г. Санкт-Петербург |
|
05 июля 2023 г. |
Дело N А56-112435/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: Арутюнян М.В. по доверенности от 17.01.2022
от заинтересованного лица: Свайкина Т.Г. по доверенности от 28.12.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14437/2023) общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.04.2023 по делу N А56-112435/2022 (судья Селезнёва О.А.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании распоряжения от 03.10.2022 N 3150-рл
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании распоряжения Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция, ГЖИ Санкт-Петербурга) от 03.10.2022 N 3150-рл об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга.
Решением суда первой инстанции от 21.04.2023 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 21.04.2023, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции не направлен запрос в ФССП России с целью проверки актуальности постановления судебного пристава-исполнителя от 28.12.2021 по исполнительному производству N 43267/20/78022-ИП. Также податель жалобы полагает, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции не учтены положения статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о том, что способ управления может быть изменен на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с протоколом общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: г.Санкт-Петербург, Красногвардейская площадь, д.6, лит.А (далее - МКД) от 22.07.2022 N 1/2021 общим собранием собственников, проходившем в форме очно-заочного голосования в период с 26.06.2022 по 22.07.2022, в том числе приняты следующие решения:
- расторгнуть в одностороннем порядке договор управления многоквартирным домом с ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" (вопрос N 3);
- утвердить ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" а качестве управляющей организации многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, Красногвардейская площадь, д.6, лит.А (вопрос N 5);
Общество направило в Инспекцию уведомление вх. N 08-11-17933/22-0-0 от 10.08.2022 с приложением протокола общего собрания от 22.07.2022 N 1/2021, реестра собственников помещений многоквартирного дома, реестра присутствующих лиц на общем собрании, сообщения о проведении общего собрания, письменных решений (бюллетеней) собственников помещений, принявших участие в проведении общего собрания, проекта договора управления многоквартирным домом, договора управления многоквартирным домом, технических условий.
Инспекцией вынесено распоряжение от 23.08.2022 N 2621-рл о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург на срок, не превышающий 30 рабочих дней до 03.10.2022, в связи с несоответствием заявления и документов требованиям пункта 5 Порядка N 938/пр:
- подпункту "б" пункта 5 Порядка N 938/пр, а именно: реквизиты договора управления многоквартирным домом, указанные в заявлении, не соответствуют реквизитам договора управления многоквартирным домом, размещенным в ГИС ЖКХ;
- подпункту "в" пункта 5 Порядка N 938/пр а именно: сведения о многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, Красногвардейская площадь, д.6, лит.А, размещены в разделе Реестра, содержащем перечень адресов многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат ООО "Жилкомсервис N1 Красногвардейского района". От лицензиата (ООО "Жилкомсервис N1 Красногвардейского района") заявлений о внесении изменений в Реестр в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом по указанному адресу в Инспекцию не поступало.
Письмом от 30.08.2022 Общество во исполнение распоряжения от 23.08.2022 N 2621-рл направило в Инспекцию договор управления, утвержденный протоколом общего собрания собственников от 22.07.2022 N 1/2021 (с указание номера договора); пояснило, что Обществом размещен договор управления с реквизитами в системе ГИС ЖКХ (номер заявки 178163803 от 25.08.2022). Кроме того, Обществом направлено обращение в ООО "ЖКС N1 Красногвардейского района" о необходимости внесения изменений в реестр лицензий в связи с расторжением договора управления МКД по адресу: Санкт-Петербург, Красногвардейская площадь, д.6, лит.А.
По результатам рассмотрения представленных Обществом документов, ГЖИ Санкт-Петербурга вынесено распоряжение от 03.10.2022 N 3150-рл об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга в связи с несоответствием заявления и документов условиям, установленным пунктом 5 Порядка N 938/пр, а именно: подпункту "б" пункта 5 Порядка N 938/пр, со ссылкой на то, что реквизиты договора управления многоквартирным домом, указанные в заявлении, не соответствуют реквизитам договора управления многоквартирным домом, размещенным в ГИС ЖКХ; на запрос Инспекции от 24.08.2022 N08-11-17933/22-0-2 замечания, указанные в решении (распоряжении) Инспекции от 23.08.2022 N2621-рл, лицензиатом не устранены. Кроме того, в Инспекцию поступило постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП ГУУФССП России по г. Санкт-Петербургу Виноградовой Н.А. от 28.12.2021 к ИП N 43267/20/78022-ИП о запрете вносить изменения в Реестр лицензии, направленные на исключение сведений о многоквартирных домах из Реестра и закрепления за иными управляющими компаниями, находящиеся на обслуживании ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" многоквартирные дома.
Полагая, что распоряжение Инспекции от 03.10.2022 N 3150-рл является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 21.04.2023 в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в этом доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Частью 1.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в числе прочих в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (в данном случае Мурманской области). Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В части 2 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Согласно части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 названной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора), в том числе,
- в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 110, частями 7 и 8 статьи 135 ЖК РФ на основании уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом.
Указанное уведомление должно содержать сведения, указанные в пункте 2 Порядка N 938/пр; к уведомлению должны быть также приложены документы, перечисленные в пункте 3 Порядка N 938/пр.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений,
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В соответствии с пунктом 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, сведения об многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, Красногвардейская площадь, д.6, лит.А (далее - МКД) ранее были внесены в раздел Реестра лицензий, содержащих перечень адресов многоквартирных домов, в отношении которых лицензиатом - ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" осуществляется предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с протоколом общего собрания собственников МКД от 22.07.2022 N 1/2021 общим собранием собственников, проходившем в форме очно-заочного голосования в период с 26.06.2022 по 22.07.2022, в том числе приняты следующие решения:
- расторгнуть в одностороннем порядке договор управления многоквартирным домом с ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" (вопрос N 3);
- утвердить ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" а качестве управляющей организации многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, Красногвардейская площадь, д.6, лит.А (вопрос N 5);
- заключить договор управления многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, Красногвардейская площадь, д.6, лит.А (вопрос N 6).
