г. Москва |
|
05 июля 2023 г. |
Дело N А41-68743/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Муриной В.А.,
судей Катькиной Н.Н., Семикина Д.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Лукиной А.А.,
при участии в заседании:
от участвующих в деле лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Совкомбанк" на определение Арбитражного суда Московской области от 28 апреля 2023 года об утверждении плана реструктуризации долгов по делу N А41-68743/22,
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Московской области от 01.11.2022 по делу N А41- 68743/22 в отношении Сочка Залины Батразовны введена процедура банкротства - реструктуризация долгов гражданина. Финансовым управляющим утверждена Петрова-Троицкая Наталья Петровна.
Произведена публикация сообщений о введении процедуры в газете "Коммерсантъ" - 19.11.2022.
Сочка З.Б. обратилась в Арбитражный суд Московской области с ходатайством об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина.
Определением Арбитражного суда Московской области от 28 апреля 2023 года план реструктуризации долгов гражданина утвержден в редакции должника.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Совкомбанк" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель в жалобе ссылается на то, что представленный должник план реструктуризации долгов не предусматривает реализацию предмета залога; в меньшей мере соответствует интересам кредиторов; график погашения рассчитан на 24 месяца, несмотря на принятое собранием кредиторов 03.04.23 решение "не утверждать план реструктуризации долгов".
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 223, 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого определения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, регулируются параграфами 1.1 и 4 главы X Закона, а при отсутствии специальных правил, регламентирующих особенности банкротства этой категории должников - главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона.
В силу положений п. 1 ст. 213.12 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон) в ходе реструктуризации долгов гражданина он, кредитор или уполномоченный орган не позднее чем в течение десяти дней с даты истечения срока, предусмотренного п. 2 ст. 213.8 настоящего Федерального закона, вправе направить финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган проект плана реструктуризации долгов гражданина.
Согласно п. 4 ст. 213.12 Закона о банкротстве в случае, если в установленный настоящей статьей срок финансовым управляющим не получено ни одного проекта плана реструктуризации долгов гражданина, финансовый управляющий представляет на рассмотрение собрания кредиторов предложение о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.
В соответствии с п. 1 ст. 213.24 Закона арбитражный суд принимает решение о признании гражданина банкротом в случае, если: гражданином, конкурсными кредиторами и (или) уполномоченным органом не представлен план реструктуризации долгов гражданина в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом; собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, за исключением случая, предусмотренного п. 4 ст. 213.17 настоящего Федерального закона; арбитражным судом отменен план реструктуризации долгов гражданина; производство по делу о банкротстве гражданина возобновлено в случаях, установленных п. 3 ст. 213.29 или п. 7 ст. 213.31 настоящего Федерального закона; в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В абзаце семнадцатом ст. 2 Закона о банкротстве дано определение процедуре реструктуризации долгов гражданина - это реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов.
Согласно п. 1 ст. 213.13 Закона о банкротстве план реструктуризации долгов гражданина может быть представлен в отношении задолженности гражданина, соответствующего следующим требованиям: наличие у гражданина источника дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов; гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство; гражданин не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов; план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана.
Порядок предоставления проекта плана реструктуризации долгов гражданина установлен ст. 213.12 Закона о банкротстве.
В соответствии с п. 12 ст. 213.8 Закона принятие решения об утверждении или об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина отнесено к исключительной компетенции собрания кредиторов.
После одобрения собранием кредиторов план, утверждается арбитражным судом (п. 1 ст. 213.17 Закона о банкротстве).
В соответствии со ст. 213.14 Закона о банкротстве план реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган. В силу пункта 2 статьи 213.14 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина не может быть более чем три года.
Согласно пункту 1 статьи 213.13 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" план реструктуризации долгов гражданина может быть представлен в отношении задолженности гражданина, имеющего источник дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов.
Рассматривая данное условие во взаимосвязи с положениями статей 2, 213.14 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", под отсутствием у гражданина источника дохода следует также понимать его заведомую и безусловную недостаточность для целей утверждения и реализации плана реструктуризации долгов.
При этом, согласно разъяснениям, изложенным в п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" максимальный срок реализации плана реструктуризации долгов не может превышать трех лет со дня вынесения судом определения об утверждении плана.
В том случае, если по условиям плана реструктуризации долгов срок его реализации составляет менее трех лет, то по заявлению должника, с учетом мнения конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, этот срок может быть продлен судом, но не более чем до трех лет (пункт 2 статьи 213.14 и пункт 6 статьи 213.20 Закона о банкротстве).
План реструктуризации долгов может предусматривать, что цель восстановления платежеспособности должника будет считаться достигнутой, если по окончании срока его реализации должник не будет иметь просроченных обязательств и будет способен продолжить исполнять свои обязательства, срок исполнения которых (без учета правила абзаца второго пункта 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве) к моменту окончания срока реализации плана не наступил.
Суд не утверждает план реструктуризации долгов, если по окончании срока его реализации должник в будущем не сможет рассчитываться с теми кредиторами, срок исполнения обязательств перед которыми не наступил (например, если не имеющий стабильного дохода должник передает все основное имущество кредиторам, срок исполнения обязательств перед которыми наступил).
Данные разъяснения должны также учитываться при применении пункта 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве в случае утверждения плана реструктуризации без одобрения собрания кредиторов.
Как усматривается из представленных в материалы дела документов, реестр требований кредиторов должника-гражданина Сочка З.Б. сформирован.
