г. Ессентуки |
|
5 июля 2023 г. |
Дело N А63-8787/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.06.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.07.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жукова Е.В., судей: Цигельникова И.А., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Красса Л.П., при участии в судебном заседании представителей контрольно - счетной палаты Ставропольского края - Ульева Д.В. (по доверенности от 09.01.2022) и Пузановой Е.Н. (доверенность N 01-10/6 от 09.01.2023), представителя индивидуального предпринимателя главы КФХ Курбанова Шамиля Даудовича - Труфановой Т.А. (по доверенности от 01.02.2023), в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя главы КФХ Курбанова Шамиля Даудовичу и контрольно - счетной палаты Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.04.2023 по делу N А63-8787/2022, принятое по заявлению министерства сельского хозяйства Ставропольского края, г. Ставрополь, к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Курбанову Шамилю Даудовичу, Ставропольский край, Апанасенковский район, с. Апанасенковское, ИНН 260203639903, третье лицо: контрольно-счетная палата Ставропольского края, о взыскании средств гранта,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Ставропольского края обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Главе КФХ Курбанову Шамилю Даудовичу о взыскании полученных рамках реализации программы средств гранта в размере 9 398 135 рублей в бюджет Ставропольского края.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 10.04.2023 по делу N А63-8787/2022 заявление удовлетворено частично. Суд взыскал с индивидуального предпринимателя главы КФХ Курбанова Шамиля Даудовичу, в доход бюджета Ставропольского края сумму гранта в размере 1 993 815,39 рубля. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ставропольского края от 10.04.2023 по делу N А63-8787/2022 контрольно-счетная палата Ставропольского края обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым требования удовлетворить в полном объеме.
Также согласившись с решением Арбитражного суда Ставропольского края от 10.04.2023 по делу N А63-8787/2022 ИП глава крестьянского (фермерского) хозяйства Курбанов Ш.Д. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
В обоснование жалоб, апеллянты ссылаются на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыв на апелляционную жалобу контрольно-счетная палата Ставропольского края, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы ИП глава крестьянского (фермерского) хозяйства Курбанов Ш.Д.
В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя главы КФХ Курбанова Шамиля Даудовича поддерживал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, свою апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители контрольно - счетной палаты Ставропольского края поддерживали доводы своей апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, свою апелляционную жалобу - удовлетворить, также поддерживали доводы отзыва на апелляционную жалобу ИП главы КФХ Курбанова Шамиля Даудовича, просили апелляционную жалобу ИП главы КФХ Курбанова Шамиля Даудовича оставить - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Правильность главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционным жалобам, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.04.2023 по делу N А63-8787/2022 в обжалуемых частях следует оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Министерство сельского хозяйства Ставропольского края является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края на проведение мероприятий по предоставлению грантов на "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края на 2015-2017 годы". В целях устойчивого развития животноводства в крестьянско-фермерских хозяйствах Ставропольского края и обеспечения населения высококачественными сельскохозяйственными продуктами, приказом министерства от 17.10.2014 N 448 утверждена ведомственная целевая программа "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края на 2015 - 2017 годы" (далее - программа), мероприятия которой направлены на развитие и увеличение числа семейных животноводческих ферм, создаваемых в крестьянско-фермерских хозяйствах.
Предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 05.06.2012 N 185-п "Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на развитие семейных животноводческих ферм".
ИП главой КФХ Курбановым Ш.Д. в министерство была подана заявка на участие в конкурсном отборе от 14.07.2015 N 11.
По итогам конкурсного отбора ИП главе КФХ Курбанову Ш.Д. в соответствии с Соглашением о развитии семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства N 257/15 от 23.07.2015 (далее -соглашение) предоставлен грант в размере 9 992 880 рублей на развитие семейной животноводческой фермы.
Планом расходов к бизнес-плану ИП главы КФХ Курбанова Ш.Д. предусмотрены расходы на общую сумму 16 654 800 рублей, в том числе за счет средств гранта 9 992 880 рублей, за счет собственных средств получателя - 1 665 480 рублей, заемных средств - 4 996 440 рублей.
