01 февраля 2023 г. |
Дело N А84-1932/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.02.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кравченко В.Е., судей Градовой О.Г., Кузняковой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Али Баир" - Калинина Ю.А., представитель по доверенности от 11.11.2022 б/н; Щеголёва Т.В., директор, полномочия подтверждены выпиской из ЕГРЮЛ,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Али Баир" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 26 мая 2022 года по делу N А84-1932/2020, принятому по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Али Баир" к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании решения незаконным и обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Али Баир" (далее - Общество, заявитель, ООО "Али Баир") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о:
- признании ошибочными сведения в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) о категории земельных участков с кадастровыми номерами 91:01:029001:21, 91:01:029001:58, 91:01:029001:66, 91:01:029001:85, 91:01:029001:87, 91:01:029001:88, 91:01:029001:113, 91:01:029001:118, 91:01:029001:119, 91:01:029001:151, 91:01:029001:238;
- признании незаконными решения Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя (далее - Севреестр) от 28.01.2020 N 349/01-24-01-05/02/20 об отказе во внесении в ЕГРН исправленные сведения о категории земельных участков с кадастровыми номерами 91:01:029001:21, 91:01:029001:58, 91:01:029001:66, 91:01:029001:85, 91:01:029001:87, 91:01:029001:88, 91:01:029001:113, 91:01:029001:118, 91:01:029001:119, 91:01:029001:151, 91:01:029001:238.
В качестве устранения своих нарушенных прав ООО "Али Баир" просило возложить на Севреестр обязанность внести сведения о категории земельных участков с кадастровыми номерами 91:01:029001:21, 91:01:029001:58, 91:01:029001:66, 91:01:029001:85, 91:01:029001:87, 91:01:029001:88, 91:01:029001:113, 91:01:029001:118, 91:01:029001:119, 91:01:029001:151, 91:01:029001:238 по правилам, установленным Постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 N 228-ПП "Об утверждении порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя".
В деле также в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, участвовал Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 26.05.2022 в удовлетворении заявленных требований Общества отказано по тем основаниям, что сведения о категории спорных земельных участков Севреестром внесены в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд, оспаривая выводы суда о незаконности действий Севреестра по отказу во внесении в ЕГРН сведений о категории спорных земельных участков. Доводы жалобы мотивированы тем, решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права и процессуального права, изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2022 апелляционная жалоба принята к производству.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Севреестр в отзыве возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в своих возражениях отмечает, что является только регистрирующим органом, осуществляющим функции в отнесенных к его ведению сферах деятельности в соответствии с Положением о Севреестре, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 19.01.2017 N 23-ПП, и в силу норм действующего законодательства, не уполномочен на установление категорий земельных участков.
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя не обеспечил явку своего полномочного представителя в суд апелляционной инстанции, извещен о дате и месте итогового судебного заседания надлежащим образом, направил в адрес суда отзыв на апелляционную жалобу ООО " Али Баир", в котором высказывает позицию относительно того, что доводы апелляционной жалобы заявителя по настоящему делу направлены по своей сути на переоценку выводов арбитражного суда первой, апелляционной и кассационной инстанции, сделанных в рамках дела N А84-4401/2020, полагает, что решение суда первой инстанции обоснованное и соответствует закону, в свою очередь, апелляционная жалоба ООО "Али Баир" основана на неверном толковании норм материального права и удовлетворению не подлежит.
Позиция третьего лица по данному делу сводится к тому, что из приведенных требований статьи 5 Закона N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" вытекает, что одной из особенностей регулирования земельных отношений - на территории города федерального значения Севастополя является правило, по которому категорию земель населенных пунктов устанавливается не для всех земельных участков, расположенных в границах субъекта РФ - Севастополя, а только для тех земельных участков, которые расположены в границах населенных пунктов, входящих в состав города федерального значения Севастополя, в связи с чем указывает на ошибочное толкование заявителем закона и отсутствие обязанности у Севреестра самостоятельно определять и вносить сведения о категории земельных участков. Остальные возражения на заявление и апелляционную жалобу подробно изложены в отзыве Департамента, приобщенного к материалам дела.
В итоговом судебном заседании 25 января 2023 года представители Общества подтвердили свои правовые позиции, изложенные в жалобе
Представители Севреестра и Департамента в это судебное заседание не явились, с учетом позиции, изложенной в апелляционной жалобе и дополнительных пояснениях, отзывах заинтересованного лица и третьего лица и надлежащего извещения о начавшемся апелляционном процессе, судебная коллегия в соответствии со статьями 156,266,268 АПК РФ, допустила рассмотрение апелляционной жалобы ООО "Али Баир" при имеющейся явки участников судебного разбирательства.
Повторно рассмотрев дело по правилам главы 34 АПК РФ, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие юридически значимые обстоятельства.
Как следует из материалов дела, до 18.03.2014 физическим лицам в соответствии с законодательством Украины были предоставлены в собственность следующие земельные участки, расположенные на территории города Севастополя:
- площадью 3,4915 га, расположенный по адресу: за границами населенных пунктов Орлиновского сельского Совета, N 334 в соответствии со схемой распределения земель КСП "Красный Октябрь", с целевым назначением - для ведения личного крестьянского хозяйства (далее - земельный участок N 334);
- площадью 3,4524 га, расположенный по адресу: за границами населенных пунктов Орлиновского сельского Совета, N 335 в соответствии со схемой распределения земель КСП "Красный Октябрь", с целевым назначением - для ведения личного крестьянского хозяйства (далее - земельный участок N 335);
- площадью 2,3938 га, расположенный по адресу: за границами населенных пунктов Орлиновского сельского Совета, N 337 в соответствии со схемой распределения земель КСП "Красный Октябрь", с целевым назначением - для ведения личного крестьянского хозяйства (далее - земельный участок N 337);
- площадью 1,9079 га, расположенный по адресу: за границами населенных пунктов Орлиновского сельского Совета, N 338 в соответствии со схемой распределения земель КСП "Красный Октябрь", с целевым назначением - для ведения товарного сельскохозяйственного производства (далее - земельный участок N 338);
- площадью 2,7913 га, расположенный по адресу: за границами населенных пунктов Орлиновского сельского Совета, N 339 в соответствии со схемой распределения земель КСП "Красный Октябрь", с целевым назначением - для ведения товарного сельскохозяйственного производства (далее - земельный участок N 339);
- площадью 1,9484 га, расположенный по адресу: за границами населенных пунктов Орлиновского сельского Совета, N 340 в соответствии со схемой распределения земель КСП "Красный Октябрь", с целевым назначением - для ведения товарного сельскохозяйственного производства (далее - земельный участок N 340);
- площадью 1,9077 га, расположенный по адресу: за границами населенных пунктов Орлиновского сельского Совета, N 342 в соответствии со схемой распределения земель КСП "Красный Октябрь", с целевым назначением - для ведения товарного сельскохозяйственного производства (далее - земельный участок N 342);
- площадью 1,9078 га, расположенный по адресу: за границами населенных пунктов Орлиновского сельского Совета, N 344 в соответствии со схемой распределения земель КСП "Красный Октябрь", с целевым назначением - для ведения товарного сельскохозяйственного производства (далее - земельный участок N 344);
- площадью 1,9078 га, расположенный по адресу: за границами населенных пунктов Орлиновского сельского Совета, N 345 в соответствии со схемой распределения земель КСП "Красный Октябрь", с целевым назначением - для ведения товарного сельскохозяйственного производства (далее - земельный участок N 345);
- площадью 1,9334 га, расположенный по адресу: за границами населенных пунктов Орлиновского сельского Совета, N 346 в соответствии со схемой распределения земель КСП "Красный Октябрь", с целевым назначением - для ведения товарного сельскохозяйственного производства (далее - земельный участок N 346);
- площадью 1,5785 га, расположенный по адресу: за границами населенных пунктов Орлиновского сельского Совета, N 416 в соответствии со схемой распределения земель КСП "Красный Октябрь", с целевым назначением - для ведения товарного сельскохозяйственного производства (далее - земельный участок N 416).
После 18.03.2014 сведения о вышеуказанных земельных участках были внесены в ЕГРН как о ранее учтенных объектах недвижимости, с присвоением им следующих кадастровых номеров: земельному участку N 334 - 91:01:029001:88; земельному участку N 337 - 91:01:029001:87; земельному участку N 338 - 91:01:029001:119; земельному участку N 339 - 91:01:029001:118; земельному участку N 340 - 91:01:029001:113; земельному участку N 342 - 91:01:029001:85; земельному участку N 344 - 91:01:029001:151; земельному участку N 345 - 91:01:029001:58; земельному участку N 346 - 91:01:029001:21; земельному участку N 416 - 91:01:029001:66, земельному участку N 335 - 91:01:029001:238 (далее вместе - земельные участки).
При этом, в разделе "категория земель" в отношении земельных участков внесены сведения "категория не установлена", а в разделе "разрешенное использование" - сведения согласно вышеуказанным целевым назначениям.
Впоследствии, право собственности на земельные участки перешло к Обществу. Данный факт также установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Севастополя от 31.08.2020 по делу N А84-523/2020.
На основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 23.05.2019 N 4521-РДЗ "Об определении категории земель в отношении земельных участков, категория которых не установлена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации", земельные участки с кадастровыми номерами 91:01:029001:88, 91:01:029001:118, 91:01:029001:87, 91:01:029001:119, 91:01:029001:113, 91:01:029001:58, 91:01:029001:151, 91:01:029001:85, 91:01:029001:21, 91:01:029001:66, отнесены к категории земель - "земли сельскохозяйственного назначения".
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 27.01.2021, остановленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2021, постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 09.09.2021 по делу N А84-4401/2020, в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Али Баир" об оспаривании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 23.05.2019 N 4521-РДЗ "Об определении категории земель в отношении земельных участков, категория которых не установлена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации" (далее - Распоряжение от 23.05.2019 N 4521-РДЗ) в части земельных участков с кадастровыми номерами 91:01:029001:88, 91:01:029001:118, 91:01:029001:87, 91:01:029001:119, 91:01:029001:113, 91:01:029001:58, 91:01:029001:151, 91:01:029001:85, 91:01:029001:21, 91:01:029001:66 - отказано полностью.
Согласно актуальным данным ЕГРН, сведения о спорных земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости в 2015 году в результате рассмотрения заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и представленного Государственного акта на право собственности на земельный участок.
Сведения же о категории данных земельных участках были внесены в ЕГРН в 2019 году на основании Распоряжения от 23.05.2019 N 4521-РДЗ.
23.01.2020 Общество обратилось в Севреестр с заявлением о внесении изменений в сведения ЕГРН о вышеуказанных земельных участках в части указания их категории земель.
По результатам рассмотрения Севреестр отказал во внесении исправлений в данные ЕГРН в отношении земельных участков, в мотивах отказа указал, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 91:01:029001:238, расположенном по адресу: г Севастополь, уч 335, за пределами населенных пунктов, в соответствии со схемой раздела земель КСП "Красный Октябрь", в том числе, и о категории земель данного земельного участка внесены в ЕГРН 09.11.2016 в соответствии с Государственным контрактом на оказание услуг по переносу сведений о ранее учтенных земельных участках, расположенных на территории города федерального значения Севастополя, государственная регистрация которых осуществлена до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - 6-ФКЗ).
В соответствии со сведениями, указанными в Государственном акте на право собственности на земельный участок от 16.11.2006 серия ЯГ N 538161, согласно Украинскому классификатору целевого использования земли, утвержденному письмом Госкомзема от 24.04.1998 N14-1-7/1205, целевое использование земельного участка указано как - для ведения личного крестьянского хозяйства, что подтверждает категорию земель "сельскохозяйственного назначения".
Сведения о земельных участках с кадастровыми номерами: 91:01:029001:88, 91:01:029001:118, 91:01:029001:87, 91:01:029001:119, 91:01:029001:113, 91:01:029001:58, 91:01:029001:151, 91:01:029001:85, 91:01:029001:21, 91:01:029001:66 внесены в ЕГРН на основании заявлений заинтересованных лиц и представленных документов.
Сведения о категории земель вышеуказанных земельных участков внесены в ЕГРН 26.05.2019 на основании Распоряжения от 23.05.2019 N 4521-РДЗ.
Севреестр дополнительно разъяснил заявителю, что решение уполномоченного органа об определении категории земель в отношении земельного участка является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН о категории земель. Для изменения категории земель вышеуказанных земельных участков общество вправе обратиться в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
После определения категории земель земельного участка для внесения в ЕГРН данных сведений заинтересованные лица вправе обратиться в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, предоставив копии документов, подтверждающих в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в силу пункта 2 части 1 статьи 5 закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС), земельные участки, отнесенные до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ к категории земель сельскохозяйственного назначения и расположенные на территории города федерального значения Севастополя, но вне границ населенных пунктов, перечень которых установлен приложением 3 к закону города Севастополя от 03.06.2014 N 19-ЗС "Об административно-территориальном устройстве города Севастополя" (далее - Закон N 19-ЗС), статьями 4, 7 закона города Севастополя от 03.06.2014 N 17-ЗС "Об установлении границ и статусе муниципальных образований в городе Севастополе" (далее - Закон N 17-ЗС), признаются землями сельскохозяйственного назначения (статья 77 ЗК РФ). Земельные же участки, отнесенные до вступления в силу Закона N6-ФКЗ к категории земель сельскохозяйственного назначения и расположенные в границах населенных пунктов, находящихся на территории города федерального значения Севастополя, подлежат отнесению к землям населенных пунктов (статья 83 ГК РФ).
Поскольку Земельные участки расположены вне границ населенных пунктов, перечень которых установлен приложением 3 к Закону N 19-ЗС, статьями 4, 7 Закона N 17-ЗС, и до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ относились к категории земель сельскохозяйственного назначения, то в силу пункта 2 части 1 статьи 5 Закона N 46-ЗС эти земельные участки подлежат отнесению к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Органом, наделенным полномочиями по определения вида разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города федерального значения Севастополь, является Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в то время как Севреестр является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществившем внесение указанных сведений в ЕГРН.
Суд апелляционной инстанции поддерживает итоговый вывод суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы, приводя следующее обоснование.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" к решениям, которые могут быть оспорены в суде, относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Из системного толкования взаимосвязанных положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"- ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанной совокупности условий исключает удовлетворение заявленных требований, заявленных в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" рассмотрение дел по правилам главы 24 АПК РФ осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (статьи 8, 9 и часть 1 статьи 189, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В рассматриваемом случае предметом судебного контроля является оценка законности решения Севреестра от 28.01.2020, выраженное в отказе осуществить действия, направленные на изменение категории спорных земельных участков и наличие оснований у данного государственного органа осуществить самостоятельные по изменению категории земель.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу пункта 1 статьи 77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно статье 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Из приведенных требований земельного законодательства следует, что все земли, расположенные в границах населенных пунктов, относятся к категории земель населенных пунктов. Иные категории земель, в том числе сельскохозяйственного назначения, могут быть установлены только для земельных участков, расположенных за границами населенных пунктов.
В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ, до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Во исполнение приведенной нормы Закона N 6-ФКЗ Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон N 46-ЗС, который устанавливает особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя (статья 1).
Согласно ч. 2, 3 ст.8 Закона N 46-ЗС, в срок до 1 января 2017 года орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, включает в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости сведения о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных на территории города Севастополя, с учетом установленных настоящей статьей особенностей и предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащих такие сведения документов, в том числе документов государственного земельного кадастра, инвентарных дел (инвентаризационных документов), государственного фонда документации по землеустройству, обеспечивая при этом:
1) внесение в реестр объектов недвижимости соответствующего кадастрового округа сведений об объектах недвижимости с присвоением объектам недвижимости кадастровых номеров, в порядке, установленном Законом о кадастре, с учетом изменения адреса (описания местоположения) объектов недвижимости, категории земель и вида разрешенного использования земельных участков;
2) открытие в отношении каждого объекта недвижимости реестровых дел и помещение в них документов, на основании которых осуществлены государственная регистрация земельных участков или государственный технический учет иных объектов недвижимости, а также документов, содержащих перевод на русский язык документов, составленных на украинском языке.
Виды разрешенного использования земель в отношении земельного участка определяются на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (в редакции, действующей на момент рассмотрения вопроса об определении видов разрешенного использования земельного участка, при утверждении планов границ земельных участков, а также путем принятия отдельного правового акта на основании заявления правообладателя земельного участка).