Требования кредиторов первой и второй очередей отсутствуют.
В третью очередь реестра требований кредиторов включены требования кредиторов в сумме 1 858 029,94 рублей.
Кредиторами должника являются ПАО "Совкомбанк" (84,405% голосов) и ПАО "Сбербанк".
При этом определением Арбитражного суда Московской области от 11.01.2023 требование ПАЛ "Совкомбанк" в реестр требований кредиторов Сочка З.Б. в размере 1 895 564,77 руб., из которых: 1 751 137,89 руб. - основной долг, 142 892,05 руб. - проценты, 1 534,83 руб. - неустойка, включено в третью очередь, как обеспеченное залогом имущества должника.
Должник представил в материалы дела проект плана реструктуризации долгов гражданина, срок реализации которого составляет 36 месяцев.
Согласно представленному плану ежемесячный платеж в пользу ПАО "Совкомбанк" составляет 53 000 рублей, в пользу ПАО "Сбербанк" составляет 9 500 рублей.
Арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что представленный должником проект плана реструктуризации долгов гражданина не одобрен собранием кредиторов 03.04.2023.
В судебном заседании Должником был представлен уточненный план реструктуризации, согласно которому ежемесячный платеж в пользу ПАО "Совкомбанк" составляет 77 000 рублей, в пользу ПАО "Сбербанк" составляет 14 300 рублей.
Согласно п. 4 ст. 213.17 Закона о банкротстве в случае, если собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, арбитражный суд вправе утвердить этот план при условии, что его реализация позволяет полностью удовлетворить требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, иные требования конкурсных кредиторов и требования уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов, в размере существенно большем, чем конкурсные кредиторы и (или) уполномоченный орган могли бы получить в результате немедленной реализации имущества гражданина и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев, и указанный размер составляет не менее чем пятьдесят процентов размера требований таких кредиторов и уполномоченного органа.
План реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган.
Срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина не может быть более чем три года.
В случае, если план реструктуризации долгов гражданина утвержден арбитражным судом в порядке, установленном п. 4 ст. 213.17 Закона, срок реализации этого плана должен составлять не более чем два года (п. п. 1, 2 ст. 213.14 Закона о банкротстве).
В силу п. 3 ст. 213.10 Закона о банкротстве условия, касающиеся погашения требований конкурсных кредиторов, обеспеченных залогом имущества гражданина, должны содержаться в плане реструктуризации долгов гражданина. Эти условия должны быть одобрены залоговым кредитором.
В силу п. 3 ст. 213.14 Закона о банкротстве условия плана реструктуризации долгов гражданина для конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, голосовавших против его одобрения или не принимавших участия в голосовании, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, голосовавших за его одобрение.
В отношении кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, план реструктуризации долгов гражданина должен предусматривать преимущественное удовлетворение их требований за счет выручки от реализации предмета залога.
Денежные средства, вырученные от реализации предмета залога, в полном объеме, но не более чем в размере основной суммы задолженности по обеспеченному залогом обязательству и причитающихся процентов (платы за пользование денежными средствами) направляются конкурсному кредитору, права которого обеспечены залогом имущества гражданина. Исключение в плане реструктуризации долгов такого преимущественного удовлетворения возможно только с согласия кредитора, требование которого обеспечено залогом соответствующего имущества гражданина.
Как указывалось выше, представленный проект плана реструктуризации долгов собранием кредиторов должника не одобрен. ПАО "Совкомбанк", являющееся залоговым кредитором должника, обладающее большинством голосов, голосовало против утверждении плана.
План реструктуризации не предусматривает реализацию предмета залога (ипотеки).
Согласно представленному должником плану погашение задолженности осуществляется за счет денежных средств, оставшихся от заработной платы должника.
Таким образом, представленный должником план реструктуризации долгов не отвечает требованиям действующего законодательства.
Кроме того, согласно представленным справкам по форме 2 НДФЛ, доход должника за 2022 год составил 555 148,31 руб., за январь-апрель 2023 года - 275 000,00 руб.
Согласно уточненному Плану, должник принимает на себя обязательства по ежемесячной выплате кредиторам в размере 91 300,00 руб., что с учетом представленных справок представляется маловероятным, с учетом необходимости нести расходы на содержание самого Должника и членов его семьи.
Сведения об иных доходах материалы дела не содержат.
В статье 213.18 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, что арбитражный суд выносит определение об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина в случае противоречия условий плана реструктуризации долгов гражданина требованиям ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В настоящем споре, апелляционным судом установлен факт несоответствия представленного плана реструктуризации требованиям ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)": ст. ст. 213.11, 213.14, 213.15 Закона, в связи с чем, применительно к положениям статьи 213.8 Закона о банкротстве и пункта 31 Постановления Пленума ВС РФ N 45, что является основанием для отказа в его утверждении.
В связи с установленными обстоятельствами, определение суда от 28.04.2023 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 223, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Московской области от 28 апреля 2023 года по делу N А41-68743/22 отменить.
В удовлетворении заявления Сочки З.Б. отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в месячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Мурина |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-68743/2022
Должник: Сочка Залина Батразовна
Кредитор: Башкинцева Ксения Евгеньевна, ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ", ПАО "СОВКОМБАНК", САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ "АССОЦИАЦИЯ АНТИКРИЗИСНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ"
Третье лицо: Петрова-Троицкая Наталья Петровна
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9901/2023