В результате внесения изменений в бизнес-план и план расходов в качестве обязательной доли софинансирования (40%) предусмотрено использование собственных средств на сумму 6 661 920 руб. (без привлечения заемных средств), а также изменены отдельные направления расходования, в частности: направление "Реконструкция коровника" изменено на "Капитальный ремонт, техническое перевооружение птичника - телятника" и "Приобретение трактора, миксера кормораздатчика, погрузчика универсального".
Средства гранта в размере в полном объеме перечислены на счет ИП главы КФХ Курбанова Ш.Д., открытый в ОАО "Россельхозбанк", что подтверждается платежными поручениями от 30.07.2015 N 61298 и от 06.08.2015 N 130380.
В соответствии с Планом работы Контрольно-счетной палатой в силу предусмотренных законом полномочий проведено контрольное мероприятие по проверке законности, результативности, эффективности использования средств бюджета Ставропольского края выделенных на поддержку и развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ.
По результатам проверки контрольно-счетной палатой составлен акт от 10.02.2022, в котором изложены итоги проверки, выявленные нарушения в части использования бюджетных средств, в том числе и в отношении Главы КФХ Курбанова Ш.Б.
Контролирующий орган пришел к выводу о наличии нарушений бюджетного законодательства, а именно: в нарушение пункта 3.2.6 Соглашения N 257/15 Глава КФХ Курбанов Ш.Д. не произвел оплату за счет собственных средств не менее 40% стоимости каждого наименования приобретаемого за счет средств гранта имущества, выполняемых работ, услуг по следующим сделкам:
- АО "Металторг" по договору от 27.07.2018 N 247 на общую сумму 2 244 735,35 руб. на капитальный ремонт фермы, поставка металлоконструкций (сумма исполнения - 2 143 592,15 руб. (грант - 1 346 841,21 руб., собственные - 800 143,80 руб.);
- ООО "Веста" по договору от 15.05.2017 N 18 по капитальному ремонту фермы на сумму 1 078 290,31 руб. (сумма исполнения - 724 858,78 руб. (грант - 646 974,18 руб., собственные - 77 884,60 руб.).
Также контрольным мероприятием установлено, что средства гранта в сумме 588 000 руб. по договору от 24.05.2017 N 1, заключенному с ИП Жук С.И. использованы ИП главой КФХ Курбановым Ш.Д. не по целевому назначению, а также ответчику вменяется несвоевременное представление отчетов о целевом расходовании средств гранта, указание недостоверных сведений в отчетах.
В адрес министерства сельского хозяйства Ставропольского края конрольно-счетной палатой направлено представление, в котором указано на обязанность принять меры по устранению выявленных в ходе контрольного мероприятия недостатков и нарушений, а также по возврату в доход краевого бюджета Главами КФХ неправомерно использованных денежных средств.
Министерством в адрес ответчика направлено письмо от 15.02.2022 N 14-24/1588 с требованием всей суммы гранта, согласно условиям соглашения, которое Курбановым Ш.Б. не исполнено.
Отказ предпринимателя возвратить денежные средства добровольно, явилося основанием для обращения министерства сельского хозяйства в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя частично заявленные требования суд первой инстанции, правомерно исходил из следующего.
На основании пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Предоставление субсидии осуществлялось министерством в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 05.06.2012 N 185-п, которым утвержден Порядок предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на развитие семейных животноводческих ферм (далее - Порядок N 185-п), регулирующий в соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ, предоставление субсидий из бюджета Ставропольского края.
На основании названного документа заключено соглашение между Минсельхозом СК и ИП главой КФХ Курбановым Ш.Б.