Общество направило в Инспекцию уведомление вх. N 08-11-17933/22-0-0 от 10.08.2022 с приложением протокола общего собрания от 22.07.2022 N 1/2021, реестра собственников помещений многоквартирного дома, реестра присутствующих лиц на общем собрании, сообщения о проведении общего собрания, письменных решений (бюллетеней) собственников помещений, принявших участие в проведении общего собрания, проекта договора управления многоквартирным домом, договора управления многоквартирным домом, технических условий.
Инспекцией вынесено распоряжение от 23.08.2022 N 2621-рл о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург на срок, не превышающий 30 рабочих дней до 03.10.2022, в связи с несоответствием заявления и документов требованиям пункта 5 Порядка N 938/пр:
- подпункту "б" пункта 5 Порядка N 938/пр, а именно: реквизиты договора управления многоквартирным домом, указанные в заявлении, не соответствуют реквизитам договора управления многоквартирным домом, размещенным в ГИС ЖКХ;
- подпункту "в" пункта 5 Порядка N 938/пр а именно: сведения о многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, Красногвардейская площадь, д.6, лит.А, размещены в разделе Реестра, содержащем перечень адресов многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат ООО "Жилкомсервис N1 Красногвардейского района". От лицензиата (ООО "Жилкомсервис N1 Красногвардейского района") заявлений о внесении изменений в Реестр в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом по указанному адресу в Инспекцию не поступало.
Письмом от 30.08.2022 Общество во исполнение распоряжения от 23.08.2022 N 2621-рл направило в Инспекцию договор управления, утвержденный протоколом общего собрания собственников от 22.07.2022 N 1/2021 с указанием реквизитов договора, соответствующих реквизитам договора, ранее размещенного Обществом в системе ГИС ЖКХ (номер заявки 178163803 от 25.08.2022) (л.д.50. 53 оборот).
Таким образом, указание в распоряжении от 03.10.2022 N 3150-рл на то, что реквизиты договора управления многоквартирным домом, указанные в заявлении, не соответствуют реквизитам договора управления многоквартирным домом, размещенным в ГИС ЖКХ и замечания, указанные в решении (распоряжении) Инспекции от 23.08.2022 N2621-рл, лицензиатом не устранены, является ошибочным.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в Инспекцию поступило постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП ГУУФССП России по г. Санкт-Петербургу Виноградовой Н.А. от 28.12.2021 к ИП N 43267/20/78022-ИП о запрете вносить изменения в Реестр лицензии, направленные на исключение сведений о многоквартирных домах из Реестра и закрепления за иными управляющими компаниями, находящиеся на обслуживании ООО "Жилкомсервис N1 Красногвардейского района" многоквартирные дома.
Обязательность неукоснительного выполнения на всей территории Российской Федерации всеми государственными органами, органами местного самоуправления, гражданами и организациями законных требований судебного пристава-исполнителя предусмотрена частью 1 статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
Исходя из полномочий судебного пристава исполнителя, предусмотренных статьей 64 Закона N 229-ФЗ, постановления могут выноситься не только в отношении должника и взыскателя, а также в отношении иных лиц.
В силу части 3 статьи 6 Закона N 229-ФЗ невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Самостоятельная оценка законности и правомерности постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП ГУУФССП России по г. Санкт-Петербургу Виноградовой Н.А. от 28.12.2021 к ИП N 43267/20/78022-ИП не относится к полномочиям Инспекции.
На момент вынесения оспариваемого распоряжения от 03.10.2022 N 3150-рл Инспекция не располагала сведениями об отмене в установленном порядке вышеуказанного постановления судебного пристава-исполнителя; при этом Порядком N 938/пр и Законом N 229-ФЗ на Инспекцию не возлагается обязанность истребовать у службы судебных приставов информацию с целью проверки актуальности поступившего в адрес Инспекции постановления судебного пристава-исполнителя.
При этом постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП ГУУФССП России по г. Санкт-Петербургу Виноградовой Н.А. от 28.12.2021 к ИП N 43267/20/78022-ИП наложен запрет на внесение изменений в Реестр лицензий, направленных как на исключение из Реестра лицензий, так и на закрепление за иными управляющими компаниями многоквартирных домов, находящихся на обслуживании ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района".
При изложенных обстоятельствах, Инспекция обоснованно восприняла наличие постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП ГУУФССП России по г. Санкт-Петербургу Виноградовой Н.А. от 28.12.2021 к ИП N 43267/20/78022-ИП (с изложенной в нем формулировкой и требованием) как достаточное основание для отказа во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга на основании заявления ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно не установил оснований для признания недействительным распоряжения Инспекции от 03.10.2022 N 3150-рл об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме.
Нарушения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Товарищества и отмены решения суда от 16.11.2022 не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в размере 1500 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежат оставлению на заявителе.
Излишне уплаченная Обществом при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1500 руб. (платежное поручение от 03.04.2023 N 860) подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 апреля 2023 года по делу N А56-112435/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 03.04.2023 N860.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-112435/2022
Истец: ООО "ЖКС N3 Красногвардейского района"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга