены изменения в постановление N 031-06-113/13 от 21.01.2013. Постановлением Администрации г. Иркутска N 031-06-113/13 от 21.01.2013 (в редакции постановления от 18.12.2014 N 031-06-1525/14) утверждены фиксированные тарифы на оказание МУП "Ритуал" г. Иркутска услуг, в том числе согласно гарантированному перечню услуг по погребению: в зимний период с 16 ноября по 15 мая - при захоронении на вновь отведенном участке (2,0 * 1,0 * 1,5) - 13 325 руб., при подхоронении к родственной могиле (2,0 * 1,0 * 1,5) - 14 459 руб. 73 коп.; в летний период с 16 мая по 15 ноября - при захоронении на вновь отведенном участке (2,0 * 1,0 * 1,5) - 8 460 руб. 37 коп., при подхоронении к родственной могиле (2,0 * 1,0 * 1,5) - 8 865 руб. 07 коп.
Из справок о смерти формы N 11, заявлений лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, актов выполненных работ от 02.01.2020, 03.01.2020, 14.01.2020, 17.03.2020, 02.04.2020, 03.04.2020, 07.04.2020, 22.04.2020, 24.04.2020, 26.04.2020, 28.04.2020, 03.05.2020, 06.05.2020, 07.05.2020, 15.05.2020, 18.05.2020, 29.05.2020, 03.06.2020, 05.06.2020, 15.06.2020, 16.06.2020, 19.06.2020, 22.06.2020, 04.07.2020, 15.07.2020, 22.07.2020, 06.08.2020, 24.08.2020, 02.09.2020, 03.09.2020, 11.09.2020, 21.09.2020, 29.09.2020, 14.10.2020, 19.10.2020, 22.10.2020, 26.10.2020, 16.11.2020, 17.11.2020, 27.11.2020, 30.11.2020, 10.12.2020 следует, что истец в период с января по декабрь 2020 года произвел погребение 50 умерших, не работающих и не являющихся пенсионерами на день смерти.
Общая стоимость оказанных согласно гарантированному перечню услуг по погребению составила 545 927 руб. 34 коп.
При исчислении размера расходов предприятие руководствовалось размером тарифов, утвержденных постановлением администрации г. Иркутска от 18.12.2014 N 031-06-1525/14.
ОГКУ "УСЗН по городу Иркутску" произведено возмещение истцу расходов по погребению в общей сумме 367 491 руб. 50 коп., исходя из размера социального пособия на погребение: 7 379 руб. 83 коп.
Общая сумма неполученного возмещения составила 178 435 руб. 84 коп.
Целью деятельности специализированной службы является обеспечение государственных гарантий погребения умерших во исполнение Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего установлены Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении), которые находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатного участка земли для погребения тела (останков) или праха (пункт 1 статьи 7 указанного закона).
Судом первой инстанции установлено, что истец осуществляет предоставление государственных гарантий по погребению умерших во исполнение Закона о погребении.
Статьей 9 Закона о погребении предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе. Услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В силу пунктов 1 - 3 статьи 9 Закона о погребении супругу, близким родственникам, иным родственникам, законном представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Указанные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет различных источников.
Статьей 12 Закона о погребении установлено, что при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 12).
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона о погребении услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение.
Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Федеральный законодатель, предусматривая гарантию безвозмездного получения гражданами определенного перечня услуг по погребению, определил источники ее финансирования, к которым местные бюджеты не отнесены.
В соответствии со статьей 26 Закона о погребении финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, согласно статьям 9, 10, 11 настоящего Закона.
В силу пункта 3 статьи 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых, согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет различных источников.
В целях регулирования экономической деятельности истца Администрацией г. Иркутска постановлением N 031-06-113/13 от 21.01.2013 "О тарифах на ритуальные услуги муниципального унитарного предприятия "Ритуал г. Иркутска" (в редакции постановления от 18.12.2014 N 031-06-1525/14) утверждены тарифы на услуги, оказываемые МУП "Ритуал" г. Иркутска, согласованные Службой по тарифам Иркутской области.