С целью урегулирования правоотношений по определению видов разрешенного использования и категории земель постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 N 228-ПП "Об утверждении Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя" (далее - Порядок), был регламентирован порядок определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя.
В соответствии со ст. 6 Закона N 46-ЗС, разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, в том числе, подтверждающими право на земельный участок.
Согласно актуальным данным ЕГРН, сведения о спорных земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости в 2015 году в результате рассмотрения заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и представленного Государственного акта на право собственности на земельный участок.
Сведения о категории данных земельных участках были внесены в ЕГРН в 2019 году на основании Распоряжения от 23.05.2019 N 4521-РДЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 46-ЗС установлено, что категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, по следующему правилу:
1) жилой и общественной застройки - землями населенных пунктов;
2) сельскохозяйственного назначения, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства из состава земель рекреационного назначения, - землями сельскохозяйственного назначения, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов;
3) природно-заповедного фонда и иного природоохранного назначения - землями особо охраняемых территорий и объектов, если данные земельные участки предоставлены организациям, осуществляющим охрану объектов окружающей среды, и находятся вне границ населенного пункта, в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов, а в прочих случаях - к категории земель, в границах которой допускается деятельность, осуществляемая на земельном участке;
4) оздоровительного назначения - землями особо охраняемых территорий и объектов, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов;
5) рекреационного назначения - землями особо охраняемых территорий и объектов, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов;
6) историко-культурного назначения - землями особо охраняемых территорий и объектов;
7) лесохозяйственного назначения - землями лесного фонда, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов;
8) водного фонда - землями водного фонда, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов;
9) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения - землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 46-ЗС особенности отнесения земельного участка к соответствующей категории земель на основании настоящей статьи устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Перевод земель и земельных участков из одной категории в другую осуществляется на основании нормативного правового акта Правительства Севастополя, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Из приведенных требований статьи 5 Закона N 46-ЗС вытекает, что одной из особенностью регулирования земельных отношений на территории города федерального значения Севастополя является правило, по которому категория земель населенных пунктов устанавливается не для всех земельных участков, расположенных в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя, а только для тех земельных участков, которые расположены в границах населенных пунктов, входящих в состав города федерального значения Севастополя.
Иными словами, использованное в ЗК РФ понятие "населенный пункт" подлежит применению к границам населенных пунктов, входящих в состав города федерального значения Севастополь, а не к самим границам города федерального значения Севастополь, как субъекта Российской Федерации.
Исходя из приложения 3 к Закону N 19-ЗС, статей 4, 7 Закона N 17-ЗС в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя находятся:
- городские населенные пункты: город Севастополь; город Балаклава; город Инкерман; поселок Кача; поселок Ласпи;
- сельские населенные пункты: село Хмельницкое; село Первомайское; поселок Сахарная головка; село Черноречье; село Флотское; поселок 1-е отделение Золотой Балки; поселок 3-е отделение Золотой Балки; село Оборонное; село Морозовка; село Орлиное; село Кизиловое; село Колхозное; село Ново-Бобровка; село Озерное; село Павловка; село Передовое; село Подгорное; село Родниковое; село Россошанка; село Тыловое; село Широкое; село Гончарное; село Резервное; село Терновка; село Родное; село Штурмовое; село Ушаково; село Ушаковка; село Верхнесадовое; село Дальнее; село Камышлы; село Пироговка; село Поворотное; село Фронтовое; село Фруктовое; село Андреевка; поселок Солнечный; село Вишневое; село Полюшко; село Орловка; село Осипенко.
При этом, по правилу части 3 статьи 5 Закона N 46-ЗС до установления границ населенных пунктов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации границы населенных пунктов определяются в соответствии с документацией по землеустройству, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, а в случае ее отсутствия - в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и детальными планами территории, утвержденными в установленном порядке до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ.
Таким образом, в силу пункта 2 части 1 статьи 5 Закона N 46-ЗС, земельные участки, отнесенные до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ к категории земель сельскохозяйственного назначения и расположенные на территории города федерального значения Севастополя, но вне границ населенных пунктов, перечень которых установлен приложением 3 к Закону N 19-ЗС, статьями 4, 7 Закона N 17-ЗС, признаются землями сельскохозяйственного назначения (статья 77 ЗК РФ).