В целях реализации плана расходов ИП главой КФХ Курбановым Ш.Д. были заключены сделки на общую сумму 16 944 472,87 руб. (с учетом уточненной суммы):
- на реконструкцию коровника (капитальный ремонт, техническое перевооружение птичника, телятника) - 5 194 000,84 рубля, в том числе: средства гранта - 3 116 000,70 руб., собственные средства - 2 007 000,94 рубля;
- установка системы уровнего отопления на 150 голов КРС - 480 000 руб., в том числе: за счет средств гранта - 288 000 руб., за счет собственных - 192 000 руб.;
- установка стойлового оборудования на 150 голов КРС - 630 000 рублей, в том числе: средства гранта- 378 руб., собственные средства - 252 000 руб.;
- приобретение транспортера ТСН -2Б - 780 000 руб., в том числе: средства гранта - 468 000 рублей, собственные - 312 000 руб.;
- приобретение маточного поголовья - 3 000 000 руб., в том числе: средства гранта - 1 800 000 руб., собственные средства -1 200 000 руб.;
- КРС мясного направления - 3 700 000 руб., в том числе: средства гранта - 2 220 000 руб., собственные средства - 1 480 000 руб.,
- приобретение промышленной мясорубки - 58 000 руб., в том числе: средства гранта - 34 000, 80 руб., собственные средства - 23 000, 30 руб.;
- реконструкция объекта для переработки - 444 000, 80 руб., в том числе: средства гранта - 266 000.88 руб., собственные средства - 177 000,92 руб.;
- проектные работы -650 000 руб., в том числе: средства гранта - 390 000 руб., собственные средства - 260 000 руб.;
- приобретение трактора, миксера кормораздатчика, погрузчика, универсального КУН-2000-0 и ковш-кун 2000-2 - 1 717 000,16 руб., в том числе: средства гранта - 1 030 000,30 руб., собственные средства - 686 000,86 руб.
Итого общая сумма использованных средств составила - 16 654 000, 80 руб., в том числе: средства гранта - 9 992 000,28 руб., собственные средства - 6 661 000, 92 руб.
Ответчиком, в целях реализации проекта заключены сделки на приобретение товаров и услуг, договоры по которым представлены в министерство сельского хозяйства Ставропольского края, в свою очередь, министерством выданы разрешения на перечисление средств гранта с расчетного счета ответчика:
- от 05.08.2015 N 1 по договору с ИП Магомедовым Ш.О. на приобретение КРС от 05.08.2015 N 1 на сумму 1 000 000 рублей (600 000 руб. - грант, 400 000 руб. - собственные));
- от 30.07.2015 N 55/15 - договор с ООО "Югспецсервис" на приобретение технологического оборудования для фермы от 30.07.2015 N 55/15 на сумму 1 948 000 руб. (средства гранта - 1 168 800 руб., собственные - 779 200 руб.);
- от 09.09.2015 N 13 - договор по разработке ПСД с ООО "Агро-Проект" от 04.09.2015 N 28а/2015 на сумму 650 000 руб. (грант - 390 000 руб., собственные - 260 000 руб.);
- от 09.09.2015N 14 по договору с Курбановым А.Г. от 07.09.2015 на сумму 2 700 000 руб. (грант - 1 620 000 руб., собственные - 1 080 000 руб.);
- от 09.09.2015 N 15 - договор на приобретение КРС от 07.09.2015 с Кандаевым Б.А. на сумму 3 000 000 руб.)грант - 1 800 000 руб., собственные - 1 200 000 руб.);
- от 27.07.2017 N 245 - договор от 05.07.2017 N ОП-СТА 1855 с ООО "Оптторг" на сумму 121 298 руб. (грант - 72 778 руб., собственные - 48 520 руб.);
- от 27.07.2017 N 246 по договору с ООО "Веста" от 15.05.2017 N 18 по капитальному ремонту фермы на сумму 1 078 290,31 руб. (сумма исполнения - 724 858,78 руб. (грант - 646 974,18 руб., собственные - 77 884,60 руб.);
- от 27.07.2017 N 247 - договор от 24.05.2017 N 1 с ИП Жук С.И. на сумму 1 050 000 руб. (грант - 630 000 руб., собственные - 420 000 руб.);
- от 27.07.2017 N 248 - договор от 01.05.2017 N 4Д4207 с АО "Металлторг" на сумму 2 244 735,35 руб. на капитальный ремонт фермы, поставка металлоконструкций (сумма исполнения - 2 143 592,15 руб. (грант - 1 346 841,21 руб., собственные - 800 143,80 руб.);
- от 03.05.2017 N 257 - по договору от 01.08.2017 N 410.08/17 КПВ с ООО "ТД МТЗ-Ставрополь" на сумму 1 860 000 руб. по комплектации фермы оборудованием и техникой (грант - 1 116 000 руб., собственные - 744 000 руб.);
-от 03.05.2017 N 258 по договору от 01.08.2017 N 368-08/17 МЧЗ на сумму 205 150 руб. (грант - 123 090 руб., собственные 82 100 руб.);
- от 03.08.2017 N 261 по договору с ООО "Агро Центр "Триумф" от 02.08.2017 N 96 на сумму 1 086 999,12 руб. (грант - 478 070,21 руб., собственные - 608 929 руб.).