Материалами дела подтверждается, что в данном случае произведено предписанное законом согласование стоимости спорных услуг Администрацией г. Иркутска со Службой по тарифам Иркутской области, о чем свидетельствует постановление Администрации г. Иркутска от 18.12.2014 N 031-06-1525/14 с приложением N 1 к постановлению, ответ Службы по тарифам Иркутской области N 79-37-3858/14 от 28.11.2014 "О согласовании стоимости услуг по погребению" с приложением "Заключение по согласованию стоимости услуг по погребению, оказываемых муниципальным унитарным предприятием "Ритуал" города Иркутска, согласно гарантированному перечню услуг по погребению".
Доказательств обратного, в том числе установление муниципальным образованием стоимости ритуальных услуг, оказываемых специализированной службой, в размере, превышающем согласованный Службой по тарифам Иркутской области размер рассматриваемой компенсации для целей предоставления такого перечня услуг по погребению, в материалы дела не представлено.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, при исчислении размера расходов МУП "Ритуал" г. Иркутска обоснованно руководствовалось названными тарифами на услуги по погребению, установленными вышеуказанным постановлением Администрации города Иркутска, что не противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25.10.2016 N 2367-О.
Представленный истцом расчет суммы убытков судом проверен, признан арифметически верным, соответствующим вышеприведенным положениям законодательства.
Факт несения истцом расходов на погребение в заявленном истцом размере подтверждается представленными в материалы дела справками о смерти, счетами-заказами, актами выполненных работ.
Доводы апелляционной жалобы Министерства финансов Иркутской области о том, что возмещение стоимости спорных услуг на погребение умерших осуществляется главным распорядителем средств областного бюджета Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области подлежат отклонению в связи со следующим.
Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения в силу пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ относится к вопросам местного значения городского поселения.
Согласно подпункту 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в том числе, предоставление материальной и иной помощи для погребения.
Исходя из приведенных выше норм права, расходные обязательства по финансовому обеспечению указанных услуг распределяются между Российской Федерацией и ее субъектами в зависимости от того, является ли умерший на момент своей смерти работником или пенсионером.
В случае если на момент своей смерти умерший являлся работником или пенсионером, финансовое обеспечение предоставления указанных услуг является расходным обязательством Российской Федерации, которое исполняется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средств федерального бюджета и средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в случаях, установленных абзацами 2, 3, 4 пункта 3 статьи 9 Закона о погребении.
Если же на момент своей смерти умерший не являлся работником и пенсионером, то есть во всех остальных случаях, финансовое обеспечение по предоставлению услуг по погребению является расходным обязательством субъекта Российской Федерации. В связи с чем, отсутствие факта установления личности умершего влечет невозможность установления того факта, являлся ли он работником или пенсионером и, как следствие, не может быть отнесено к случаям, предусмотренным абзацами 2, 3, 4 пункта 3 статьи 9 Закона о погребении.
В этой связи, расходы на погребение таких граждан должны возмещаться за счет средств субъекта Российской Федерации по аналогии с расходами на погребение неработающих и не являющихся пенсионерами умерших. При этом гарантии, предоставляемые при погребении умерших, личность которых не установлена, не могут быть ниже уровня аналогичных гарантий, предоставляемых при погребении умерших, не работающих и не являющихся пенсионерами.
Вместе с тем, органы, осуществляющие возмещение стоимости услуг, оказанных специализированной службой согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определены статьей 9 (пункт 3) ФЗ "О погребении и похоронном деле", в соответствии с которой такое возмещение производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
При определении публично-правового образования, за счет казны которого осуществляется финансовое обеспечение затрат по захоронению умерших, следует исходить из положений статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 9-12 Закона о погребении, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Расходы на погребение таких граждан должны возмещаться за счет средств субъекта Российской Федерации по аналогии с расходами на погребение неработающих и не являющихся пенсионерами умерших, что согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, поддержанной в Определении от 15.02.2021 N 302-ЭС20-23613 по делу N А19-32109/2018, от 29.04.2016 N 303-ЭС15-18506 по делу N А51-775/2015.