Земельные же участки, отнесенные до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ к категории земель сельскохозяйственного назначения и расположенные в границах населенных пунктов, находящихся на территории города федерального значения Севастополя, подлежат отнесению к землям населенных пунктов (статья 83 ГК РФ).
Судом апелляционной инстанции установлено, что принадлежащие заявителю земельные участки с целевым назначением (использованием) "для ведения личного крестьянского подсобного хозяйства" и "для ведения товарного сельскохозяйственного производства" до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ относились к категории земель сельскохозяйственного назначения (пункт "а" части 1 статьи 19, статья 22 Земельного кодекса Украины, коды 01.01, 01.03 Классификации видов целевого назначения земель, утвержденного приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 23.07.2010 N 548).
Непосредственно из адресов Земельных участков, присвоенных в соответствии с действовавшей на территории города Севастополя до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ градостроительной документации, следует, что эти земельные участки находятся за границами населенных пунктов Орлиновского сельского Совета.
Обратное заявителем по правилам главы 7 АПК РФ не доказано.
Кроме того, суд отмечает, что в рамках дела N А84-523/2020 Арбитражным судом города Севастополя были рассмотрены требования общества об оспаривании бездействия Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя при рассмотрении поданного ООО "Али Баир", на основании части 4 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", заявления о включении принадлежащих ему земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами 91:01:029001:88, 91:01:029001:118, 91:01:029001:87, 91:01:029001:119, 91:01:029001:113, 91:01:029001:58, 91:01:029001:151, 91:01:029001:85, 91:01:029001:21, 91:01:029001:66, в границы населенного пункта - села Орлиного Балаклавского района города Севастополя.
Судебная коллегия полагает, что наличие указанных обращения ООО "Али Баир" и судебного спора свидетельствует о том, что и сам заявитель, избирая такой способ защиты (восстановления) своего нарушенного права признает факт расположения земельных участков за границами населенных пунктов, находящихся на территории города федерального значения Севастополя.
На основании вышеизложенного, поскольку земельные участки расположены вне границ населенных пунктов, перечень которых установлен приложением 3 к Закону N 19-ЗС, статьями 4, 7 Закона N 17-ЗС, и до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ относились к категории земель сельскохозяйственного назначения, то в силу пункта 2 части 1 статьи 5 Закона N 46-ЗС эти земельные участки подлежат отнесению к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Отклоняя довод апеллянта об обязанности Севреестра рассмотреть заявление и исполнить его в соответствии с процедурой, установленной Порядком N 228, судебная коллегия исходит из следующего.
Процедура определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, до вступления в силу Правил землепользования и застройки города Севастополя, регламентирована Порядком N 228.
В силу пункта 3 Порядка N 228, категория земель, к которой относится земельный участок, определяется в соответствии с положениями статьи 5 Закона N 46-ЗС, ЗК РФ.
Исходя из пункта 4 Порядка N 228, виды разрешенного использования и категория земель в отношении земельного участка определяются исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя (далее -уполномоченный орган), при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждении плана границ земельного участка, а также путем принятия отдельного правового акта на основании заявления правообладателя земельного участка (далее - заинтересованное лицо).
Определение видов разрешенного использования земельного участка и категории земель производится уполномоченным органом с учетом пункта 3 настоящего Порядка в соответствии с прилагаемой Таблицей соотношения видов использования и видов разрешенного использования земельных участков с учетом заключения исполнительного органа государственной власти города Севастополя в сфере архитектуры и градостроительства относительно границ населенных пунктов города Севастополя (пункт 5 Порядка N 228).
По правилу пункта 12 Порядка N 228 при внесении сведений о ранее учтенных земельных участках в государственный кадастр недвижимости сведения о видах разрешенного использования земельного участка и категориях земель вносятся Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя самостоятельно с учетом положений данного Порядка.
В рассматриваемом случае, при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках категория земель, к которой относятся эти земельные участки, в соответствии с положениями статьи 5 Закона N 46-ЗС, ЗК РФ Севреестром самостоятельно определена не была, указано - "категория не установлена".