Сумма всех договоров составила - 16 994 472,87 руб., средства гранта - 9 992 554 руб., собственные 6 500 777,40 руб.
По условиям соглашения (пункт 2.1), предоставление получателю гранта осуществляется на следующих условиях:
- имущество, закупаемое за счет гранта, используется получателем исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фирмы;
- все активы, приобретенные за счет гранта, должны быть зарегистрированы на получателя и использоваться КФХ на территории Ставропольского края и только в деятельности крестьянского фермерского хозяйства получателя;
- расходование получателем собственных средств в размере не менее 40% стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов получателя на развитие семейной животноводческой фермы, включающим расходы в разрезе наименований (статей), соответствующих предусмотренным пунктом 4 Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на развитие семейных животноводческих ферм утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 5 июня 2012 года N 185-п "Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на развитие семейных животноводческих ферм". В качестве собственных средств получатель может предъявить не более 30% не субсидируемых кредитов;
- согласие получателя на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля обязательных проверок соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления гранта.
Ответчик по данному соглашению обязался израсходовать грант в течение 24 месяцев (пункт 3.2.7 соглашения) на цели указанные в подпункте 3.2.3 соглашения, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы.
Предпринимателю перечислено 9 992 554 руб. гранта.
В соответствии с пунктом 25 Порядка N 185-П (в редакции, действовавшей в спорный период), предусмотрены основания возврата гранта в доход краевого бюджета в полном объеме в случаях:
- неисполнения условия предоставления гранта;
- установления факта представления ложных сведений в целях получения гранта;
- установления факта невыполнения условий соглашения;
- установления факта нецелевого использования гранта.
В случаях, предусмотренных абзацами вторым - четвертым настоящего пункта, средства гранта подлежат возврату в доход краевого бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в полном объеме.
Аналогичные положения предусмотрены условиями соглашения, заключенного между Минсельхозом СК и ИП главой КФХ Курбановым Ш.Б., а именно пунктом 3.1.7, согласно которому в полном объеме средства гранта подлежат возврату в случае неисполнения получателем условий настоящего соглашения, условий предоставления гранта, предоставления ложных сведений в целях получения гранта, и (или) установления факта нецелевого использования гранта.
Судом первой инстанции, исходя из анализа всех обстоятельств дела, оценки соразмерности заявленных во взысканию сумм и возможных финансовых последствий для каждой из сторон, с учетом того, что цели, изложенные в государственной программе частично достигнуты, пришел к выводу об отсутствии оснований для возврата гранта в размере, превышающем 1 993 815,39 руб., поскольку планом расходов к бизнес-плану ИП главы КФХ Курбанова Ш.Д. предусмотрены расходы на общую сумму 16 654 800 рублей, в том числе за счет средств гранта 9 992 880 рублей, за счет собственных средств получателя - 6 661 920 руб.). В целях реализации плана расходов ИП главой КФХ Курбановым Ш.Д. были заключены сделки на указанную сумму, в том числе по направлению "Капитальный ремонт, техническое перевооружение птичника - телятника" на который по плану расходов предусмотрена общая сумма 5 194,84 тыс. руб., в том числе грант - 3 116,70 тыс. руб., собственные средства - 2 077,94 тыс. руб.; заключены договоры на приобретение строительных материалов (ООО "ОПТТОРГ", ООО "Веста"), приобретение бетона (ИП Жук С.И.), поставку металлоконструкций (АО "Металлоторг").
Для оплаты по направлению "Капитальный ремонт, техническое перевооружение птичника - телятника" (Капитальный ремонт или текущий ремонт семейной животноводческой фермы и производственных объектов по переработке продукции животноводства) Министерством выданы разрешения:
- от 27.07.2017 N 245 (ООО "ОПТТОРГ") - средства гранта 72 778,8 руб. (что составляет 60% от счета на оплату ООО ОПТТОРГ N СТА00212 от 05.07.2017 на сумму 121 298,0 руб.), собственные средства (40%) оплачены согласно платежному поручению N 10 от 13.11.2017 в сумме 48 520,0 руб.;
- от 27.07.2017 N 246 (ООО "Веста") - средства гранта 646 974,18 руб. (что составляет 60% от счетов на оплату N ВЕ000003206 от 05.07.2017 на сумму 350 894,65 руб., и N ВЕ000003207 от 05.07.2017 на сумму 727 395,66 руб.). Счет на оплату N ВЕ000003245 от 12.07.2018 Курбановым Ш.Д. оплачен за счет собственных средств по платежному поручению от 05.08.2019 на сумму 77 884,6 руб., (не соответствует обязательной доле софинансирования собственными средствами);
- от 27.07.2017 N 247 ИП Жук СИ. средства гранта 630 000 руб. (что составляет 60% счета на оплату N 3 от 24.05.2017 на сумму 1 050 000 руб.), собственные средства (40%) оплачены ИП главой КФХ Курбановым Ш.Д. согласно платежному поручению N 21 от 11.12.2 в сумме 420 000 руб.
- от 27.07.2017 N 248 ООО "Металлоторг" - средства гранта 1 346 841,21 руб. (что составляет 60% от счета на оплату N ст. 9679 от 21.07.2017 на сумму 2 244 735,35 руб.). Собственные средства были оплачены ИП главой КФХ Курбановым Ш.Д. на сумму 800 143,8 руб., (не соответствует обязательной доле софинансирования собственными средствами).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ответчик исполнил частично принятые на себя обязательства в рамках этапов работ, в связи с чем удовлетворение требования о возврате субсидии в полном объеме за все этапы работ будет свидетельствовать о явной несоразмерности и нарушении баланса интересов сторон.
Суд посчитал возможным возвратить субсидию, в сумме 1 993 815,39 рублей, учитывая следующие.
Согласно пункту 6 Порядка N 185-п (в ред. 08.06.2015) грант предоставляется получателю при условии расходования им по плану расходов получателя на развитие семейной животноводческой фермы собственных средств в размере не менее 40 процентов, включающему расходы в разрезе наименований (статей), соответствующих предусмотренным пунктом 4 Порядка N 185-п целям.
Пунктом 2.1 соглашения N 257/15 также предусмотрено, что предоставление получателю гранта осуществляется при условии расходования получателем собственных средств в размере не менее 40 процентов стоимости каждого наименования приобретаемого за счет гранта имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов получателя на развитие семейной животноводческой фермы, включающем расходы в разрезе наименований (статей).
Согласно пункту 3.2.6 соглашения N 257/15 установлено, что получатель обязан оплачивать за счет собственных средств не менее 40% стоимости каждого наименования приобретаемого за счет средств гранта имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг.
Материалами дела установлено, что Курбановым Ш.Б. предоставлены документы об оплате собственных средств на сумму 1 346,55 тыс. рублей по АО "Металлоторг" (что составляет 30,65% от стоимости товаров, приобретенных с использованием средств гранта) и по ООО "Веста" собственные средства - 77 884,6 руб., что не соответствует обязательной доле софинансирования собственными средствами.
В связи с чем, ИП главой КФХ Курбановым Ш.Д. нарушено условие предоставления гранта, предусмотренное пунктом 6 Порядка N 185-п и условия соглашения (пункт 2.1, 3.2.6 соглашения N 257/15) о расходовании получателем собственных средств в размере не менее 40 процентов стоимости каждого наименования приобретаемого за счет гранта имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов получателя на развитие семейной животноводческой фермы, включающем расходы в разрезе наименований (статей).
Довод апелляционной жалобы о покупке и оплате за счет собственных средств по товарной накладной ст.9221 от 05.07.2018 и дубликату квитанции от 04.07.2018 получил надлежащую оценку при рассмотрении дела и доводы были отклонены судом первой инстанции как несостоятельные. Указанные документы не подтверждают выполнение ИП главой КФХ Курбановым Ш.Д. условий софинансирования приобретаемого товара за счет средств собственных средств.
Также в жалобе ответчика указано, что ИП главой КФХ Курбановым Ш.Д. 21.09.2020 произведена оплата на сумму 177 572,88 рублей АО "Металлоторг" в счет погашения задолженности по ранее произведенным расчетам. Вместе с тем, документы, подтверждающие наличие задолженности перед АО "Металлоторг" по договору поставки N 4Д4207 от 01.05.2017 или "ранее произведенных расчетов" ИП главой КФХ Курбановым Ш.Д. не представлены. Ксерокопия счета N ст12023 от 17.09.2020 и ксерокопия платежного поручения N 1 от 21.09.2020 не содержат сведений подтверждающих, что оплата указанных средств осуществлялась именно в рамках использования средств гранта по Соглашению N 257/15. Срок действия соглашения установлен 5 лет и истек 23.07.2020. Тот факт, что Курбановым Ш.Д. приобретались какие-либо металлоизделия в сентябре 2020 года у АО "Металлоторг" не свидетельствует о надлежащем исполнении им условий соглашения и не подтверждают выполнение обязанностей по софинансированию приобретаемого получателем имущества, оплаченного за счет средств гранта.
В обоснование своих требований в апелляционной жалобе представитель ответчика ссылается на заключение специалиста Копыстко Н.Л. N 2021/01/02 от 02.02.2021 (полученное задолго до начала рассмотрения судебного спора) как на подтверждение исполнения условий соглашения.
Вместе, с тем согласно указанному заключению собственных средств АО "Металлоторг" оплачено 850 019,6 рублей (что не соответствует обязательной доле софинансирования). Заключение также не содержит сведений об оплате 177 572,88 руб. в счет софинансирования АО "Металлоторг" по соглашению, а также о платежном поручении N 201885 от 22.01.2020 на оплату 354 000 руб. ООО "Веста".
Доводы контрольно счетной палаты Ставропольского края также подлежат отклонению на основании следующего.
Правительством Российской Федерации в 2010 году запущена долгосрочная программа по государственной поддержке в форме субсидирования, главная цель которой - развитие кооперации российских высших учебных заведений, научных учреждений и производственных предприятий, развитие научной и образовательной деятельности в российских вузах, стимулирование использования производственными предприятиями потенциала российских высших учебных заведений и научных учреждений для развития наукоемкого производства и стимулирования инновационной деятельности в российской экономике.
Указанная программа действует на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 N 218 (далее - Постановление), утвердившего Правила предоставления субсидий на развитие кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств (далее - Правила N 218).
Обязательство по возврату субсидии относится к мерам ответственности за неисполнение обязательств по Соглашению, и для ее применения необходимо установить все элементы состава правонарушения, то есть Правилами N 218 и Соглашением не предусмотрено безусловное истребование субсидии в полном объеме при добросовестном поведении получателя субсидии.
Суть правового регулирования, закрепленного в Правилах N 218, заключается, прежде всего, в стимулировании добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Субсидия безусловно должна быть возвращена по двум основаниям: при получении субсидии лицом, не имеющим по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (в силу статья 78 БК РФ); при использовании средств нецелевым образом как мера бюджетного принуждения (статья 306.4 БК РФ).
В настоящем деле указанные выше безусловные основания для возврата субсидии в полном объеме отсутствуют.
Доводы о невозможности реализации проекта не подтверждены и противоречат фактическим обстоятельствам. Доказательств наличия неустранимых замечаний и нарушений при выполнении ответчиком соглашения истцом также не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционнах жалоб.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального, процессуального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.02.2023 N Ф08-584/2023 по делу N А63-19828/2020), вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.04.2023 по делу N А63- 8787/2022 в обжалуемых частях оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-8787/2022
Истец: Министерство сельского хозяйства СК
Ответчик: Курбанов Шамиль Даудович
Третье лицо: КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