Основания возникновения гражданских прав и обязанностей установлены статьей 8 ГК РФ, согласно которой гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу требований статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно положениям статьей 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Для применения ответственности, предусмотренной названными статьями, лицо, требующее возмещения убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) государственных органов, должно доказать противоправность действий (бездействия) названных органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) государственных органов и возникшими убытками, а также размер убытков.
В пункте 15 постановле6ния Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса РФ", разъяснено, что в соответствии со ст. 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Основанием данной ответственности является гражданское правонарушение, условиями - определенные законом обстоятельства, установление которых в каждом конкретном случае обеспечивает применение мер ответственности и восстановление нарушенного права.
Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно Бюджетному кодексу РФ и разъяснениям, данным в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам, предъявленным к публично-правовым образованиям, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде.
В соответствии с позицией, изложенной в абзацах втором и третьем пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
Федеральный законодатель, предусматривая гарантию безвозмездного получения гражданами определенного перечня услуг по погребению, определил источники ее финансирования, к которым местные бюджеты не отнесены.
Согласно положению о Министерстве финансов Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 23.12.2008 N 120пп, ответчик является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим управление областными финансами, составление проекта областного бюджета, организацию и исполнение областного бюджета, обеспечение управления областным государственным долгом, казначейское исполнение областного бюджета, а также осуществляющим финансовый контроль в установленной сфере деятельности.
Как правильно установлено судом первой инстанции, выделение из бюджета соответствующего уровня в достаточном объеме денежных средств на финансирование спорных услуг ответчиком не доказано.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 126 ГК РФ).
Рассматривая иски, предъявленные согласно статье 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Следовательно, при удовлетворении указанных исков взыскание денежных средств осуществляется за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (абзац второй пункта 4 статьи 214 ГК РФ).
При этом недопустимо ограничение источников взыскания путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит статьям 126, 214, 215 ГК РФ. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.
Таким образом, при удовлетворении иска взыскание денежных средств производится за счет средств казны соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.
При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
В данном случае ответчиком по делу является субъект Российской Федерации - Иркутская область, за счет средств казны которой и должна быть взыскана соответствующая сумма.
В силу статьи 1071 ГК РФ от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Согласно пункту 3 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.
Согласно абзацу четвертому пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что положения статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
Согласно Положению о Министерстве финансов Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 23.12.2008 N 120- пп, Министерство относится к исполнительным органам государственной власти Иркутской области и осуществляет управление областными финансами, составление проекта областного бюджета, организацию и исполнение областного бюджета, обеспечение управления областным государственным долгом, казначейское исполнение областного бюджета, представление интересов областной казны в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах. В сфере управления финансами Министерство осуществляет функции по исполнению судебных актов о взыскании средств областного бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством. Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области полномочиями выступать от имени казны области не наделено.
Учитывая изложенное, в настоящем случае взыскание денежных средств на основании судебного акта по делу должно производиться с ответчика - Иркутской области за счет казны соответствующего бюджета в лице Министерства финансов Иркутской области, как органа, осуществляющего исполнение судебных актов о взыскании средств с областного бюджета в порядке, установленном действующим законодательством, что не противоречит правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 10.10.2018 N 302-ЭС18-17001.
С учетом конкретных обстоятельств дела, возложение обязанности по компенсации расходов на Иркутскую область в лице Министерства финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области является обоснованным.
Предъявленные истцом расходы по возмещению стоимости услуг по погребению умерших граждан (не пенсионеры, не работающие), личность которых установлена, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников, либо законного представителя умершего, в размере 178 435 руб. 84 коп. должны быть возмещены ответчиком в лице Министерства финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта. Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 апреля 2023 года по делу N А19-1459/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.А.Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-1459/2023
Истец: МУП "Ритуал" г.Иркутска
Ответчик: Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области
Третье лицо: Администрация города Иркутска, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области