Севреестр является регистрирующим органом, осуществляющим функции в отнесенных к его ведению сферах деятельности в соответствии с Положением о Севреестре, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 19.01.2017 N 23-ПП.
Органом, наделенным полномочиями по определения вида разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города федерального значения Севастополь, является Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Так, согласно Положению о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 N 883-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя", Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую, в том числе при включении земельных участков в границы населенных пунктов (в отношении земель, находящихся в собственности города Севастополя, а также земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности) (пункт 4.42).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 27.01.2021, остановленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2021, постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 09.09.2021 по делу N А84-4401/2020, в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Али Баир" об оспаривании Распоряжения от 23.05.2019 N 4521-РДЗ в части земельных участков с кадастровыми номерами 91:01:029001:88, 91:01:029001:118, 91:01:029001:87, 91:01:029001:119, 91:01:029001:113, 91:01:029001:58, 91:01:029001:151, 91:01:029001:85, 91:01:029001:21, 91:01:029001:66, отказано полностью.
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Указанным судебными актом, вступившим в законную силу, установлено, что Распоряжение от 23.05.2019 N 4521-РДЗ издано уполномоченным органом. При этом, установленная этим распорядительным актом для земельных участков категория земель ("сельскохозяйственного назначения") соответствует требованиям закона. Основанием для внесения указанной спорной категории земель в ЕГРН, в первую очередь, является прямое действие положений Закона N46-ЗС и Порядка N 228.
Таким образом, Распоряжение от 23.05.2019 N 4521-РДЗ фактически обобщает перечень земельных участков, которым должна быть присвоена категория "земли сельскохозяйственного назначения" в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего земельные отношения на территории города федерального значения Севастополя. В связи с чем, вопреки доводам апеллянта, основания полагать, что оспариваемое распоряжение государственного органа повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя, отсутствуют.
Относительно обстоятельств, установленных в деле N А84-4401/2020 применительно к обстоятельствам настоящего спора.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При этом свойством преюдиции обладают обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного по другому делу и вступившего в законную силу решения, когда эти обстоятельства имеют юридическое значение для разрешения спора, возникшего позднее.
Под обстоятельствами, которые могут быть установленными, следует понимать обстоятельства, имеющие правовое значение.
Правовое значение обстоятельств выявляется и устанавливается в результате правовой оценки доказательств, их существования и смысла.
Обстоятельства, существование и правовое значение которых установлено с соблюдением установленного законодательством порядка, в случаях, предусмотренных законом, не нуждаются в повторном доказывании и должны приниматься, как доказанные.
В определении Верховного Суда Российской Федерации по делу N А50-17996/2020 от 03.02.2022 указано, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 21.12.2011 N 30-П признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Таким образом, следует признать обоснованными возражения Департамента относительно того, что доводы апелляционной жалобы заявителя по настоящему делу фактически направлены на переоценку выводов арбитражных судов трех инстанций по делу N А84-4401/2020, что противоречит вышеуказанному принципу правовой определенности.
В части дополнительно представленного Обществом письма Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 24.11.2022 N 7568/01-02-04-16/02/22 об отсутствии сведений о присвоении Земельным участкам адресов, судебная коллегия отмечает следующее.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ, в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. В кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества - адрес объекта недвижимости (при его наличии) (п. 21 ч. 5 ст. 8 Закона N 218-ФЗ).
Таким образом, адрес является дополнительными сведениями об объекте недвижимости; относится к сведениям, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах; является сведениями, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 Закона N 218-ФЗ вносятся в уведомительном порядке.
При такой совокупности установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления общества с ограниченной ответственностью "Али Баир".
Убедительных доводов и ссылок на доказательства, бесспорно опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения спора, апеллянт не представил, поэтому у суда апелляционной инстанции по приведенным мотивам нет оснований считать, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам и нарушают закон.
Доводы апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Али Баир" не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом норм материального и процессуального права, не опровергают выводов суда, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам, что не может являться основанием для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены состоявшегося судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 266 - 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 26 мая 2022 года по делу N А84-1932/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Али Баир" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Е. Кравченко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1932/2020
Истец: ООО "Али Баир"
Третье лицо: Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, ДИЗО, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя